Однажды ночью

Печать
PDF

В доме, где я выросла, фотографиям родных и близких всегда выделялось особое место. В секретере хранились большие фотоальбомы, до отказа заполоненные черно-белыми снимками, сделанными любительским способом либо на заказ. В гостиной на стене почетное место занимали портреты моих бабушек и дедушек, фото родителей, моих утренников в детском саду и первой школьной линейки, выписки из роддома брата Антошки. В детстве я любила рассматривать фотографии, отмечать возрастные изменения в лицах людей, изображенных на снимках и живущих рядом с нами. С удовольствием слушала истории из жизни многочисленной родни нашей семьи, встречающейся за одним столом лишь по особым случаям. Папа с радостью рассказывал обо всех, кто был изображен на этих фото, кроме одной женщины, всегда стоящей рядом с отцом на снимках. Это молодая красивая блондинка была лет на десять моложе отца. На всех фото она широко улыбалась и производила впечатление счастливой и веселой девушки. Сколько бы я ни упрашивала папу рассказать про таинственную незнакомку, в ответ слышала лишь одно: «Это моя непутевая сестра Света, которая давно умерла». Несколько раз я пыталась узнать историю жизни моей тетушки у бабушки Веры (мамы отца), но она отмахивалась и тихонько плакала. Иногда её имя упоминали за накрытым столом, но только во фразах типа «царствие небесное» или «светлая память»…

Со временем интерес к этой родной по крови незнакомке стал угасать, мне просто нравилось смотреть на модно одетую, уверенную в себе красотку. Моя мама была совершенно другой. Она редко делала маникюр, красила волосы дома в ванной, одевалась со вкусом, но очень скучно. Петь не умела, выпивала редко, танцевать не любила. Единственной её привязанностью был папа. Она всегда жила его интересами, ждала с работы у окна, никогда не спорила, шумных компаний избегала, в свободное время любила вязать крючком или читать русскую классику. Папа смотрел на маму как на божество, часто дарил цветы, называл своим сокровищем. Они любили друг друга, но, став девушкой, я не понимала, как мама, внешне больше напоминавшая серую мышь, могла завоевать сердце такого красавца, как мой отец.

Брат Антошка был маменькиным сынком, обожал, когда мама гладила его по голове, и не мог уснуть без её поцелуев в щечки. Моя энергия была совершенно другой. В школе я увлеклась творчеством русской рок-группы «Агата Кристи». Любила красить губы коричневой помадой, а ногти в четный цвет. На карманные деньги покупала кожаные напульсники и в обувной мастерской просила пробить в них шипы. Пяти минут не могла прожить без музыки и тайком бегала на дискотеки. В школу ходить не любила, часто сбегала с уроков, рано научилась врать, в старших классах стала курить и подделывать подписи родителей в дневнике.

В последний год обучения я всё-таки прокололась. Перед контрольной работой по химии я решила в очередной раз смыться с уроков. Написав от имени мамы записку с просьбой освободить меня от занятий по случаю приготовления званого обеда в честь отца и вручив поддельный документ классной руководительнице, я убежала в музыкальный магазин поглазеть на новинки.

Вечером дома меня ждал грандиозный скандал. Отец был в ярости, он случайно встретил мою «классуху» на улице и, получив поздравление с днем рождения, не сразу понял в чём дело. Учительница рассказала, что тронута моей любовью к семье и объяснила, что каждую неделю она получала трогательные послания от родителей с просьбами отпустить их дочь для помощи в ремонте труб, стен, замков, сопровождении в больницу и прочие важные мероприятия. Вернувшись домой, отец перевернул мой шкаф и обнаружил две пачки сигарет. Весь вечер мне пришлось изворачиваться и врать про чужие сигареты и недалекость классной руководительницы. После моих клятв отец немного успокоился, но предупредил о тотальном контроле учебного процесса.

Сдав выпускные экзамены кое-как, я решила никуда не поступать и годик отдохнуть от учебы. Родителям соврала, будто отдала документы в профтехучилище на отделение поваров и запланировала весело провести летний отдых.

На первой дискотеке по случаю Дня молодежи я познакомилась с Кирюшей, чудесным веселым парнем, который сразу обратил на меня внимание. Мы веселились, что-то пили, курили и знали, что молоды и счастливы. Дома я сумела тихонько пробраться в свою комнату, но внезапно подступившая рвота моментально перебудила весь дом. На следующее утро со мной проводили разъяснительную беседу, пытались стыдить, просили взяться за ум и начать думать о будущем. Но в моей голове были мысли о музыке и Кирилле, так жарко целовавшем меня накануне ночью.

С появлением Кирилла моя жизнь заиграла новыми красками. Любовь к музыке оказалась лишь легким увлечением. Настоящую страсть я почувствовала, когда стала близка с Кириллом. Его горячие губы и руки дарили восторг, необычного вкуса дым от папирос дурманил мои мысли, погружая в бесконечное наслаждение. Вскоре я поняла, что не могу больше находиться в кислом, тусклом, скучном доме родителей и заявила, что ухожу жить к Кириллу. Услышав мои слова, отец вместо криков поднял руки к небу и сказал: «Господи, неужели всё начинается снова?» Мама стала плакать, просила меня опомниться, требовала выдать адрес этого развратника, чтобы посадить его в тюрьму, потом попыталась выхватить из моих рук сумку с вещами, но папа успокоил её и сказал: «Милая, отпусти, ты же знаешь, что мы её не удержим». Мама закрыла руками лицо и горько заплакала. Их реакция была непонятной, но уточнять все нюансы я не стала. Забросила сумку на плечо и захлопнула за собой дверь, чтобы впервые без оглядки встретить рассвет с самым потрясающим парнем на свете.

В общежитии, где жил Кирилл, уже собралась компания. Запасные ключи от двухкомнатной секции хранились в электрическом щитке, поэтому ребята без труда открыли жилище и решили начать вечеринку без хозяина, набрали пиво и раскуривали папиросы. Мой возлюбленный появился почти за полночь в компании рыжеволосой особы. Они оба были пьяны и решили быстро удалиться в нашу спальню. Изрядно приняв горячительных напитков, я ворвалась в комнату и стала скандалить. В ту ночь девушка покинула квартиру Кирилла, но через неделю я застала их снова в одной постели. Кирилл даже не смутился; сказал, что я ему надоела. У меня не было работы и денег, я не умела готовить еду, дом содержала в беспорядке, поэтому он решил меня заменить. От бешенства я чуть не сошла с ума. Приняв несколько порций какой-то бурды, я схватила первую попавшуюся пустую бутылку из-под пива и запустила ею в изменника. Кирилл увернулся, бутылка разлетелась вдребезги, ударившись о стену. Он подскочил ко мне и сильно врезал кулаком в лицо. Всё потемнело в глазах, кровь хлынула из носа, я упала и потеряла сознание…

Очнулась я, когда за окном было уже темно. Скорую помощь мне никто не вызвал, компания друзей Кирилла снова раскуривала папиросы и пила пиво, из соседней комнаты доносились характерные стоны и скрип кровати. Приятели с пьяной улыбкой приветствовали меня словами: «Проснулась, крошка, хочешь пива?» Я поплелась в ванную. От удара у меня заплыли оба глаза, нос был отекшим, переносица отливала синим цветом, на подбородке и щеках осталась засохшая кровь. Глядя на себя в зеркало, я испугалась. Голова сильно кружилась, тошнило, хотелось домой, но я не знала, как показаться родителям на глаза. Решение убраться из общаги пришло мгновенно, когда я услышала в кухне спор пьяных приятелей о том, кому я должна была достаться.

Выскочив на улицу, я почувствовала приятную летнюю прохладу, слезы лились по моим щекам, мне было жалко себя, стыдно перед родителями, горько от потери любимого человека… Я вдруг вспомнила сестру отца Свету, про которую родственники старались не вспоминать, и поняла, что меня ждала та же участь. Рядом с подъездом своего дома я села на лавочку и заплакала навзрыд. Через несколько часов на улице резко похолодало, я замерзла и поняла, что нужно было собраться с мыслями, чтобы переступить порог своего дома.

Дверь открыл отец. Прокуренная, побитая, заплаканная я упала на его грудь и зарыдала в голос. На шум вышла вся семья. Антошку тут же вернули спать. Мама закрыла входную дверь и тоже вернулась в спальню. Без лишних расспросов отец предложил переодеться и завел двигатель своей машины, чтобы отвезти меня в травмпункт для проверки состояния костей носа и определения тяжести черепно-мозговой травмы. В больнице лишних вопросов не задавали, запах алкоголя, который шел от меня, был красноречивее слов. Доктор покрутил в руках снимки и уверил, что головокружение и тошнота является последствием интоксикации и сильного удара, но сотрясения мозга не случилось, нос остался целым. На что папа язвительно заметил: «Конечно, не случилось, там нечему сотрясаться, мозгов же нет». Его колкость пришлось принять молча, без обид и споров. Доктор засмеялся в голос, прописал постельный режим и легкие успокоительные средства, пожелал здоровья и отпустил нас домой.

В машине я первой начала разговор: просила прощения, обещала начать учиться, по вечерам работать, помогать маме по хозяйству, но умоляла не выгонять меня из дома. Папа ехал молча, глубоко вздыхал, а потом перебил меня и спросил, помнила ли я его сестру Свету на старых фотографиях. В ответ я одобрительно кивнула головой. «Хочешь, я расскажу о её судьбе?» – спросил папа. К тому времени я догадалась, что Светлана принесла много горя своей семье, но мне безумно хотелось узнать о жизни этой таинственной девушки. Мы припарковались возле нашего подъезда, и отец начал свой рассказ.

Мой папа появился на свет, когда его родителям было чуть больше двадцати лет. Молодая пара бегала в кинотеатр, на танцы, концерты и постоянно оставляла малыша у друзей и подруг. Мальчик рос «сыном полка» и был обожаем всеми без исключения. Со временем молодежь остепенилась и превратилась в солидных родителей с ответственным отношением к своему потомству. Они захотела завести второго ребенка. Последствия первых родов были такими тяжелыми, что лечиться и восстанавливаться молодой маме пришлось десять лет. Когда старшему сыну исполнилось двенадцать, на свет появилась маленькая сестричка Свенька (так ласково он называл свою кровиночку). С тех пор весь мир стал крутиться только вокруг неё. Её одевали в лучшие наряды, покупали самые дорогие сладости, потакали любым капризам и вырастили избалованной девчонкой. Она могла нагрубить матери, огрызнуться с отцом, только брата немножко побаивалась и любила всем сердцем. Ведь он всегда носил сестричку на руках и заплетал косички. Называл своей принцессой и был уверен, что никогда никому не даст её в обиду.

Обладая высоким ростом, прекрасной фигурой, длинными белоснежными волнистыми волосами, в подростковом возрасте Света решила, что является королевой красоты, которой непременно нужна роскошная жизнь и спутник дворянского происхождения. Но в небольшом городке, где жила их семья, обитали обычные работящие парни, не имеющие бриллиантов и родственных связей с королями. Закончив восемь классов образовательной школы и музыкальную школу по классу виолончели с отличием, талантливая красавица решила поступить в музыкальное училище в соседнем городке – областном центре. К тому моменту отец семейства скоропостижно скончался, переложив все обязательства по содержанию своих женщин на плечи старшего сына.

Свою семью мой отец тогда еще не создал, поэтому все деньги, которые он зарабатывал, тратил на нужды своей мамы и сестры. Он брал подработку, чтобы купить лучшую виолончель для будущего виртуоза, шабашил для концертных нарядов и обуви, «крутился» для оплаты ежедневных нужд своих женщин, но пришел в бешенство, когда узнал, как на самом деле жила сестричка. Она сорила деньгами, любила одеться не по карману и бесконечно находилась в долгах у своих друзей. Бабушка каждую неделю ездила к ней в общежитие, чтобы постирать белье и приготовить еду. Отведя глаза, она говорила, что Света – будущий великий музыкант, ей не пристало возиться с бытовыми и мирским проблемами. Немолодая женщина трудилась на огороде и в доме, работала уборщицей в конторе лесхоза, счастья больше не ждала, поэтому решила своей дочери устроить другую судьбу.

Тогда отец пришел в ярость и потребовал, чтобы Свенька повзрослела, перестала эксплуатировать близкого человека и взялась за ум. Свою маму он умолял прекратить прислуживать этой госпоже музыкантше, но она была непреклонна и продолжала обихаживать свою дочку-цветочек. Через время отцу предложили работу с хорошим заработком в другом городе, он согласился и переехал, но часто навещал родных. Вскоре отец стал замечать, что в доме стали исчезать ценные вещи, и узнал от своей мамы, что Светочка сняла квартиру, потому что не может заниматься музыкой в общаге. Решив разузнать, как идут дела у сестрички, он решил её навестить.

Веселая, красивая, молодая Свенька пищала от радости, словно ребенок, увидев любимого брата. Кинулась ему на шею, расцеловала в обе щеки. Гнев отца мгновенно испарился, но настрой откровенно поговорить с сестрой остался. Она смеялась, от разговоров отшучивалась и пригласила в дом. Когда он переступил порог её съемной квартиры, обмер. Повсюду валялись бутылки из-под водки, на кухне везде был разбросан мусор и окурки, в воздухе стоял устойчивый запах протухшей еды, постельное белье было замызганным, кровать не убрана. На вопрос, что это такое, Свенька растерянно улыбалась и говорила, что утром проспала в училище и не успела убраться. «Какой проспала?! – закричал отец. – Этому бардаку не меньше недели!» Сестричка махнула рукой и сказала, чтобы он не пузырился. В эту минуту распахнулась дверь, и в квартиру ввалился какой-то мужик. Сестричка обрадовалась ему, захлопала в ладоши, предложила познакомиться со своим возлюбленным. Пузатый мужчина небольшого роста не походил на принца, но сестричка смотрела на него с обожанием. Забулдыга достал из брюк бутылку водки и предложил бахнуть за знакомство. В бешенстве отец выкинул его из дома и потребовал, чтобы сестра срочно собрала свои вещи, потому как она возвращалась домой. Свенька начала плакать, обещала исправиться, при нём начала мыть полы, просила простить её и оставить в квартире для сдачи выпускных экзаменов в музыкальном училище. Тогда отец поверил обещаниям сестры, он был уверен, что под страхом вернуться домой она возьмется за голову, но ошибся. Её пьяные компании менялись одна на другую. Из дома матери она вытянула всё, что можно было взять в руки, кое-как окончила училище и, не получив приличного распределения, решила поступить в консерваторию. Она снова попросила помощи. Обещала, что только консерватория сможет уберечь её от пагубной привычки. Света рыдала и сетовала на провинциальных бесталанных педагогов училища, которые её недооценили. Отец снова поверил этим клятвам и слезам, ведь он слышал, как она божественно играла. Когда деньги на билеты были пропиты, сестра снова объявилась и соврала, будто их украли. Отец посмотрел в её мутные глаза и понял, что никакой консерватории не будет…

Сестра снова стала рыдать, просила помочь. Протягивая руки к брату, он заметил, как они сильно дрожали. Только тогда ему по-настоящему стало страшно за свою маленькую сестренку. От беспомощности и невыносимой душевной боли ему хотелось завыть, но, взяв себя в руки, отец предложил Свеньке начать лечиться. Она вдруг рассмеялась и ответила, что вовсе не больна, просто нуждается в хорошем содержании. Рассказала, что снова влюблена, собирается выйти замуж, а в консерваторию планирует поступить в следующем году. Он достал деньги, но понимал, куда они уйдут.

Света исчезла на несколько месяцев, потом возникла с кучей долгов и проблем. Снова и снова обещала начать учиться и заняться карьерой музыканта. Иногда появлялись её пьяные приятели, требовали возврата очередных долгов. Через несколько месяцев сестричка снова появилась в слезах, говорила, что её возлюбленный ей изменил, они расстались, но оказалось, что предатель успел сделать ребеночка несчастной сестре…

Свенька попросила денег на аборт, она не хотела иметь ничего общего с этим мерзким типом. Отец снова помог, но просил сходить к врачу вместе с мамой. К тому времени бабушка уже не пыталась повлиять на дочь. Тихонько плакала и всё время просила у старшего сына прощения.

Отец замолчал на мгновение, в темноте я увидела слезы в его глазах. Мне хотелось его обнять, я стала объяснять, что оступилась всего лишь раз, всё осознала, обещала хорошо учиться, создать нормальную семью, клялась не повторить судьбу своей непутевой родственницы. Отец посмотрел на меня и ответил, что Света не приходилась мне теткой, она была моей матерью…

От удивления я потеряла дар речи. Отец опустил глаза и продолжил, что, получив деньги на аборт, сестра вновь исчезла на несколько месяцев. На съемной квартире она больше не появлялась, задолжав арендодателю плату за полгода. Рассчитавшись с долгами, по давно отработанной схеме отец стал звонить подругам, случайным приятелям и собутыльникам сестры, номера которых записал в телефонную книгу. Лишь десятый контакт сообщил, что сестренка была на сносях и поселилась у соседки по дому, где решила доносить ребенка. Собрав сбережения, он отправился в дом, чтобы найти сестру. Обходить все квартиры он не стал, воспользовался наблюдательностью бабушек на лавочке и отправился в подъезд, на которую указали «местные блюстители порядка».

Нужная квартира оказалась на первом этаже, он постучал в дверь и затаил дыхание. Через несколько минут дверь распахнулась. На пороге стояла измученная и бледная Свенька. От былой красавицы ничего не осталось: вылезшие волосы на голове были подстрижены на мужской манер, черные круги под глазами больше напоминали заживающие синяки от ударов, чем последствия усталости. Мутными глазами сестра посмотрела на брата и улыбнулась. Отец заметил отсутствие двух передних зубов у Свеньки. Сестра потянулась к отцу дрожащими руками и невнятно поздоровалась. Она снова была пьяна.

Отец переступил порог нового дома сестры и к своему удивлению обнаружил везде чистоту и порядок. Он похвалил сестру, но она рассмеялась противным смехом и сказала, что до сих пор ничего не умеет делать. «Это всё она», – тыча пальцем в сторону кухни пробормотала сестра. На встречу к отцу вышла молодая женщина лет тридцати, она поздоровалась и представилась Лилей.

Я затаила дыхание, ведь так звали мою маму, но перебивать отца не стала. Отец, не обращая внимания на мой удивленный вид, продолжил.

Возвращаясь с работы, соседка по подъезду обнаружила пьяную Свету возле своей квартиры. Невменяемая сестренка, возвращаясь с вечеринки, перепутала подъезды, стала ломиться не в свою квартиру, устала и заснула прямо на коврике. Лиля затащила Свету к себе домой, утром выслушала историю о её трудной жизни, пожалела и оставила жить у себя. Вскоре она стала свидетельницей загулов Светланы, просила опомниться ради ребенка, но в ответ получала порцию грубых выражений в свой адрес. На утро Света просила прощения, клялась, что ради ребенка была готова свернуть горы, но через неделю всё повторялось вновь. На вопрос, почему Лиля не выставила горькую пьяницу из дома, она грустно улыбнулась и сказала, что пожалела еще неродившееся дитя, которому и так не повезло с родителями.

Вместе с Лилей они смогли заставить встать не учет нерадивую будущую мать. После сдачи всех анализов врачи поставили неутешительный диагноз – рак легких. На фоне сердечной недостаточности, развившейся после многолетних пьянок, самостоятельно родить ребенка Света не смогла. Когда врачи ввели наркоз, чтобы выполнить кесарево сечение, сердце молодой женщины остановилось…

За годы такой напряженной жизни отец сильно устал, но до сих пор всем сердцем любил свою маленькую Свеньку. Когда доктор сообщил о смерти сестры, сил не было даже на слезы. Увидев сестричку в гробу, отец почти выл, словно раненый зверь.

После роддома меня отдали в дом малютки. Органы опеки наотрез отказались давать разрешение на мое удочерение: бабушка к тому времени приобрела кучу болячек, отец был холост, Лиля – незамужняя чужая женщина. После вручения очередного отказа секретарь комиссии по усыновлению как бы в шутку предложила отцу жениться на Лиле, чтобы забрать дитя из дома малютки.

Вечером был собран семейный совет и обсуждены условия фиктивного брака. Лиля собралась оформлять декретный отпуск на работе, отец пообещал все расходы по содержания ребенка взять на себя, бабушка поклялась окружить внучку заботой. Такой трехсторонних договор был продуман до мелочей. Но когда все документы были подписаны, разрешение органа опеки получено, всем стало понятно, что ребенку нужна настоящая семья. Когда отец взял меня впервые на руки, понял, что не сможет расстаться с копией своей сестрички даже на день. Увидев меня, бабушка проплакала несколько часов, так сильно я была похожа на свою мать. Нужно было решить, какая роль достанется Лиле, но она оказалась душевным, мягким человеком и вскоре призналась отцу, что много слышала о нём от Светланы и тайком называла волшебником. Она была заочно влюблена в него, но на взаимность не рассчитывала, считала себя невзрачной замарашкой. В любви ей не везло, личная жизни не складывалась, но чужая дочь помогла растопить лед в сердцах Лили и отца, чтобы соединить наши судьбы навсегда…

Отец замолчал, в машине повисла тишина. На улице стало заметно светлее, я глянула на часы и поняла, что мы проговорили всю ночь. Последствия сильного удара и остатки былой вечеринки пульсировали болью в голове, но она оказалась совершенно безобидной по сравнению с чувствами, которыми наполнилось моё сердце. Я не могла поверить в то, что первый год своей жизни провела в доме малютки, близкие люди мне оказались вовсе не родителями, Антошка – седьмая вода на киселе. Мне наконец-то стало понятно то таинственное притяжение, которое я ощущала, когда брала в руки фото Светланы. Мне хотелось что-то сказать, но ничего подходящего не приходило на ум, я лишь попросила отца свозить меня на кладбище к родной незнакомке. В знак согласия он махнул головой, но все с той же тоской посмотрел на меня. Папа объяснил, что ничего не изменится, мое раскаяние будет меняться новыми приступами запоев и загулов, потому что генетику никто не в силах исправить, моя судьба, по его мнению, была предрешена, но в жизни он оставлял место для чуда.

Отец предложил вернуться домой и немного поспать. Уснуть в ту ночь мне не удалось. Утром я не знала, как показаться на глаза маме, подарившей чужому неблагодарному ребенку дом, семью и столько тепла. Она, будто почувствовав мою неловкость, зашла ко мне в комнату первой. Мягкая нежная улыбка озаряла её миловидное лицо. Мама присела на край кровати и погладила меня по голове. «Тебе больно, милая?» – спокойным голосом спросила она. «Очень», – ответила я и, прижавшись к ней покрепче, горько заплакала. Антошка стал стучать в мою дверь, но папа запретил нам мешать. Нам с мамой действительно было о чём поговорить.

Следующим испытанием стала встреча с бабушкой. Она, узнав про откровенный разговор с отцом, так разволновалась, что попала в больницу с сердечным приступом. Тогда я поняла, что мои родные люди ждали от меня только проблем и несчастий. Мне пришлось многое переосмыслить, чтобы «не оправдать» их надежд.

В одном папа оказался прав: гены мамы я исправить или изменить не в силах. Как и она, я люблю красиво и ярко одеваться, слушать хорошую музыку, обожаю шумные компании, внимание мужчин. Со временем я стала мягче в общении, научилась беречь и делать приятные сюрпризы своим близким людям, одним из которых стало окончание профтехучилища с отличием. Я стала поваром и смогла выиграть профессиональный конкурс, по результатам которого мне предложили работу в шикарном ресторане нашего города. Мне до сих пор нравится танцевать, я умею веселиться, считаюсь душой любой компании, но стараюсь не причинять горя своей семье.

В квартире, которую я купила сама, фотографиям родных уделено почетное место. Портреты родителей, снимки с выпускного бала Антошки, празднования 75-летия бабушки, общие новогодние фото. В ней есть место и для портрета моей такой родной и вовсе незнакомой мамы Светы. Наши с ней мечты о роскошной жизни были очень схожими, только в отличие от мамы, родной мне по крови, я не живу за счет близких мне людей, сама стараюсь окружить их заботой. В личной жизни мне пока не везет, но я не ищу потомка королевских кровей. Мечтаю встретить мужчину, способного удержать, сохранить огонь моей души в своих руках…

Ариша ЗИМА

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."