Сказание о землях, с которых начинался путь «встречь солнцу»

Печать
PDF

Ещё до 6 октября, когда фильм «Сердце пармы», снятый режиссером Антоном Мегердичевым, вышел в широкий кинопрокат, на просторах Интернета появились превосходные отзывы о нём и как о художественном произведении, и как о картине, несущей мощный идейно-патриотический заряд. И если в одноименной книге Алексея Иванова, по мотивам которой снят фильм, нечто такое обнаруживается, то кинокартина, хоть и выделяется на фоне современной российской кинематографической серости профессиональной операторской работой Сергея Астахова и уверенной постановкой батальных сцен, всё-таки от шедевральности далека.

Примерно так же неблизко, как Москва от Перми Великой в годы, фиксируемые романом и кинолентой. Это сегодня полторы тысячи километров воспринимаются транспортной пустяковиной, а в период становления Московского государства преодоление такого расстояния по бездорожью через трясины, непроходимые леса, укрывавшие лютых зверей и еще более лютых двуногих тварей, приравнивалось к подвигу.

Сюжет фильма прост. События разворачиваются в Перми Великой, на северо-западном Урале. Удельный князь Михаил Ермолаевич, влюбившись, берет в жены вогульскую ведьму Тичерти. Русскому князю противостоит харизматичный хакан пелымских вогулов Асыка. Он поклялся уничтожать надвигающихся с запада православных переселенцев и не допустить перехода его одноплеменников из язычества в христианство. И кое в чём Асыка преуспел. Он нападает на центральное поселение Великой Перми Усть-Вым и убивает князя Ермолая – отца Михаила. Юный княжич чудом спасается и наследует удельные владения на восточных окраинах Московского государства. Возмужав, Михаил женится на ведьме Тичерти, которой стремится обладать и харизматичный Асыка, что у него и получается.

На этом и закручивается основной сюжет. Лирическая линия слегка переплетается с политической. Великий князь московский подозревает своего пермского наместника в сепаратных настроениях и решает привести Михаила Ермолаевича к покорности. Происходит эпическая битва, сравнимая в киношной транскрипции с Куликовским полем и Грюндвальдом, под которым в 1410 году объединенное польско-литовско-русское войско разгромило Тевтонский орден и вставших под его знамена многочисленных европейских рыцарей. Особенно эффектно в киношной сече, происходящей средь болот и топей, участвует кованая русская рать, правда, непонятно, каким образом она там оказалась. Пермский князь со товарищи бьется храбро и отчаянно, уничтожив немало врагов, но сила солому ломит, и Михаил попадает в плен.

Князя везут в Москву. Некоторое время он сидит в подвале на цепи. Потом его навещает великий князь, рассказывает о замыслах объединить под своей рукой все православные земли и примыкающие к ним территории. Михаил идеей проникается, получает свободу и возвращается на княжение в удельные владения. Здесь его ждет очередной приятный сюрприз. Грозный Асыка, ранее переманивший к себе Тичерти, возвращает супругу Михаилу. Расстаются православный князь и хакан-язычник, если не друзьями, то философскими единомышленниками в оценке окружающей их гнусной действительности.

Хэппи-энд. Зрители покидают зал. Те из них, кто надеялся увидеть реальные события прошлого, уходили в чрезвычайном недоумении и разочаровании от представленной авторами ленты фантазийной трактовки дней минувших. Пришедшие посмотреть увлекательный фильм покидали зал с отчетливым пониманием, что клиповые лоскутки сюжета лишают поступки героев логики и мотивации, да и вообще непонятно, «кто есть кто и зачем». Прочитавшие роман смогли сложить киноповествование в целостную картину, но учитывая, что в современном российском обществе публика, способная осилить несколько сот страниц печатного текста, составляет крайне незначительный процент, зрителей, понявших суть происходившего на экране, не много.

Остается ждать появления на телеканале «Россия» серила. Возможно, он расставит всё по местам и даст ответы на повисшие в воздухе вопросы. И среди них: что же за штука такая – Парма, и почему у Алексея Иванова в заглавии романа она с прописной буквы, а в фильме со строчной?

Эту загадку я способен читателям и зрителям объяснить. Парма – хвойная тайга на невысоких горах и увалах Урала. По аналогии с ней иногда так называли и Пермь Великую. Поэтому Парма в качестве географического названия пишется с прописной буквы, а как обозначение тайги – со строчной.

Фильм и книга относят нас к историческому периоду между 1455 и 1473 годами, когда на великокняжеском престоле в Москве Василия Тёмного сменил его знаменитый сын Иван III, возглавлявший государство с 1462 по 1505 года. Он начал проводить жесткую политику централизации государства, решительно подавляя всякое сопротивление. К концу долгого правления Иван III станет именоваться не великим князем Московским, а государем вся Руси. Уже не князь, но ещё не царь.

Ивана III не следует путать с его внуком – тоже Васильевичем, Иваном IV, более известным у нас под названием Грозный. Он первым из московских государей принял титул царя. Иван IV занимал московский престол с 1533 по 1584 годы. Его дед – Иван III, получивший прозвание «Великий», представлялся современникам и потомкам не менее грозным, чем внук. Головы рубил, сажал на кол и четвертовал, не задумываясь. И если историки до сих пор не могут сойтись во мнении, убивал или нет Иван Грозный своего сына, то большинство ученых склоняются к выводам, что Иван Великий способствовал тому, что не только его сына умертвили, тоже, кстати, Ивана, но и внука по имени Дмитрий отправили в лучший из миров.

Много и других параллелей в судьбах двух царственных Иванов, поэтому я и прошу читателей не путать внука с дедом, как делают некоторые рецензенты фильма, да и сами авторы картины. Они, по устоявшейся в современном отечественном кинематографе традиции, не унижаются приглашением консультантов. Оружие, костюмы, городские укрепления и многое другое в фильме либо значительно опережают своё время, либо, наоборот, заимствовано из времён прошлых, а то и вовсе, как доспехи князя Михаила, представляют собой плод безудержной, ничем не подкрепленной фантазии авторов киноленты. Впрочем, литературные и экранные события не следует воспринимать как исторически выверенное повествование о делах и свершениях дней минувших.

Взять, к примеру, кульминационное событие обоих произведений – поход князя Федора Пёстрого в 1472 году на Чердынь для усмирения Перми Великой, вздумавшей противиться приказам московского государя. Поход действительно имел место. Реально существовавший исторический персонаж князь Михаил Ермолаевич, не в художественной трактовке, а в реальных исторических декорациях, судя по всему, возжелал править единолично. Подобное развитие ситуации тем более допустимо, если учесть, что, вероятно, пермский князь являлся представителем родоплеменной знати одного из автохтонных народов Перми Великой.

В книге и фильме Михаил Ермолаевич правитель милосердный, не желающий проливать кровь. В реальности – пермский князь не отличался от себе подобных. Самостоятельно, не получив разрешения суверена, развязал войну против вогулов, задерживал отправку пушного ясыка, больше благоволил татарским купцам, чем московским, отказался идти в поход на Казань с братом Ивана III Юрием, еще одной трагической фигурой отечественной истории.

До поры до времени строптивость сходила с рук удельному князю. Михаил Ермолаевич умело использовал противоречия между Москвой и Великим Новгородом, у которого имелись экономические интересы на северо-западном Урале. И удельный князь, судя по всему, получал помощь от феодальной республики. Но в 1471 году Иван III присоединил новгородские земли к Москве, и Михаил лишился поддержки с берегов Волхова.

Сражений, хотя бы отдаленно похожих на то, что мы видим в фильме, в военной экспедиции Федора Пёстрого не происходило. Вычегодско-Вымская летопись сообщает нам о том, что рать Федора Пёстрого из похода вернулась, не потеряв ни одного человека. Не могли они похвастаться и значительными боевыми трофеями: «3 пансыри, да шелом, да две сабли булатные». Сие означает, что противники Федора Пёстрого больших потерь также не понесли. Посланные на Пермь московские полки, согласно последним археологическим исследованием, в основном жгли языческие святилища. Князь Михаил мирно сдался в плен, что обусловило ему прощение от Ивана III.

Фильму, конечно, требовалось «эпохальное сражение». Зрителя на просмотр «Сердца пармы» одной смуглой наготой Тичерти не завлечь. Потребовалась яростная и жестокая сеча под стенами Чердыни. В ней воины обеих сторон без отдыха часами машут мечами и саблями, как теннисисты ракетками на уимблдонских кортах. Этот двадцатиминутный эпизод, даже если знаешь, как происходили сражения в позднем Средневековье, смотришь с интересом. И если бы не одно «но», создателям фильма вполне можно было простить прегрешения перед историей. Требуется же как-то «отбивать» потраченные на съёмки 600 миллионов рублей.

Упомянутое «но» заключается в том, что для внимательного зрителя причины отступления авторами фильма от исторических реалий имеют уже не художественный, а идеологический контент. Битва призвана показать кровавую суть московской экспансии на восток.

Реальные события прошлого, например, налеты Асыки на пермские городки, дают хорошую историческую основу для батального кино.

В романе «Сердце Пармы» существует подстрочное объяснение причин, по которым автору потребовалось под стенами Чердыни развернуть сражение. У Алексея Иванова отчетливо прослеживается мысль о том, что отсюда, с северо-западного Урала, начался великий путь русских землепроходцев «встречь солнцу», который завершится спустя столетия на западных и восточных берегах Тихого океана. Кровопролитием у стен Чердыни писатель стремился сказать, что освоение Московским великим княжеством, а затем и Россией, Урала, Сибири и Дальнего Востока – явление эпохальное, сложное, которое означало триумф для одних и трагедию для других. На чьей стороне модный ныне писатель, судить не берусь, хотя неизбежность именно такого исторического пути Алексей Иванов понимает. О причинах, которые дают мне право сделать такой вывод, скажу чуть ниже.

В последней книге писателя «Тени тевтонов» через размышления одного из героев некоторые мировоззренческие основы Алексея Иванова просматриваются. Они витиеваты, запутаны, сочетают противоположности, как характеры персонажей большинства его произведений, в том числе «Сердца Пармы». Это герои, которые не вызывают симпатий.

Амбиции князя Михаила приводят к гибели сотен людей, но сам он, столкнувшись с Иваном III – цельной и сильной натурой, тут же отрекается от всех идеалов. В другом романе Алексея Иванова «Золота бунта» сплавщик Осташа, чтобы потешить собственные амбиции и обрести шаткое душевное равновесие, погубил и искалечил несколько десятков человек. И персонажи с сомнительным набором душевных качеств и мотиваций переходят у писателя из романа в роман.

«Тени тевтонов» в этом ряду исключение, но лишь только потому, что характеров у персонажей нет. В новом романе, что не образ – то препарированный до скелета плакатный лозунг. В философском трактате такой подход вполне уместен. Но роман «Тени тевтонов» – очевидный образец коммерческой прозы. После прочтения книги вынес её к ближайшим от дома мусорным контейнерам. Не по идеологическим соображениям, по художественным. В романе «Тени тевтонов» Алексей Иванов свой литературный жанр, который он называет мистическим реализмом, довел до абсурда, до шаблона, до угадываемости с пролога о сути эпилога.

Шаблон просматривался и ранее. Во всех произведениях, отнесенных к мистическому реализму, ведется поиск чего-то, имеющего яркий метафизический окрас. В «Тенях тевтонов» – меча сатаны, в «Тоболе» – кольчуги Ермака, в «Золоте бунта» – клада, предназначенного Пугачеву, в «Сердце Пармы» – золотой бабы Сорни най. И всегда «позади вороньё и гробы». Но при всей видимой шаблонности автору до последнего романа удавалось за счет многоплановости и увлекательности сюжетов уходить предсказуемости, что делало его произведения интересными и востребованными широкой публикой от профессора до школьника.

Все экранизации произведений Алексея Иванова не смогли перенести на кинематографический язык многомерности сюжетов книг писателя, а потому оказались обречены на создание в лучшем случае сериалов и кинолент одноразового использования. Глубину, последовательность и логику событий кинематографисты стараются заменить лубками красивостей, что отчетливо прослеживается на финишных кадрах фильма «Сердца пармы»: Князь Михаил идет за сохой по пашне, хакан Асыка возвращает жену сопернику и, подняв в приветствии руку, скрывается за сосновыми ветвями густой пармы. Из всего происходящего смело можно делать вывод, что мир и согласие наступили на землях Перми Великой, где заканчивается Европа и начинается Азия. Слеза умиления покатилась по щеке сентиментального зрителя…

Книга завершается иной картиной. Асыка убивает князя Михаила, что соответствует историческим реалиям. Вогульский хакан продолжал набеги на земли московского государства. Один из самых удачных походов состоялся в 1481 году. При обороне столицы удельного княжества укрепленного городка Покчи погиб князь Михаил и два его сына. Эти события замедлили, но не остановили движение русских первопроходцев «встречь солнцу».

Спустя столетие, во времена позднего царствования Ивана IV казаки Ермака преодолеют Уральские горы и устремятся в Сибирь… Еще через семь десятилетий счастливый случай прибьет к берегам Камчатки коч Федота Алексеева (Попова)… Отзвуки этих событий прослеживаются, на мой взгляд, в самом удачном романе Алексея Иванова – «Тобол». Прочесть его рекомендую, как и книгу «Сердце Пармы», а уж потом смотреть фильм, чтобы сравнить литературную основу и её экранное воплощение.

Владимир СЛАБУКА

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."