КАМЧАТКА И ЕЁ «ГОРОД МАСТЕРОВ»

Печать
PDF

Камчатка удивительна и неповторима! Уникальная природа, самобытная национальная культура малочисленных народов Севера и потрясающая история делают её такой. Камчатку нужно почувствовать, а для этого её нужно знать и понимать. Именно знания дали возможность многим камчатским мастерам раскрыться, в полной мере проявить свой талан, вдохновившись стойкостью северян и их способностью не только к выживанию, но и становлению богатейшей культуры на полуострове в течение многих тысячелетий.

Русские люди начали проникать на просторы Сибири еще на рубеже XI–ХII вв., однако этот процесс начал приобретать массовый характер лишь в конце XVI в., после похода знаменитого атамана Ермака. С того времени границы Российского царства стали неумолимо расширяться «встречь солнцу», хотя сам процесс присоединения к России огромного сибирского региона растянулся без малого на три столетия и был очень неоднозначным. Не только в общественном сознании, но и в научной литературе бытует мнение, что открытие новых земель на востоке автоматически означало их присоединение к России.

Еще в 15 веке в Московской Руси высказывали предположение о существовании Северного морского пути из Атлантики в Тихий океан и делали попытки найти этот путь. Однако освоение Камчатки людьми началось еще за тысячи лет до прихода славянских первопроходцев. В глубочайшей древности очертания Чукотки и Камчатки не были такими, как в наше время.

На месте Берингова пролива существовала суша, соединявшая северо-восток Азии с северо-западом Америки. Этим путем примерно 25–40 тысяч лет назад через северо-восток Азии в Западное полушарие проник человек. Люди, приходившие с территорий, расположенных южнее северо-восточной Азии, селились на побережье Охотского моря, на Чукотке, переходили на Аляску. Часть древних охотников и рыболовов оседала на Камчатке.

Наиболее древние следы пребывания человека эпохи верхнего палеолита на нашем полуострове обнаружены археологами в 18 километрах от поселка Козыревск на Ушковском озере. Пока это – одно из немногих на Дальнем Востоке становищ столь древнего возраста: оно существовало 13–14 тысяч лет назад, а возможно, и раньше. Ученые полагают, что эта древняя камчатская культура распространялась в сторону Америки, связывая древние культуры Старого и Нового Света.

10 тысяч лет назад после стаивания ледникового покрова Северный Ледовитый и Тихий океаны соединились, сухопутная связь Азии с Америкой прервалась, климат потеплел. С материком полуостров Камчатка соединялся теперь только узким перешейком.

Археологические находки. Во второй половине 1 тысячелетия до нашей эры у жителей Камчатки появились шлифованные топоры, тонко обработанные наконечники копий и стрел. К этому времени (эпоха неолита) относятся стоянки, обнаруженные в южной части полуострова: в Петропавловске, в Сероглазке, на юго-западном склоне Мишенной сопки, на берегах Авачинской губы, на левом берегу реки Авача напротив города Елизова. А в средней части Камчатки – возле поселка Ключи и на берегу того же Ушковского озера. Там было раскопано огромное жилище диаметром более 10 метров. На берегу бухты Тарья Авачинской губы и в других местах находили изготовленные из камня фигурки человека и животных. Для исследователей было настоящим сюрпризом, когда в ходе раскопок Ушковской стоянки они нашли... остатки трех огромных (каждое более чем в 100 кв. м) двухкамерных вигвамообразных жилищ с несколькими не огороженными камнями очагами, а между ними первое на северо-востоке Азии и вообще на Дальнем Востоке палеолитическое погребение: вероятно, своеобразный мавзолей вождя или родоначальника общины... А на дне могилы – огромное количество мелких плоских бусинок и различных подвесок, с поистине ювелирным мастерством сделанных из мягкого цветного камня – пирофилита – каменными резцевидными остриями. Эти орудия были найдены тут же. Таким типично индейским «вампумом» была украшена вся одежда погребенного.

Сходство с индейской культурой, конечно, не случайно. Перед исследователями предстали азиатские истоки исконно индейского обычая носить «вампум» – ожерелья, пояса и другие украшения из бус и бисера. Это был признак уже более широкого сходства с древнейшей американской культурой индейцев.

Древнейшее население Камчатки составляли ительмены, коряки, чукчи.

В конце 1 тысячелетия до нашей эры у этих народов происходило оформление различных типов хозяйства: в центральной Камчатке у предков ительменов преобладало рыболовство, в северной части Камчатки у предков кочевых коряков – охота на дикого оленя, а у предков оседлых коряков – морской зверобойный промысел и рыболовство. В начале нашей эры предки южных ительменов обитали по берегам рек и озер юга Камчатки. Предки северных ительменов селились по берегам реки Камчатки. Севернее жили предки коряков. На самом юге полуострова сохранились топонимы (географические названия) айнского происхождения.

Особенностям этого таинственного народа хотелось бы уделить больше внимания. Некоторые исследователи предполагают, что айны (народность, населявшая острова Хоккайдо (Япония), Курильские, Сахалин. Небольшая часть айнов и сейчас живет на Хоккайдо) с Северных Курил селились на «матёрой земле», то есть на Камчатке. Есть и другое мнение: «курильцы» (айны) как хорошие мореходы, несомненно появлялись на Камчатке, но на жизнь коренных её обитателей большого влияния оказать не могли, хотя взаимовлияние ительменов и айнов безусловно было. В «Описании Земли Камчатки» Степана Петровича Крашенинникова говорится о Курильской землице, населенной куру, курилами, курильцами или курильскими камчадалами – народом айну, который является древнейшим народом, проживающим на тихоокеанском побережье.

Крашенинников насчитывал семь курильских поселений на Камчатке и называл два на ближайших островах. (Как потом выяснилось, на южных Курильских островах проживали их соплеменники – мохнатые курильцы.)

В XVIII веке историк Г. Ф. Миллер писал о том, что жители южной Камчатки (курилы (курильцы) – потомки от смешанных браков айнов, жителей Курильских островов и ительменов), как и сами ительмены, называли островитян kuride.

На языке же курилов и айнов кур или куру означает «человек». Гиляки (теперь нивхи) называли айнов куги, а китайцам и маньчжурам, которые о сахалинских айнах знали со слов гиляков, они известны как куе.

Сами айны называли Курильские острова Курумиси, то есть «людская земля». Значит, название островов связано с айнскими понятиями «человек», «земля людей». Правда, айны и себя называли айну, что на их языке означало также «человек» (видимо, в значении – конкретно человек племени айнов, а не вообще человек).

На Камчатке айны оказали определенное влияние на ительменов. Так, например, духи гор и горячих ключей назывались гамупы/камулы. Это слово очень напоминает айнское слово камуй, и очень вероятно, что это ительменское слово происходит от айнского. Айну жили в рубленых избах и были превосходными воинами, они владели искусством боя двумя мечами, носили на бедре по два кинжала. Это у них японцы переняли кодекс чести самураев, путь котан и харакири.

Уже из этих фактов складывается представление о том, насколько богата и удивительна культура народов Севера, которая складывалась в течение многих тысячелетий на камчатской земле и до сих пор полна загадок и открытий.

Историческое наследие – великая сила. Любой местности присущи неповторимые черты, обычаи, бытовой уклад, памятные места. И нет уголка, откуда бы ни глядела на человека история. Надо только иметь желание её увидеть.

Вот и герой нашего повествования Владимир Константинович Сушко, в прошлом пилот вертолета, а ныне художник, кузнец, гравер и резчик по дереву и кости, да и вообще разносторонне талантливый увлекающийся человек, «заболел» этой землей на всю жизнь и вот уже много лет ведет огромную работу по сохранению исторической памяти, привлекая к ней мастеров-единомышленников, краеведов, исследователей и любителей камчатской истории.

А началась его «камчатская любовь» в далеком уже 1972 году, когда, будучи пилотом вертолета Ми-4, облетал Владимир Константинович почти все уголки земли Камчатской. Общался со многими коренными жителями Севера. Поэтому знает не понаслышке, каково им жилось и живется, и как, несмотря на бытовые трудности, они умеют видеть вокруг себя красоту и, чувствуя природу сердцем, делать вещи, которые на полном основании можно назвать уникальными художественными произведениями. Эти предметы вбирают в себя многовековой опыт и традиции небольших по численности народов, всю свою историю живущих в полной гармонии с природой.

Любое творческое начало имеет продолжение и развитие. Владимир Константинович Сушко, узнав в свое время о пареньских ножах и о кузнечном мастерстве их создателей-коряков в конце XVIII – начале XIX века, решает, что это искусство не должно быть утрачено. К восстановлению технологии изготовления знаменитого ножа, описанного в материалах многих исследователей Камчатки как уникальнейшего предмета, созданного северянами, мастер приступает с большой ответственностью: изучает исторические архивные материалы, встречается с потомками старых мастеров, постигает кузнечное ремесло. Для более глубокого изучения создает творческую мастерскую, приглашает на Камчатку большого специалиста в кузнечном деле Анатолия Блинова для обучения технологии производства дамасской стали камчатских мастеров. Благодаря усилиям Владимира Сушко и его коллеги Виктора Шаповалова с 1997 года изготовление пареньского ножа методом кузнечной сварки возобновляется в г. Петропавловске-Камчатском, и традиционное искусство северян получает второе дыхание и новый виток в своём развитии. Большое значение мастера придают его оформлению, воплощая в этом свои художественные замыслы: рукоять из резной кости, украшенная гравировкой и чеканкой.

С 1998 года «пареньский нож» получает при сертификации статус изделия, не относящегося к холодному оружию, что дает возможность камчатским мастерам участвовать во многих российских и международных выставках, делиться своими знаниями и получать новые благодаря знакомству и сотрудничеству с известнейшими российскими мастерами: Игорем Пампухой, Сергеем Бутовым, Константином Прокопенко, Алексеем Матвеевым. Произведения камчатских кузнецов занимают достойное место среди изделий Гильдии российских оружейников, а сведения об искусстве ковки северян расходятся по всему миру.

Конечно, не одним пареньским ножом занимались в творческой мастерской В. Сушко. Его талант народного умельца быстро стал притягивать к себе последователей, соратников, учеников, которые, как и он, страстно увлечены национальным камчатским искусством. Вместе они изготавливают и другие уникальные вещи: миниатюры из кости и дерева, обереги и брелоки, аутентичные национальные предметы, изделия из кожи и меха и многое другое.

Активная деятельность Владимира Константиновича и работы его творческой мастерской многократно отмечены грамотами, дипломами и медалями специализированных выставок. На них есть устойчивый спрос среди коллекционеров, ценителей клинковых изделий и национальных традиционных аутентичных вещей, туристов и предпринимателей.

Спустя десятилетие после создания мастерской Владимир Сушко пришел к идее создания большого этнического центра Камчатки, так как пространства и возможностей мастерской уже просто не хватало. Он решил создать «Православный Город мастеров», который призван сохранить имеющееся культурное наследие народов Камчатки.

Это было в начале 2000-х годов. Первым, кто поддержал и помог в продвижении проекта, стал Фонд Николая Чудотворца в лице Андрея Юрьевича Быкова и Михаила Ивановича Чепеля. Уже к 2006 году был разработан проект «Города», заложена и освящена часовня – одно из первых строений будущего культурного комплекса. Теперь главное было – убедить, зажечь идеей и найти соратников, приложить труд и силу воли, а уж её у Владимира Константиновича достаточно. Возводятся в соответствии с проектом Дом для встреч и приемов, одно строение для мастерской, частокол в стиле древних поселений. Однако ждут своей очереди мастерские различных направлений: кузнечного промысла, резьбы по кости и дереву, инкрустации по коже, а также дома, где будут проводиться концерты и встречи художников и бардов, и, конечно, школа для начинающих мастеров. Хорошей вестью, подающей надежду на ускорение процесса реализации проекта, стало принятие в ноябре 2013 г. постановления Правительства Камчатского края «О Государственной программе Камчатского края «Реализация государственной национальной политики и укрепление гражданского единства в Камчатском крае на 2014–2018 годы», где в приложении существует Подпрограмма 3 «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае». Одной из целей этой программы является: «... создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов».

В 2023 году «Православный Город Мастеров» продолжает расширять свою деятельность. Многолетняя творческая деятельность Владимира Сушко дала возможность создать на базе «Города» музейные экспозиции, максимально приближающие как к культурно-бытовому наследию Камчатки, так и к историческому прошлому всего нашего государства, развить экскурсионную и просветительскую деятельность, направленную на воспитание чувства патриотизма у детей и юношества, которая осуществляется и при взаимодействии с такой крупной всероссийской общественной организацией, как Русское географическое общество. Территория «Города Мастеров» стала местом приобщения к русской истории, доказательством чему служит проведение здесь трёх городских фестивалей «От Руси до России», организация реконструкций военных событий на Камчатке времен Крымской и Русско-японской войн, выставок ретротехники времен Великой Отечественной войны и многих других. Многогранная деятельность и желание её расширения привела Владимира Константиновича и его соратников к созданию Камчатской региональной общественной организации «Камчатские военно-исторические реконструкции», которая дает возможность камчатцам избавиться от глубокой неукорененности личности, так присущей Камчатке, приобщиться к своим корням молодому поколению жителей полуострова, только начинающих свой жизненный путь и становление как гражданина.

Продолжается работа и на строительстве, и в мастерской. Тем более что Владимира Константиновича там всегда ждут его ученики, соратники и родные: Вячеслав Миронов – кузнец, Виталий Лотарев – резчик по дереву, Лера Желдакова, Ильина Айгуль... Там с ним работал тульский кузнец Анатолий Блинов, у которого Виктор Шаповалов вместе с Владимиром Сушко перенимали мастерство изготовления дамасской стали. Его дочь Анастасия, с детства проявив неоспоримые творческие способности и закончив сначала художественную школу в родном Петропавловске, а затем художественно-графический факультет Хабаровского университета, тоже ждет его, чтобы обсудить новый эскиз, показать новую работу, задумать новый пареньский нож.

Ведь не всегда речь идет о воссоздании аутентичного пареньского ножа в его первозданном виде. Как сказал Владимир Константинович: «Пареньский нож был, есть и будет! Я в этом искренне убежден!» И знаете, с этим трудно не согласиться. Времена меняются, а Парень-река как несла свои воды все 310 км из Пареньской низменности к Пенжинской губе залива Шелехова, так и несет по сей день. И есть на её берегах селение Парень. Делают ли там сейчас знаменитые ножи, нам неизвестно, но мы точно знаем, что в творческой мастерской Владимира Константиновича Сушко, в городе Петропавловск-Камчатский – столице Камчатского края, идет кропотливая повседневная работа по возрождению этого почти утерянного традиционного ножа корякского народа.

И не стоит забывать, что у каждого времени свои герои. Наверное, и пареньский нож должен как-то меняться, приспосабливаясь к окружающей действительности, вбирая в себя новые технологии и возможности металлообработки. Главное, не терять своего исторического «эго» – корякского национального ножа. И не столь важно, будет он красивым сувениром или хорошим рабочим ножом.

Пареньский нож должен «помнить свои корни», и будет замечательно, если в новых пареньских ножах сохранятся дух и былая слава их предков – жителей большой территории под названием Камчатка.

Ирина КИСЛИЧЕНКО,
действительный член Русского географического общества,
соучредитель КРОО «Камчатские военно-исторические реконструкции»

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."