19 Июля 2016
Хозрабочие – на вход. Кандидаты педагогических наук – на выход!
Теперь бывшая директор с многолетним опытом работы, специалист с двумя высшими образованиями, закончившая аспирантуру, кандидат педагогических наук, дважды аттестованная Главной аттестационной комиссией Камчатского края как руководитель высшей категории, удостоенная нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», имеющая множество грамот и благодарностей от министерства образования и науки, Законодательного собрания Камчатского края, администрации и городской Думы Петропавловска-Камчатского, совсем еще молодая женщина сидит дома.
Еще в канун 2016 года ничто не предвещало беды. Галина Николаевна 24 декабря взяла отпуск и уехала за пределы Камчатки по семейным делам. Через несколько дней ей позвонила сотрудница, исполняющая обязанности директора школы в ее отсутствие, и среди прочих новостей сообщила, что на 28 декабря назначено открытое профсоюзное собрание. Официально на это мероприятие Аралову никто не приглашал и заранее о нем не оповещал. Это звучит, по меньшей мере, странно, поскольку главной темой собрания были методы руководства и моральный облик самой Г.Н. Араловой. Учителя, с которыми мне удалось побеседовать, сказали, что изначально даже не предполагали, что на заседании будет обсуждаться столь щекотливый вопрос. Но оставим это на совести коллектива и председателя первичной профсоюзной организации школы А.Н. Краснопольской, которая успела пригласить главу Петропавловск-Камчатского городского округа Константина Слыщенко, представителя управления образования города Виолету Березину и председателя профильной краевой организации профсоюзов Ларису Сущеву, а также некоторых бывших работников школы.
Когда-то я закончила филфак и была распределена в Дом пионеров руководителем кукольного кружка. Не удивляйтесь. В советские времена всех выпускников высших учебных заведений трудоустраивали в обязательном порядке, независимо от того, есть ли вакантные места и желание работать по специальности. Я была рада и этому, поскольку могли «сослать» в какую-нибудь глубинку на три года. Руководила ДП хамовито-простоватая дама с вечно размазанными по всему лицу голубыми «тенями», которая очень любила проводить совещания, где всячески распекала по поводу и без своих подчиненных. То обстоятельство, что она почти каждый день отвлекает нас от непосредственной работы с детьми, ее нимало не смущало. Так вот, весь дружный коллектив Дома пионеров в глаза директрисе источал любовь и преданность, а также восхищение ее руководством. Но стоило ей выйти за дверь… Для разговоров просто не было других тем, каждый норовил наговорить побольше гадостей о директоре, «куснуть» побольнее, вернее, показать покрупнее фигу в кармане. Уже сейчас, с высоты своего жизненного опыта я понимаю, что лучше один раз толково одернуть зарвавшегося руководителя, которая по своей сути была совсем не злой, чем приноравливаться к работе в таком коллективе. В конечном итоге все эти люди раз и навсегда отбили у меня желание быть педагогом, за что я им сейчас очень благодарна.
Но вернемся к бывшему директору школы № 2 Араловой. Галина Николаевна производит совсем другое впечатление. Это интеллигентная, симпатичная женщина, которая очень устала и сильно обижена. Когда в декабре прошлого года она узнала, что на профсоюзном собрании коллектив практически обвинил ее в «многочисленных несправедливых выговорах, несоблюдении охраны труда, единоличном (вместо коллегиального и без учета мнения профсоюза) распределении стимулирующего фонда школы, необоснованном лишении премий и доплат, незаконных увольнениях, искусственном создании кадрового голода, вмешательстве в личную жизнь работников, а также психологическом давлении на работников с использованием служебного положения в целях принуждения к увольнению», сразу прервала отпуск и вернулась в школу.
В первый рабочий день, 11 января она попыталась взять у Краснопольской копию обращения коллектива, написанную на имя представителей администрации города и копию протокола профсобрания от 28 декабря. Но в присутствии других работников профорг школы ей в этом отказала, сославшись на то, что этих документов у нее нет. Странно, правда? Особенно если учесть, что протоколы собраний должны храниться в первичных организациях, а обращение содержало в себе довольно серьезные обвинения в адрес Г.Н. Араловой и требование освободить коллектив от такого директора.
Направлено обращение было на имя председателя Камчатской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Ларисы Сущёвой, начальника Управления образования краевого центра Гранта Шайгородского и главы городского округа Константина Слыщенко. В школе прошла проверка, в результате которой были сделаны следующие выводы: «Стиль руководства Араловой Г.Н. деятельностью коллектива МДОУ «Средняя школа «2» привел к низкому уровню удовлетворенности коллектива психологической атмосферой в коллективе. Большинство сотрудников выражают неудовлетворенность избранным стилем руководства и коммуникативной компетентностью начальника. Как следствие данного факта
– в учреждение высокий уровень текучести кадров (ежегодно до 25% и более).
– низкий уровень обеспеченности педагогическими кадрами (53,13%).
2. Руководителем образовательной организации нарушается действующее законодательство: статьи 57, 60.2, 135, 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
3. Положения о системе оплаты труда образовательной организации не соответствует действующему законодательству.
4. Учебные предметы: ИЗО, музыка, МХК, информатика и ИКТ ведутся учителями-предметниками, не имеющими соответствующего специального образования». (Орфография и стилистика сохранены, педагоги писали, все-таки. – Авт.)
По большому счету подобные недочеты легко можно выявить в любом учебном заведении. Не хватает у нас учителей, особенно преподавателей химии и физкультуры, далеко не все способны с полной отдачей работать в школе, для этого тоже призвание нужно иметь. И туалеты текут, и дешевая мебель постоянно ломается, и шкафчиков у рабочих, как правило, нет. А что касается якобы необоснованных увольнений, то, по сути, таким же образом сейчас уволилась Аралова. Только вот желающих встать на ее защиту в местном профсоюзе не нашлось.
Мало сказать, что для директора Араловой это был сильный удар, она находилась буквально в шоковом состоянии, тем не менее, предприняла попытку объясниться с коллективом. Так 21 января состоялось заседание педагогического коллектива школы № 2, где обсуждались выводы проверки учреждения комиссией министерства образования и науки края, а также заявление коллектива в адрес администрации города.
Начала Галина Николаевна с того, что была поражена появлением подобной жалобы, т.к. на протяжении всего времени работы директором у нее не было разногласий с профсоюзом, по крайней мере, каких-либо замечаний по поводу ее решений от этой организации не поступало. Далее она дала объяснения по каждому пункту обвинений, объяснив, что многое не соответствует действительности или изложено в некорректном виде. В результате, согласно протоколу собрания, профорг Краснопольская сказала, что ее директор Аралова Г.Н. никогда не обижала и во всем шла ей на встречу.
Далее по протоколу: Толстова В.Е. – в прошлом учебном году не сдала вовремя на утверждение директору свой план работы на 4-ю четверть, и ей секретарь принесла уведомление о необходимости дать пояснения о данном факте. Предложила больше человеческих отношений и меньше бумажных дел.
Криворотенко К.В. – директор школы требует от нас в первую очередь исполнения должностных обязанностей и только потом может пойти нам навстречу в чем-либо. Осенью меня не отпустили с работы, т.к. я должна была делать срочный отчет для департамента. Почему я должна делать отчеты? Я стремлюсь оказать помощь любому. Хочется более внимательного и душевного отношения к членам коллектива.
Борисенко Л.А. – Аралова Г.Н. уже 12 лет руководит коллективом. В ее работе были и ошибки… В ее работе как директора и хорошего много… Считаю, что руководителем нашей школы должна остаться Аралова Г.Н.
Дутова Н.С. – полностью поддерживаю Борисенко Л.А.
Трунова В.П. – ощущается факт того, что профсоюзная организация находится в оппозиции с администрацией школы…
Не буду утомлять читателей более подробным отчетом о собрании, вы уже поняли, что «счастливый» финал конфликта был близок. К тому же Аралова поблагодарила коллег, что открыто высказали свою точку зрения и озвучили проблемы, а также пообещала впредь советоваться с коллективом и профсоюзами по всем проблемам, возникающим в школьной жизни.
Но не так все просто в жизни. Человеку трудно переломить себя, когда он уже вполне состоялся как личность. Галина Николаевна – достаточно здравомыслящий человек и не могла не понимать, что слишком много взяла на себя, а рядом не оставила никого надежного, кто бы вовремя остановил. В результате наделала много ошибок, не смогла вовремя разглядеть назревающий в коллективе взрыв негодования, в конце концов, сплотить вокруг себя ядро единомышленников, которые бы поддержали в трудную минуту. 29 января 2016 года она написала заявление на увольнение по собственному желанию и ушла на заслуженную пенсию.
В марте 2016 года в профсоюзной газете «Голос Камчатки» № 6 (341) вышла статья без авторской подписи «Непедагогично… или как один профсоюз добился увольнения нерадивого директора», в которой утверждается, что директор средней общеобразовательной школы № 2 г. Петропавловска-Камчатского Галина Аралова «в феврале 2016 года была уволена по инициативе профсоюза». Далее в материале приводятся факты, очень похожие на изложенные в обращении, родившемся 28 декабря на профсоюзном собрании школы. Причем в своем изначальном виде. Например, об учителе физики, которой еще в 2009 году Аралова якобы написала плохую характеристику для прохождения аттестационной комиссии, заставляла болеющую идти с детьми на уборку снега и поэтому, в результате возникшего затяжного конфликта учитель заболела и ушла из жизни. Но согласно протоколу педсовета от 21 января этого года, работник школы Трунова В.П. сказала, что лично получала от администрации школы на руки характеристику данного педагога, чтобы отвезти ее в аттестационную комиссию. Этот документ не содержал в себе никакой негативной информации. Сама Аралова с негодованием отвергла эти обвинения, и расценила как клевету.
Еще одна выдержка без комментариев: «…в школе много лет рабочим не выдавалась спецодежда, у них не было своих шкафчиков для переодевания. Рабочий Яковлев указал на эти факты директору. После того как Галина Николаевна не отреагировала на замечание Яковлева, он обратился в Рострудинспекцию. В ходе проверки инспекция выявила соответствующие нарушения, после чего всем рабочим начала выдаваться спецодежда, правда, не соответствующая размеру работников. Об этом уборщица Л. Уваровская пыталась сообщить директору в письменной форме, но ее заявление директор и секретарь отказались принимать, в грубой форме ответив человеку «чтобы та шла и работала». Яковлеву после этого был вынесен выговор за то, что он проработал один день без спецодежды, хотя он объяснил, что, поскольку спецодежда выдана в одном экземпляре, он ее постирал».
Но главная суть статьи не в этом. Материал зомбирует читателя изобилием воззваний: «Объединившись в Профсоюз, мы начали добиваться соблюдения наших прав, нас стали слышать, нам стала помогать вышестоящая краевая организация Профсоюза», «Профсоюз – это организация, которая уполномочена защищать права», «Люди поверили в профсоюзную организацию, потому что увидели реальную защиту, и неважно, учитель ты или рабочий. Теперь мы знаем, что нельзя ничего бояться. Наша сила в единстве!».
Прочитав статью о себе, Галина Аралова написала заявление в краевую прокуратуру с требованием привлечь к ответу за клевету Сущеву, Краснопольскую и редактора газеты Догаеву. В настоящее время правоохранительные органы разбираются, есть ли в материале признаки клеветы или только унижение чести и достоинства бывшего директора школы. В редакции «Вестей» есть копии объяснений, которые давали участники этой истории. Например, Лариса Сущева: «По результатам анкетирования и рассмотрения обращения коллектива СОШ № 2, Араловой Г.Н. были предложены варианты, из которых она выбрала увольнение в связи с выходом на пенсию». Интересно, какие еще были варианты: увольнение за… за что? Все ее грехи, по крайней мере, доказанные, тянут максимум на строгий выговор. И в какой форме все это происходило? Может, профсоюзу стоит вступиться уже за права Араловой?
Светлана Догаева: «...редакционную колонку в отношении Араловой Г.Н. предоставил член профсоюза, данные которого готова назвать в судебном заседании, если до него дойдет дело». Действительно, по закону журналист имеет право скрыть имя человека, предоставившего информацию. Так делается обычно в тех случаях, когда «источнику» грозит какое-либо преследование. Какое преследование грозит данному автору?
И потом, если эту статью она называет редакционной колонкой, значит, госпожа Догаева и есть автор колонки. Она не является редактором.
Далее Догаева: «Все материалы мною изучаются, подвергаются цензуре (В нашей стране это запрещено Конституцией! А редактор «Голоса Камчатки», видимо, этого не знает– Ред.), утверждаются и затем печатаются. Мне также известно, что материал «Непедагогично…» был собран (Материал не может быть собран из одного заявлении. Это безграмотно. – Ред.) исключительно из коллективного заявления работников школы № 2». По закону «О печати» журналист обязан проверять достоверность публикуемых материалов. Можно брать на веру только заявления официальных организаций, а протокол заседания общественной организации к таковым не относится.
Вся эта история крайне неприятно пахнет. Я пыталась поговорить с учителями школы № 2. К сожалению, многие из них сейчас находятся в отпуске, а те, кто согласился на разговор, говорили примерно одно и то же: не хочу, чтобы мою фамилию упоминали, с директором особых конфликтов не было, о собрании заранее ничего не знала, что будет такой фатальный итог, не предполагала. Кто же из них тогда выступил с категорическим требованием убрать директора или они выйдут на забастовку? Кто из них хлопал в ладоши, когда узнал об увольнении Араловой? Неужели она даже на пенсии такая грозная, что все стараются в открытую с ней не связываться?
Начальник управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Грант Шайгородский в беседе с корреспондентом «Вестей» сказал, что подобное за всю историю его работы случилось впервые. Он давно знает Галину Николаевну и уважает как специалиста. Ей надо было быть дипломатичнее, собрать большинство коллектива на своей стороне. А теперь получилось, что лидер ушел на самом пике конфликта. И вообще, руководство управления было совершенно не заинтересовано в таком фатальном разрешении ситуации в школьном коллективе.
К сожалению, не удалось побеседовать с лидером краевого профсоюза педагогов и ученых Ларисой Сущевой. Сейчас она находится в отпуске, но как сказала мне офис-менеджер Федерации профсоюзов Камчатки, с полуострова не уехала и почти каждый день приходит на работу. Я оставила секретарю номер своего личного сотового для Ларисы Витальевны еще в прошлый четверг, и любезная девушка в тот же день передала его Сущевой. Однако звонка я так и не дождалась. Наверное, Лариса Сущева очень занята. Она возглавляет краевой список кандидатов в депутаты Законодательного собрания Камчатского края третьего созыва от Камчатского регионального отделения политической партии «Союз Труда». (Местные остряки окрестили ее «Союзом без труда» – Ред.)
На официальном сайте МБОУ «Муниципальная средняя школа № 2» размещен опросник: Как вы оцениваете качество услуг, предоставляемых в нашей школе? Так вот, большинство респондентов ответили: «Ужасно». Может, Ларисе Витальевне Сущевой лучше попробовать себя на поприще директора СШ № 2?
Жанна БАКАЕВА