11 Апреля 2017
В начале марта этого года в двух магазинах Петропавловска-Камчатского, торгующих сувенирной продукцией, полицией были изъяты несколько ножей для дальнейшей проверки и определения, не относятся ли они к холодному оружию, свободная продажа которого у нас в стране запрещена.
Как выяснилось, поводом тому послужило обращение в камчатскую прокуратуру некого гражданина, представившегося журналистом Андреем Константиновым, указавшим только свой электронный адрес.
Вот сам текст обращения с некоторыми сокращениями. «Настоящим сообщаю, что магазин «Шаман» и Культурно-информационный визит-центр осуществляют незаконный сбыт холодного оружия, т.е. совершают преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 222 УК РФ (Незаконный сбыт гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия – Ред.). Указанная преступная схема осуществляется путем закупок на различных выставках или предприятиях Дальневосточного федерального округа самых дешевых ножей, имеющих сертификацию как ножи бытового назначения и не относящихся к холодному оружию. Указанные ножи закупаются с целью приобретения сертификатов соответствия. После чего под указанные сертификаты осуществляется изготовление, а также скупка ножей, являющихся холодным оружием с целью дальнейшей их реализации и получения прибыли. Кроме того […] указанные магазины осуществляют закупку изделий с просроченными сертификатами с целью снижения стоимости и продают холодное оружие с просроченными сертификатами, что является нарушением действующего законодательства».
На Камчатке о журналисте Андрее Константинове никто не слышал, если, конечно, некто неизвестный ни присвоил себе псевдоним известного российского журналиста, писателя и сценариста, автора «Бандитского Петербурга». В авторстве самого мэтра современной прозы мы по понятным причинам усомнились.
У мастеров, изготовивших «сомнительную» продукцию, тут же возникли подозрения, что это происки конкурентов, состряпавших анонимку, дабы подорвать экономические основы торговли камчатскими сувенирами. Тем не менее, сигнал поступил, правоохранительные органы его обязаны проверить. В настоящее время проверка не окончена, это в целом дело долгое, поскольку требует проведения ряда криминалистических экспертиз. А рядовых граждан больше всего волнует вопрос: не получится ли так, что, приобретая в магазине красивый камчатский нож с резной рукояткой, покупатель окажется как минимум подозреваемым в незаконном обороте оружия?
Законом определено, что «Холодное оружие – оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения». Поняли? Эксперты сами над этим смеются, поскольку чаще всего человеческие жертвы случаются от поражения при помощи мускульной силы человека кухонными ножами, вилками, отвертками и прочими предметами вполне мирного назначения.
К холодному оружию принято относить сабли, шашки, ножи, кинжалы, финские ножи, кортики, кастеты, стилеты и другие предметы, специально предназначенные или приспособленные для поражения живой цели. Они могут быть колющими, колюще-режущими, рубящими, раздробляющими и т. д.
Однако к оружию не относятся изделия, конструктивно сходные с оружием, но сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения. Обычно это перочинные, кухонные, сапожные, садовые и, например, качественные японские кухонные ножи, которым присущи все особенности холодного оружия.
Если же, как в нашем конкретном случае, возникает вопрос о признании декоративного сувенирного предмета холодным оружием, то его можно разрешить с помощью криминалистической экспертизы. Тут тоже достаточно проблем, поскольку абстрактного холодного оружия не существует – есть стандартные образцы или исторически выработанные типы. Поэтому для установления истины исследуемый объект сравнивается с образцами из коллекции или с изображениями оружия, прошедшего сертификационные криминалистические испытания в установленном порядке и содержащимися в регулярно издаваемых «Сборниках информационных листков холодного, метательного оружия и изделий, конструктивно сходных с таким оружием». Если находится аналогичный образец, то исследование продолжается (испытания на прочность, твердость и удобство удержания в руке и т.д.) в противном случае объект не признается холодным оружием.
Признаки, на основании которых ножи не являются холодным оружием, а относятся к хозяйственно-бытовым, туристическим, разделочным или шкуросъемным, описаны не только в законе «Об оружии», но и в целом ряде ГОСТов, которые не охватывают всего разнообразия представленных на прилавках колюще-режущих предметов. Например, устрашающего вида свинорез не может быть признан холодным оружием, поскольку у него разница по ширине рукояти не превышает
Если конкретнее, то к холодному оружию не относятся складные ножи, при условии, что длина клинка менее
Если вы не охотник, не казак и для вашего национального костюма не предусмотрена сабля или кинжал, никакое холодное оружие вы иметь и, тем более, носить при себе не вправе.
Как быть, если вы решили приобрести в сувенирном магазине очень красивый, но сильно похожий на холодное оружие клинок? Тут необходимо убедиться, что на таковой существует сертификат, так же он называется «Информационный листок», в котором имеется запись о том, что нож не является холодным оружием и относится к хозяйственно-бытовым, туристическим, либо иным ножам. И пока несете покупку до дома, сертификат на нее должен быть при вас. Это позволит в случае возникновения вопросов у правоохранительных органов существенно сэкономить время. В противном случае за нарушение правил хранения или ношения холодного оружия грозит привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей с возмездным изъятием оружия или без такового.
Возмездное изъятие означает, что оружие будет изъято и продано в установленном порядке органами внутренних дел, а вырученные деньги за минусом издержек по продаже будут возвращены бывшему владельцу оружия.
Еще в прошлом году в СМИ появились сообщения, что на рассмотрение в Государственной Думе готовятся сразу два взаимоисключающих законопроекта, уточняющие правила оборота холодного оружия. Один документ должен полностью снять все ограничения на владение холодным оружием, другой, наоборот, ужесточить ответственность и контроль над продажей всевозможных клинков, луков и арбалетов, вернув ситуацию советских времен, когда только за ношение подобных атрибутов грозила уголовная ответственность. Какой из вариантов победит, пока говорить рано, поскольку у каждого достаточно как сторонников, так и противников.
В частности в правоохранительных органах и спецслужбах не скрывают, что их вполне устроит любой вариант, как бы парадоксально это ни звучало. Лишь бы появилась хоть какая-то определенность. Причем либерализация даже выглядит предпочтительней. Нынешний закон в части, касающейся холодного оружия, неконкретен, расплывчат и открывает широкий простор для коррупции, превышения власти и прочих злоупотреблений.
Жанна БАКАЕВА