«Дотации никогда не порождают богатства»

Печать
PDF
В 2012 году «Власть» опубликовала цикл статей в рамках проекта «Неединая Россия», которые описывали проблемы российских регионов и возникающие в них сепаратистские настроения. Экономисты Валерий Зубов и Владислав Иноземцев предложили свои варианты решения этих проблем.

Валерий Зубов — доктор экономических наук, депутат Государственной думы, в 1993-1998 годах- губернатор Красноярского края. Владислав Иноземцев — доктор экономических наук, председатель высшего совета партии «Гражданская сила», член коллегии Министерства регионального развития РФ.
Россия — федеративное государство. Ее Конституция называет «республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа равноправными субъектами Российской Федерации» (ч. 1 ст. 5). Между тем прочность любой федерации зависит в том числе от того, насколько центральной власти удается обеспечивать развитие всех ее субъектов, в какой мере жизнь в одних выглядит привлекательной по сравнению с другими. Наилучшим индикатором этого выступает разница в таком показателе, как уровень валового регионального продукта (ВРП).
Надо признать, что большинство федеративных государств добиваются в этом отношении заметных успехов. Мы не говорим о наиболее показательных примерах вроде Швейцарии или Канады. В тех же США региональный продукт на душу населения в самом процветающем Делавэре ($69,7 тыс. в 2011 году) превышает этот показатель в замыкающем список Айдахо ($34,3 тыс.) лишь в два раза (мы не берем в расчет округ Колумбия с показателем $174,5 тыс.). В Бразилии, стране с одним из самых высоких в мире коэффициентов имущественного неравенства, ВРП на душу населения в штате Сан-Паулу (25,8 тыс. реалов) превышает показатель самого бедного штата Мараньян (5,9 тыс. реалов) в 4,4 раза (тут мы тоже не учитываем столичный округ с подушевым ВРП 49,2 тыс. реалов). В Европейском союзе подушевой ВРП в Люксембурге в 5,9 раза больше, чем в Болгарии. А если не брать карликовое государство в расчет, то между богатейшими странами (Голландия, Дания) и той же Болгарией разница всего 2,7 раза, хотя ЕС пока еще не единое государство.
Россия на этом фоне страна уникальная. Разница в ВРП между самыми богатыми регионами (Тюменская и Сахалинская области с 987 тыс. и 970 тыс. руб. на человека соответственно) и самыми отстающими (Чечня и Ингушетия с 55 тыс. и 52 тыс. руб. соответственно) составила в 2010 году 18-19 раз. Даже если исключить эти четыре региона из списка и сравнить, например, Москву с Пензенской или Кировской областью, разрыв будет превышать 6 раз — хотя от столицы до этих регионов по российским меркам не так уж и далеко.
При этом ситуация в России существенно отличается от американской или бразильской тем, что донорами федерального бюджета выступают только 10-12 регионов из 83 (подобное соотношение было характерно лишь для Японии накануне разрушительного кризиса, начавшегося в 1990 году). К тому же консолидированный бюджет в 2012 году наполнялся нефтегазовыми доходами более чем на 30%, а федеральный — более чем на 50%, и это значит, что вся бюджетная система уязвима перед скачками цен на нефть и газ на мировых рынках. Регионы же сильно зависят от субвенций и дотаций из центра: в 2012 году на эти цели пошло более 1,2 трлн руб., или 10% всех расходов федерального бюджета. В эту сумму, кстати, не входят расходы на отдельные ФЦП, скрытые дотации нерентабельным предприятиям, а также специальные инвестпроекты вроде саммита АТЭС и Олимпиады в Сочи. При этом стоит помнить, что эти инвестиции в будущем потребуют постоянной бюджетной поддержки.
Если оценивать с экономической точки зрения (а также учитывать сложившуюся практику освоения средств) ставшие модными в последнее время стратегии развития, к примеру Сибири или Дальнего Востока и Забайкалья, то легко заметить, что это проекты не пополнения доходной части консолидированного бюджета, а наращивания его расходной части. Та же «Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкальского края» со времени ее принятия в нынешнем виде в 2009 году и до предстоящего вскоре утверждения новой версии подорожала до 5,7 трлн руб.
Сами по себе попытки исправить заведомо нерациональное соотношение между федеральным и региональными бюджетами объя-
снимы. Как понятно и то, что в любом федеративном государстве бюджеты перераспределяются: даже в ЕС (пока еще не федерации) наиболее богатые страны ежегодно тратят на программы развития отстающих регионов около €45-46 млрд. Но в кризисных ситуациях чрезмерное перераспределение ведет к серьезным политическим проблемам: на последних выборах в Испании и Италии сепаратисты из богатых регионов заметно усилили свое влияние. Не вступившие в союзы федеративного типа заведомо более богатые кандидаты воздерживаются от решительного шага — как та же Норвегия по отношению к ЕС. И это при том, что в последние 15 лет в ЕС уровень неравенства между странами ежегодно снижался, тогда как в России на протяжении 2000-х годов он только возрастал. Простое перенаправление денег в наиболее нуждающиеся регионы не меняет ситуацию — оно способно немного поднять жизненный уровень, но не оживить региональную экономику.
Российские власти, понимая неравенство между отдельными территориями, в прошлом неоднократно предпринимали попытки искусственно поддержать их через налоговые или таможенные послабления. В 1994-2004 годах существовали, по сути, офшорные зоны в Ингушетии и Калмыкии; с 2006 года действует особый таможенный режим в Калининградской области. Однако все эти попытки не принесли результата. Первые две оказались на деле налоговыми дырами. Что же касается Калининграда, то новая госпрограмма развития области, представление которой в правительстве ожидается в ближайшее время, переполнена указаниями на ужасы, которые постигнут регион в случае окончательной ликвидации режима особой зоны в 2016 году.
В результате можно утверждать, что в стране по-прежнему укрепляется модель, основанная на четырех элементах. Во-первых, это поддержка старой технологической базы в виде крупных предприятий (либо относящихся к естественным монополиям, либо социально значимых) при пренебрежении к малому и среднему бизнесу. Во-вторых, дальнейшая централизация доходной части консолидированного бюджета. В-третьих, формирование основных расходных обязательств на федеральном уровне (хотя в последнее время здесь произошел сдвиг в виде привязки повышения зарплат в бюджетной сфере к среднему уровню зарплат в регионах). В-четвертых, возрастающая зависимость регионов от федеральных субсидий (или коммерческих кредитов) для решения даже текущих задач. Это псевдо-
уравнительная политика (при возрастающем объеме перераспределяемых ресурсов межрегиональное неравенство возрастает), объе-ктивно поощряющая иждивенчество.
Каким мог бы быть альтернативный подход к повышению экономического потенциала регионов? Прежде всего эффективная региональная политика федеративного государства возможна при опоре на принцип взаимной зависимости (иначе говоря, Башкирии должно быть выгодно процветание Калининграда). Кроме того, ущербны попытки исправить сложившиеся диспропорции одним лишь движением бюджетных денег. Двигаться должны ресурсы, в первую очередь частный капитал, труд и интеллект. Отсюда два важных вывода: во-первых, в региональной политике надо сделать упор на поддержку доходных, а не перераспределительных компонентов. Во-вторых, стоит скорректировать ипотечную модель, начав более активное стимулирование арендного жилья через развитие системы доходных домов.
Вряд ли нуждается в дополнительном обосновании тезис о важности малого и среднего частного бизнеса для устойчивого развития экономики. Но в России эта проблема стоит даже более остро, чем в других странах. У нас в углеводородном секторе, главном налогоплательщике, занято чуть больше 1 млн человек из 70 млн работающих в целом по стране, и традиционные крупные предприятия не смогут компенсировать уже ощущающуюся структурную нехватку рабочих мест. И при этом государство постоянно усложняет условия функционирования мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей, повышая налоги и иные платежи (одно из последних действий в этом направлении — кратное повышение арендной платы за помещения, находящиеся в муниципальной собственности). В результате только за январь 2013 года прекратили свою деятельность более 200 тыс. мелких предпринимателей, или 5% их общего числа.
Нужно смотреть на малый и средний бизнес не как на социальный амортизатор, а как на активную предпринимательскую сферу, как на способ трансформации доставшейся нам по наследству советской структуры производства. И почему бы не пойти на радикальную меру — перевести все процедуры, касающиеся взаимодействия государства и малого бизнеса, под региональную юрисдикцию? Тогда можно смело включать объем налогов, собираемых в местный бюджет, в число главных оценочных показателей деятельности региональных властей.
В большинстве регионов есть свои особенности, которые способны привлечь частный бизнес (как отечественный, так и иностранный) и стимулировать экономический рост. При этом практика показывает, что центральным элементом этого процесса у нас не могут выступать ни налоговые, ни таможенные послабления, так как первые делают регион лишь иллюзорно конкурентоспособнее (быстро выясняется, что льготные проекты требуют постоянной подпитки в виде явных или скрытых дотаций), а вторые вскоре станут затруднительными в условиях следования нормам ВТО. Стоит отметить, что в России пока не заработали даже проекты, которые доказывали свой успех во многих странах, в частности особые экономические зоны, которые сыграли важную роль в стимулировании технологического прогресса в Китае. Провалом завершилась беспроигрышная, как казалось, идея организации игорных зон: казино в итоге переместились в Минск, а не в Калининград или Ростовскую область.
Сегодня всем нам нужен масштабный и объективный анализ точек роста российской экономики, проводимый лучшими отечественными и, вероятно, иностранными специалистами, не слишком восприимчивыми к нашим сказкам о региональных красотах и несметных природных богатствах. Выявив точки роста, нужно создать максимально благоприятные условия для частных инвестиций не непосредственно в регионы (чтобы не допускать дискриминации), а в соответствующие отрасли, памятуя о регионах.
Например, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области и ряде северокавказских республик существуют хорошие условия для виноделия — следует упростить выделение земель, организацию лизинга оборудования, кредитование проектов в этой области (на данном направлении деятельность ВЭБа выглядела бы более соответствующей своему предназначению, чем перекредитование добывающих предприятий), не переходя при этом к налоговым послаблениям или прямым дотациям. В Центральной России, например, существуют сотни заброшенных усадеб, в свое время бывших дворянскими гнездами, центрами местной жизни. Почему бы не начать поощрять прозрачный цивилизованный выкуп их в частную собственность — облегченный порядок приобретения больших земельных участков вокруг этих усадеб с их обязательным восстановлением под надзором обществ охраны памятников? В этом может оказаться основа возрождения сельских территорий, а там, глядишь, и привлечения туристов.
Возьмем тот же Калининград. С вступлением России в ВТО область лишилась статуса импортозамещающего региона, в котором даже при 5-10% добавленной стоимости продукция могла считаться российской и уходить от уплаты пошлин. Краю нужен новый старт. Добиться его при помощи традиционного янтаря, на рынке которого Россия занимает не более 2,5%, невозможно. Обойти Литву и Польшу по качеству отдыха на берегу не слишком теплого моря — тоже. Зато очевидно, что Калининград может стать мостиком между Россией и Европой. Раз так, то тут нужны новый большой аэропорт, новые транзитные пути, безвизовый въезд для иностранцев. Почему не решиться на создание здесь первого в России полностью частного авиаузла? Позволить европейским дискаунтерам летать из области в любую точку России. В таком случае несложно добиться пассажиропотока через область в несколько миллионов человек в год.
При таких условиях, с большой вероятностью, тот же аэропорт построят и без госучастия. А вокруг него — и гостиницы, и офисные центры, и (теперь это будет
логичным) казино. Если построить аэропорт ближе к морю, то недалеко до яхтенной марины и паромного сообщения. И вся эта зона — безвизовая. Появится мощный узел взаимодействия с ЕС, что, несомненно, скажется и на бюджете. Как ни странно, но эта самая европейская часть России, сопоставимая по потенциалу с прибалтийскими государствами, остается дотационной. Не исключено, что проект отберет часть пассажиропотока между Россией и ЕС у традиционных перевозчиков, но если из Калининграда можно будет летать в несколько десятков российских городов, а не в четыре-пять, как сейчас, то в выигрыше окажутся не только калининградцы. Авиационная отрасль станет более конкурентной, и от этого выиграют все пассажиры.
А Дальний Восток! Сейчас Транссиб и БАМ загружены под завязку — но везут по ним на экспорт в основном руду, уголь, нефть и лес. В Китай. А обратно мы получаем готовую продукцию. Почему бы в Иркутской области, Бурятии, Забайкалье, Хабаровском и Приморском краях, Амурской области не ввести международные строительные и технические стандарты? Перестраивать там нечего — надо делать все с нуля. А разрешение зарубежным инвесторам работать по понятным им правилам и процедурам поможет создать перерабатывающую зону с этой стороны российско-китайской границы. Естественно, при этом стоит повысить тарифы на перевозку сырья. Сырье — наше главное конкурентное преимущество, и его нужно не дорого экспортировать, а дешево применять у себя, привлекая иностранных инвесторов с их новыми технологиями, проводя умную индустриализацию Сибири, а не северных китайских провинций. Глядишь, заодно рассосется проблема модернизации железных дорог, на которые РЖД вышибает из федерального бюджета около 1 трлн руб.
Сибирь и Дальний Восток вообще регионы огромных возможностей, которые государство само ограничивает в угоду монополистам. На Камчатке электроэнергия в 1,8 раза (4,55 руб./кВт ч) дороже, чем в Москве, и на 15% дороже, чем в Париже. Почему не положить конец монополии «Камчатэнерго» и не допустить иностранные компании к строительству гидро- и термальных станций? Срок их окупаемости при нынешних ценах — не более 6 лет, срок службы — до 50. Упадет цена на электричество вдвое или втрое — глядишь, станет прибыльной и переработка морепродуктов. Экспорт соседней Аляски, заметим, состоит из нефти и газа лишь на 7,5%, а на 47% — из готовой продукции морских промыслов. И только мы либо сырье продаем, либо рыбу прямо из трюмов отгружаем зарубежным перекупщикам.
Можно взять и другие отрасли — пусть даже не промышленность и транспорт, а науку и образование. Опыт по созданию федеральных университетов еще предстоит осмыслить, но пока он кажется успешным скорее лишь чиновникам. От сложения провинциальных вузов качество образования не приросло — а на повестке дня стоят более масштабные задачи. Сейчас в Турции действует пять университетов с полностью международными программами, с преобладанием европейских преподавателей и с обу-
чением на английском языке. Почему таких университетов нет в России? А ведь это могли бы быть коммерческие вузы, притягивающие тысячи не самых бедных студентов, стремящихся уехать — и уезжающих — в Европу.
Почему бы не поощрить учреждение таких университетов по западным канонам (включая самоуправление и экстерриториальность кампуса) в той же Сибири. Начав, например, с Томска — сделав для начала его филиалом крупного западного университета. В этом нет ничего зазорного. Зазорно смотреть, как неумолимо падают международные рейтинги некогда всемирно известных российских вузов. Почему не попробовать в отдельно взятом регионе? Естественно, при наличии желания на месте и федеральной поддержке. Потенциальный спрос налицо: не всем хочется уезжать в чужую страну для получения современного образования. Впервые после основания новосибирского Академгородка талантливая молодежь будет иметь реальный стимул двинуться на восток. Делов-то: вывести один или несколько вузов из-под опеки Минобразования! Учреждение подобных вузов, несомненно, станет локомотивом для регионов, в которых они будут размещены. Чем не достойная цель для суверенных национальных фондов?
Методов развития регионов и выведения их из кризиса много. Только в их число не входят формальное наращивание государственного финансирования и создание показушных инвестиционных проектов. Саммиты и олимпиады проходят, но где он — новый стимул к развитию? Дотации никогда не порождают богатства. Они лишь развращают. А нам давно пора перестать быть патерналистской страной. Надо вернуть реальный федерализм, то есть права и ответственность, в нашу Российскую Федерацию. Регионы его уже заждались.

«Власть»

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."