Экологическая катастрофа в обмен на камчатское золото?

Печать
PDF
В середине апреля должен пройти окончательную экспертизу проект реконструкции и строительства хранилища отходов цианирования золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ) Агинского ГОКа (АГОКа), представленный ЗАО «Камголд».
Пятью месяцами раньше, 26 ноября 2010 г., в Быстринском районе, в районной библиотеке села Эссо прошло общественное обсуждение этого проекта. 3 тома проектной документации было предложены для ознакомления за несколько часов до обсуждения.
Присутствующие высказывали сомнения в экологической безопасности предприятия, упреки в адрес его руководства в стремлении дезинформировать население о реальном положении дел. Но, глава района г-н Логинов М.Н. предложил представленный проект одобрить. Послушный «кворум», присутствие коего обеспечило «руководство», проголосовал «за».
Почему процедура общественных обсуждений прошла столь странным образом, становится ясно при беглом ознакомлении с представленным проектом. Проектировщиками исполнялась одна задача: затолкать в хранилище как можно больше «хвостов» (отходы промышленного обогащения полезных ископаемых) цианирования, а их образуется 106 тыс. мі ежегодно. Полная емкость составит около 2 млн. мі, больше вместить не позволяет рельеф долины ручья Ветвистого, где сооружено хвостохранилище (полигон для захоронения токсичных отходов). И общественное обсуждение состоялось постфактум: ко времени его проведения существующее хранилище переполнено, представленный проект давно реализуется.
Принципиальный просчет проектировщиков – в выборе типа хвостохранилища, в сочетании с условиями его расположения в пределах Агинской вулканотектонической структуры, в горном рельефе, в селелавиноопасной местности, в зоне развития склоновых, мерзлотных процессов, во  влажном климате, обильной водонасыщенности горных пород, интенсивной миграции подземных вод. Даже идеальные исполнение и эксплуатация хвостохранилища в таких условиях не обеспечат его экологическую безопасность.
Но это – мелочь в сравнении с «сувениром на долгую память», что уготован проектом по заполнению хвостохранилища, именуемом «ликвидация и рекультивация»,  заключающийся в следующем: хвостохранилище разравнивается бульдозерами, забрасывается сверху и со всех сторон валунами, галькой с супесью. Все сооружения, кроме руслоотвода, демонтируются. Что за этим последует? Руслоотвод, оставленный «без глазу», разрушится, либо перекроется грязекаменным материалом в первый более-менее обильный паводок, а ручей Ветвистый разработает могильник, вынесет отходы в реку Агу. Цианированных «хвостов» хватит на всю реку Ичу, вынесет их и в Охотское море.
Значительный сброс кека (то же самое, что и «хвосты») может произойти вследствие техногенной аварии, аналогичной Карамкенской в 2009 году, возможность которой проектом не предусмотрена, хотя природные условия, конструкторские решения хвостохранилища АГОКа обуславливают более высокую, чем на Карамкене, вероятность развития ситуации «дубль-Карамкен».
Проектировщики утверждают, что «изменение качества воды, как среды обитания бентоса и ихтиофауны, будет оказывать влияние на их продуктивность. В связи с тем, что количество выпусков и состав сточных вод от объектов предприятия при реализации планируемой деятельности остается неизменным, в т.ч. избыточный объем сточных вод из пруда-отстойника № 2, дополнительного воздействия АГОКа на продуктивность бентоса и ихтиофауны «Проектом…» не предусматривается» (проектная документация, кн. 1.4, раздел 7.2.3).
Однако, еще «…28.08.2006 произошел аварийный перелив из емкостей раствора гипохлорита кальция в количестве 3-8 т в реагентном отделении ЗИФ. Прибывшие на 4-й день сотрудники Мильковского отдела Россельхознадзора, РОВД и ФСБ обнаружили мертвых производителей и молоди гольца в количестве 56 экз. в прудах-отстойниках ниже ЗИФ. Ранее работники предприятия собрали мертвой молоди и производителей лососей 5 мешков емкостью по 50 кг… Сотрудниками ФГУП «КамчатНИРО» установлена массовая гибель организмов-индикаторов в р. Ага в контрольном створе АГОКа и ниже по течению... Полученные данные указывают на то, что в конце лета 2006 г. водная биота р. Ага на всем протяжении… до устья (впадение в р. Копылье) подверглась острому токсическому воздействию. По данным гидробиологического мониторинга 29.09.2006 г. численность и биомасса микрозообентоса на контрольном створе составляли, соответственно, всего 7 и 1 % относительно своего прошлогоднего уровня…» («Заключение…» КамчатНИРО).
По мнению проектировщиков, дополнительного воздействия на бентос и ихтиофауну в случае реализации Проекта не будет. И действительно, как можно оказать воздействие на то, что уже вытравлено аварийными сбросами?
Необходимо проводить регулярное обследование специалистами КамчатНИРО рек Копылье и верховьев Ичи. Но, руководством краевых природоохранных служб это занятие рассматривается, очевидно, как совершенно излишнее и вредное.
«Подземные воды, пропускаемые закрытой дренажной канавой под днищем действующего накопителя отходов АГОКа из верхнего в нижний бьеф сооружений, характеризуются отсутствием техногенного влияния складируемого кека и воды пруда-отстойника № 1» (проектная документация, кн. 1.4, раздел 5.2.1).
Результаты исследования пробы сбрасываемых дренажных вод, выполненного ЦЛ ОАО «Камчатгеология», протокол №179/2 от 03.06.2010 г:
- Ион аммония – превышение ПДК в 3 раза (согласно приказу Федерального Агентства по рыболовству №20 от 18.01.2010 г., вводящего новые нормативы качества воды рыбохозяйственных водоемов, превышение – в 30 раз!).
- Нитрит- ион – превышение в 23 раза.
- Медь – в 12 раз.
- Марганец – в 2,6 раза.
- Цианид-ион, роданид-ион – исследования не проводились.
Настораживает низкий водородный показатель (рН) – 5,72, свидетельствующий о кислой среде, норма для рыбохозяйственных водоемов – 6,5-8,5.
«Гидрохимическое воздействие сооружений накопителя на подземные водные объекты не предусмотрено в связи с абсолютной надежностью противофильтрационных элементов и с учетом опыта предшествующей эксплуатации» (проектная документация, кн. 1.4, раздел 5.4).
Сброс загрязнителей с дренажными водами в расчете нормативов допустимого сброса (НДС) игнорируется. Таков «опыт предшествующей эксплуатации».
Сведения о концентрации загрязнителей в сбрасываемых с хвостохранилища сточных водах:
- Ион аммония – превышение ПДК в 570 раз.
- Нитрит-ион - превышение в 39 раз.
- Ртуть – превышение в 24,5 раза.
- Медь – превышение в 40 раз.
Далее почти все загрязнители – с превышением ПДК. Отходы, производящие сточные воды с таким составом загрязнителелей, признать «неопасными» для природной среды можно только с бодуна. Но, почему так стремятся к этому? Потому, что в случае признания «хвостов» неопасными для природной среды (5-й класс опасности), ежегодный платеж ЗАО «Камголд» в бюджетную систему РФ с 56 млн. руб. снизится до 74,4 тыс. руб.! Но, следы куда более тяжкого преступления сокрыты в том, что к размещению отходов 5-го класса снижены требования к складированию и к контролю за экологической ситуацией.
Кек («хвосты» цианирования) представляет собой руду месторождения, размолотую в пыль в целях увеличения площади активной поверхности материала в тысячи раз, что увеличивает его химическую активность, а следовательно, позволяет эффективно извлечь содержащееся в нем золото посредством смешивания с высокотоксичными химреагентами (на АГОКе – цианид натрия). По извлечении металла этот материал, содержащий остаточное количество цианида и продуктов его распада, а также значительное содержание загрязнителей, характерных для руд благородных металлов (прежде всего, тяжелых металлов: ртути, селена, кадмия, свинца и т. д.), отправляется в хвостохранилище. Материал высокоактивный, легко размываемый водными потоками, загрязнители легко растворяются водой. Следует учесть, что для руд камчатских месторождений характерно довольно высокое содержание рудных минералов (Петренко И. Д. «Золотосеребряная формация Камчатки»), являющихся наиболее опасными загрязнителями. Если сравнить концентрации загрязнителей в кеке Агинского и Карамкенского месторождений (материалы отчета ВНИИ-1(Магадан) по Карамкенской аварии и представленного «Камголдом» проекта, то более чем по 70 % показателей имеют превышение концентраций загрязнителей в Агинском кеке в сравнении с Карамкенским, порой в десятки раз. Особенно высоки превышения по ртути, ванадию, стронцию! Содержание рудных в других месторождениях Камчатки выше, чем в Агинской руде.
Господа горнопромышленники планируют довести добычу золота к 2016 г. до 16 т/год («Горный вестник Камчатки», вып. 3, 2010 г. с. 38-39). Для этого планируется ввести в эксплуатацию 6 золоторудных ГОКов, привлечь 20 млрд. руб. частного капитала и 3 млрд. руб. бюджетных средств. Есть намерение наращивать золотодобычу до 30-70 т/год. Экологическое обоснование грандиозных планов – пожелание чистых технологий.
В качестве примера всем робким и маловерным приводится пример Колымы: вот, добывают люди, и ничего, живут. Но, в Колыме рыбы нет еще с дальстроевских времен, и Колыма – сточная канава протяженностью больше 1000 км. Основная масса загрязнителей оседает в русле. Почти вся золотодобыча Колымы и Чукотки – в бассейнах малопродуктивных рек, впадающих в Ледовитый океан.
Почти все рудные районы Камчатки располагаются в приводораздельной зоне Срединного хребта, в верховьях нерестовых лососевых рек – по биоразнообразию и рыбопродуктивности не имеющих аналогов в мире! Там же планируется сооружать золоторудные ГОКи, закладывать техногенные мины – хранилища отходов общей емкостью в десятки миллионов кубометров! Речки быстрые, сравнительно небольшие, до моря недалече… Надо ли объяснять, какие последствия для Камчатки будет иметь подрыв прибрежно-морской биоресурсной базы?
Золотосеребряные рудные месторождения Камчатки, при сравнительно скромных запасах (десятки тонн золота), характеризуются высоким качеством руд: легкообогатимые, с высоким содержанием золота. Затраты на освоение окупаются в 2-3 года. Золото – товар высоколиквидный, цена имеет стойкую тенденцию роста. Львиная доля налоговых отчислений от эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов уходит в федеральный бюджет. Несомненны интересы федеральной власти.
Региональная власть стремится вывести полуостров из числа дотационных. Сделать это с опорой на восполняемые ресурсы (рыбная промышленность, туризм, бальнеология, оленеводство) представляется проблематичным. Предполагается, что здесь возможности близки к пределу. Но браконьерские города в Японии и Южной Корее по сей день «жируют», рыбо-крабовая мафия не бедствует… А вот с эксплуатацией минерально-сырьевой базы сравнительно бесхлопотно – все заботы берут на себя инвесторы. Построят ГОК либо нефтепромысел, будут получать доход и «отстегивать» денежку в бюджет.
Ресурсы полезных ископаемых ограничены, а экологически безответственная эксплуатация месторождений, что на Камчатке стало нормой, приведет к подрыву   прибрежно-морской биоресурсной базы, рекреационных ресурсов и условий стабильного развития коренных этносов. Но не слышны протесты ни рыбаков, ни лидеров краевой ассоциации КМНС. Народ безмолвствует…
И прежде, и в настоящее время трудовые ресурсы для горной промышленности Камчатки мобилизуются преимущественно на материке: отработали вахту, либо сезон на россыпях, и отъехали домой. Дальнейшую эксплуатацию минерально-сырьевой базы планируется вести таким же образом, поскольку разработка рудных месторождений требует еще более квалифицированного персонала, столь экзотичных специальностей, о которых на Камчатке представления не имеют. И те сырьевые отрасли, что оказывают наиболее интенсивное негативное воздействие на природную среду (нефтедобыча, золоторудная), в начальном этапе развертывания. Народ на Камчатке не знает, с чем предстоит иметь дело.
Скупа информация о реальном положении дел. За исключением пиара в стиле «материализации духов, раздачи бесплатных слонов населению». В тайне сохраняется содержание лицензионных соглашений, выданных недропользователям, где в принципе не должно быть никакой «конфиденциальности». «Коммерческая» и «государственная» тайна – содержание загрязнителей в промстоках горных предприятий, состояние их очистных сооружений, материалы фальш-расследований госкомиссий по фактам аварий и т.д. В такой ситуации сложно полемизировать с господами горнопромышленниками!
Низка эффективность казенных природоохранных служб. Руководителю регионального управления Росприроднадзора г-ну Матвиенко А.А. несложно ознакомиться с протоколами исследований проб воды ЦЛ «Камчатгеология», с проектом реконструкции Агинского хвостохранилища, трезво оценить перспективы минерально-сырьевой индустриализации Камчатки на основе этой и иного рода информации. Если это не профнепригодность и не саботаж служебной деятельности – то что?!
Горнопромышленниками и правительством края готовится заявка на привлечение средств Инвестиционного Фонда РФ на реализацию проектов по созданию инфраструктуры горной промышленности: дорог, ЛЭП, газопроводов и пр. Нам твердили, что господа инвесторы сами ту инфраструктуру создадут. Но нет, на это потребны казенные (сиречь наши с Вами, господа налогоплательщики) денежки! Горнопромышленникам мало доходов от добычи ископаемых, хотят из казны урвать?
Почему краевая власть не ставит вопрос о привлечении этих средств на создание инфраструктуры туризма и рекреационной деятельности, которые вполне могут рассматриваться как рассчитанные на вечные человеческие потребности и спрос, в интересах страны и региона, их долговременного устойчивого развития? Рекреационный ресурс, в отличие от минерально-сырьевого, ценен стабильностью экосистем, неисчерпаем в исторически обозримой перспективе. На кого работаем, господа региональная власть?!
Камчатский золоторесурс не столь велик и привлекателен, как его пиарят. Необходимо привлечь инвесторов… За наши с вами денежки и за счет будущих поколений…
В конце 80-х на руднике «Саммитвиль» (шт. Колорадо, США) произошел прорыв дамбы хвостохранилища. Вниз на 70 миль в реке погибло все живое. Общий ущерб – $200 млн., из них расходы на рекультивацию – $50 млн. Канадская фирма, эксплуатировавшая месторождение, обанкротилась и «сделала ноги». Все расходы легли на бюджет штата.
Камчатке необходима основательно разработанная, внятная и эффективная экологическая политика. Лишь при наличии таковой можно вести речь об индустриализации любого характера. При отсутствии экологической политики опасно не только разрабатывать месторождения рудного золота в Срединном хребте, но и удить карася в Халактырском озере.
Юрий ВАСИЛЕВСКИЙ,
геолог.
Антон УЛАТОВ,
биолог-охотовед.
������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."