СМЕРТЬ ВМЕСТО ЖИЗНИ

Печать
PDF
К гибели новорожденного младенца в первом роддоме краевого центра 29 сентября 2012 года привели безграмотные действия врачей. К такому выводу пришел петропавловский городской суд, поставивший точку в громком процессе по иску Елены Силантьевой, матери маленького умершего Коли. Он прожил всего три дня по вине  медицинского учреждения. Спустя почти два года после трагедии халатность медиков полностью доказана в ходе изнурительной тяжбы.


Забытый анализ крови
О фактах вопиющей небрежности, безграмотности и наплевательского отношения к пациенткам в петропавловском роддоме № 1 наша газета рассказывала уже не раз. Но история 42-летней Елены Силантьевой даже на фоне этих шокирующих историй выделяется особо. Раздавленная горем женщина убеждена: ее ребенка убили люди в белых халатах. Причем убивать начали еще в материнской утробе.
На первом же ультразвуковом исследовании, еще на раннем сроке беременности, у пациентки нашли неприятные, но неопасные осложнения. Во всяком случае, онкологи и гинекологи выдали ей официальную справку о том, что противопоказаний к беременности нет, а все показатели развития плода находятся в пределах нормы. Однако для дополнительного обследования женщину направили к ведущему специалисту по УЗИ беременности Камчатского края Марине Шамаковой. С этого момента и начал запутываться клубок врачебной некомпетентности, который в итоге привел к смерти новорожденного.
«Врач Шамакова поставила мне диагноз ТВП (толщина воротникового пространства) и гипоплазия носовой кости, а на словах сказала, что ваш ребенок – даун и надо срочно делать аборт, – рассказывала потом Елена Силантьева. – Я от такого диагноза была в шоке и переспросила, нет ли ошибки, но она заявила, что в таких случаях она не ошибается». Говорят, что Марина Шамакова – неплохой специалист в своей области. В ее распоряжении находится, безусловно, самый современный и технологичный на полуострове комплект оборудования. Но такая категоричность ее суждений выглядит, мягко говоря, странно.
Дело в том, что на ранних сроках беременности женщин действительно обследуют, чтобы определить возможные патологии будущего ребенка. Одна из важнейших задач в этот период – выявить наличие у плода страшного синдрома Дауна. Для этого используют так называемые ультразвуковые маркеры. Ни один из них не дает стопроцентной гарантии болезни, но некоторые позволяют подозревать ее с высокой степенью вероятности. Так, с диагнозом ТВП вероятность наличия синдрома Дауна у будущего ребенка составляет 75 процентов, при выявленном на УЗИ отсутствии носовой кости – 58 процентов. Но во всех медицинских учебниках черным по белому пишут: «Конечно, ни один из этих маркеров не является абсолютным признаком хромосомной аномалии».
Но в данном случае диагноз был поставлен безапелляционный. После такого лечащий врач, наблюдавшая Елену Силантьеву, отправилась консультироваться к главврачу первого городского роддома Елене Дорошенко. Тут-то и выяснилось, что у пациентки не были, как положено, взяты анализы крови на сроке беременности 10-11 недель. Они берутся у всех возрастных женщин, и точно показывают, есть ли аномалии плода.
«Меня срочно отправили сдавать кровь, а затем в краевую гинекологию на госпитализацию, мотивируя тем, что там делают аборты на сроке до 18 недель», – говорит Елена Силантьева.
Пока там углубленно обследовали состояние здоровья пациентки и ее будущего ребенка, пришли, наконец, и забытые анализы крови. Они полностью опровергли выводы, к которым пришла Марина Шамакова. Синдром Дауна у плода выявлен не был. Последующие результаты УЗИ подтверждали: с ребенком все в порядке, он развивался без отклонений. Все показатели соответствовали срокам беременности.
Возникает вопрос: если Марина Шамакова, ошибочно «наградившая» будущего ребенка ужасным диагнозом и фактически приговорившая его к смерти еще до родов, действительно лучший на Камчатке специалист-диагност, то какие же у нас худшие? Сколько абортов сделали женщины, готовые сохранить, родить и вырастить ребенка, только потому, что кому-то что-то померещилось? Какие личные трагедии они пережили из-за безграмотности медиков?

«Она убила моего
ребенка…»
При выписке из отделения гинекологии врач объяснила Елене Силантьевой, что в 38 недель беременности ей должны будут сделать кесарево сечение. Возраст, увы, не прибавляет здоровья и по всем показаниям иначе поступить было нельзя. Пациентку это вполне устраивало. 6 сентября 2012 года она заключила договор на оказание платных услуг по родам  с роддомом № 1 в лице Елены Дорошенко. По его условиям Дорошенко лично должна была заниматься родами и принимать все необходимые врачебные решения.
«В начале сентября роддом был переполнен, и я решила, что будет лучше оплатить индивидуальный пост в родах, поскольку опасалась за свое здоровье, – вспоминает Елена Силантьева. – Я позвонила врачу Дорошенко, и мы договорились о встрече. Тогда она произвела на меня приятное впечатление. На вопрос, не возникнет ли проблем во время оперативного экстренного вмешательства при наличии моих осложнений, она заверила, что ее квалификация и опыт позволяют ей делать любые операции».
Четыре дня спустя, прямо из женской консультации после планового посещения Елену Силантьеву направили рожать. Дескать, уже пора. Однако два дня спустя из роддома женщину отправили… домой. Врачи вдруг решили, что срок беременности определен неверно и необходимо еще две недели донашивать ребенка. На все доводы о том, что рожать пациентка должна не позднее 14 сентября, Елена Дорошенко и заведующая родильным отделением Татьяна Полекаренко не обратили никакого внимания. Женщина умоляла немедленно начать стимуляцию родов, но слушать ее никто не хотел. Надо было освобождать палаты для других рожениц.
Только 20 сентября женщину госпитализировали повторно. По ее собственным подсчетам, срок беременности составлял уже около 42 недель. Она снова стала просить начать стимуляцию родов как можно скорее, но эскулапы сохраняли невозмутимость. Госпожа Дорошенко чего-то ждала. Четверо суток потребовалось, чтобы убедить ее начать процедуры и все-таки назначить плановые роды.
На следующий день начались схватки. В четыре часа утра 26 сентября они стали невыносимыми, боль в спине невозможно было терпеть. Елену Силантьеву отправили в родильное отделение, но предложили «подождать до утра», пока Елена Дорошенко не выспится, и сделали укол снотворного. В семь утра состояние женщины ухудшилось, и ею стал заниматься дежурный врач. Тем временем врач, подписавшая договор о платных медицинских услугах, сладко смотрела сны в собственной постели.
Только в 11 утра она соизволила появиться на рабочем месте, но принимать какие-либо решения не торопилась. Тем временем, состояние Елены Силантьевой ухудшилось настолько, что требовалось немедленное оперативное вмешательство. Но врачи, любящие на досуге поболтать о своем опыте и квалификации, увидели в этом лишь повод выудить у пациентки еще немного денег. Ей настойчиво предложили взять платный эпидуральный наркоз, стоимостью около четырех тысяч рублей в час. А вы, уважаемые читатели, стали бы спорить и торговаться в момент, когда боль рвет на части? С точки зрения врачей, ничего личного, только бизнес.
«В течение трех часов Елена Дорошенко заходила ко мне в палату и спрашивала, как дела? – говорит Елена Силантьева. – Потом с высоко поднятой головой удалялась. А я все не могла понять, почему все происходит так болезненно. Помню свои первые роды, они длились 18 часов, но все было совсем не так больно».
Роды шли очень трудно. Елена Дорошенко пять раз пыталась с помощью специального прибора подтащить ребенка за голову, но ей это так и не удалось. Только с помощью акушерок женщине удалось родить почти мертвого младенца. Ребенок, которому родители уже заранее дали имя Коля, появился на свет в 17 часов 40 минут. Синего цвета, с сильными признаками удушения, остановленным сердцем и деформированной головой.
После этого Елена Дорошенко, называющая себя врачом, явилась в палату и сообщила, что улетает на несколько дней. Ничего вразумительного по поводу того, что произошло во время родов, и отчего у малыша настолько травмирована голова, она объяснить не смогла. Детские врачи боролись за жизнь ребенка до последнего. Но 29 сентября около 13 часов на глазах матери маленький Коля скончался от остановки сердца.
В своем открытом письме, которое опубликовала тогда наша газета, Елена Силантьева написала: «Мне уже 42 года, моему мужу 49 лет и, возможно, это была последняя возможность родить ребенка. Я считаю, что врач Дорошенко своими некомпетентными решениями, а, возможно, отсутствием достаточного опыта в таких случаях, убила моего ребенка. Теперь только холмик земли и деревянный крест с погремушкой и соской – это мой сын. И крест этот мне на всю жизнь…».

Никто ни в чем
не виноват?
Если бы Елена Силантьева не стала бы отчаянно добиваться справедливости, искать виновных в гибели своего ребенка и добиваться их наказания, то историю так и спустили бы на тормозах. Корпоративная солидарность врачей – великая штука. Доктор доктору глаз не выклюет. Ни министр здравоохранения Камчатки Татьяна Лемешко, ни главврач роддома Елена Дорошенко не лишились своих хлебных должностей. Наоборот, и та, и другая до сих пор чувствуют себя превосходно.
Комиссия регионального минздрава, которая в ноябре 2012 года расследовала этот вопиющий случай, не особенно афишируя свою деятельность, пришла к предсказуемым выводам. Неонатальная смерть ребенка была труднопредотвратима, в действиях врачей выявлены только отдельные «недостатки организационного порядка», а виновата в случившемся сама Елена Силантьева. Публиковать документ после материалов нашей газеты и вызванного ими скандала в СМИ, конечно, не стали. В таком виде он вызвал бы только возмущение и гнев. Отправили лишь «для независимой оценки» в Министерство здравоохранения РФ, где его и похоронили под грудой аналогичных бумаг.
Полный текст этой отписки, которую сочинил коллектив из девяти представителей других петропавловских медучреждений, имеется в распоряжении редакции «Вестей». На  17 страницах самые авторитетные, судя по должностям, доктора изо всех сил выгораживают коллег из первого городского роддома. Но даже при этом в документе обнаруживаются удивительные вещи.
В частности, комиссия обратила внимание на «неудовлетворительное качество заполнения и ведения медицинской документации». Мелочь для непосвященных. Но любая санитарка знает: дневники, медицинские карты, истории болезней в любом лечебном учреждении ведутся весьма педантично. За этим зорко следит начальство, а нерадивых строго наказывают. Оттого и почерк у врачей стал причиной множества анекдотов, что им приходится писать от руки больше, чем представителям любой другой профессии. Ведь бумажная документация ведется, скажем начистоту, не для определения лечебной стратегии, а «для прокурора». Чтобы в случае любого расследования сразу было понятно, кто и в какой момент допустил роковую ошибку.
Даже в самой захудалой лечебнице бумаги всегда в порядке. Только в роддоме № 1 Петропавловска по получившему общественную огласку случаю они вдруг куда-то исчезли. Так и не нашли в итоге дневник наблюдения лечащего врача за роженицей в день родов, данные динамического наблюдения и сведения о времени и скорости введения лекарственных препаратов. Для понимания: это все равно, что выдать человеку паспорт гражданина РФ, забыв вписать туда фамилию и дату рождения. Такую халатность медиков можно представить себе только в одном случае: если записи экстренно удалялись, чтобы спрятать улики.
Тем не менее, девятка медицинских светил краевого масштаба все же обнаружила, что «на протяжении родов в медицинской документации имеются записи о неадекватном поведении роженицы и отсутствия ее участия в процессе родов». Чудовищная формулировка. Другими словами, рожал за Елену Силантьеву вообще кто-то другой. Сама она где-то пряталась. В то же время, испытывая невыносимую боль, женщина должна была отвернуться к стенке и тихонько спать, не отвлекая персонал от каких-то более важных дел. А если она корчится от страданий и невыносимой боли, то адекватным ее поведение никак не назовешь.
На основании данного заключения комиссии, следственный отдел по Петропавловску-Камчатскому отказал в возбуждении уголовного дела в отношении Елены Дорошенко по части 2 статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». В материалах проверки капитан юстиции Рыбин не просто ссылается на медицинских светил, а дословно приводит текст документа: «Поскольку неонатальная смерть ребенка труднопредотвратима, в действиях Дорошенко отсутствует объективная сторона данного преступления». А дальше пишет, что у Елены Силантьевой «отсутствуют специальные юридические познания».

Приговор камчатской
медицине
«Юридических познаний» у Елены Силантьевой теперь хватит на десятерых следователей Рыбиных. Кто-нибудь другой на ее месте опустил бы руки. Мол, бесполезно бороться с системой, в которой рука руку моет. Но этой женщине не занимать мужества и настойчивости. В результате она подала гражданский иск к родильному дому в городской суд. А также добилась проведения повторной экспертизы в ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова» Министерства здравоохранения РФ. Там доктор медицинских наук, профессор, академик Российской академии медицинских наук Лейла Владимировна Адамян не оставила камня на камне от заключения камчатских горе-эскулапов.
Вот только главные выводы, которые сделала без преувеличения выдающаяся эксперт, к чьему мнению прислушиваются во всем мире. «Выявлены недостатки оказания медицинской помощи, как на амбулаторном, так и на стационарном этапе. Несмотря на избыточный (8 УЗИ) объем обследования во время беременности, имела место недооценка осложнений. Не выставлен диагноз задержки внутриутробного развития плода. При поступлении с предвестниками родов пациентке были неправильно установлены сроки беременности. Все это привело к недооценке клинической ситуации и необоснованной выписке беременной из родильного дома. Осложнения родов должны были стать основанием для проведения кесарева сечения в экстренном порядке. Несмотря на это, дальнейший контроль за состояния плода в родах не проводился».
Трудно назвать эти строки иначе, как приговором камчатской медицине. Наверное, поэтому, получив ответ из Москвы, чиновники регионального минздрава изо всех сил старались его скрыть. Может быть, даже порвали на мелкие кусочки и сожгли. Во всяком случае, запрашивать заключение в Москве пришлось повторно. А затем состоялась и повторная судебно-медицинская экспертиза, которая также подтвердила, что в гибели ребенка виноваты врачи.
В суде Елена Дорошенко виляла, как могла. Она снова и снова настаивала на необоснованности исковых требований, поскольку родовая деятельность, по ее словам, протекала нормально. Оснований для оперативного вмешательства, как она считает, не имелось. А тактика родов была избрана совершенно верно. О якобы неадекватном поведении истицы, как и о том, что Елена Силантьева не участвовала в родах, госпожа Дорошенко больше не вспоминала.
В результате суд признал, что в гибели ребенка виноваты врачи. Требования Елены Силантьевой удовлетворены. В ее пользу с роддома № 1 взыскана компенсация морального вреда в размере 300 тысяч рублей, хотя сама женщина оценивала свои физические и нравственные страдания в 5 миллионов рублей. Она обжаловала вердикт в судебную коллегию по гражданским делам Камчатского краевого суда, требуя в апелляционной инстанции удовлетворения своих требований в полном объеме. Основания для этого у женщины, бесспорно, есть. «Если бы Дорошенко выполнила свои прямые обязанности и подготовила меня к операции, поскольку я считалась ее пациенткой,  то моему малышу уже было бы почти два года», – с горечью говорит она.

Кладбище первого
роддома
Трагедия Елены Силантьевой, увы, не первая, которая произошла в первом роддоме Петропавловска. И не последняя. В ноябре 2008 года в его стенах не смогли принять сложные роды тройни, и малыши в течение нескольких дней после рождения скончались друг за другом. Тогда родители подали в суд, и халатность врачей подтвердилась. После этого инцидента предыдущий главврач роддома оставила свою должность. Позднее родители умершей тройни отсудили у роддома 3 миллиона рублей в качестве компенсации.
В том случае, как и сейчас, аналогичная комиссия краевого минздрава также пришла к выводу, что врачи невиновны. Три года потребовалось родителям умерших детей, чтобы доказать обратное. «Действия по оказанию медицинской помощи в отделении реанимации новорожденных, жизненно необходимые этим детям, не были произведены врачами роддома», – говорилось тогда в решении суда.
Второго февраля прошлого года в этом же медучреждении родился мертвым сын женщины, фамилию которой ее адвокаты просили не упоминать в газете. Врачи объяснили ей, что ребенок запутался в пуповине. Общеизвестно, что само по себе обвитие пуповиной ребенка встречается достаточно часто, и в большинстве случаев не представляет для малыша никакой угрозы. Врачи решают, как родоразрешать женщину, исходя из приблизительной длины пуповины, а также многих других факторов. Но это какие-то другие врачи. Не те, что трудятся в печально известном роддоме.
Напомним, что за индивидуальный врачебный пост акушера-гинеколога в родах Елена Силантьева внесла в кассу роддома 16364 рубля. Можно представить, как относится там персонал к тем, кто не платит наличными, а получает медицинские услуги только по полису обязательного страхования. Редакция «Вестей» располагает и такими свидетельствами.
«Отношение к пациенткам со стороны санитарки отделения я не могу назвать иначе, чем хамским, – рассказывала нам пациентка Виктория Бушкова, когда до родов ей оставалось всего три месяца. – В первый же день она ворвалась в палату и назвала нас беременными свиньями. Даже при выписке я осталась в полном неведении о результатах лечения. Принесли капельницу, спросили: будешь колоть? Я отказалась, поскольку лечащего врача не было на месте. После этого мне не дали ни результатов анализов для последующего наблюдения,  ни рекомендаций для дальнейших действий. Вручили больничный лист, и до свидания».
В свою очередь главврач роддома № 1 Елена Дорошенко вместо того, чтобы признать собственную некомпетентность, подать в отставку и освободить клинику от своего присутствия, считает, что виноваты во всех ее проблемах журналисты. Она упорно бомбардирует суд заявлениями о наличии у нее чести и достоинства, которые требуется срочно защитить. Одно такое дело редакции «Вестей» она уже проиграла в первой и кассационной инстанциях. А в конце 2012 года госпожа Дорошенко даже обвинила главного редактора «Вестей» Вячеслава Скалацкого  в том, что он в своих публикациях  угрожает ей убийством. Полиция была вынуждена проводить проверку этих бредовых инсинуаций, после чего в возбуждении дела было, конечно, отказано.
Может, госпоже Дорошенко, которая неофициально носит титул «самого гламурного врача Камчатки» и пользуется, по ее словам, покровительством ФСБ, следует присмотреться к собственной персоне? И вспомнить, что гибель новорожденного младенца – страшная беда не только для потерявшей его женщины, но и для всей семьи. После чего хотя бы элементарно попросить прощения у Елены Силантьевой и ее подруг по несчастью.
«Наши врачи – это ласковые, душевные люди, относящиеся к пациентам с большой теплотой, вниманием и заботой, знания, опыт и золотые руки которых определяют успех дела – истекает медом официальный сайт роддома в сети Интернет. – Семейная обстановка помогает воспринимать рождение ребенка не как что-то тяжелое и болезненное, а как радостное светлое торжество души, тела и природы». Только вот попадать в эти золотые руки, как показывает судебная практика, опасно для жизни.

Дмитрий ЧЕРНОВ

От главного  редактора:
На Камчатке среди врачей стала модной отговорка «Врач – тоже человек и, как каждый человек, имеет право на ошибку». Напомню людям в белых халатах банальное: ошибка – ошибке рознь. Если неумелые действия врача из-за незнания приводят к смерти человека и ломают жизнь его близким, то врач должен отвечать по всей строгости закона. А размер материальной компенсации за причиненные страдания близким родственникам не должен выглядеть унизительно смешным.
Почему же врачебное сообщество Камчатки, включая, в первую очередь, министерство здравоохранения Камчатского края так рьяно защищает своих преступно неумелых врачей, догадаться несложно. Уверен, чем выше уровень некомпетентности врачей, как специалистов, чем больше среди них бездарей, тем агрессивнее они защищают себе подобных, пытаясь уйти от заслуженного наказания. Тезис о том, что других врачей нет, радуйтесь тому, что есть, не может утешать нас, жителей Камчатки. Способен ли главный куратор камчатской медицины, заместитель председателя правительства Камчатского края Валерий Карпенко и министр здравоохранения Татьяна Лемешко, а также возглавляемое ею министерство разорвать порочный круг взаимной врачебной безответственности и обеспечить устойчивый профессиональный рост камчатских медиков и, главное, приток таких специалистов на Камчатку?
Как шутят сами врачи: вскрытие покажет.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."