АБОРТ: УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ СПАСЕНИЕ ОТ НИЩЕТЫ И СИРОТСТВА?

Печать
PDF
Последние несколько недель общественность не перестает говорить о законопроекте об ограничении абортов. Его уже назвали скандальным: он бурно обсуждается СМИ, против него высказались многие известные политические деятели. А инициатором данного билля стала 61-летняя Елена Мизулина. Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей назвала аборт «угрозой национальной безопасности страны», и пояснила, что это «отражение нравственности современного общества».

В своем законопроекте депутат предложила ограничить количество абортов за государственный счет. По ее замыслу искусственное прерывание беременности бесплатно можно будет сделать только при наличии медицинских либо социальных показаний. В перечень социальных показаний на сегодняшний день входят, например,  решение суда о лишении или об ограничении родительских прав, беременность в результате изнасилования, многодетность, низкий доход семьи, безработность, пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы, наличие инвалидности I-II группы у мужа или смерть мужа во время беременности. Если же эти показания отсутствуют, а пациентка все-таки хочет избавиться от плода, то ей придется заплатить за аборт из собственного кармана.  
Напоминаем, что аборт сейчас входит в перечень бесплатных хирургических операций ФФОМС для любой россиянки, имеющей полис РФ. По данным Минздравсоцразвития, расходы на проведение абортов за счет региональных отделений ФОМС составляют сейчас порядка 5 миллиардов рублей в год. И только 3 процента от общего числа делаются по социальным и медицинским показателям. Финансирование подобных операций в остальных 97 процентах случаев авторы инициативы считают непозволительной роскошью в нынешних экономических условиях.
Елена Борисовна выступает за то, чтобы аборты проводились исключительно в государственных больницах. Если законопроект примут, то за прерывание беременности в частных учреждениях придется платить крупный штраф. Причем, взыскание будет касаться и врача (от 500 до 800 тысяч рублей), и владельца клиники (500 тысяч до 2 миллионов 500 тысяч рублей), и самой пациентки (от 150 до 200 тысяч рублей).
Но в качестве альтернативы Мизулина предлагает ввести пособие для будущих мам, оказавшихся в сложном финансовом положении. Средства на это ФОМС планирует взять из высвободившихся в результате проведения реформы денег. Точная сумма пособия пока не называется.
Как говорит сама председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, проект еще не доработан и требует изучения и внесения дополнений по многим пунктам. Однако против него уже высказались заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«Мы заинтересованы в росте рождаемости. Однако женщины не просто так принимают решение о прерывании беременности», – прокомментировала Матвиенко. Она уверена, что женщину действительно необходимо уговорить сохранить ребенка, но если этого сделать не удастся, то государство должно создать «все условия для медицинского и финансового обеспечения такой операции».  Поддержала ее и Голодец, назвав принципы законопроекта «крайними мерами».
Но, несмотря на острую критику со стороны средств массовой информации, своих коллег и простых женщин, Елена Борисовна уверена, что количество абортов нужно сократить: «Аборт сегодня – угроза национальной безопасности России. Количество женщин, способных родить ребенка, в России сокращается. И какой у нас путь? Мы до сих пор не использовали ресурс добровольного отказа от абортов, когда женщина будет понимать, в чем последствия этого аборта, как это скажется на ее здоровье». В этом вопросе ее, конечно же, поддерживает православная церковь: Патриарх Кирилл также выступал с предложением вывести аборты из обязательного медицинского страхования.

Треть беременностей в России заканчивается абортом
Согласно мировой статистике, в среднем, на 100 родов приходится 22 аборта, а в России – 58,7. Но по данным Минздрава общее количество этих небезопасных операций (у женщин всех возрастов) в России стабильно снижается. Так, например, если в голодные «девяностые» в нашей стране проводилось больше четырех миллионов абортов в год, в «двухтысячные» их было чуть больше двух миллионов, то в 2013 уже 890 тысяч.
Тенденция действительно кажется положительной, однако, здесь указаны лишь те случаи искусственного прерывания беременности, которые учтены государственной статистикой. Специалисты уверены, что на самом деле аборты проводятся в 4-5 раз чаще. Ведь данная статистика не учитывает случаи прерывания беременности на поздних сроках, производимые в частных клиниках, гибель эмбрионов в результате абортивного действия внутриматочных и гормональных средств контрацепции, случаи, зарегистрированные как «неразвившиеся беременности», самостоятельные случаи, производимые дома.
Если говорить о количестве абортов в Камчатском крае, то в прошлом году их было сделано 2325. Наши врачи радостно рапортуют, что за пять лет им удалось снизить количество вредоносных операций на 34 процента. Но при всем при этом сами медики говорят прямо, что аборт – это единственная узаконенная операция, которая наносит вред женщине.
Журналисты «Вестей» решили разобраться, насколько вредно искусственное прерывание беременности, к каким последствиям оно может привести и о чем нужно подумать девушкам, прежде чем делать аборт.
На вопросы корреспондента отвечает акушер-гинеколог вилючинской городской больницы Анна Герасимова.

Корр.: Анна Васильевна, расскажите про аборты: что это за операция, на каком сроке его можно делать, какие существуют виды абортов?
А.Г.:  Аборт – это искусственное прерывание беременности, которое делается либо по медицинским показаниям, либо по желанию самой женщины. По законам нашей страны пациентка, находящаяся на сроке до 12 недель, в праве сама решать: оставлять ей ребенка или нет. Если беременная пришла на сроке больше 12 недель и хочет сделать аборт – мы ей отказываем. Дальше может быть только разрешение беременности. Но бывает и такое, что при биохимическом скрининге мы находим различные пороки развития у будущего младенца, но мать даже ничего не хочет слышать про аборт.
Если же женщина, которая носит такого ребенка, согласна на аборт, то его тоже можно проводить только до 22 недель, все, что делается на более поздних сроках, называется уже родами. Но детки, рожденные с пороками развития, практически нежизнеспособны и сразу умирают.
Существует три вида аборта: медикаментозный, мини-аборт и обычное хирургическое опорожнение. Медикаментозный аборт (или как его еще называют фармаборт) производится на ранних сроках – примерно 4-6 недель. Происходит все так: женщина (строго в присутствии врача) выпивает таблетку стероидного препарата (например, Мифепристон), что приводит к отслойке плодного яйца и гибели плода. Через несколько часов она выпивает еще одну таблетку, после чего делается контрольное УЗИ и назначается день гинекологического осмотра, чтобы убедиться, что эмбрион вышел полностью. Наиболее эффективным такой аборт является на сроке до четырех недель, поскольку плодное яйцо не так сильно прицеплено к матке и гормональная перестройка женщины произошла не до конца. Мини-аборт (или вакуумная аспирация) также производится на маленьком сроке – до шести недель. Происходит вакуумная аспирация по принципу пылесоса: плодное яйцо отсасывается из полости матки при помощи отрицательного давления в специальном аппарате.
Хирургический аборт делается на более поздних сроках – до 12 недель. Сначала происходит расширение шейки матки и ее опорожнение путем удаления плодного яйца специальным ножиком – кюреткой. Но какой бы способ вы не выбрали, надо помнить, что чем  позже вы собрались делать аборт, тем выше вероятность появления осложнений после его проведения.

Корр.: В сети очень много жутких статей и видеороликов, где показывают, как делаются аборты: якобы маленькие эмбрионы уже чувствуют боль и пытаются кричать, это так?
А.Г.: Жуткие ролики, которые показывают в Интернете, не имеют ничего общего с реальностью: никого не разрезаем на части и зародыши в это время не кричат от дикой боли. Мы выскабливаем плодное яйцо вместе с эмбрионом практически сразу. Да, иногда происходит травмирование плода, но он настолько мал (около пяти сантиметров), что сложно разобрать, где у него руки и ноги, на выходе мы видим просто сгустки крови.

Корр.: А выкидыш – это что? Каковы причины выкидыша?
А.Г.: Выкидыш – это самопроизвольный аборт. Происходит по разным причинам, но, как правило, случается это до трех месяцев, когда плод еще не так крепко держится за матку. Природа так устроена, что  выживает сильнейший. Возможно, у малыша был порок развития, генетическая поломка в хромосомах, инфекция повлияла. Бывают также хронические выкидыши. Это когда женщина не может выносить ребенка и постоянно теряет его. К сожалению, не все женщины здоровы и могут воспользоваться своей репродуктивной функцией.

Корр.: Я слышала, что существуют еще и криминальные аборты? Что это такое?
А.Г.: Криминальный аборт – это любой аборт, проведенный вне стен специализированного медицинского учреждения и лицом без соответствующего на то образования. Если после такого аборта женщина получит серьезные осложнения (как часто бывает) или вовсе погибнет, то человека, который сделал такую операцию, ждет суровое наказание.

Корр.: К каким последствиям может привести аборт?
А.Г.: Аборт – это вмешательство в организм и, безусловно, это опасно для репродуктивного здоровья женщины. Очень часто после абортов происходят осложнения. Они могут быть как ранними, так и поздними. К ранним осложнениям относятся кровотечения, гематометрии (когда раньше времени закрывается шейка и матка наполняется кровью), различные воспаления (эндометриты, метриты). Но самое страшное – это перфорация матки, это когда доктор инструментом нарушает целостность шейки матки (от такого никто не застрахован, к сожалению). После такой травмы приходится делать полостную операцию по ушиванию. Если такую травму поздно заметить, то это может привести даже к удалению матки.

Корр.: Сколько стоит сделать аборт?
А.Г.: Ничего не стоит, так как эта операция входит в перечень ОМС. Плюс примерно две тысячи стоит наркоз, но если у женщины нет денег даже на это, то мы проводим операцию под местным обезболиванием. Медикаментозный аборт стоит в пределах 8-9 тысяч рублей. В эту сумму входит только стоимость таблетки. Частные клиники на Камчатке делают только фармаборты, сколько стоит такой аборт у них – я не знаю.
(Фармаборт в одной из самых популярных частных клиник на полуострове стоит от десяти тысяч рублей. – Авт.).

Корр.: Во все времена очень популярными были средства экстренной контрацепции. Женщины уверены, что это надежно и безопасно, так ли это?
А.Г.: Безопасность таких средств типа «Постинор» – это заблуждение. Экстренная контрацепция вызывает резкое кровотечение, чтобы яйцеклетка вышла из организма и не произошло оплодотворения. Их выпивают не позднее 24 часов после коитуса. К сожалению, они есть в свободной продаже и стоят не очень дорого. Так что сложно сказать, сколько женщин «спасается» ими, не понимая какой вред наносят своему здоровью. Таблетки вызывают огромный гормональный сбой и последующие осложнения. Как правило, к гинекологам девушки обращаются только тогда, когда начались проблемы после приема препарата. И только на приеме она сознается, что принимала его. Кстати, хочу предупредить женщин, что не всегда такая контрацепция спасет от нежелательной беременности, так что при любых сомнениях нужно идти к гинекологу.

Корр.: Многие женщины, которые не могут иметь детей, ссылаются на сделанный в молодости аборт. Скажите, есть ли разница в каком возрасте делать аборт и часто ли это может привести к бесплодию?
А.Г.: Не всегда в том, что женщина не может иметь детей, стоит обвинять сделанный в молодости аборт. Причин, по которым женщина может стать бесплодной, очень много и без абортов – это инфекции, воспаления, перенесенные заболевания. Аборт – это плохо для организма в любом возрасте – будь то ранняя беременность, или поздняя. Это опасно, так как во время беременности происходит гормональное перестроение. А у юных барышень это гормональное перестроение не закончено в силу возраста, поэтому это вдвойне небезопасно.

Корр.: «Юные» - это сколько лет?
А.Г.: Юными беременными у нас считаются девушки до 17 лет. Организм женщины формируется примерно до 18 лет. Кстати, по нашему законодательству 16-17-летние девочки самостоятельно принимают решения об абортах и приходят к нам без мам.

Корр.: Много ли таких в нашем городе?
А.Г.: Нет, таких мало. Меня радует, что большинство женщин в Вилючинске ответственны в этом вопросе.

Корр.: Как считаете, в чем причина ранней беременности? Нужно ли проводить со школьниками беседы на тему секса, контрацепции?
А.Г.: Причина ранней беременности это детское любопытство, ранняя любовь и отсутствие сексуального воспитания у большинства подростков. Беседы со школьниками вести нужно. И начинать надо чуть ли не с 12 лет, когда у них происходит половое созревание. А то некоторые мамы начинают рассказывать своим чадам, откуда берутся дети, чуть ли не в 15-16 лет. Подростки в этом возрасте уже сами могут многому научить родителей (смеется). Я не призываю рассказывать детям обо всех сексуальных извращениях взрослой жизни, однако, надо рассказывать детям о том, чем это может быть чревато. Но некоторые ролики и энциклопедии смущают даже меня. Думаю, все хорошо в меру.

Корр.: Что делать, если у беременной обнаружены ЗППП (заболевания, передаваемые половым путем)?
А.Г.: Очень многие женщины даже не знают, что являются носителями того или иного вируса. Все беременные сдают анализ на скрытые половые инфекции. И если они все же есть, то мы пролечиваем их. Риска от лечения нет, гораздо больше риска для малыша от самих болячек, вплоть до гибели плода. К сожалению, анализ на скрытые инфекции не входит в ОМС, он бесплатный только для беременных. Если женщина планирует беременность, хочет родить здорового ребенка, то она сначала посещает гинеколога и обследуется. Меня радует, что у нас в городе достаточно много женщин, которые заранее планируют свою беременность. Мужчинам же тоже желательно посетить своего врача: андролога или уролога.  

Корр.: Как часто ваши пациентки приходят на аборт? Рассказывают ли о причинах, по которым решились на это? Отговариваете ли вы их от операции?
А.Г.: В среднем на аборт приходят 1-2 человека в неделю. Чаще всего это женщины самого репродуктивного возраста – от 25 до 35 лет. Большинство из них – замужние. Очень редко, когда женщина объясняет, почему она хочет делать аборт. Она просто приходит и говорит мне: я беременна и хочу сделать аборт. Я не имею права допрашивать ее или пугать осложнениями. Некоторые рассказывают, почему именно хотят сделать аборт. Чаще всего они не уверены, что смогут обеспечить будущего малыша всем необходимым в связи с материальными проблемами. Или женщина уже имеет на иждивении малолетнего ребенка. Но, если я вижу, что женщина контактная и сомневается в своем решении, я могу попытаться переубедить ее, рассказав, чем аборт может грозить в будущем для здоровья. В любом случае всем женщинам дается «неделя тишины». За это время она сдает анализы, готовится к операции, обдумывает свое решение, советуется с родными. Мало кто передумывает, но радует, что такие есть. Большинство же знают, на что идут, и делают это сознательно.

Корр.: Как вы относитесь к абортам?
А.Г.: Я считаю, что аборты – это правильно. В основном это женская безалаберность и безответственность. Женщина должна быть мудрее, с мужчин спрос не так велик, это женщина беременеет, вынашивает 9 месяцев, а потом рожает и зачастую одна воспитывает. Мы принимает какое-либо решение в жизни, значит, мы должны осознавать, к каким последствиям это может привести, то же самое с абортами. Женщина должна понимать свою значимость, что ей когда-нибудь придется становиться матерью. И когда она ложится в постель с мужчиной, нужно думать о возможных последствиях, о своем здоровье. И нужно быть готовой решать возникшие проблемы. Ведь мы живем в 21 веке, есть и презервативы, и комбинированные пероральные контрацептивы (КОКи). Последние не только дают женской репродуктивной системе отдыхать, но и лечат от многих болезней, таких как эндометриоз, например.
И, конечно, нужно ограничивать свои половые контакты, и ложиться в постель только с проверенными партнерами. Очень многое здесь зависит от самой женщины: от ее воспитания и отношения к себе. Беременность – это прекрасный показатель того, как женщина к себе относится.

Корр.: Как вы относитесь к новому законопроекту об ограничении абортов?
А.Г.: Есть страны, где аборты запрещены, ну, например, Афганистан. Там аборты не делают ни при каких условиях: большой срок, маленький срок, есть уродства, нет уродств. Я считаю, так не должно быть. У женщины всегда должен быть выбор. Тем более что ситуации в жизни бывают разные. Если женщина хочет ребенка, то она обязательно посетит гинеколога и будет следить за здоровьем, чтобы сохранить малыша. Но если женщина не хочет иметь ребенка, то она найдет способ, как избавиться от него. Если законопроект вдруг примут (в чем я сильно сомневаюсь), то боюсь, что проблем будет еще больше: возрастет количество криминальных абортов, детей-сирот.

Корр.: Что бы вы хотели пожелать женщинам?
А.Г.: Желаю всем женщинам бережнее относиться к своему здоровью. Всем тем, кто забеременел и хочет сделать аборт – обдумайте это много раз, взвесьте все «за» и «против», посоветуйтесь со своими родными, с гинекологом. Помните, что для женщины самое важное – это ее репродуктивное здоровье.

Наверное, соглашусь с молодым гинекологом – аборты были, есть и всегда будут. И, к сожалению, никакие ограничивающие законопроекты не смогут остановить женщину, которая не желает иметь ребенка. Самое главное, чтобы она осознавала риски, на которые идет. Да, аборты не являются первопричиной бесплодия, но могут вызвать целый ряд пагубных последствий для здоровья, которые обязательно повлияют на репродуктивную систему будущей мамы. Девушки, задумайтесь: с кем вы делите свою постель, предохраняетесь ли во время секса, хотите ли иметь детей в будущем и как будете их воспитывать. Именно от вашего отношения к себе зависит будущее целого поколения.

Катерина АРТЕМЬЕВА.

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."