ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ

Печать
PDF
Морозным февральским утром 2009 года в петропавловском парке Победы собрались около двух десятков мужчин во главе с тогдашними руководителями краевого центра Владиславом Скворцовым и Иваном Данкулинцем. Участники афганской и других локальных войн, в которых принимали участие наши земляки, пришли в День защитника Отечества 23 февраля 2009 года, чтобы открыть закладной камень под будущий памятник воинам-интернационалистам.  

Судьба камня, как и многих других псевдопамятных булыжников в камчатской столице, сложилась печально. Его воткнули – другого слова не подберешь – посреди сугробов в полузаброшенном на тот момент сквере. Вплоть до 2014 года каждую зиму его заметали вьюги, а каждое лето таскали туда-сюда гастарбайтеры, занятые на работах по укладке тротуарной плитке и постройке аллеи героев. Около двух лет назад валун и вовсе кто-то расколол надвое. Говорят, при расчистке снега.
Булыжнику не повезло даже с бронзовой табличкой, прикрученной к нему, чтобы никто не спутал его с десятками других, валявшихся вокруг. За давностью лет уже невозможно установить, кто сочинил выгравированный на металлической пластинке безграмотный текст, орфографию которого мы сохранили: «На этом месте, в сквере Воинской славы (правильное название – парк Победы - Авт.), будет установлен памятник воинам-интернационалистам, с честью выполнивших (правильно говорить – выполнившим - Авт.) свой долг».

От булыжника
до монумента
В нынешнем году, шесть лет спустя после торжественной установки, валун из парка исчез. На его месте 9 октября появился памятник участникам боевых действий и ветеранам военной службы. Но, с нашей точки зрения, лучше бы он там не появлялся. Потому что дело, начатое с небрежно, будто на черновик, сляпанного слогана, очевидно не могло завершиться блестящим шедевром в финале.
В номере «Вестей» от 14 октября мы рассказали о некоторых загадках нового монумента, оставшихся без ответов после того, как с него сорвали белое покрывало. Речь шла о высеченном в граните довольно странном перечне горячих точек, где проходили локальные войны с участием камчатцев. На табличках упомянуты лишь 12 из 33 конфликтов и боевых операций, участники которых в соответствии с федеральным законодательством официально считаются ветеранами. При этом с девятью странами соседствуют остров, географический регион, а также не существующее и никогда не существовавшее государство.
Наша предыдущая публикация «Странный памятник с неизвестными странами» вызвала много откликов. И выяснилось, что «история с географией» – не единственная странность нового монумента в камчатской столице. Есть и другие вопросы, на которые предпочитают не отвечать в общественных организациях и властных структурах, имеющих в той или иной мере отношение к появлению в нашем городе изобилующего нелепостями сооружения.
Речь идет о краевом совете ветеранов, местном отделении всероссийской общественной организации «Боевое братство», камчатском представительстве всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, а также о региональном законодательном собрании. Одна из закрытых сегодня тем, которую мы откроем – финансирование создания и установки мемориала, вместе с чрезмерно, по нашему мнению, затянувшимися сроками реализации проекта.
По информации «Боевого братства», расходы на создание памятника составили около двух с половиной миллионов рублей. Пресс-служба краевого парламента официально сообщила, что мемориал «был создан на средства депутатов Законодательного собрания Камчатского края, а также бюджетные средства и пожертвования ветеранов афганской войны». В администрации Петропавловск-Камчатского городского округа эту информацию дополнили: «Деньги на памятник выделили краевые депутаты, департамент градостроительства, управление благоустройства города и дирекция по эксплуатации зданий города. Всего было собрано более 2,5 миллионов рублей».
Эта сумма близка к реальности, поскольку, по информации «Вестей», смета расходов на мемориал предусматривала расходы на общую сумму в два миллиона 400 тысяч рублей. Но, как видно невооруженным глазом, сведения об источниках финансирования из разных официальных структур, мягко говоря, разнятся. Когда мы выяснили, кто и сколько конкретно платил, то мемориальные дебет с кредитом и вовсе категорически отказались сходиться. По самым скромным подсчетам собрано на памятник было больше, чем заявлено.

Смета для бюджета
Проще всего оказалось разобраться с депутатскими взносами. Дело в том, что члены заксобрания в данном случае тратили на благотворительность не собственные карманные деньги, а бюджетные средства, специально выделяемые им каждый год на выполнение наказов избирателей.
Депутаты Андрей Сизинцев и Михаил Погодаев (оба от ЛДПР) потратили на мемориал свои миллионы целиком. Двое других членов заксобрания – офицеры в отставке –перечислили  еще 400 тысяч рублей. Получателем денег являлось камчатское отделение «Боевого братства». Доходы сровнялись, согласно смете, с расходами.
Как подтвердил нам господин Сизинцев, с эскизами и архитектурным проектом монумента ни до, ни после выделения средств его никто не знакомил. По каким конкретно статьям расходов потрачены деньги, ему тоже долго было неизвестно. О том, что памятник, наконец, установлен, Андрей Сизинцев узнал, только получив приглашение на церемонию его открытия. «Если честно, то, что получилось, меня не совсем удовлетворило, – признался он корреспонденту «Вестей». – Но это дело такое. Думаю, мне некорректно оценивать результат. Люди там воевали и им виднее».
На наш взгляд, Андрей Сизинцев, как и Михаил Погодаев, вправе решать, что они считают для себя корректным, а что нет, распоряжаясь своими собственными сбережениями. Но поскольку они, как уже было сказано, тратили не личные, а казенные деньги, не следовало столь поверхностно относиться к их распределению и финансовой отчетности. Тем более, они фактически добровольно возложили на себя обязанности по контролю курируемого проекта. И рассказы о том, что они «не знали», или им «не показывали», выглядят вполне в духе жирбалбесов. А если бы там соорудили нечто и вовсе непотребное, они тоже стали бы беспомощно разводить руками?
Выделенные из депутатских фондов два миллиона четыреста тысяч рублей, это еще не все, что было собрано для создания мемориала камчатским героям горячих точек. Крупную сумму, точный размер которой остается в тайне, заплатил депутат краевого законодательного собрания, заместитель председателя камчатского отделения «Боевого братства» и первый номер списка спонсоров этой организации, владелец сети супермаркетов Рашид Шамоян. Тот самый, который сразу после торжественного открытия памятника утверждал, что «на нем есть таблички с названиями всех стран, в которых российские воины-интернационалисты принимали участие». Впрочем, он, в отличие от своих либерально-демократических коллег, сделал взнос из собственных денег, так что требовать авансового отчета или нет – в данном случае его личное дело.
Однако и это еще не все. В июне 2012 года, уже после того, как депутаты Сизинцев и Погодаев поставили свои подписи под документами о финансировании памятника, информационное агентство «Восток-медиа» опубликовало со ссылкой на пресс-службу камчатского заксобрания следующую информацию: «Все неравнодушные жители края могут присоединиться к этому проекту и внести посильную финансовую помощь. Справки можно получить по телефону 42-59-93». Если кто не в курсе, телефонный номер принадлежит входящему в «Боевое братство» союзу ветеранов Афганистана. Размеры «посильной помощи», собранной небольшими суммами за два следующих года, вряд ли кто-то может оценить.
Но эти пожертвования, в конце концов, тоже частное дело тех, кто их внес. Мы же считаем хоть и в чужих карманах, но бюджетные, а значит, наши с вами миллионы.

Второе пришествие
за деньгами
Казалось бы, денег на памятник, если верить смете расходов, собрано более чем достаточно. Но в середине 2012 года, примерно в то время, когда запросы о финансировании возведения монумента лежали на столах в рабочих кабинетах депутатов Сизинцева и Погодаева, аналогичную заявку на ту же самую сумму в два миллиона четыреста тысяч получили в администрации ПКГО. Точнее, в муниципальную комиссию по оказанию поддержки некоммерческим организациям. Документы прислало камчатское отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.
В Петропавловске в то время действовала городская долгосрочная целевая программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на 2012-2014 годы». Она предусматривала, в частности, предоставление субсидий так называемым «социально ориентированным некоммерческим организациям» (в документах мэрии их сокращенно называют СОНКО). Получить такую субсидию может не любая из 265 зарегистрированных в краевом центре некоммерческих организаций. Деньги выделяются только тем, чья деятельность приносит пользу обществу.
Рассматриваются проекты по развитию детского образования, защите окружающей среды, охране исторических объектов, организации физкультурно-спортивных мероприятий, и тому подобное. Приоритетом пользуются при этом СОНКО, чья уставная деятельность связана с предоставлением социальных услуг ветеранам и пенсионерам. Такие структуры могут рассчитывать на большую субсидию, чем все остальные. Они могут получить до двух с половиной миллионов рублей за раз, тогда как все остальные – не более полутора миллионов.
Согласно регламенту работы вышеупомянутой комиссии, а также официальному порядку предоставления субсидий, распределяются они на конкурсной основе. Каждый из предоставленных в муниципалитет проектов оценивается по заранее определенным критериям. Таких критериев официально установлено семь. Вот они: социальная значимость проекта, его уникальность и новизна, доля затрат на оплату труда лиц, участвующих в мероприятиях (чем меньше, тем лучше), возможность дальнейшей реализации программы за собственный счет СОНКО, наличие количественных и качественных показателей достижения целей и задач проекта, наличие собственного денежного вклада участников конкурса, а также участие в проекте волонтеров.
По результатам конкурсного отбора на заседании комиссии восьмого августа 2012 года организация ветеранов (пенсионеров) оказалась в списке победителей. Решение гласило: «Выделить 2400 тысяч рублей на полное финансирование сметы расходов по  строительству мемориального комплекса памяти воинов-интернационалистов». Никого из тех, кто рассматривал заявки, изучал критерии и выставлял по ним оценки по пятибалльной шкале, не смутило, что данная СОНКО зарегистрирована по тому же адресу, что и камчатский союз ветеранов Афганистана, который входит в «Боевое братство», уже получившее в заксобрании деньги на этот проект.
Более того, очередной ветеранской организации было выделено две трети от всех денег, предусмотренных в муниципальной казне на субсидирование некоммерческих организаций. Всего в 2012 году было распределено 3 686 тысяч рублей. 2 400 тысяч из них дали на памятник.

Солдат с Поклонной горы
Итак, по самым скромным подсчетам, инициаторы установки монумента из ветеранских организаций, в обилии и взаимосвязи которых можно легко запутаться, собрали на памятник около пяти миллионов рублей, при вдвое меньшей официальной смете. Основная часть денег поступила в кубышку из краевого и городского бюджетов.
Получив в 2012 году деньги, а в 2013 году разрешение гордумы, начать возведение мемориала ветеранские СОНКО не поспешили. Проектирование, создание и установка гранитной стены семи метров в длину и трех в высоту, заняла больше двух лет. За это время, как показывает практика, в Петропавловске можно успеть согласовать, начертить, построить и открыть многоэтажный торговый центр.
Но больше всего удивляет даже не то, что казенные деньги можно было получить на один и тот же проект в двух местах. По-настоящему ошарашивает, когда финансовые документы чиновники и депутаты подписывают еще до того, как эскизы и проект будущего мемориала официально согласованы и утверждены городской думой. Другими словами, разрешат ли ветеранским структурам вообще устанавливать монумент, еще неизвестно, а деньги на него уже выделены.
Впрочем, члены муниципальной комиссии по установке памятных знаков и мемориальных досок, а затем и депутаты гордумы, которые утверждали решение о появлении в парке Победы  трехметрового монумента, не видели эскиза. Точнее, они видели, но совсем другой эскиз, но убедиться в этом никто не удосужился. Картинка, которую показали муниципальным нардепам, была утверждена вначале в городском управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений, а затем и в комиссии по установке памятных знаков. Но после того как петропавловские думцы проголосовали за памятник, про первоначальный эскиз все как-то забыли.
В результате, согласовали монумент в одном месте, а установили его совсем в другом. Сначала к обсуждению и утверждению предложили один проект, а в итоге реализовали другой. Почему архитектурно-градостроительное управление мэрии при этом не контролировало процесс, устранившись от выполнения своих прямых обязанностей? Сегодня на этот вопрос никто не может ответить. Не знают чиновники и имени человека, который принял решение перечислить на гранитной стене мемориала названия некоторых горячих точек. Александр Илюшин утверждает, что идея не его. По-видимому, лукавит.
В том же самом июньском сообщении агентства «Восток-медиа», опубликованном в 2012 году, которое мы уже цитировали, говорится: «Идея создания монумента принадлежит правлению общественной организации «Боевое братство», и его председателю Александру Илюшину, который и стал автором эскиза будущего монумента». Три года спустя, уже после открытия памятника информацию о том, что его автором является господин Илюшин, подтвердил заместитель председателя камчатского отделения «Боевого братства» Виктор Леонтьев.
Почему-то ни у одного из депутатов гордумы ни три года назад, ни теперь не возник резонный вопрос: почему Александр Илюшин фактически присвоил себе авторство чужого произведения? Половину миниатюрного, почти игрушечного бронетранспортера к ноге воина, возможно, совершенно неуместно пририсовал и сам председатель камчатского совета ветеранов. Но автором изображения солдата на розовой гранитной глыбе он точно не является.
Потому что создал его 11 лет назад народный художник России, скульптор Салават Щербаков. Отлитая в бронзе в 2004 году четырехметровая фигура является памятником воинам-интернационалистам, который установлен на Поклонной горе в Москве. Молодой советский солдат в камуфляжной форме с каской в левой руке и автоматом в правой изображен там подошедшим к обрыву скалы и смотрящим вдаль. Фигура воина стоит на постаменте, выполненном из красного гранита. На постамент также установлен бронзовый барельеф со сценой боя.
Таким образом, согласно российскому законодательству об авторских правах, главный камчатский ветеран должен был не просто поставить скульптора Щербакова в известность об использовании созданного тем образа, но и получить официальное разрешение художника. Вряд ли известный и уважаемый маэстро согласился бы на то, чтобы его произведение дополняли подобным образом и помещали рядом с названием несуществующей страны.  

Дмитрий ЧЕРНОВ.

От «Вестей»
Детективная получилась история с установкой памятника ветеранам боевых действий и военной службы в парке Победы.
Сначала заказчик, в лице председателя ветеранской организации «Боевое братство» Александра Илюшина, утвердил один проект, включая его эскизное изображение. Этот проект прошел согласование в Управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений ПКГО, затем комиссия по установке памятных знаков и мемориальных досок при администрации ПКГО согласовала этот проект  и предложила  вынести вопрос по установке спроектированного памятника на сессию городской думы. После чего городская дума утвердила своим решением проект, включая эскиз,  место установки и границы монумента. В итоге, памятник установили совсем в другом месте, и установленный монумент не соответствует изначально утвержденному проекту. Изображение самого воина позаимствовали у московского автора, без его разрешения. Тем самым, нарушив Закон об авторских правах. Произведенные изменения в проекте ни с кем не были согласованы. Следовательно, памятник установлен незаконно и подлежит сносу. Кроме того, на памятнике представлен перечень стран и географических мест, где советские и российские воины принимали участие в боевых действиях.  Этот перечень не полный, выполнен с грубейшими ошибками и вызывает чувство возмущения безграмотностью составителя.
Изначально утвержденный эскиз памятника изображал советского российского военнослужащего стоящего на поверхности Земного шара с автоматом в руках. Не знаю, куда смотрели глаза депутатов городской думы и членов комиссии по установке памятных знаков и мемориальных досок при администрации ПКГО, но посыл эскиза был очевиден. Советский  российский воин-завоеватель наступает своим сапогом на Земной шар. Воинствующая агрессивность будущего памятника, на мой взгляд, не вызывала сомнений. И появись он в таком виде, трудно было бы рассказывать про миролюбие нашего государства иностранным гостям.
Господину Илюшину  удалось внести много дури в благое дело. И получилось, что с этим согласились все официальные лица ПКГО, включая депутатов городской думы (о них отдельный рассказ).
Как могло случиться, что безалаберность и бестолковость одного заказчика, в лице господина Илюшина, осталась неконтролируемой и превратилась в наш идеологический символ?  Разве официальная власть должна поощрять подобные проявления тщеславной глупости?
Когда же мы, наконец, начнем уважать нашу память, историю и культуру?
Когда, же мы перестанем следовать вульгарному инициативному идиотизму, по тому лишь основанию, что его предлагают заслуженные люди?
Скорее всего, сносить памятник не будут по причине того, что он установлен незаконно. Не демонтировали же монумент Матильде с Сеней на объездной дороге Петропавловск-Камчатский – Елизово.
Но поменять и дополнить перечень стран, где воевали наши воины, можно и нужно.
Иначе дело совсем плохо.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."