ТУПИК В ПОХОДЕ ЗА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ И СНИЖЕНИЕМ ЭНЕРГОТАРИФОВ ДЛЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ?

Печать
PDF
На  страницах «Вестей» с начала этого года мы неоднократно обсуждали данную тему («В» № 60 от 20.05.2015; «В» № 62 от 03.06.2015), объясняя причины высокой себестоимости энергетических затрат естественной монополии государственной энергокомпании ПАО  «Камчатскэнерго», находящейся в управлении  двух Управляющих  компаний – ПАО «РусГидро» и ПАО «РАО Энергетические системы востока».

Были предложены варианты ответов на самый основной  вопрос, как снизить себестоимость энерготарифов, как сделать энергетику  Камчатки привлекательной для развития экономики, привлечения инвестиций, для бизнеса и улучшения социального самочувствия населения.  Специалистами КГБУ (Камчатского государственного бюджетного учреждения) «Региональный центр развития энергетики и энергоэффективности» предлагалось в корне изменить направление стратегии развития энергетики региона на близлежащие 15 лет,  используя данные нам природные ресурсы гидроэнергетики, тепла земли  Камчатского края, которых по доступности и мощности  просто несравнимы с аналогичными ресурсами в других регионах России. По большому счету таких просто нет в других регионах.  
Данные ресурсы могли бы закрыть болевые вопросы по энергетике Камчатки,  которые накопились и преследуют ее в последние 20 лет:
– зависимость от поставляемого энергоресурса (мазут, газ, дизельное топливо, уголь) и неважно, где его добывают: на месте или привозят извне;
– рост себестоимости электроэнергии и тепла, которому нет предела и в перспективе не предвидится. Причина – постоянный рост стоимости энергоносителей. Работу персонала высокотехнологических тепловых электростанций, численность которого достаточно велика, необходимо оплачивать  еще и в зависимости от квалификации сотрудников.  И решение в этом одно – государственное субсидирование энергетики региона;
– необходимость повышения энерготарифов из-за существующей устаревшей морально и физически технологии тепловых электростанций. (И тут  возникает вопрос – зачем? Чтоб существующий  энерготариф  по-прежнему  оставался высоким и рос в своей перспективе? – Авт.);
– постоянное ухудшение экологии  региона, огромный вред, наносимы такой ранимой природе Камчатки от выбросов сжигаемого органического топлива: угля, мазута, газа, дизельного топлива.
Дорогостоящая электроэнергия позиционируется в качестве одного из тормозов для  повышения уровня проживания населения, она же является причиной оттока населения из региона, непривлекательности для инвестиций в развитие экономики и промышленности региона.  И это не плод фантазии группы высококвалифицированных специалистов нашего Центра развития энергетики, а накопленный материал по энергетике Камчатского края института «Ленгидропроект» за период с 1970-го по 1988 год прошлого столетия.  Последняя работа, выполненная ими в мае 2013 года («Декларация о намерении строительства трех каскадов  ГЭС на реке Жупанова,  Камчатский край») по договору с Правительством Камчатского края, это  предпроектная работа с элементами ТЭО и обоснованиями инвестиций перед выполнением проектно-сметной документации по строительству каскада ГЭС.  

Суммарная мощность трех каскадов ГЭС обозначена в  415 мВт.  
Первый каскад ГЭС -1 составляет  270 мВт.  (Декларация, стр. 24). Общий объем инвестиций на строительство каскада на реке Жупанова в ценах 1 квартала 2013 года без учета схемы выдачи мощности составляет 89,9 миллиарда рублей без НДС.
Строительно-монтажные работы (СМР) – 67,2 миллиарда рублей в том числе:
– ГЭС -1 – 48,8 миллиарда рублей (в том числе СМР – 36,4 миллиарда рублей);
– ГЭС -2 – 20,8 миллиарда рублей (в том числе СМР – 14,8 миллиарда рублей);
– ГЭС -3 – 20,3 миллиарда рублей (в том числе СМР – 16,0 миллиарда рублей);
Стоимость выдачи мощности составляет порядка 1933,314 миллиона рублей, в том числе по ГЭС-1 – 182, 244 миллиона рублей. Стоимость строительства подъездной автомобильной дороги к ГЭС-1 учтена в общем объеме инвестиций и составляет порядка 5 589,636 миллиона рублей.

Ценовая политика (Декларация, стр. 102).
Себестоимость на момент ввода первого каскада Жупановской ГЭС-1  в эксплуатацию и динамика ее изменения, тарифы:
– себестоимость (рублей за кВт/час)  –  от 2.2  до 1,96 (с 2021 по 2025 год);
– тариф на электроэнергию (без НДС и государственной  субсидии на энергоноситель)  – от 6,49 рубля  до 8,05 рубля (с 2021 по 2025);
Сценарий сбытовой политики – продажа электроэнергии потребителям по цене, определяемой на уровне отпускной цены 2013 года – 3,5 рублей за кВт/час, исходя из срока окупаемости в течение 17 лет. Эта цена на 20% ниже цены, по которой  Камчатские ТЭЦ продавали свою электроэнергию в 2013 году (Декларация, стр.394).
В структуре себестоимости ГЭС нет затрат на топливо, поэтому все текущие затраты относятся к постоянным затратам и составляют (рублей за кВт/час) от 2,2 рубля до 2 рублей (2021 – 2025 год.) в том числе:  эксплуатация составляет от 0,3 до 0,4 рубля (2021 – 2025 год.), а амортизация от 1,9 до 1,6 рубля (2021 – 2025 год).

Проделанная нашим Центром за три года работа по реке Жупанова (с 2013-го по 2015 год) направлена на возможность строительства каскадов ГЭС с учетом   перспективы поставки энергоносителя (газ, мазут, уголь, дизельное топливо), его цены и технического состояния генерирующих тепловых станций в результате старения. Она подтверждает основные выводы работы института «Ленгидропроект», указанных в «Декларации о  намерении  строительств каскада ГЭС на реке Жупанова, Камчатский край», и предлагает решение вопросов по проблемам экологии, сейсмики, ущерба нерестилищам лососевых  рыб, возведения водохранилищ и возможностей по развитию эко-туризма.
Остался следующий, последний шаг, определяющий целесообразность этого проекта, – ВЫПОЛНИТЬ ПРОЕКТНО-СМЕТНУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ! Этот шаг мог бы поставить точку, пресекая столкновения разных мировоззрений, профессиональных интересов различных коммерческих компаний по вопросам стратегии энергоэффективного энергообеспечения и снижения себестоимости энерготарифов  в крае до общероссийских.
Но этому не суждено случится!  Письмом  от 13 октября 2015 года за № 4811086-2 от Администрации Президента Российской Федерации  губернатору Камчатского края рекомендована проработка «альтернативных вариантов энергообеспечения региона в рамках мероприятий по корректировке схемы и программы развития электроэнергетики Камчатского края до 27 мая 2016 года».
К рекомендациям приложено письменное объяснение на имя Президента о ходе выполнения его указания от 12 октября 2014 года № 2405 о поддержке выполнения проекта каскада ГЭС на реке Жупанова, но не строительства.  Далее перечислены семь причин отказа в проектировании и строительстве каскада Жупановских ГЭС, которые в предоставленной информации искажены и вызывают недоумение своими неточностью и недостоверностью.
Во-первых, правительство края просило оказать помощь только в финансировании выполнения проектно-сметной документации, а не строительства ГЭС, на что была резолюция Президента РФ  Министру энергетики – изучить и поддержать.
Во-вторых, почему-то стоимость всего проекта в 86,9 миллиарда рублей переложена на первый каскад ГЭС-1, стоимость которого составляет 48,8 миллиарда рублей;
Непонятно, на основании чего следует считать удовлетворительным состояние оборудования тепловых электростанций существующих ТЭЦ, сроки эксплуатации которых по причине отсутствия средств на их восстановление продлены решением комиссий.
Непонятно также утверждение, что «вопрос снижения добычи объемов  газа в ближайшие 15 лет на существующих месторождениях не прогнозируется». Зачем его прогнозировать, когда его просто ограничили в поставках из-за отсутствия на месторождении объемов согласно проектной документации. В соответствии с Протоколом совместного совещания Правительства Камчатского края с ПАО «Газпром» от 26.01.2015 из 750 миллионов кубометров гарантировано лишь 450 миллионов кубометров до 2020 года.
Далее Минэнерго России отмечает, что реализация Проекта потребует существенных объемов инвестиций, в разы превышающих затраты на модернизацию и реконструкцию существующих ТЭЦ.
Да кто бы сомневался! Объемы инвестиций для строительства проектируемых ГЭС в данной климатической зоне (Исландия, Канада, Норвегия), сюда же можно отнести и наш полуостров, по мировым оценкам (затраченный доллар на себестоимость одного получаемого  кВт/часа) – в пределах стоимостных показателей строительства ГЭС такого порядка.  И  недаром у правительства Камчатского края есть предложения от иностранных инвесторов, которые, ознакомившись с Декларацией, готовы  участвовать в проектировании и строительстве каскада Жупановских ГЭС.
Модернизация тепловых станций – это  70-80% стоимости возведения новой тепловой станции. Вопрос нужно ставить иначе: а зачем это делать, если из-за стоимости энергоносителя в этом нет перспективы снижения нашего энерготарифа  до уровня общероссийского?  И, если это будет газ, то его еще надо изыскать бурением по  предполагаемым прогнозам, и результат еще неизвестен.
Также Минприроды России отмечает возможное негативное влияние строительства ГЭС на уникальный природный комплекс Камчатского края и возможное изменение экосистемы. Но Минприроды всегда будет против любого возводимого объекта в силу своих служебных обязанностей.  Получается, что только для  России характерны «возможные негативные влияния при строительстве  ГЭС».  А все экономически развитые страны  давно, еще с 1970 годов  используют от 70 до 90 % своих гидроресурсов и ничего:  все сбалансировано, и все живут  в экологической чистоте. Они строят ГЭС в природных и национальных парках, не сжигая вредные из-за выбросов  газ, мазут и уголь.
Рыбный ресурс реки Жупанова еще в советские времена был отмечен институтом НИРО низким уровнем ее промысловой значимости, в пределах 0,1-1% от всего вылова рыбы на восточном побережье Камчатки. Тем более, первая ГЭС возводится в 63 км от устья реки, выше основных нерестилищ, и эти проценты легко компенсируются рыборазводными заводами. И как может повлиять ГЭС на реке Жупанова на жизнь Короноцкого заповедника? Да никак – у них разные водоразделы. Даже наши постоянно действующие вулканы с их экологически вредными выбросами не могут справиться с этим. Не надо  домыслов и фантазий. Надо просто понять для себя, что мы хотим: обеспечить комфортные условия для постоянного проживания нашего населения или мы – «сезонники»: северная пенсия – и долой с полуострова.
А как же тогда быть с проблемой экономического развития Дальнего Востока (куда, кстати, входит и Камчатский край) в соответствии с планами и Постановлением Правительства?
Еще, исходя из текста письма, предполагается рост стоимости тарифов при вводе ГЭС в эксплуатацию. На основании чего? Расчетные аргументы, представленные в Декларации, наоборот, говорят о существенном снижении энерготарифа  при вводе в эксплуатацию ГЭС-1 . Почему-то не принят во внимание представленный в стратегии развития энергетики региона Прогнозный график безудержного роста энерготарифов в Камчатском крае в случае отказа от строительства ГЭС, выполненный нашим Учреждением («Региональным центром развития энергетики и энергосбережения»). Для обоснования этого расчета использованы данные энергетиков и обеспечивающих Камчатку энергоресурсных компаний.  
Далее предлагается проработка альтернативных вариантов энергообеспечения региона в рамках мероприятий по корректировке схемы и программы развития электроэнергетики Камчатского края до 27 мая 2016 года. Ни слова не сказано, по какой схеме. Если на самое энергоэффективное решение в стратегии развития  энергетики края – строительство каскада Жупановских ГЭС – наложено вето, то все остальные варианты – это всего лишь иллюзия перспективы снижения себестоимости энерготарифов в Камчатском крае до общероссийских. Все иные решения проблемы, если и существуют, никоим образом не смогут обеспечить снижения энерготарифов. Потребуется продолжение субсидирования поставляемых энергоносителей из госбюджета. В этом случае пойдет любой из вариантов, которые неоднократно предлагали энергетики: реконструкции существующих тепловых электростанций, поиск и бурение газовых и термальных скважин, поставка угля и дизельного топлива, установка бесчисленного количества ветроагрегатов.     
А воз и  ныне там!  Где сокращение загрязнения окружающей среды? Где снижение энерготарифов?  Ответа  нет. ТУПИК.

Владимир СЕМЧЕВ.
Заслуженный работник Министерства
топливной
промышленности России,
заслуженный энергетик,
ветеран РАО ЕЭС России,
имеющий за плечами
37 лет
непрерывного стажа работы в «Камчатскэнерго».


От «Вестей»

В последние годы внимание мирового сообщества привлекает глобальное изменение климата, основной причиной которого, по мнению специалистов, является действие парникового эффекта. Эти изменения связывают с увеличением вредных выбросов в атмосферу, в первую очередь двуокиси углерода (СО2), а также других веществ, что является следствием роста мирового производства и потребления энергии. Несмотря на принимаемые в последние годы рядом государств меры, не удается сократить загрязнение окружающей среды за счет энергетических и связанных с ними отраслей. Более половины выбросов СО2 в атмосферу приходится на долю энергетического сектора!
11 декабря 1997 года на международном саммите под эгидой ООН в японском городе Киото 159 странами был принят и подписан Протокол к Конвенции ООН по глобальным изменениям климата. Киотский протокол – это международный договор,  предусматривающий договоренности о сокращении выбросов вредных промышленных газов. Согласно этому документу, подписавшие его страны взяли на себя обязательства принимать меры по уменьшению выбросов в атмосферу к 2008–2012 годам по сравнению с 1990 годом. Для вступления протокола в силу его должны были ратифицировать не менее 55 стран, на долю которых по состоянию на 1990 год приходилось не менее 55% мировых выбросов. Этот минимум был достигнут, когда договор ратифицировала Россия, доля которой составляет 17, 4%. Всего к марту 2009 года протокол ратифицировало 181 государство, доля которых составляет более 61%. Сформированы органы, координирующие реализацию Киотского протокола.
На долю ТЭКа (топливно-энергетического комплекса) приходится около 90% выбросов парниковых газов, около половины всех вредных выбросов в атмосферу и треть вредных веществ, сбрасываемых в воду. В течение 90-х годов прошлого века объемы этих выбросов в абсолютном выражении сократились, что связано в основном с экономическим спадом, особенно со свертыванием производства в ряде наиболее энергоемких отраслей. Несмотря на ряд мероприятий в сфере охраны окружающей среды, а также весьма высокую долю природного газа в топливно-энергетическом балансе страны, ситуация в экологии российского ТЭКа остается неудовлетворительной.
Основные причины неудовлетворительного положения в экологии в немалой степени связаны со старее нием основных фондов во многих отраслях промышленности, включая ТЭК, нехваткой инвестиций в их модернизацию.
Это приводит к сохранению низкой эффективности в области добычи, транспортировки и потребления энергии, что связано с отсутствием действенных экономических и правовых механизмов стимулирования повышения энергоэффективности и улучшения «экологичности» ТЭКа.
Ныне действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (далее Энергетическая стратегия) исходит из необходимости выполнения Россией ее международных обязательств в области экологии, в частности Конвенции ООН «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» и протоколов к ней, а также Конвенции ООН по глобальному изменению климата и Киотского протокола к ней.
Заложенные в Киотском протоколе принципы и механизмы внешнеэкономических операций с квотами на выбросы парниковых газов открывают возможности по привлечению иностранных инвестиций для повышения энергетической эффективности и соответственно улучшению экологичности ТЭК России.
В Энергетической стратегии много внимания уделяется экологической политике в отношении ТЭКа с учетом международных стандартов в этой сфере, в первую очередь заложенных в Киотском протоколе. Одним из принципов Энергетической стратегии является экологическая безопасность. При этом подразумевается, что развитие энергетики не должно сопровождаться увеличением ее негативного воздействия на окружающую среду. Предусмотрен комплекс мер в этой области, которые позволят снизить уровень выбросов в окружающую среду вредных веществ и парниковых газов, последовательно ограничивая нагрузку ТЭКа на окружающую среду и приближая параметры его деятельности к соответствующим европейским экологическим нормам.
Особое внимание следует обратить на необходимость широкомасштабного внедрения современных технологий во все отрасли ТЭК России, а также в сферу потребления энергоресурсов, что будет содействовать решению проблем энергоэффективности, энергосбережения, а также существенному улучшению экологических стандартов энергетики и других отраслей российской экономики.

В настоящее время,  с 30 ноября по 11 декабря, в Париже проходит саммит 21-й Конференции стран–участниц конвенции ООН по вопросам изменения климата. Его целью является принятие нового многостороннего соглашения по борьбе с угрозой изменения климата на период после 2020 года, которое придет на смену Киотскому протоколу. Президент России Владимир Путин, выступая на саммите, отметил, что изменение климата стало одним из самых серьезных вызовов для человечества, и рассказал о вкладе России в сохранение экологии: «Россия предпринимает активные шаги по решению проблемы глобального потепления. Наша страна вышла на одно из первых мест в мире по темпам снижения энергоемкости экономики – 33,4 % за 2000-2012 годы, а по итогам реализации программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» рассчитываем добиться сокращения к 2020 году ещё на 13,5 %.
Остается гадать, почему наше Минприроды волнует только «возможное негативное влияние строительства ГЭС на уникальный природный комплекс Камчатского края и возможное изменение экосистемы». А вот глобальная проблема изменения климата как то осталась в стороне. Почему именно на Камчатке вредные выбросы в результате деятельности наших ТЭЦ оказываются не такими уж и вредными. И почему именно нам рекомендована проработка «альтернативных вариантов энергообеспечения региона в рамках мероприятий по корректировке схемы и программы развития электроэнергетики Камчатского края» и отказано в развитии и модернизации нашего энергетического комплекса. Ведь не из-за того же, что Россия перевыполнила свои обязанности по Киотскому протоколу?

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."