ШТОРМОВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Печать
PDF
Трагедия в Карелии, где 18 июня 2016 года во время шторма погибли 14 воспитанников лагеря «Парк-отель «Сямозеро», обнажила слишком серьезные проблемы нашего общества: кто и на каком основании сейчас отвечает за жизнь детей, как выигрываются тендеры на детский отдых, почему не отслеживаются Департаментом социальной защиты проекты, за которыми стоят дети из незащищенных слоев населения, и кто в результате будет нести ответственность за детские смерти.
О трагедии, которая произошла в карельском детском лагере 18 июня 2016 года, стало известно только к полудню следующего дня. Дети из лагеря «Парк-отель «Сямозеро» отправились вместе с инструкторами на прогулку по Сямозеру. Всего в составе туристической группы находились 51 человек, из них четверо взрослых. Вечером руководителями смертельного «экоэтноприключения» было принято решение сплавляться немедленно, до надвигающегося шторма. Уставшие от предыдущего марш-броска подростки не хотели идти. Начальство настояло. Когда начался шторм, два каноэ с детьми вынесло на открытую воду, а рафт с их товарищами прибило к одному из островов. В итоге оба каноэ опрокинулись.
Из 47 детей 14 погибли. Возраст – от 12 до 14 лет. По результатам судмедэкспертизы двое утонули, остальные либо получили серьезные травмы о камни и лодку, кто-то, находясь долгое время в холодной воде (спасательные жилеты были не у всех детей), получил переохлаждение, несовместимое с жизнью. До берега было далеко, шторм разбросал тела по всему озеру.

Список из 14 имен опубликован на сайте Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Согласно уточненным сведениям, погибшие дети прибыли в Карелию из Москвы:
Арсений Б. – 12 лет;
Владислав В. – 12 лет;
Денис Г. – 12 лет;
Василий Д. – 13 лет;
Всеволод З. – 12 лет;
Арина К. – 12 лет;
Даниил К. – 12 лет;
Мария М. – 12 лет;
Артём Н. – 12 лет;
Евгений Р. – 13 лет;
Игорь Ф. – 12 лет;
Максим Х. – 12 лет;
Геннадий Ш. – 13 лет;
Амалия Ш. – 12 лет.
Возбуждено уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Это до 10 лет тюрьмы, расследование на контроле главы СКР Александра Бастрыкина. Также появилась 125-я статья УК РФ – «Оставление в опасности», а это штраф или лишение свободы до
1 года. На момент написания материала арестованы директор «Сямозера» Елена Решетова, ее заместитель Вадим Виноградов (сопровождал детей), задержаны инструктор Валерий Круподерщиков, воспитатели Регина Иванова и Людмила Васильева (эти трое тоже были в лодках), под домашним арестом находится глава Роспотребнадзора Карелии Анатолий Коваленко, недавно задержана фельдшер лагеря. Список, вероятно, будет расширяться.
Только после гибели детей начали всплывать факты, один парадоксальнее другого, которые у любого здравомыслящего человека не укладываются в голове.

И сопровождающие лица
По словам представителя СК РФ Владимира Маркина, дети просили инструктора и воспитателей не отправляться в плавание на ночь глядя и в бушующий ветер. Но взрослые – дальше цитата – «настояли». Взрослые – это замдиректора лагеря Вадим Виноградов, инструктор Валерий Круподерщиков – 19 лет, воспитатели Регина Иванова и Людмила Васильева, которым по 17.
Воспитатели – студентки-практикантки педагогического колледжа, которые попали в лагерь под угрозой отчисления. Практику пройти нужно, а дальше – либо сам оплачиваешь себе билет в лагерь на юг, либо надо ехать в «Парк-отель «Сямозеро». Как рассказывала сокурсница Людмилы Васильевой (Людмила до сих пор находится в больнице), практически весь курс поехал туда работать в качестве инструкторов. По документам практиканты были кураторами, а на практике оказались «инструкторами».
Ответственность за жизнь детей была возложена на студентов, у которых не было никакого опыта работы ни педагогом, ни инструктором в экстремальных видах спорта. Как писала другая сокурсница на своей страничке «ВКонтакте», Ксения (орфография и пунктуация сохранены): «Мы не умеем управлять лодками, не умеем выживать в походных условиях и в условиях экстремальных ситуаций. Как нам было сказано, мы должны обес-печить отдых детей и занимать их в течение дня, однако, каждый день случались ЧП, но руководство закрывало глаза и всю вину переложило на студентов». По рассказам детей, девушки, насколько могли, помогали детям, оказавшимся за бортом.
Помимо девушек, с детьми был еще «инструктор» Валерий Круподерщиков. Только после трагедии выяснилось, что это был его первый водный поход. Отказаться не мог, так как ему тоже не засчитали бы практику, а значит, отчислили бы из колледжа. Однако во время трагедии, как рассказывают выжившие дети, именно Валерий помогал тем, кто оказался в воде, – и живым, и мертвым. Вытаскивал до последнего.
Замдиректора Вадим Виноградов, слывущий юморным кавээнщиком, был в свое время председателем Республиканской объединенной лиги КВН, имел опыт работы в «Орленке». О нем отзываются как о добром человеке с хорошим чувством юмора. Вероятно, именно этого оказалось достаточно, чтобы поставить его заместителем директора спортивного лагеря. По рассказам выживших детей, именно он кричал и настаивал на том, чтобы дети, очутившись на одном из островов во время злополучного путешествия, срочно собирали вещи и в ночь отправились сплавляться, так как на следующий день объявили штормовое предупреждение.
Как сложится судьба «взрослых», виновных в трагедии на Сямозере, станет ясно по результатам следствия. Выжившая воспитанница, 12-летняя Юля, находящаяся на грани суицида, помогала своим
друзьям выбраться на берег. Сейчас с ней работают врачи и психологи. Именно она рассказала, что Валера (Круподерщиков) помогал вытаскивать детей на берег. В защиту студентов-практикантов, не имеющих ни образования, ни опыта работы с детьми, в Интернете идет сбор подписей, где упор делается на то, что они находились под давлением администрации лагеря. Но надеюсь, что следователи дополнительно выяснят, кто именно так безответственно отправил практикантов в лагерь под видом инструкторов. Любопытно, что директор лагеря Елена Решетова, как известно, большую часть времени находилась в Москве. Ее «прекрасное далеко» компенсировал зам – хохмач и «душка» Виноградов.
В частности, компенсировал тем, что, как стало известно 27 июня от представителя СК Владимира Маркина, Виноградов после ЧП первым делом позвонил не в МЧС, а Решетовой. И оба приняли решение не звонить в официальные службы в надежде, что все «рассосется», что справятся своими силами.
Я сама педагог, у меня за плечами более 20 лет работы с детьми, в том числе в пионерских лагерях. Ни один директор детского учреждения не имеет права, под угрозой уголовной ответственности, выпустить детей в сопровождении, особо отмечаю, профессиональных педагогов без инструктажа. Педагог расписывается за каждую фамилию ребенка, родители возлагают на него ответственность через письменное разрешение, в обязательном порядке врач дает заключение о состоянии здоровья каждого воспитанника. Даже если у кого-то из педагогов нет опыта и квалификации инструктора спортивных походов, в группе должны быть те, у кого такая квалификация есть. Это условие. Так было всегда. Но так перестало быть…

Волны с человеческий рост
Вот что мы узнаем дальше о трагедии в Карелии. Цитата, от которой стынет кровь. «Сейчас у следствия появилась информация, что когда группа собиралась в поход, дети предлагали инструкторам не выходить в плавание, так как по лагерю ходили слухи о штормовом предупреждении, но инструкторы, несмотря на это, настояли на выходе… Именно поэтому я в этом году решил не отправлять одну из дочерей в лагерь: они ничего не понимают про безопасность детей», – пишет один из блогеров, многодетный отец.
И действительно, 17 июня МЧС России преду-преждало о ливнях и порывах ветра до 20 метров в секунду в Карелии. Что касается субботы, 18 июня, то опасных и неблагоприятных метеорологических явлений не прогнозировалось: днем короткие грозы, ветер – максимум 14 мет-ров. Однако официальный представитель ведомства Алексей Ткачев заверил: о буре людей предупредили через СМС – о двухметровых волнах в том числе. А в деревнях, разбросанных по берегу Сямозера, местные вспоминают: «В субботу небо было в тучах, волны на озере – с человеческий рост. А вода в июне тут 15 градусов».
И, как стало известно, дети получали на телефон СМС о штормовом предупреждении. Именно поэтому многие не хотели выходить в смертельный поход.
Но даже при этих условиях, согласно пресловутой программе лагеря, дети должны были на ночь высадиться на одном из островов, переночевать там, и так дальше – от острова к острову. «Инструкторов» из педагогического колледжа не пугало, что в среднем на время похода на Сямозере было от 13 до 20 градусов – днем. С дождем.
Не укладывается в голове, как руководство, которое, как выяснилось позже, не имело права даже покидать лагерь (отсутствовало разрешение на проведение всякого рода походов), собиралось провести ночь с детьми на острове? На чем они должны спать? Когда просушивать одежду и обувь? Чем питаться и согреваться? Не говоря уже о том, где сертификат на плавсредства? Сямозеро – 30 км в длину и 25 в ширину – одно из коварных озер Карелии. Где заявка на такого рода поход, которая должна быть завизирована уполномоченными органами? Как минимум МЧС должно было получить заявку, чтобы быть в курсе. В походе 47 детей, почему не было врача?
Не укладывается в голове, как фельдшер, принявшая 18 июня сообщение от воспитанника лагеря о перевернувшихся плавсредствах с детьми, проигнорировала информацию и не сообщила ни начальству, ни в МЧС? Поэтому звонок не зафиксирован в журналах вызовов скорой помощи. Фельдшер задержана теперь правоохранительными органами. Следствие покажет, знали ли «взрослые» о штормовом предупреждении и почему они не оценили скорость ветра и высоту волны, как, надеемся, следствие выяснит, насколько дети были готовы с технической и организационной точки зрения к выживанию в таких условиях. Пока мы знаем, что у половины детей не было спасательных жилетов!

Отель «выживание»
Как могло такое случиться, что информация чиновников о лагере полностью не соответствует информации детей и родителей? Глава Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян (а именно из Мос-квы в отель были отправлены дети из неблагополучных и малоимущих семей) в интервью «Комсомольской правде» 20 июня сказал, что к ним жалобы на лагерь не приходили: «Жалоб на этот конкретный лагерь не было… У детей были только положительные эмоции. На питание они не жалуются, на вожатых они не жалуются. Более того, когда я по информации тех же соцсетей спросил у детей, правда ли, что вожатые дерутся, грубят вам, ребята меня подняли на смех».
Вероятно, дети в лагере были разные, и чиновник разговаривал не с теми, кто жаловался еще год назад и на качество питания, и на грубость, и на угрозы и побои со стороны вожатых. И уж тем более чиновнику не было известно, что, как говорят родители, в прошлом году вместо 200 детей в лагере оказалось почти втрое больше.
А сколько их было в этом году? Оправдывает ли чиновника незнание, что одна группа детей живет в корпусах, вторая в этот момент ходит в поход, а третья сплавляется по озерам, что следует из так называемой программы? Дети в лагере спали по очереди. Вопреки гигиене и санэпидемиологическим нормам.
Шокирует информация о том, что после трагедии сотрудники МЧС долгое время не могли сформировать списки детей, находящихся на отдыхе в злополучном отеле. Ответит ли за это персонально глава Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян?
Это «опыт выживания», когда дети, замерзнув в предыдущем марш-броске на 8 км в одну сторону, не захотели сплавляться на рафте, а их заставили? Именно об этом рассказывали те, кто выжил. Это «опыт», когда дети предоставлены сами себе, а «инструкторы» лежали в палатках – только ноги торчали? Это очень «оздоровительно», когда в какой-то момент немногих оставшихся профессиональных инструкторов выселили из корпусов в техническое помещение, а освободившиеся комнаты заставили кроватями? А ведь именно так продали еще штук 20 путевок.

Страшный тендер
И вот тут-то доходит дело до, пожалуй, одной из самых интересных загадок во всей этой страшной истории. «Парк-отель «Сямозеро» уже в третий раз участвовал в тендере по организации детского отдыха, что следует из информации, размещенной на официальном сайте госзакупок в ЕИС. Третий, «смертельный» контракт с ООО «Парк-отель «Сямозеро» «был заключен в мае, его цена составила 45,3 миллиона рублей. Планировалось приобрести 1478 путевок, в том числе 924 летних турпакета на 21 день по цене 37,7 тысячи рублей за место».
Агентство федеральных расследований FLB.ru выяснило тонкости этого контракта. Благодаря одному из экспертов,  стало известно, что заказчик – Департамент труда и социальной защиты населения города Мос-
квы, 29 апреля 2016 года разместил в ЕИС извещение № 0173200000216000066 о проведении электронного аукциона на закупку путевок на оздоровление детей, нуждающихся в социальном обслуживании, в оздоровительное учреждение, реализующее экоэтноприключенческие туристические программы отдыха, расположенное в Республике Карелия на сумму 45536284,17 рубля.
Для участия в данной закупке заявки подавали два участника, но при подведении итогов торгов заказчиком по результатам рассмотрения вторых частей заявок было принято решение о «несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, второй части заявки второго участника», что обеспечило победу в аукционе для общества с ограниченной ответственностью «Парк-отель «Сямозеро».
Любой тендер имеет так называемое техническое задание (ТЗ). Так вот в этом тендере оно также имеется, и речь идет об отдыхе детей в оздоровительном учреждении, который должен быть организован в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ и города Москвы, регламентирующими отдых и оздоровление детей, в том числе 26 законов и постановлений. Все они – об ответственности, прежде всего за жизнь и здоровье детей!
Однако, как получилось, что тендер выигран организацией, директор которой (Елена Решетова) числится ответчиком по 93 судебным делам, к тому же в долгах перед другими организациями на сумму почти 1,2 млн рублей? Парадокс, организация, которая не платит штрафы Роспотребнадзору, оказывается выигравшей тендер, а глава местного Роспотребнадзора Анатолий Коваленко, зная о многочисленных нарушениях при исполнении законодательства в сфере организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних, допускаемых руководством ООО «Парк-отель «Сямозеро», тем не менее, ничего не предпринял для того, чтобы лишить лагерь и его директора права на какую бы то ни было деятельность. Более того, он допустил, чтобы лагерь продолжал свое экстремальное существование. А ведь именно его ведомство, в том числе, обязано было проверить тех, кто получил бюджетные деньги на организацию отдыха детей.
Получается, что жизнь детей оказалась вторична по сравнению с электронным аукционом, который не отследили. Не отследили его законность не только в Карелии, но и в Москве, откуда дети выехали. Тогда тем более остаются вопросы и к заказчику, Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы.
Как стало известно 27 июня, ФАС проверило закупку, но  нарушений не нашла. «Проведенная ФАС проверка не выявила никаких нарушений для размещения госзаказа», – сказал в воскресенье заместитель мэра столицы по социальным вопросам Леонид Печатников.
Как рассказывает эксперт, ТЗ не может быть просто закупочной документацией, когда речь идет о безопасности детей. Разве заказчик не обязан проверить, какие услуги реально будут предоставлены детям, и как они будут соответствовать перечню документов, о которых идет речь в анализе конкурса, то есть указам президента, федеральным законам, положению СанПиН, многочисленным приказам Минтруда и Минздрава? Разве это не категорическая, персональная ответственность того института государственной власти, который не просто закупает путевки, а должен организовать безопасный и качественный детский отдых?
Уже после трагедии появились сообщения о том, что лагерь не соответствовал санэпидемическим нормам, пожарным нормам, пляж и помещения, в которых должны были жить дети, не соответствовали требованиям, предъявляемым к данным объектам, и многое другое. И еще один риторический вопрос. Разве такая серьезная организация, как Департамент  труда и социальной защиты населения Москвы, не обязана проверить каждый объект, с которым она имеет договорные отношения?
Наконец, стоит задуматься и о самой процедуре тендеров, которая сегодня доведена до абсурда, когда побеждают те, кто дают самую низкую цену. А вот как будет обеспечиваться детский отдых и безопасность за эту цену, никого уже не волнует.
Есть ощущение, что в ходе следствия непременно всплывет более подробная информация о том, какова коррупционная составляющая в этой страшной госзакупке, кто так называемая крыша Елены Решетовой и была ли она самостоятельным игроком или зиц-председателем…
Лейли ВАИСОВА,
спецкор Агентства федеральных
расследований FLB.ru
������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."