ЖИЗНЬ ПОКАЗЫВАЕТ: КАМЧАТСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СМЕРТЕЛЬНО

Печать
PDF

Маша Волкова умерла 11августа. Она просто не проснулась утром. Какую боль пережили тогда ее близкие, может понять только тот, кто так же внезапно терял любимых. Скупые строки судебно-медицинской экспертизы: «Острая коронарная недостаточность». Что скрывается за этой записью? Два года душевной боли из-за несостоявшегося материнства. Два года судебных разбирательств, на которых Маше вновь и вновь приходилось всю боль потери переживать заново. Маша обратилась в суд с иском к родильному дому № 1 о взыскании морального вреда, где указала, что 15 июля 2014 года в результате операции «кесарева сечения» у нее родился мертвый ребенок.

 По данному факту было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было прекращено в связи с отсутствием в действиях врачей состава преступления. Как говорят близкие Маши, им заявили: «Вот если бы врач уронил новорожденного на пол и тот в результате погиб, то это было бы преступление. А так как ребенок умер, не родившись, в действиях врачей нет состава преступления».

 

 Напомним о трагических событиях  лета 2014 года.

С 6 июля по 22 августа 2014 года в роддомах Камчатки было зафиксировано восемь смертей. Во втором роддоме 6 июля умер мальчик, в первом роддоме15 июля погиб ребенок, 16 июля не смогли спасти ребенка в Усть-Большерецкой районной больнице, роженицу  успели откачать, доставив рейсом санавицации в Камчатскую краевую больницу. Далее18 августа в первом роддоме во время кесарева сечения погибает 42-летняя мать и ее малыш. По этим случаям СКР возбудил уголовные дела по признакам причинения смерти по неосторожности, вследствие халатности врачей. В первом роддоме 18 августа произошла смерть семимесячного младенца, рожденного 19-летней горожанкой. Медики эту смерть скрыли от правоохранительных органов и этому факту в СКР пообещали дать правовую оценку. Далее, 20 и 22 августа у 26-летней роженицы один за другим погибают мальчики-двойняшки. В итоге распавшиеся семьи, сломанные судьбы.

Наверное, стоит напомнить о молодых женщинах, которым не дали стать мамами.

Маша Волкова – сотрудница городского родильного дома № 1, у которой 15 июля 2014 года во время родов погиб здоровый младенец.

Заира Мадаева. Ее первая беременность закончилась гибелью младенца и удалением матки. Заира утверждает, что ребенок родился живым, она видела, как его протирали на столике, обсуждали – светленький он или темный, слышала, как мальчик хныкал, и лишь спустя некоторое время врачи стали суетиться, искать препарат для инъекции, сделали укол, засекли время и констатировали смерть. Врачи утверждают, что ребенок родился мертвым.

Таня Чиковская. История Тани тоже произошла в роддоме 2-й горбольницы в 2013 году и похожа на Заирину: первая беременность проходила хорошо, но закончилась трагично – смертью плода и удалением матки. Девушка также утверждает, что ей пришлось терпеть хамство и грубость врачей и медперсонала, что она не увидела ни капли сочувствия и поддержки.

Не стоит забывать и Юлию Сивушенко, у которой 15 лет не было детей. В 2008 году дети – девочка и двое мальчиков – родившиеся с весом более килограмма, погибли на вторые и третьи сутки жизни. Врачи, как выяснилось, были не готовы к выхаживанию недоношенных детей.

У детей развилась дыхательная недостаточность, но врачи не смогли оказать им помощь в полном объеме из-за отсутствия соответствующих препаратов и все трое новорожденных погибли, не прожив и двух дней. Родители тройняшек подали в суд на роддом,  суд вынес решение: иск родителей полностью удовлетворить.

 Олеся Гринчук. В Елизовском роддоме у девушки в течение нескольких суток отходили воды, она умоляла сделать ей УЗИ, КТГ, очень переживала за свою малышку, которая толкалась все слабее, но врачи были неумолимы и «сохраняли» беременность до тех пор, пока плод не умер в утробе.

«…При обследовании врач сделал заключение, что беременность протекает хорошо, никаких отклонений в развитии у плода не обнаружено. Мы растем дальше. Все так же наблюдаемся у наших врачей, прислушиваемся к их  советам.

За всю беременность я ни разу не легла в стационар, так как все анализы были в порядке, и врач не считала необходимостью мое пребывание там. В тридцать недель я снова, как и положено беременной женщине, сделала последнее, третье УЗИ все там же. И снова никаких отклонений,  врач-УЗИст обрадовала меня тем, что малышка будет крупненькая, и здоровенькая. Я даже записала диск и смотрела, как моя девочка внутри меня живет, зевает, сосет свои маленькие пальчики. Все было настолько прекрасно, что даже и подумать нельзя было, что через несколько дней все в моей жизни переменится и то, о чем я мечтала, обернется для меня кошмаром. Ведь все уже было готово к появлению на свет моей долгожданной малышки. Ее уже звали Полина!!!

…Роды прошли, но я не услышала столь долгожданного крика, мне даже не дали увидеть свою девочку, хотя мне и самой было жутко страшно увидеть бездыханное, тихое тельце моего ангелочка, которого я так долго носила у себя под сердцем. Слезы лились из моих глаз, я захлебывалась от своих рыданий, а врач Юсуповская И.В. сказала мне: «Что ты ноешь, ты родила урода, с кучей патологий!». Но ведь это неправда!!! Моя дочь по всем показаниям развивалась отлично, была здоровенькой, пока я не попала в роддом к нашим врачам!!! И тут понеслось: «Ребенок умер от инфекции, генетически больные родители, куча патологий», хотя все это было впоследствии опровергнуто гистологическими экспертизами.

Врач Прокофьева Л.А. даже в прокуратуре опровергала тот факт, что я обращалась к ней за помощью, она бессовестно и лживо утверждала, что такого не было. Придя ко мне в палату утром 12 мая, после моих ужасающих родов она, глядя мне в глаза, легко и просто сказала: «Чтобы тебе легче дальше жилось, прими это как выкидыш!» Выкидыш весом 1900, ростом 44 см, у которого уже было имя, который уже мог жить радовать маму, папу, бабушек, дедушек!!! Как у нее повернулся язык успокаивать меня такими словами. И вот меня положили в палату, где лежат счастливые роженицы, которым несут цветы и маленькие комочки, которые сладко причмокивают своими маленькими ротиками и просят грудь. Я лежала и думала, как жить дальше,  ведь мне не испытать тех нежных чувств от прикосновения к маленькому тельцу своей малышки».

Юля Горшенина из Вилючинска. По такому же сценарию, как у Олеси, в Елизовском роддоме лишилась младенца. Ее мама со слезами на глазах рассказала, как трое суток умоляла «прокесарить» Юлю, истекающую кровью, но врачи игнорировали просьбы, и ребенок погиб.

Лена Силантьева. История Лены отличается от предыдущих тем, что ей одной из первых удалось не только довести дело (которое трижды прекращали) до суда, но и получить решение суда, установившее вину врачей. Елена  решилась стать мамой в 42 года, у нее было 6 показаний к «кесареву сечению», но врач Дорошенко вывела женщину в роды. Ребенок родился с сильными признаками удушения и переношенности, синего цвета, с остановившимся сердцем и деформированной головой. Он прожил трое суток и умер.

Суд постановил, что МБУЗ «Городской родильный дом № 1» должен выплатить Елене Силантьевой компенсацию в 300 тысяч рублей, хотя женщина подавала иск на 5 млн рублей. «Не потому, что мне нужны эти деньги, – пояснила она, – а потому, что если за каждого загубленного младенца (в случае если установлено неправильное ведение родов) медучреждение вынуждено будет платить по 5 млн, врачи начнут более ответственно относиться к своим обязанностям».

В отношении руководства роддома №1 Петропавловска-Камчатского, где за два месяца погибли пять новорожденных, проводится служебная проверка, заявила тогда министр здравоохранения Камчатского края Татьяна Лемешко.

«Мы проводим служебную проверку на предмет качества оказания медицинской помощи, условий пребывания в родильном доме №1. Выводы будут сделаны соответствующие и достаточно жесткие. Считаю, что персональную ответственность за работу медучреждения несет его руководитель – главный врач». То есть сама госпожа Лемешко совершенно ни при чем? Это не ее компетенция – качественное, доступное и профессиональное здравоохранение?

Тогда, после череды детских смертей, 15 августа 2014 года в министерстве здравоохранения Камчатского края состоялась встреча представителей общественности с руководителями медицинских учреждений региона.  За столом собрались члены правительства края, руководители и ведущие специалисты лечебных учреждений, депутаты, журналисты… И – женщины, пришедшие в роддома счастливыми роженицами и вышедшие оттуда самыми несчастными, несостоявшимися матерями.

Я слишком хорошо помню эту безобразную пятичасовую встречу, где не оказалось виноватых в том, что погибли восемь малышей. Министр Татьяна Лемешко сообщила, что процент детской смертности на Камчатке не выше, чем по России. Неужели она думала, что это заявление успокоит хоть кого-то из пришедших на встречу?

Собравшиеся начали задавать слишком «неудобные» вопросы.

И с первых же минут стало ясно, что ответы на эти вопросы не прозвучат.

- Почему из лечебных учреждений пропадают карты беременных, документы о ведении беременности и родов? (Медики категорически отрицали это утверждение, по их заявлениям ничего не пропадает. Но вот спустя два года после этой «исторической» встречи, в заключении алтайских медиков относительно истории родов Марии Волковой, однозначно было указано, что «представленные в истории родов кардиотокограммы имеют дефекты оформления (Обрезанный верхний край. Нет указаний на принадлежность М. Волковой) и не полностью соответствуют описанной в истории родов клинической картине»).

- Почему отдельные врачи настоятельно рекомендуют родственникам погибших младенцев предоставить захоронение государству, не показывают тело, не сразу сообщают родственникам о трагичном исходе?

- Почему, если схватки начинаются в ночь, роженицам делают инъекции снотворного? Почему игнорируют просьбы сделать УЗИ, КТГ, когда роженица чувствует, что с младенцем что-то не так?

- Почему отказываются делать «кесарево сечение», даже когда к нему есть показания?

- Как объяснить факт, что в случае смерти младенца у рожениц часто стали выявлять инфекции, которых при ведении беременности и даже при подготовке к родам не наблюдалось, хотя анализы перед родами делали всем?

- Почему нет поддержки семьям, в которых дети получили инвалидность во время родов или впоследствии из-за родовых травм? Например, ДЦП после асфиксии.

 В основном, на этой встрече говорила Ольга Васильевна Ванчикова (главный акушер-гинеколог ККГУЗ МИАЦ, главный внештатный акушер-гинеколог министерства здравоохранения Камчатского края), отвечая даже по позициям, которые касались непосредственно работы минздрава. Но ответы на главные вопросы несостоявшиеся мамы так и не получили.

Ответ на вопрос «Состоят ли действия врачей по оказанию некачественной

медицинской помощи пациенткам в причинно-следственной связи с рождением мертвого ребенка?», оказывается, находится в компетенции судебно-медицинской экспертизы.

Ответ на вопрос «Кем именно из врачей допущены врачебные ошибки и в чем они

выражались?», также находится в компетенции судебно-медицинской экспертизы».

То есть, двадцать один человек, считающиеся специалистами в своей отрасли, не смогли ответить на простые вопросы: почему не были проведены все необходимые мероприятия в ходе беременности и родов и кто именно виновен в том, что эти мероприятия не были проведены? А ведь за каждой манипуляцией или отсутствием записи в медицинской документации стоит конкретный человек, у которого есть имя и фамилия. Так в чем проблема?

На вопрос: «Чья, конкретно, вина в том, что погиб ребенок», ответа, естественно, также не последовало. И уж совсем неуместно прозвучало высказывание бывшей заведующей акушерско-гинекологическим отделением первого роддома Татьяны Санаковой в адрес Марии Волковой: «И это твоя благодарность, Маша врачу Ольге Валерьевне Коваленко за то, что она для тебя сделала?!» Маша, что, должна руки целовать врачам за то, что погиб ее ребенок?

Ольга Васильевна Ванчикова, резюмируя сказанное ею ранее, подытожила, что во всех случаях виноваты сами женщины. Они инфицированы, у них масса болезней, поэтому и умирают дети. Очередной вопрос, почему инфекция не выявляется в ходе беременности, остался невыясненным. А еще, оказывается, женщины курят. Высказывание госпожи Ванчиковой: «А как вы все знаете, курение убивает...» со злым восторгом продолжила аудитория: «...лошадь!».

 Но вернемся к Маше Волковой.

Так как заключение комплексной судебно-медицинской экспертизы № 98, сделанное в рамках уголовного дела ГБУЗ Бюро СМЭ по Камчатскому краю, не дало ответа на основные вопросы постановления следователя, а именно: не сделан вывод о причинной связи между смертью ребенка М. Волковой и ненадлежащем исполнении должностных обязанностей медицинскими работниками при приеме родов у Марии Волковой, а также в заключении экспертов не дан ответ на вопрос, кем именно из врачей допущены нарушения, Марией было подано ходатайство о назначении повторной судебно-медицинской экспертизы в другой регион Российской Федерации. Ходатайство следователем было удовлетворено.

Так вот, отвечая на обвинения Ольги Ванчиковой, что все женщины, потерявшие детей, виноваты в этом сами, приводим выводы экспертного заключения, сделанного КГБУЗ «Алтайское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» на основании постановления старшего следователя следственного отдела по городу Петропавловску-Камчатскому СУ СК РФ по Камчатскому краю Нетеса А.Г.

В состав судебно-медицинской комиссии вошли: профессор Шадымов, доктор медицинских наук, судмедэксперт высшей категории, зав. кафедрой судебной медицины и права Алтайского государственного медицинского университета (стаж работы – 30 лет);  профессор Фадеева, доктор медицинских наук, зав. кафедрой акушерства и гинекологии этого же университета (стаж работы 42 года); профессор Меркулов, доктор медицинских наук, врач-анестезиолог высшей категории (стаж работы – 29 лет); кандидат медицинских наук, врач-судмедэксперт Фоминых (стаж работы – 10 лет).

« …Изучив предоставленные на экспертизу материалы дела по факту смерти ребенка Волковой М.Е., судебно-медицинская экспертная комиссия приходит к выводам.[…]

Если коротко сформулировать выводы, изложенные на семи страницах заключения, то получится следующее.

Исходя из данных представленных медицинских документов, в результате ультразвукового исследования беременности Маши какой-либо патологии плода выявлено не было.

На основании стандартов оказания медицинской помощи в конкретном случае с Машей Волковой была показана дородовая госпитализация в 36-37 недель беременности. А оптимальным сроком родоразрешения является период 37-38 недель. Однако Марии в эти сроки была назначена только очередная явка в женскую консультацию и дородовая госпитализация не была рекомендована. В роддом Маша поступила при сроке беременности 38-39 недель, при этом у нее был диагностирован крупный плод. В этом случае для определения соответствия окружности головки ребенка размерам таза матери необходимо было провести ультразвуковое исследование  с измерением размера головки плода, что также выполнено не было.

Судебно-медицинская экспертная комиссия указывает, что сочетание у Марии отягощенного акушерского анамнеза в данном случае являлись комбинированными (сочетанными) показаниями для оперативного разрешения на момент поступления женщины в роддом. Комиссия сочла необходимым отметить, что для объективного контроля внутриутробного состояния плода (в том числе, для исключения развития острой гипоксии) был необходим непрерывный кардиомониторинг в родах, который не проводился. Комиссия также отмечает, что «представленные в истории родов кардиотокограммы имеют дефекты оформления (Обрезанный верхний край. Нет указаний на принадлежность М. Волковой) и не полностью соответствуют описанной в истории родов клинической картине». Кроме того, в дневниковые записи внесены исправления. Судебно-медицинская комиссия считает, что следовало изменить выжидательную тактику родов на оперативное родоразрешение. Также комиссия считает, что «каких-либо пороков развития, врожденных уродств, а также заболеваний, несовместимых с жизнью плода вне утробы матери как в период наблюдения, так и  при патологоанатомическом исследовании ребенка обнаружено не было, младенец был жизнеспособный». Комиссия указывает, что оперативное родоразрешение («кесарево сечение») было проведено поздно. При этом экспертная комиссия приходит к выводу, что «в случае своевременного и технически правильно проведенного оперативного разрешения, при условии отсутствия неблагоприятных последствий операции, осложнений со стороны матери и плода, а также учитывая жизнеспособность плода, было возможно сохранение жизни ребенка».

«Судебно-медицинская экспертная комиссия считает, что между действиями врачей ГБУЗ КК «Петропавловск-Камчатский городской родильный дом – ЛПУ охраны  материнства и детства» и наступлением смерти плода Волковой М.Е. в родах имеется причинно-следственная связь». Приписка к названию роддома «ЛПУ охраны материнства и детства» – явно не соответствует действительности.

 Но сегодня мы так и не видим ни виновных, ни наказанных.

И уж никак не портит статистических данных о младенческой смертности в крае очередной не увидевший свет ребенок.

2 июня этого года в роддоме 2-й городской больницы Петропавловска во время родов умер мальчик. Мама ребенка считает, что медперсонал несет ответственность за смерть младенца. Как рассказала мама погибшего мальчика Ольга Учаева, в течение всей беременности анализы и УЗИ у нее были хорошими. Женщина чувствовала себя нормально.

«Роды начались в срок и прошли быстро. Однако сразу после рождения сын не закричал. Я видела, что медперсонал проводил какие-то манипуляции с телом ребенка, потом его положили на стол», – рассказывает Ольга. – Они стояли около моего ребенка и ничего не предпринимали. По ее словам, около минуты медики общались возле стола, а затем объявили маме, что мальчик мертворожденный. Кто-то из персонала сказал Ольге, что ребенок умер еще за два-три дня до родов и объяснил, что смерть наступила из-за тромба в пуповине.

Ольга недоумевает: «Как же так? Еще ночью я чувствовала, что мой мальчик живой, я чувствовала, как он двигается. Кроме того, непосредственно перед родами меня подключили к аппарату КТГ, который показывает сердцебиение ребенка. Я четко слышала характерный звук прибора, свидетельствующий о том, что сердце сына билось», – утверждает Ольга. – И то, что медики говорят, что за движения малыша я приняла движение кишечника, это абсурд. Как двигался мой малыш, видела и моя мама.

Патологоанатом сказал, что негативным фактором при родах стало пятикратное обвитие ребенка пуповиной и инфаркт плаценты. Однако время наступления смерти эксперт не назвал, заявив, что у него не стояла задача определить его».

Ольга допускает, что эксперт прав и обвитие пуповины могло привести к тому, что во время родов возникли проблемы. Однако она полагает, что сын родился еще живым, его можно было спасти, но медперсонал не стал делать реанимацию, поэтому младенец погиб. И почему медики утверждали, что  ребенок погиб два, а то и три дня назад? Почему тогда аппарат КТГ показывал, что сердце ребенка бьется?

Почему на момент поступления дежурные врачи даже не удосужились взглянуть на  ее карту? Опять одни только вопросы.

Ольга обратилась в управление Следственного комитета РФ с заявлением, чтобы правоохранители выяснили обстоятельства и причины смерти ребенка, а также определили степень виновности медперсонала больницы.

«В заключении патологоанатома, которое предназначено для больничной отчетности, говорится, что смерть плода произошла до родов от удушья из-за обвития пуповины. Однако в рамках проверки назначена еще и судебно-медицинская экспертиза», – рассказали в управлении.  По словам представителя СК, на основании результатов исследования будет принято решение о возбуждении уголовного дела.

Но мы-то уже знаем, как проводится местная экспертиза.

В 2014 году в смерти младенцев обвинили их матерей: они сами – очаги инфекции.

Тем не менее, суд 7 июня этого года определил компенсировать моральный вред

Горшениной Юлии в размере 700 тысяч рублей, 29 июля – Гринчук Олесе в размере

1 миллиона рублей, 18 мая – Емельяненко Вере –  в размере 5 миллионов рублей.

 На последнее заседание суда, 13 августа, Маша Волкова не пошла. Она больше не могла вновь и вновь возвращаться в тот страшный день рождения своего ребенка, не могла вспоминать о том, что могла бы быть мамой, могла бы быть счастливой.

Судя по тому, как развивались события, можно предположить, что судья или адвокат роддома посоветовали ответчикам не продолжать судебные заседания, а предложить Марии Волковой мировое соглашение. По словам близких, Маше позвонили и предложили заплатить миллион за ее потерянного ребенка. Измученная Маша согласилась на это предложение. И 29 июля 2016 года городской суд определил «утвердить мировое соглашение, заключенное между Волковой Марией Евгеньевной, ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» и министерством здравоохранения Камчатского края, по условиям которого роддом обязался в срок до 1 сентября 2016 года выплатить Волковой Марии Евгеньевне денежные средства в сумме 1 миллион рублей».

Похоже, что миллионные выплаты устраивают наших медиков и минздрав больше, чем наведение порядка в родильных домах. Или это неразрешимая задача для руководства медицинских учреждений и чиновников здравоохранения?

 В сентябре этого года Маша планировала надеть свадебное платье и стать женой любимого человека. Она только что смогла начать работать. У Марии и Павла были планы усыновить ребенка, если уж судьба так жестоко лишила их своих детей…

Павел проснулся утром рядом с мертвой невестой. Ее сердце просто не выдержало, она ушла за своим ребенком.

Маша Волкова умерла 11 августа…

На чьей совести будет эта смерть?

Татьяна СЕМЕНОВА

Коллектив «Вестей» приносит глубокие соболезнования родным и близким Марии.

 

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."