КОМАНДОР ВИТУС БЕРИНГ. 275 ЛЕТ СПУСТЯ

Печать
PDF

Есть люди, которые прокладывают путь по бездорожью, а есть те, которые изучают, как первопроходцы одолели этот путь.

Витус Йонассен Беринг, капитан-командор, возглавивший две Камчатские экспедиции, ушел в бессмертие, подвигнув немало ученых исследовать дела, его прославившие.

Витус Беринг умер 8 декабря 1741 года на острове, впоследствии названным его именем. Бухта, которая послужила его последним пристанищем, теперь так и именуется – бухта Командора. Смерть его была мучительна, но принял он ее, как и подобает офицеру российского флота, стоически, без стенаний.


 

Из 77 членов команды пакетбота «Святой Петр» остались в живых только 46 человек. Судно село на мель, и почти целый год его экипаж боролся за жизнь на безлюдном острове. Затем из того, что уцелело от пакетбота, оставшиеся в живых соорудили судно меньших размеров  и благополучно добрались до Петропавловского порта. Для того чтобы построить новое плавсредство, им потребовалось не просто выживать в условиях суровой зимы на берегу, но и соорудить кузницу для изготовления металлических изделий, необходимых для его постройки, обустроить мастерскую. Что говорит не только о мужестве и стойкости экипажа, но и об уровне его мастерства в корабельном деле.

После открытия Командорских островов в начале 20-х годов девятнадцатого века для проведения пушного промысла было решено завести на острова алеутов – выносливых, смышленых и смелых  людей, сородичей индейских племен с Аляски. С этого момента и можно вести счет времени постоянного проживания людей на островах Беринга и Медном.  На острове Медный население, в основном, размещалось в селе Преображенское до 1970 года.  Временными поселениями были Глинка, Корабельное и Жировое. На острове Беринга главным поселком являлось и осталось Никольское. Местами для временного  проживания служили поселения Северновское, Сарановское и Старая гавань. В 2001 году была расформирована пограничная застава на острове Медный. Этому событию предшествовала трагедия, разыгравшаяся на берегах острова. Тогда летом погибли семь пограничников. Военнослужащие под командованием прапорщика пытались по воде переправить выброшенные волнами на берег  бревна. Связав их вместе, солдаты с помощью длинных шестов сплавлялись к заставе. Но мощным отливом их унесло в море. Несколько дней шла спасательная операция. Через двое суток удалось обнаружить лишь одного солдата, который сумел верхом на бревнах в ледяной воде продержаться все это время. К сожалению, история обживания острова Медный закончилась на такой трагической ноте.

На острове Беринга, разделенном с островом Медный проливом шириной 49 км, в настоящее время находится один памятник Витусу Берингу, представляющий собой бронзовый бюст, установленный в 1959 году на двухметровой бетонной стеле, облицованной камнями неправильной формы.  Монумент отлит на ленинградском заводе «Монумент-скульптура» по заказу  первого секретаря алеутского райкома КПСС и председателя районного исполнительного комитета. В честь 275-летия открытия Командорских островов в сентябре 2016 года был установлен памятный знак Витусу Берингу, отлитый из бронзы (согласно российскому законодательству памятником он станет лишь через 40 лет). Автором монумента является московский скульптор Илья Павлович Вьюев. Изготовлен он на деньги камчатских спонсоров.

На первом памятнике, как было установлено историками, оказалось лицо дяди Витуса Беринга. И лишь в 1991 году российским ученым удалось воссоздать истинное лицо Командора. Теперь два знаменитых датчанина – дядя и племянник – встретились спустя почти триста лет на далеком российском острове. И это не последняя ухмылка истории, выпавшая на долю освоения Командорских  островов и сохранения исторической памяти.

В апреле 2012 года  от входа в «Алеутский краеведческий музей» какие-то злоумышленники украли чугунную пушку с пакетбота «Св. Петр». Чугунный музейный экспонат весом 372 кг похитители незаметно утащили волоком, а затем также незаметно загрузили на пароход. Двухфунтовому орудию (раньше калибр орудий определялся по весу чуть больше ядра. Двухфутовое ядро весило 900 граммов) на момент кражи исполнилось 288 лет. Спустя два года музейный экспонат нашелся в Петропавловске-Камчатском в пункте приема черного металла. Сейчас пушка с пакетбота «Святой Петр» находится в Камчатском объединенном краеведческом музее, куда ее передали полицейские для хранения. Нежданно-негаданно экспозиция краевого музея пополнилась редким  музейным экспонатом с острова Беринга. Официальную передачу орудия  из музея в музей пришлось оформить задним числом. Не тащить же его обратно. Уголовное дело в отношении кражи ценного (Точную историческую ценность пушки так и не удалось установить. Поэтому ущерб от кражи оценили по цене металлолома) музейного экспоната закрыто. Злодей не найден. Что вызвало немало удивления среди населения поселка Никольское, где проживают всего около 700 человек, где все автомобили наперечет, где загрузку плашкоута выходит сопровождать каждый 30-й житель поселка. Как можно было там незаметно что-то украсть, да еще весом в 372 кг?

Существует еще одна, более весомая историческая неопределенность, связанная со стоянкой Витуса Беринга. Если облик Командора определили достаточно точно и, соответственно, место его захоронения, то в отношении остальных умерших членов команды этого сказать нельзя. Поэтому лежат ли под могильными плитами останки именно тех людей, чьи имена высечены на граните, доподлинно неизвестно.

Несмотря на то, что стоянка Витуса Беринга с 1960 года является объектом культурного наследия федерального значения, на ней постоянно проводились изыскательские либо реставрационные работы без согласования с Министерством культуры СССР (и в последующем – Российской Федерации). Самые масштабные из них выпали на 1979, 1991-1992 годы.

Новая бронзовая фигура Витуса Беринга передана в дар Алеутскому краеведческому музею.  Однако для того, чтобы правильно оформить этот дар, необходимо пройти формальные процедуры:

  1. Специальная комиссия по установке памятных досок и знаков при администрации Алеутского муниципального района должна составить историческую справку, обосновать необходимость установки, предложить место для размещения и вынести свое предложение на обсуждение в думу муниципального района;
  2. в свою очередь дума муниципального района по предложению комиссии принимает решение об установке, определяет границы для памятного знака и решает, на чьем балансе будет находиться заявленное памятное изваяние, т.е. кто непосредственно будет отвечать за его сохранность. К тому же Дума должна утвердить подробное описание монумента и утвердить его балансовую стоимость.

Без вышеприведенных процедур памятный знак никогда не станет памятником. К тому же из описания памятника, в части его сохранения в последующем как объекта культурного наследия. По истечении сорока лет любые ремонтные (реставрационные) работы (теперь уже на памятнике) должны будут проводить лишь специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию. Для чего будут объявляться конкурсы сначала на проведение научной экспертизы, состояния объекта культурного наследия, а затем – на проведение реставрационных работ. Самая большая проблема во всех реставрационных процедурах будет заключаться в том, чтобы найти специализированную организацию, которая, за очень маленькие деньги согласится ехать реставрировать памятники в Алеутский район на остров Беринга.

Газета «Вести», исследуя историю изучения стоянки Витуса Беринга нашими соотечественниками, собрала воспоминания участников экспедиции 1979 года и 1991-1992 годов. Редакция также обратилась за помощью к работникам Алеутского краеведческого музея. Валентина Сушкова и Наталья Фомина подготовили краткую справку, где изложена история посещения и изучения нашими соотечественниками места последней стоянки Витуса Беринга.  Ниже приводим ее без изменений. (Публикуется впервые).

 

«История посещений и изучения бухты Командор»  

Бухта Командор расположена на восточном побережье острова Беринга в 70 км от села Никольское. Район бухты Командор как место гибели одного из кораблей Второй Камчатской экспедиции  с давних пор привлекал к себе внимание героизмом русских моряков.

6 ноября 1741 года произошла высадка членов экипажа пакетбота «Святой Петр» в бухте Командор. Последним покинул корабль Свен Ваксель – 21 ноября 1741 года. Во время этой высадки вместе с Вакселем с корабля был снят Нильс Янсон, умерший на корабле и похоронный в бухте. Всего за время зимовки были похоронены 14 человек вместе с капитаном-командором Витусом Берингом.

8 декабря 1741 года умер Витус Беринг. Георг Стеллер писал: «Мы похоронили его тело на следующий день рядом с нашим пристанищем по обряду, принятому нашей церковью. Там он и лежит между своим адъютантом, комиссаром и гренадером. При отплытии мы поставили деревянный крест, чтобы отметить его могилу».

В 1991 году захоронения были персонифицированы с юга на север: комиссар Логунов Иван, подшкипер Хотяинцев Никита, штурман Хессельберг Андрис, капитан-командор Витус Беринг, морской гренадер Третьяков Иван и морской солдат Панов Федор.

К середине ХIХ  века креста уже не существовало. Все более поздние кресты ставили в другом месте – в 200 метрах южнее. В первой половине ХIХ века РАК (Российско-Американская Компания) установила деревянный крест на предполагаемом месте могилы Беринга.

Первое посещение бухты Командор было предпринято еще в ХVIII веке, так как было известно, что там оставлена значительная часть снаряжения и оборудования пакетбота «Святой Петр».

В 1880 году Н.А. Гребницким, естествоиспытателем, назначенным для управления островами и надзором за правильностью ведения пушного промысла, был установлен крест.

В 1891 году экспедиция моряков русской пограничной шхуны «Алеут» возложила шпагу с инициалами «В.Б.» на могилу капитана-командора.

Во время работы на Командорских островах Е.К. Суворов дважды в 1910-м и 1911 годах посещал бухту Командор. Он видел покосившийся от времени деревянный крест и сделал его фотографию.

В 1923 году В.К. Арсеньев поправлял уже другой деревянный крест, и там же еще находилась шпага.

В 1935 году место гибели пакетбота «Святой Петр» посетила фотокорреспондент Галина Санько с пограничниками. Они видели памятник – крест па могиле Витуса Беринга и тринадцать пушек на берегу, спаянных ржавчиной в одно целое.

В июне 1941 года, готовясь к юбилею 200-летия Командорских островов, учителя Никольской семилетней школы И.Ф. Махоркин, В.К. Захарчук, И. В. Бондарь и промысловик командорского зверокомбината Е.А. Степнов посетили бухту Командор. Они увидели упавший деревянный крест, описанный Е.K. Суворовым, и пушки. На месте предполагаемой могилы они насыпали высокий холм. Из плавника, которого много на берегу, сбили крест. Этот крест стоял до августа 1944 года, когда в бухту Командор по заданию Военного Совета Тихоокеанского флота прибыла экспедиция во главе с подполковником И.И. Тарасенко. Экспедиция провела большие работы. На могиле Витуса Беринга был установлен железный крест, сваренный из труб. Несмотря на большой объем земляных работ и использование металлоискателей, пушки обнаружены не были, хотя было найдено немало ценных реликвий.

В 1946 году общественность Алеутскою района организовала подъем двух пушек, которые к этому времени опять оказались на поверхности и доставили их в село Никольское.

В июле 1956 года в бухте Командор работала экспедиция Военно-исторического музея Тихоокеанского флота. В результате раскопок были найдены предметы такелажа парусного  судна, гвозди, два замка для кремневого ружья, несколько топоров, нож, два ядра и картечь. Все эти экспонаты находятся в Военно-историческом музее города Владивостока. Пушки в бухте Командор обнаружены не были, и поэтому экспедиция взяла две пушки из села Никольское, которые были отправлены в город Ленинград на крейсере «Орджоникидзе». Впоследствии эти пушки были переданы в дар Правительству Дании, городу Хорсенсу и доставлены туда на том же крейсере «Орджоникидзе».

В 1966 году экспедиция Всероссийского общества по охране памятников культуры и Русского географического общества произвела раскопки в бухте Командор, в результате чего были обнаружены остатки многих предметов быта потерпевших кораблекрушение и имущества пакетбота «Святой Петр» – замки кремневых ружей, топоры, корабельные гвозди, стекло, кожа, подковки сапог, медная обшивка сундука, куски каната, из которого плавили смолу, и другие предметы. Сравнительно хорошо сохранился бисер и бусы, которых на корабле имелось большое количество для обмена с местными жителями и подарков им.

11 июля 1966 года состоялось открытие памятника на предполагаемой могиле Витуса Беринга. Проект памятника был разработан архитектором Г. Васильевым и художником А.Г. Бибиковым. На Петропавловской судоремонтной верфи были изготовлены чугунная плита и крест, которые были доставлены на остров Беринга теплоходом «Углегорск».

В 1979 году в бухте Командор работает экспедиция «Беринг-79», в которой принимают участие курсанты ДВВИМУ, прибывшие на яхте «Чукотка», под руководством Геннадия Леонидовича Силантьева, младшего научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного научного центра АН СССР. С ними работала и директор Алеутского филиала Камчатского областного музея Фаина Ивановна Тимохина. К сожалению, все находки были вывезены, и в Алеутский музей не было передано ничего.

В 1981 году в бухте Командор работала экспедиция «Беринг-81» Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного научного центра АН СССР. Руководителем был Виталий Дмитриевич Леньков, кандидат исторических наук, зав. лабораторией физико-технических методов исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР. Было найдено семь пушек. В настоящее время три пушки на лафетах находятся в верхнем поселке на центральной площади села. Одна пушка оставалась у музея и была похищена и вывезена в Петропавловск-Камчатский, где и была обнаружена. В 2012 году установлена в краевом объединенном музее Петропавловска-Камчатского.

27 июня 1981 года в бухте были установлены пять деревянных плит с именами тех членов экипажа «Святой Петр», которые не вернулись домой. Всего 31 человек. Плиты были доставлены на яхте «Чукотка» Федором Конюховым, который в течение двух лет занимался изготовлением плит по собственным эскизам.

В 1991 году в бухте Командор работала комплексная российско-датская экспедиция «Беринг-91», группу возглавлял Дмитрий Шпаро. В составе группы работали и датчане: директор музея города Хорсепс Оле Шерринг и представитель департамента музеев Свен Альбертхсен. Поиски пушек производились А.К. Станюковичем с помощью магнитометра. Именно датчанами был обнаружен череп Витуса Беринга.

Профессором В.Н. Звягиным была произведена пластическая реконструкция внешности (лицо, рост) Витуса Беринга по черепу. Гипсовый бюст, покрашенный под бронзу, был привезен В.П. Звягиным и подарен музею.

14 сентября 1992 года в бухте Командор состоялась церемония перезахоронения останков Витуса Беринга и пяти членов экипажа пакетбота «Свитой Петр». В церемонии кроме представителей города Петропавловска-Камчатского, жителей села Никольское, военнослужащих погранзаставы острова Беринга принимали участие мэр города Хорсенса (Дания) Хеннинг Йенсен, член городского Совета города Хорсенса Оле Йенсон, поверенный в делах Дании в России Свен Байле Бадсен, директор музея города Хорсенса Оле Шерринг, один из потомков Витуса Беринга Ростислав Диодорович Маслов-Беринг, его сын Александр Маслов-Беринг, четвероюродная сестра Георгия Беринга Элина Завадская».

 

Справка «В»

Печатается по книге Татьяны Федоровой «Встречи с историей. Северная Пацифика глазами исследователя». Издательство «КамчатПресс», 2014 г., стр. 105-107.

 

Пакетбот «Святой Петр»

Одноместное судно с двумя мачтами – фок и грот и десятью парусами.  Каждая мачта несла по две реи, на которых поднимались нижние паруса – фок и грот. Над ними фок-марсель и грот-марсель. Кроме того на фок-мачте имелись стаксель и кливер (фор-стеньги-стаксель) – носовые треугольные паруса, а на грот-мачте – грот-стаксель и грот-стеньги-стаксель, а также кормовой косой парус – бизань. Впереди на носу выдавался бушприт, на котором ставили прямоугольный парус – блинд.

Принятая в то время конструкция корпуса – с высокими бортами, очень полными носом и кормой – обеспечивала значительную мореходность судна, но делала его тихоходным. Скорость судна даже при свежем (около 15 м/сек., что равно 54 км/час)  ветре не превышала семи узлов (около 13 км/час).

На корме пакетбота находилась каюта командира, в интрюме (вне трюма, но на его  уровне)  была офицерская каюта, в которой жили лейтенанты и, возможно, штурманы. На носу судна помещался камбуз (кухня). Слева от него располагалась шкиперская камора. Под офицерскими каютами традиционно находилась крюйт-камера (пороховой погреб).

Артиллерийское вооружение каждого судна состояло из 9 пушек 3-фунтовых, 5 пушек 2-фунтовых и 3 фальконетов. К ним имелось 679 ядер 3-фунтовых, 34 пуда пороха (10 бочек) и 491 картечь (36).

Полное водоизмещение судна составляло более 300 тонн.

В палубе судна были прорублены три люка. На пакетботе имелось три якоря: дагликс, плехт и верп, которые укладывались в носовой части, и две шлюпки: большая (лангбот) и малая (ялбот).

Длина судна – 24 м 40 см;

ширина – 6 м 55 см;

осадка – 2 м 10 см;

экипаж – 77 человек.

 

В следующих номерах газеты мы разместим отчеты об экспедициях 1979, 1991, 1992 годов на последней стоянке Витуса Беринга.

На следующих страницах газеты публикуем документы, которые ранее нигде не публиковались.

 

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ

(Продолжение следует)

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."