ВРАЧИ БЕЗ МОРАЛЬНЫХ ГРАНИЦ

Печать
PDF

Вилючинские акушеры сделали новорожденную девочку инвалидом

Сегодня семья Ворониных пытается как-то жить в сложившейся ситуации. Долгожданная беременность молодой мамы вылилась в семейную трагедию. Маленькая Настя родилась в мае 2016 года. Девочка пострадала при родах. Родители дошли до суда и доказали, что тяжелая инвалидность их дочери – это абсолютная вина врачей вилючинской городской больницы.

В феврале этого года Вилючинский городской суд решил: «Исковые требования Ворониной Алены Сергеевны (Имя и фамилия изменены. – Ред.) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Вилючинская городская больница» (ГБУЗ КК «ВГБ»), Министерству здравоохранения Камчатского края о компенсации морального вреда удовлетворить»

Беды ничто не предвещало: на учет Алена встала своевременно. Все результаты анализов говорили, – должен родиться здоровый ребенок. Первый скрининг, второй скрининг, УЗИ никаких тревог врачей не вызвали. Беременность протекала легко, токсикоза не было. Врачом, который наблюдал будущую маму, была Лариса Петровна Усик, она же вела ее в родах.

Только теперь Алена вспоминает, что назначения от своего доктора получала несвоевременно, поскольку последняя могла забыть о такой необходимости, однако она продолжала находиться под ее наблюдением, поскольку полагала, что Лариса Петровна – компетентный врач, а несвоевременность назначений связывала с большой загруженностью. Она всегда интересовалась у врача течением своей беременности, на что получала ответ, что ей не о чем беспокоиться, все хорошо.

Последний прием в женской консультации ей был назначен на 4 мая 2016 года. На приеме врач Лариса Петровна сообщила Алене о необходимости направления в родильное отделение, при этом пояснила, что стимуляция родов осуществляться не будет, она будет в роддоме дожидаться родов – обстановка там к этому располагает.

При осмотре 6 мая заведующая родильным отделением Елена Борисовна Субботина предложила Алене дать согласие на индуцированные роды на 9 мая 2016 года, при этом врач пояснила, в чем заключается процедура, и сказала, что, если что-то пойдет не так, то ей проведут операцию кесарева сечения.

Согласие было подписано утром 7 мая. В это же утро около 7 часов акушерка Вера Михайловна (Мурзаева?) сказала Алене: «Пошли рожать». Никаких признаков начала родовой деятельности у нее не было. После 9 часов врач Лариса Усик сообщила молодой женщине, что на ночь она с ней оставаться боится, и нужно рожать сейчас. При этом, по словам Алены, врач и акушерка почему-то торопились. Алену отправили на смотровое кресло, где Лариса Петровна и акушерка провели какие-то манипуляции, а затем перевели на 2 этаж, забрав телефон и не дав возможности позвонить мужу, Алена только успела сообщить матери, что она пошла рожать.

В 11 часов в процедурном кабинете акушерка ввела, как она пояснила, обезболивающее, а затем установила капельницу с бесцветной жидкостью, по мнению Алены, с препаратом Окситоцин, после чего у нее практически сразу началась родовая деятельность.

Алена с ужасом вспоминает все происходящее: как ее вместе с капельницей перевели в родильный зал, как врач Усик наваливалась всем своим весом на живот, а медицинская сестра ей помогала, пытаясь выдавить ребенка. Но поскольку все попытки были безуспешны, ее заставили встать на пол, поясняя, что, может быть, под собственным весом ребенок продвинется. На полу она простояла около 50 минут, и, поскольку это было уже просто невыносимо, она встала на колени, чувствуя безразличие со стороны медицинских работников и их безучастие.

7 мая Алена все же родила ребенка. Доношенную и жизнеспособную девочку весом 3 кг 890 г, ростом 57 см.

Сразу же после рождения малышку на секунду положили к Алене и сразу забрали. Алена переживала, что дочка не кричит. При этом, как вспоминает молодая мама, медицинский персонал никак не мог найти какой-то препарат. Спустя некоторое время врач ей сказала, что ребенок в тяжелом состоянии, и ушла.

При воспоминании о процессе родов Алена плачет от боли и обиды. Она мечтала иметь много детей, но теперь ей страшно пройти через этот ад еще раз. Молодая женщина уверена, что именно результатом халатного и безответственного отношения врача к своим профессиональным обязанностям в родильном доме стало то, что здоровью ее дочери причинен непоправимый вред. Теперь ее состояние является самой большой трагедией в жизни их семьи. Они с мужем готовились к появлению первенца, строили планы, мечты о дальнейшей жизни с малышом, о совместном воспитании, о том, кем ребенок станет, куда пойдет.

В ходе судебного заседания выяснилось, что фактические действия медицинского персонала родильного дома значительно расходились с информацией в медицинских документах.

Анализируя результаты аналогичных судебных процессов в Петропавловске, можно предположить, что это такая традиция у наших медиков – фальсифицировать записи в медицинских картах пациентов. «Вести» неоднократно писали о людях «самой гуманной», по вине которых женщины не смогли стать мамами, а родившиеся дети обречены на инвалидность.

Если перечислять все имена пострадавших, это займет, пожалуй, четверть газетной полосы.

Вернемся к нашей невеселой истории. Как и все пациентки родильных домов, о которых мы рассказывали в наших публикациях, Алена за весь период беременности ни о плацентарной недостаточности, ни о гипоксии, ни о том, что страдает она или ее ребенок, ничего не слышала. Женщина делала то, что говорила ей врач, и не представляла, что ее ждет агрессивная стимуляция и насилие в родах. Так как роды были первые, она не спорила с медицинским персоналом, безоговорочно выполняя все указания врача. Алена считала, что находится в родильном отделении, где ей окажут необходимую, качественную и специализированную помощь вовремя и по показаниям.

Ребенка молодая мама увидела вечером 7 мая. Дочка находилась в открытом кувезе, на подогревающем матрасике. У нее были судороги и огромная гематома на затылке, куда был приложен лед, была деформирована головка, на шее был воротник Шанца, установлены катетеры, а медсестры что-то вводили через них. Фотографировать ребенка ей не разрешили. Позднее Алена узнала (случайно!), что девочку подключили к аппарату ИВЛ (искусственной вентиляции легких). Ей также не сообщили, что состояние ребенка ухудшается.

8 мая за новорожденной приехала машина Центра медицины и катастроф. Алене сказали, что ребенка переводят в Камчатскую краевую детскую больницу. Около 10 дней малышка провела в реанимации на аппарате ИВЛ и искусственном вскармливании.

После родов Алена в стационаре всю неделю переживала за состояние здоровья дочери, находившейся в реанимации между жизнью и смертью. В итоге ей сообщили, что даже если ребенок выживет, он будет тяжелым инвалидом, так как в связи с тяжелой асфиксией у малышки был отек мозга, и вся кора головного мозга в это время разрушалась. Алена до сих пор не может спокойно вспоминать, как тяжело ей было рядом со счастьем женщин, разделявших радость материнства со своими детьми. Прогнозы были неутешительными.

Александр, муж Алены, возмущен отношением местных докторов: полторы недели после выписки из роддома они прожили в Вилючинске, не зная, что делать дальше, так как рекомендации врачей носили странную информацию: «Время покажет, может, все и обойдется». Через какое-то время пришла педиатр, ознакомилась с историей болезни ребенка, осматривать малышку не стала и, только выйдя в другую комнату, сказала, что ей очень жаль.

При выписке из детской больницы Алене сказали, что в связи с органическим поражением мозга девочки имеется риск формирования ДЦП, эпилепсии и задержки психомоторного развития.

Что может чувствовать женщина, зная, что она никогда не сможет увидеть, как ее дочь сделает первые шаги и никогда не услышит, как она скажет «мама»? Ведь ее девочка до сих пор (маленькой Насте уже два с половиной года) не держит голову, не следит за игрушками, почти не видит и не слышит, не сидит, не ползает, не ходит и не говорит…

Специалистами страховой компании «СОГАЗ-Мед» в акте экспертизы написано: «Невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических (лечебных) мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечений) по вопросам оказания медицинской помощи. […] Имеется причинно-следственная связь между действиями медицинского персонала ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» и наступившими последствиями в виде рождения ребенка с интранатальной асфиксией тяжелой степени, гематомой в затылочной области и впоследствии инвалидностью ребенка».

Поражение центральной нервной системы у маленькой Насти в результате перенесенной асфиксии носит необратимый характер. Сегодня развитие девочки не соответствует ее возрасту. И Алена, вместо того чтобы наслаждаться жизнью молодой мамы, не может спокойно смотреть на ровесников своей дочери, испытывая при этом горечь и отчаяние. Ведь и ее ребенок мог бы быть физически полноценным, если бы не «помощь» медицинских работников. Она уверена: если бы не врачи, ее ребенок родился бы здоровым. Те, в свою очередь, как обычно, пытались свалить всю вину на свою пациентку.

От больницы близкие Насти требовали моральную компенсацию. И суд встал на их сторону. Правда, никакие деньги ситуацию уже не исправят. Родители знают, что Насте предстоит тяжелая жизнь. Девочка требует круглосуточного внимания и специализированного ухода. Родители ухаживают за ней сами. При этом чтобы хоть как-то исправить ошибку медиков, родители вынуждены лечить ребенка за пределами края. После выписки Алена с дочерью отправились в г. Санкт-Петербург для дополнительного обследования, где большинство профильных специалистов сошлись во мнении о неблагоприятном прогнозе для сознательной деятельности ребенка. И дорогостоящее лечение малышке будет необходимо в течение всей жизни.

В качестве компенсации морального вреда родители просили взыскать с больницы и минздрава 15 миллионов рублей. Прокуратура ЗАТО г. Вилючинск поддержала иск в полном объеме. Суд первой инстанции требования удовлетворил частично, взыскав с больницы, а при недостаточности средств с минздрава края, 4 миллиона рублей. Представители учреждения, не согласившись с решением суда, пытались его обжаловать, однако в Камчатском краевом суде оставили первоначальное решение без изменений.

Министерство здравоохранения Камчатского края традиционно возражало против заявленных требований, считая их «незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению». Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Камчатского края – Устюгов Р. А. в письменном отзыве на иск Алены заявляет: «По мнению Министерства перечисленные истцом в исковом заявлении обстоятельства, обосновывающие ее требования, основаны на выводах экспертов ОАО Страховая компания «СОГАЗ», являющихся заинтересованным лицом».

(Неслабое заявление! В чем именно, хотелось бы узнать, заключается «заинтересованность» страховой компании? Ее специалисты вряд ли получают проценты от суммы иска. – Ред.)

Далее господин Устюгов продолжает свои литературные изыски: «Истец не указала, в чем конкретно заключается нарушение его интересов, какое право нарушено со стороны ответчика, истец не обращалась в адрес ответчика с жалобами и обращениями, в том числе, возможно, и для досудебного урегулирования возникшей ситуации. При этом позиция Министерства основана на объективном понимании, что часть выводов экспертного заключения указывает на наличие недостатков (дефектов) при оказании медицинских услуг Воробьевой Е. С. в родах, Министерство полагает, что обстоятельства, указанные в ст. 32 Федерального закона от 21 ноября № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорят об отсутствии причинно-следственной связи с наступившими негативными последствиями для истца, что, поскольку истец не указывает в своем исковом заявлении о том, какие действия (бездействия) исключило бы наступление негативных последствий для истца, его вывод о наличии причинной связи в действиях ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» и причинением ребенку истца непоправимого вреда здоровью, неверен.

Сам по себе неблагоприятный исход при оказании медицинской помощи не является достаточным основанием для возложения ответственности на лечебное учреждение, поскольку в медицинской практике неблагоприятный исход может иметь место как в результате ненадлежащих действий медицинского персонала, так и в результате надлежащих действий, когда медицинский работник надлежащим образом выполнил свои профессиональные обязанности, а неблагоприятные последствия все же наступили, и их нельзя было избежать».

Ну, если наша страховая компания – лицо заинтересованное, по мнению местного минздрава и его представителя, то вряд ли в этом можно обвинить Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, эксперты которого также ответили на заданные им 24 вопроса:

«Какой объем медицинской помощи должен был быть оказан и в полном ли объеме была оказана ГБУЗ Камчатского края «Вилючинская городская больница» медицинская помощь Ворониной А. С. в период с 22 сентября 2015 года (момент постановки на учет по беременности) по 7 мая 2016 года включительно (рождение ребенка) по стандартам и нормативам, действующим в 2016 году, имелись ли дефекты (недостатки) при оказании медицинской помощи? Если не в полном объеме, и если имелись дефекты при оказании медицинской помощи, то какие? Являются ли данные дефекты причиной возникновения и развития патологий (заболеваний) у ребенка, и повлияли ли они на физиологические функции органов новорожденной?»

[…] При поступлении на родоразрешение Ворониной А. С. был установлен диагноз: беременность 40 недель, головное предлежание, ХФПН (хроническая фетоплацентарная недостаточность), при этом обоснования диагноза ХФПН в карте не имеется. В процессе родов до момента рождения ребенка по мере возникновения осложнений устанавливались диагнозы: «раннее излитие околоплодных вод», «слабость потуг». Следует отметить, что диагноз «слабость потуг» поставлен необоснованно, так как потуги через 15–20 секунд по 40–45 секунд являются чрезмерно сильными. В связи с этим показаний к назначению лекарственного средства Окситоцин не имелось.

Таким образом, при оказании медицинской помощи в процессе родов имели место следующие недостатки:

  1. При установленном Ворониной А. С. ХФПН роды должны проводиться под постоянным мониторным контролем за состоянием плода (КТГ, что не было в полной мере проведено. В истории родов имеются записи КТГ, но каким-то образом высказаться о правильности проведения КТГ в связи с противоречиями в медицинской документации не представляется возможным. Последний мониторный контроль за состоянием плода был закончен в 10 часов 07.05.2016, далее состояние плода контролировалось только стетоскопом.
  2. В связи с вышеизложенным, отсутствием постоянного мониторного контроля за состоянием плода было упущено время начала страдания плода и диагноз «гипоксия плода» был выставлен с большим опозданием, учитывая рождение ребенка в асфиксии тяжелой степени.
  3. По данным медицинской документации, роды у Ворониной А. С. осложнились клинически узким тазом. Однако, несмотря на это, было продолжено консервативное ведение родов через естественные родовые пути.

[…] Все вышеперечисленные недостатки оказания медицинской помощи Ворониной А. С. повлекли за собой возникновение патологии плода у новорожденной – тяжелой асфиксии, перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза, развития дыхательной недостаточности 3 степени, оказали негативное влияние на функции ЦНС.

На вопрос: «Возможно ли было до начала родов спрогнозировать либо обнаружить во время первого этапа родов симптомы гипоксии плода при проведении необходимых диагностических мероприятий?», эксперты дают ответ: «В представленной истории родов при совместном осмотре заведующей родильного отделения и лечащего врача акушера-гинеколога от 06.05.2016 10:00 указано, что «КТГ – компенсированная гипоксия плода», при этом время записи данной КТГ не указано, должной оценки результатов КТГ в медицинской документации не приведено, план родоразрешения не скорректирован, постоянный мониторинг КТГ не проводился должным образом. В дальнейшем, до начала родовой деятельности, по результатам проведенных КТГ симптомом гипоксии плода в медицинской документации не было. При постоянном мониторинге за состоянием плода симптомы гипоксии возможно обнаружить в любом периоде родов. В связи с отсутствием постоянного контроля КТГ за состоянием плода было упущено время начала страдания плода.

[…] При проведении постоянного мониторинга КТГ и его правильной интерпретации имелась возможность своевременного обнаружения начала страдания плода и предотвращения развития острой гипоксии у новорожденной с дальнейшим поражением ЦНС

На вопрос: «Имеется ли причинно-следственная связь между действиями (бездействием) медицинского персонала ГБУЗ КК «ВГБ» и наступившими последствиями в виде рождения ребенка с интранатальной асфиксией тяжелой степени, гематомой в затылочной области и впоследствии инвалидностью ребенка?», дан исчерпывающий ответ: «Причинно-следственная связь между действиями (бездействием) медицинского персонала ГБУЗ КК «ВГБ» и наступившими последствиями в виде рождения ребенка с интранатальной асфиксией тяжелой степени, гематомой в затылочной области и впоследствии инвалидностью ребенка имеется».

На наш взгляд, все понятно любому, не имеющему специального медицинского образования, человеку.

Врач Лариса Усик сообщила суду, что «…в родзале Воронина вела себя физически очень активно, шевелила телом в разные стороны, изгибалась, при этом аппарат КТГ стоял в родзале, но зафиксировать датчики было невозможно, они съезжали, запись сделать было невозможно, кроме этого, сердцебиение плода прослушивалось ею после каждой потуги ухом. Данные аппарата не всегда соответствует тому, что слышно ухом, или наоборот, поэтому данные дублируются».

Затем она пояснила, что, несмотря на отсутствие на последней пленке КТГ фамилии истицы и даты, она относится именно к ней, а связано это с тем, что аппарат КТГ старый, настройки сбиваются. В родзале запись КТГ сделать не получалось, на ней были точки и запятые, оно не читалось, не несло никакой информации, в связи с чем не была сохранена».

В заключение своей пламенно речи Лариса Петровна добавила: «Никакой врач не желает навредить человеку, а хочет приносить пользу и радость, в данном случае родителям в связи с рождением здорового ребенка, но случилось то, что случилось, непоправимая ситуация».

Она считает, что сделала все возможное, чтобы родился живой и здоровый ребенок, своей вины в этом не видит. А «неграмотно заполненная история родов не является последствием некачественного оказания медицинской услуги». Меры дисциплинарного взыскания к ней не применялись.

А представитель ответчика ГБУЗ КК «Вилючинская городская больница» Василий Бородавкин «напомнил» суду, что «при определении размера компенсации морального вреда должны соблюдаться принципы разумности и справедливости, а также приниматься во внимание все обстоятельства, которые имели место быть. Согласно предоставленным сведениям о финансовом состоянии больницы общая сумма финансовых средств больницы составляет 341 000 000 рублей в год, включая заработную плату сотрудников, покупку медицинского оборудования, коммунальные услуги, содержание помещений. Заявленная истцом к взысканию компенсация морального вреда в размере 15 000 000 рублей составляет примерно 8 % от финансирования больницы, при этом изъятие такой суммы из учреждения повлечет уменьшение финансирования больницы, как следствие, ухудшение качества и доступности медицинской помощи, невозможности оказания медицинской помощи в том объеме, в котором она оказывается, в меньшем объеме будет приобретено оборудование, лекарства, меньше будет заработная плата, в том числе, и у врачей, то есть окажутся наказанными люди, которые не имеют отношения к делу: врачи других подразделений, медицинский персонал, пациенты».

Также господин Бородавкин просил суд принять во внимание практику, сложившуюся по Камчатскому краю, где самая большая сумма, которая взыскивалась по делам данной категории, не более 1 000 000 рублей при гибели пациента.

Как говорится, комментарии излишни.

Татьяна СТЕПАНОВА

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."