КУЛЬТУРНЫЙ ПРОВАЛ

Печать
PDF

Как главный редактор газеты «Камчатское время» Евгений Сиваев и «знатный» краевед Ирина Витер обнаружили пропажу объекта культурного наследия

Очень жаль, что человек, который во многом благодаря мне стал журналистом и которого я достаточно долго опекал, оказался столь же неблагодарным, сколь и невежественным. Я говорю о главном редакторе газеты «Камчатское время» Евгении Сиваеве (пишет под творческим псевдонимом Андрей Пешков). Ранее с его стороны случались булавочные уколы, как в мой адрес, так и в адрес «Вестей». Эти уколы, сдавалось мне, были следствием трудностей его профессионального роста, а возможно, и зависти. Как бы там ни было, мне не хотелось обращать на них внимания, списывая злопыхательства Евгения на вечное осознание того, что он застрял в коротких штанишках вялых творческих потенций, но даже моему терпению наступил предел.

В своей статье «Памятники культуры исчезают в полдень» («КВ» от 27.11.2019) Сиваев-Пешков поставил под сомнение объективность изложенных в «Вестях» сведений об объекте культурного наследия доме номер 15 по улице Красинцев. В пику нашей газете он пишет: «Журналисты «КВ» с помощью камчатских краеведов провели собственное расследование, как и из каких материалов строились дома по улице Красинцев, и могли ли они сгнить до основания».

Начну с того, что никакого журналистского расследования господин Сиваев не проводил. В конце ноября он просто пришел на улицу Красинцев, где заново возводится дом номер 15, и осмотрел строительную площадку. Разумеется, никаких деревянных перекрытий исследователь там не увидел. К тому времени на площадке лежал снег и, даже если какие-то деревянные фрагменты от сгнившего дома были сохранены, то они находились совсем в другом месте, а не под снегом. Я неоднократно бывал на стройке в сентябре и начале октября, когда около десятка обтесанных бывших в употреблении бревен были аккуратно сложены возле забора. От одного из них я без труда отломал небольшой кусок дерева. Все деревянные брусья были изрядно изъедены плесенью и гнилью. Решение посмотреть, как идут реставрационные работы, Андрей Пешков, то бишь Сиваев, вместе с краеведом Ириной Витер почему-то приняли, именно когда город был обильно завален снегом. Они пришли, посмотрели и ушли. На том их журналистско-краеведческое расследование и закончилось. Им даже не пришло в голову сделать запрос в Службу охраны объектов культурного наследия Камчатского края с целью ознакомления с историко-культурной экспертизой реставрируемого объекта. Такой запрос сделала наша газета и получила ответ, который приводим ниже. Наберись терпения, уважаемый читатель, ответ получился длинный.

 

«Уважаемый Вячеслав Геннадьевич! По Вашей просьбе Служба охраны объектов культурного наследия Камчатского края в части ремонта объекта культурного наследия, расположенного по адресу: ул. Красинцев, дом № 15, сообщает следующее.

Объект культурного наследия регионального значения «Дом № 15 по ул. Красинцев в г. Петропавловске-Камчатском» («Дом жилой для служащих казначейства») (далее – Объект) расположен на ул. Красинцев в историческом центре г. Петропавловска-Камчатского.

Зарегистрирован Объект в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.12.2016 № 63914-р. Охранное обязательство собственника либо иного законного владельца Объекта утверждено приказом Министерства культуры Камчатского края от 06.03.2017 № 67 и выдано собственнику.

Двухэтажное деревянное здание выстроено у подножья Никольской сопки в 1909–1912 годах и представляет собой интересный пример провинциальной деревянной русской архитектуры начала ХХ в. – эпохи модерна.

В 2009 году здание пострадало от пожара. Деревянный дом получил серьезные повреждения. Наиболее серьезно пострадала левая (юго-западная) часть здания в уровне второго этажа. При этом значительные повреждения получили деревянные балки перекрытий. Полностью уничтожена пожаром лестница, ведущая на второй этаж в левом (южном) крыле. Кровля и стропильная система сильно пострадали при пожаре и находились в аварийном состоянии. Разрушена практически вся стропильная система. Порядка 85% кровельного покрытия отсутствовало.

В 2018 году обществом с ограниченной ответственностью «КОЕН» – собственником Объекта (собственность № 41-41-01/010/2014-884) на основании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного Службой, поступила проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом № 15 по ул. Красинцев», разработанная ООО «АСР», в том числе проект устранения аварийности здания и приспособления его для современного использования. Также представлена на согласование в Службу положительная государственная историко-культурная экспертиза проектной документации на проведение работ по сохранению данного объекта, разработанная ООО «АСР».

Одним из основных требований к разработке проектной документации предусмотрено проведение комплексного научного исследования Объекта с целью определения технического состояния здания и физического состояния несущих конструкций (стен, межэтажных перекрытий, фундамента) и полов.

Специалистом-микологом кандидатом биологических наук, старшим сотрудником ФГБУН Ботанического института им. В. Л. Комарова Российской академии наук, аккредитованным в системе экспертов Союза потребителей России в области биологической экспертизы, были отобраны пробы методом соскобов для лабораторных исследований морфологическими методами при помощи световой микроскопии.

При лабораторном исследовании и анализе состояния образцов установлено следующее.

В целом состояние древесины предоставленных для исследования образцов оценивается как неработоспособное, со значительной утратой структурной целостности, в образцах отмечена гниль 2–3 стадии, наличие мицелия дереворазрушающих домовых грибов и потеря прочностных свойств. Микологическое состояние древесины представленных для исследования образцов в целом характеризуется как неработоспособное, требующее полной замены и последующей обработки всех новых конструкций огнебиозащитными составами.

На конструкциях также обнаружены контаминирующие виды плесневых грибов, относящиеся к биодеструкторам различных строительных материалов.

Таким образом, на основании заключения микологического исследования было выяснено, что состояние образцов древесины несущих конструкций и обшивка фасада характеризуются как полностью неработоспособное, требующее полной замены, что отражено в разделе 2 «Комплексные научные исследования» проектной документации.

В проектной документации указаны исходно-разрешительная документация, историческая справка, обмерные работы, комплексные научные исследования, проект устранения аварийности здания и приспособления его для современного использования, архитектурные и конструктивные решения, сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства, перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и т.д.

На данный проект была подготовлена государственная историко-культурная экспертиза, которая размещена на официальном сайте Службы. По результатам общественных обсуждений с 11.07.2018 по 20.08.2018 предложения граждан на заключение экспертизы в Службу не поступили.

После изучения проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, проекта устранения аварийности здания и приспособления его в современных условиях, а также историко-культурной экспертизы, проектная документация 07.11.2018 Службой согласована.

После поступления необходимых документов, в том числе касающихся научного руководства и авторского надзора при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, а также технического надзора на объекте в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Федерального закона от 24.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Службой выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Также будет выдано разрешение на строительство после предоставления необходимых документов, поскольку затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта согласно пункту 5.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. А именно, в случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с указанным Кодексом.

Кроме того, согласно абзацу второму пункта 4 статьи 45 Федерального закона от 24.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время общество с ограниченной ответственностью «КОЕН» на основании лицензии, выданной Министерством культуры Российской Федерации, осуществляет работы по воссозданию здания путем демонтажа его аварийного строения и по возведению объекта культурного наследия, с учетом требований проектной документации, а именно: предполагается восстановить уникальный облик объекта культурного наследия регионального значения в своем первоначальном историческом виде. Эскиз дома размещен также на табличке возле стройки. Контроль со стороны Службы осуществляется систематически с составлением акта осмотра и фотофиксацией. Все работы проходят с учетом технического надзора, авторского надзора и научного руководства.

Учитывая ценность строительного материала – брус американской сосны и канадского кедра, при проведении работ дома сохранившаяся в удовлетворительном состоянии часть бруса пронумерована и сложена на территории (фото прилагается) с целью исследования возможности дальнейшего его применения как строительного материала в возведении объекта.

Помимо изложенного, Службой неоднократно организовывались и проводились конструктивные рабочие встречи с директором ООО «КОЕН», а также с законным представителем юридического лица на предмет организации работы по приведению памятника с должное состояние.

В рамках систематического наблюдения за исполнением обязательных требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия при осуществлении ООО «КОЕН» своей деятельности в части проведения работ по сохранению объекта культурного наследия Службой регулярно осуществляется визуальный осмотр и фотофиксация всех видов работ по сохранению объекта культурного наследия».

Вернемся к газетному тексту «КВ» с набором беспардонного вранья Сиваева-Пешкова. Цитирую: «Дома неплохо сохранились. Следует отметить, что красное дерево или канадский кедр является одним из наиболее прочных видов древесины, которая мало подвержена повреждениям и гниению, а потому постройки из нее отличаются долговечностью даже в таком суровом климате, как камчатский. Реставрационные работы, которые велись на домах постройки 1909–1914 гг. (здания по ул. Ленинской, 20, 24, 26; по ул. Красинцев, 13, 19) продемонстрировали неплохую сохранность древесины».

Наверное, невежество главреда «КВ» объясняет незнание основополагающих азбучных истин в области сохранности культурного наследия и полного неведения о проведенных реставрационных работах на указанных им объектах культурного наследия. Чтобы восполнить пробел в его знаниях вынужден рассказать, как это было. Дом номер 19 на улице Красинцев был реставрирован в 2011 году. На нем были заменены деревянные перекрытия, весь фасад (именно по причине гниения, т.е. негодности для дальнейшей эксплуатации деревянных компонентов), окна и крыша. Дом номер 20 на улице Ленинской (здание Камчатского краеведческого музея) был реставрирован в 2014 году. Весь фасад также был полностью заменен т.к. предыдущий сгнил. Внутри здания был произведен капитальный ремонт. Реставрационные работы дома номер 13 на улице Красинцев не проводились вообще, здание, которое с трудом подходит под это определение, находится в аварийном состоянии и представляет собой полусгоревшие развалины. Еще нелишне вспомнить, что объект культурного наследия дом номер 1 на улице Красинцев реставрировали в 2013 году. Реставраторы полностью заменили деревянный фасад, перекрытия, окна и крышу, а также нарастили фундамент и облицевали его бутом.

Чтобы понять, в каком состоянии находятся деревянные конструкции домов постройки времен 1909–1914 годов, достаточно посетить дом купца Подпругина (ул. Красинцев, д. 4) и дом номер 12 на улице Красноармейской. Разумеется, все так называемое журналистское расследование Сиваев-Пешков строил на своей тщеславной глупости и фантастических рассказах госпожи Витер. Ей-то точно должно быть стыдно за те «сведения», которые она вложила в неокрепший ум газетного исследователя из «КВ». Видимо, с возрастом у нее начались необратимые изменения восприятия окружающей среды. Иначе как объяснить следующий газетный пассаж, предположу, написанный, впрочем, как и весь текст, при ее активном участии: «Сегодня древесина, из которой построен «Жилой дом для служащих казначейства», вывезена с улицы Красинцев. Хочется надеяться, что ее можно отыскать. Стоило бы определить степень сохранности и использовать оригинальный материал при реставрации. В противном случае объект культурного наследия можно считать утраченным».

Будь в головах госпожи Витер и господина Сиваева-Пешкова поменьше той самой древесины, они бы не поленились заглянуть в приказ Министерства культуры Камчатского края (нормативно-правовой акт, который есть в открытом доступе), где указано, что является предметами охраны вышеназванных объектов культурного наследия. К ним относятся: фасады, крыши, окна и наличники на них, крыльцо с козырьком, а также размеры, объемы и внешний вид. Всю же внутреннюю конструкцию можно переделывать и перестраивать, приспосабливая под нужды владельца в соответствии со строительными нормами. Следовательно, можно демонтировать, менять и вывозить куда угодно внутренние фрагменты строительных материалов. Например, в доме номер 1 на улице Красинцев обустроено кафе «Мечта» с большим залом, кухней, барной стойкой, а в доме номер 19 на той же улице плодотворно работает Территориальное управление Росимущества по Камчатскому краю.

Честно говоря, мне пришлось поломать голову над тем, чего в статье Сиваева-Пешкова больше – откровенной глупости, невежества или маразма. Судя по последнему абзацу его публикации, там хватает первого, второго и третьего: «Пережили революции и землетрусы, но погибли во время реставрации? За 100 лет ни камчатские метели, ни землетрясения, ни пожары не смогли стереть «Жилой дом для служащих казначейства» с лица земли, зато разрушить его удалось потомкам, причем средь бела дня и на вполне законных основаниях… Хочется надеяться, что здание, как и другие объекты культурного наследия по улице Красинцев, все же будут восстановлены и обретут свой исторический облик».

Во-первых, объект культурного наследия дом номер 15 на улице Красинцев будет построен заново, и его облик будет в точности повторять своего предшественника.

Во-вторых, дома, которые разрушены, частью сгорели и сгнили (среди них № 4, 13 на улице Красинцев) будут также построены заново в соответствии с историческим обликом. Но для начала их нужно будет полностью разобрать и заменить все деревянные конструкции. Вот тогда у исследователей Ирины Витер и Евгения Сиваева снова появится повод написать очередной бред типа «пережили революции и землетрусы, но погибли во время реставрации…».

По версии нашей газеты Ирина Витер обратилась с заявлением в Территориальной управление ФСБ России по Камчатскому краю об уничтожении объекта культурного наследия. Те незамедлительно отреагировали. Столь похвальное рвение камчатских чекистов выглядит довольно странно, если учесть, что дом номер 12 на улице Красноармейской (объект культурного наследия) почти полностью уничтожен. Последним его собственником являлось Пограничное управление ФСБ России по Камчатскому краю. Может, следует поинтересоваться, компетентным органам, куда подевались столетние бревна и доски от этого дома и как он был разрушен? Конечно, многое можно списать на пожар, но в отношении оставшихся деревянных обломков придется признать, что они представляют собой кучу сгнившего мусора.

Кстати, господину Сиваеву-Пешкову вместе с Ириной Витер давно пора побывать на этих развалинах и внимательно приглядеться к ним, т.е., по их мнению, провести журналистско-краеведческое расследование. Наверное, будет не лишним потрогать деревянные обломки руками, проверив их на прочность и понюхать, если, конечно, исследователи до этого додумаются.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."