«Является мастером дальних разведок в тылу врага»

Печать
PDF

25 октября 1944 года Наркомат государственной безопасности Союза ССР направил в НКГБ Украины указание под номером 600, в котором требовал от республиканских чекистов активизировать диверсионную и разведывательную работу оперативных групп, действующих в тылу германских войск на территории Польши.

Нарком госбезопасности СССР В.Н. Меркулов приказывал в соответствии с задачами, стоявшими перед Первым Белорусским фронтом, выделить для работы в тылу противника несколько групп, «поставив перед ними задачи проведения диверсий на железной дороге Лодзь – Конске и шоссе Пиотркув – Радом». Указание также требовало усилить работу «по сбору военной информации о вражеских гарнизонах, передвижениях войск, аэродромах, складах, базах горючего, новых видах вооружения и намерениях командования противника».

Для выполнения задания Центра Киев направил на оккупированную Германией территорию Польши диверсионно-разведывательные группы. Для активизации работы в тылу противника Москва прислала на Украину сотрудников 4-го управления Наркомата госбезопасности. Один из спецотрядов ОСНАЗа НКГБ СССР возглавил гвардии старший лейтенант Семен Семенович Семченок – диверсант с большим опытом зафронтовой работы.

Широкому камчатскому читателю и даже нашим продвинутым краеведам его имя ничего не скажет, хотя после войны офицер служил на полуострове. Мало кто знал об этом человеке и во время его пребывания на Камчатке. Капитан Семен Семченок возглавлял одно из самых засекреченных подразделений в структуре тогдашнего Областного управления Министерства государственной безопасности СССР (нечто вроде современного спецназа) – 4-е отделение. Сотрудники этих подразделений занимались разработкой и проведением диверсионных операций, борьбой с политическим бандитизмом, а в годы войны также руководили партизанским движением.

Начиная рассказ о Семене Семченоке, хотелось бы удержаться от стандартного в таких случаях упоминания об удивительной судьбе этого человека. Но применительно к нашему повествованию я имею полное право на такое определение.

Потомок белорусских крестьян, которых нужды строительства Транссибирской магистрали в конце XIX века почти насильственно сорвали с насиженных мест и бросили в Барабинские степи, абсолютно непохожие на лесисто-заболоченное Полесье, смог стать одним из самых известных диверсантов-подрывников страны – учеником легендарного полковника Ильи Григорьевича Старинова…

Переселенцы из Белоруссии создали на территории нынешней Новосибирской области село Романовское, молодежь которого частенько сходилась на кулаках с ровесниками-старожилами из поселка Чулым, расположенного на другом берегу одноименной реки. И хотя еще в начале прошлого века оба населенных пункта слились в одну территориальную единицу, молодежь левого и правого берегов продолжала враждовать. Многим эти беспощадные потасовки поломали жизнь, а кого-то и вовсе ее лишили. Бывшие противники Семченока вдруг неожиданно стали друзьями и дорогими сердцу «земелями» после того, как в 1938 году большую группу молодых людей из Чулыма призвали в Красную Армию.

Двадцатилетнего крепко сбитого и закаленного драками, Семена, имевшего к тому же редкое по тем временам среднее специальное образование, полученное в сельхозтехникуме, определили в саперную школу младших командиров.

Далеко увели от дома армейские дороги сержанта Семченока – в Иран. Здесь несколько особых саперных батальонов Красной Армии строили шоссе. Еще никто не знал, что, спустя год, по этой самой дороге в Советский Союз начнут доставлять грузы по ленд-лизу, но предвоенное строительство оказалось как нельзя кстати.

Известие о начале большой и страшной войны застало Семена и его сослуживцев по 41-му Особому саперному батальону по дороге из Ирана в Тбилиси. В столице советской Грузии сержанта Семченока назначают командиром взвода в 13-м Особом запасном полку, который осенью и зимой 1941 года строил укрепления в районе города Орджоникидзе. Отсюда и направляют Семена Семеновича в Действующую армию, в 377-й миннозаградительный батальон.

Вот что пишет в автобиографии об этом периоде боевой службы будущий чекист: «Вместе со своим взводом я сражу же принял участие в бою на Северском Донце. Отсюда мне пришлось в составе армии отходить, сдерживая натиск немцев, на восток, вплоть до Сталинграда, где в боях я пробыл с начала и до конца боевых сталинградских событий».

И тут вновь приходится говорить об уникальности судьбы Семена Семеновича.

Несмотря на запредельные риск и опасность, с которыми сопряжена фронтовая работа саперов, вопреки десяткам рейдов, которые за годы войны совершил Семченок по ближним и дальним тылам противника, разведчик-диверсант получил лишь одну легкую контузию во время ноябрьских боев в Сталинграде. Лейтенанта Семченока, потерявшего сознание, похоронная команда приняла за мертвого. Командира саперного взвода вместе с погибшими бойцами его подразделения уложили в братскую могилу и начали зарывать. Спасла Семченока смерзшая земля: ее комья больно ударили по груди лейтенанта, и он очнулся…

В большинстве случаев диверсионно-разведывательные группы, возглавляемые Семеном Семеновичем, выполнив в глубоком тылу противника задания Центра, возвращались в полном составе. Это тем более удивительно, если учесть статистику наших потерь в рейдах за линией фронта. Две трети разведывательно-диверсионных отрядов РККА и НКВД-НКГБ с заданий не возвращались. Большинство из них до сих пор числятся без вести пропавшими.

Семченок, проявляя разумную осторожность, отчаянно рисковал, когда того требовала обстановка. Свидетельство тому донесли до нас наградные листы на Семена Семеновича. Первый из них датирован июнем 1942 года. Командир 377-го Отдельного минно-саперного батальона майор Любанский и военный комиссар части старший политрук Нехаев ходатайствуют о награждении старшего сержанта Семченока медалью «За отвагу».

29 мая 1942 года, командуя взводом, Семен Семенович получил приказ восстановить разбитый фашистами мост через реку Северский Донец возле села Савинцы, под Харьковом. Гитлеровские самолеты, несмотря на то, что переправу они уже разрушили, продолжали ее бомбить, не позволяя саперам связать левый и правый берега новым мостом. А на западной стороне реки шел тяжелый бой: там, изнывая от боли, теряли последние силы раненые… С передовой истошно требовали боеприпасы…

Старший сержант Семченок принял решение восстановить мост под бомбежкой. Наградной лист бесстрастно констатирует: «Проявляя мужество и отвагу, несмотря на близость разрывов фугасных и зажигательных авиабомб, товарищ Семченок со своего боевого поста не ушел и поставленную задачу выполнил на 1,5 часа ранее указанного срока, чем и обеспечил подвоз боеприпасов на передовую и эвакуацию раненых».

17 августа 1942 года Наркомат обороны издает приказ о создании в составе Действующей армии 20-ти отдельных батальонов минеров. Уже то обстоятельство, что они при формировании автоматически получали наименования «гвардейских», равно как части и соединения воздушно-десантных войск, реактивной артиллерии и тяжелых танков, говорит о важности и сложности задач, которые на них возлагались. Вновь созданные батальоны проводили диверсии в тылу противника, обучали партизан минно-взрывному делу. Командный состав особых саперных частей готовил знаменитый диверсант полковник Илья Старинов.

377-й Отдельный минно-саперный батальон, в котором служил Семченок, стал 14-м гвардейским минным батальоном.

В окопах Сталинграда, под грохот непрерывного боя вручили Семену Семеновичу петлицы с лейтенантскими «кубарями».

Вскоре после Сталинградской битвы 14-й батальон вливают в состав 1-й гвардейской бригады минеров и переводят в Москву. Здесь и становится наш герой чекистом. При 1-й гвардейской бригаде минеров была организована спецрота НКГБ СССР, в которой готовили диверсантов-парашютистов. Она напрямую подчинялась 4-му управлению Народного комиссариата государственной безопасности, который возглавил Павел Судоплатов. Его ведомство, как я уже отмечал выше, занималось диверсиями, вело разведку в глубоком тылу противника, руководило действиями большинства партизанских отрядов.

Семену Семеновичу довелось стать командиром спецподразделения 1-й бригады минеров. Все его подчиненные успешно освоили напряженную программу подготовки в диверсионной школе, некоторые из занятий в которой проводил Илья Старинов.

Осенью первые курсанты были заброшены в тыл противника. Очередь лейтенанта Семченока настала в декабре 1943 года. Он получил назначение заместителем командира отряда «Утес», которому предстояло действовать в лесах Западной Украины.

19 декабря парашютистов выбросили в назначенный им для оперативных действий район. Десантирование прошло успешно. Гитлеровцы и украинские националисты не заметили выброски нашей группы. Успешно сложилась и дальнейшая судьба «Утеса».

Вновь предоставим слово нашему герою: «Мы находились в непосредственной близости от действующей в тылу противника 1-й Украинской партизанской дивизии имени Ковпака. Для повышения эффективности нашей работы 4-е управление НКГБ СССР предложило отряду «Утес» войти в состав партизанского соединения и действовать вместе. В дивизии Ковпака меня назначили заместителем начальника главной разведки соединения. На этой должности и был совершен мною рейд в 4 600 километров».

Сохранилась характеристика на гвардии старшего лейтенанта С.С. Семченока, написанная командиром отряда «Утес» майором государственной безопасности Юркиным в августе 1944 года после возвращения чекистов в Москву:

«… Укажу только на основную боевую работу, проведенную тов. Семченок:

  1. Из 139 боев, проведенных дивизией с противником, во многих из них Семченок не только участвовал, но и руководил боевыми операциями.
  2. Лично им в январе 1944 года из ручного пулемета сбит вражеский трехмоторный самолет Ю-52, транспортировавший 2 тонны боеприпасов на фронт в район Тернополя. Экипаж в составе четырех человек захвачен в плен.
  3. Во время форсирования партизанской дивизией линии железной дороги командовал заслонами, которые задержали и уничтожили поезд с автомашинами и четырнадцатью танками.
  4. В январе 1944 года под его командованием группой автоматчиков был разогнан погранотряд немцев на галицийской границе, где 9 человек было убито и захвачены трофеи.
  5. Провел ряд успешных боев с украинскими националистами и подготовил разведданные, на основе которых были ликвидированы крупные формирования УПА.
  6. Является мастером дальних разведок в тылу врага».

Об одном из боевых эпизодов, упомянутых в характеристике майора Юркина, рассказывает в книге «Белые призраки» однополчанин Семена Семеновича по ОСНАЗу НКГБ СССР Семен Стрельцов: «В сумерках старший лейтенант из нашей чекистской группы Семен Семченок сбил из ручного пулемета пролетавший над селом (Мосир, Волынской области. – Авт.) гитлеровский транспортный самолет Ю-52. Спустившиеся на парашютах летчики пытались скрыться в лесу, но попали в руки партизан.

На допросе летчики рассказали чекистам, что их самолет входит в состав 1-го соединения военно-транспортной авиации, штаб которой находится в Германии в городе Целле. Большая группа самолетов этого соединения, состоящая из «юнкерсов» и тяжелых шестимоторных Ме-323, базируется на южной окраине города Бяла-Подляска, откуда машины ежедневно совершают рейсы в направлении Тернополя, Минска, Львова, Одессы и Риги. Цель полетов – доставка к линии фронта боеприпасов, запасных частей к танкам, бронемашинам и пулеметам. В обратные рейсы эти самолеты берут раненых и отпускников.

Эти сведения были тотчас же переданы командованию партизанской дивизии и по рации – в Москву.

Трассы полетов фашистских самолетов были нанесены партизанами на походные карты…

В ближайшие две–три недели… бойцы партизанской дивизии сбили четыре фашистских самолета, в том числе шестимоторный Ме-323.

О том, насколько важным оказался этот эпизод оперативно-служебной деятельности старшего лейтенанта Семченока, можно судить уже по тому, что донесение о нем руководство НКГБ включило в доклад И.В. Сталину.

Да и потери немецкой авиации оказались существенны – четыре Ю-5 и Ме-323, который являлся самым большим транспортным самолетом Второй мировой войны. Его грузоподъемность составляла 23 тонны – колоссальный по тем временам показатель. Гитлеровцы выпустили всего около двухсот таких машин. Кроме этого, все сбитые партизанами самолеты перевозили важные грузы.

Упоминает о С.С. Семченоке и командир партизанской дивизии имени Ковпака Петр Вершигора в своей широко известной книге «Люди с чистой совестью»: «Посреди подсохшего болотца стояли стога сена. Разведчики (группа Семченока. – Авт.) подошли к ближайшему стогу. Десяток крепких рук по команде всунули в его колья и, подняв стог на плечи, понесли к лесу (чтобы укрыться в нем на ночь. – Авт.). Перед самым лесом стог вдруг разъехался. Сено развалилось огромными клочьями, и из него вылупился, как цыпленок из яйца, страшный человек. Он был в лохмотьях когда-то добротной кожаной куртки. Жалкое подобие танкистского шлема покрывало голову, обросшую длинной бородой…

Заговорили… Это был танкист, обгоревший в танке в первые дни войны. Он долго спасался у сердобольных крестьянок. Подлечился. Затем скитался в лесах. Привык жить на сырой пище. Пробивался несколько раз к фронту. Но каждый раз терпел неудачу. Попадал за проволоку фашистских лагерей. Бежал. Затем снова и снова пытался перейти линию фронта. И каждый раз неудачно. В первый раз он ходил по югу, где не было партизан, затем взял к северу, но уже не искал их, а жил и боролся одиночкой, скрываясь от немцев».

Удивительную силу духа продемонстрировал танкист. И как же не похож этот человек на те образы бойцов Красной Армии, которые нам рисуют некоторые современные сценаристы и писатели, берущие на себя смелость рассказывать о войне с позиции человека, для которого имеют значение только его собственные переживания. Поэтому и предпочитают они изображать бойцов и командиров Красной Армии бегущими, паникующими и истеричными, как институтка, забеременевшая от нищего юнкера. Были, конечно, и слабые духом, готовые при первой возможности сдаться и сотрудничать с врагом, были и идейные враги советской власти, но нашу великую Победу одержали такие несгибаемые бойцы, как тот безымянный танкист, как лейтенант Семченок и миллионы других бойцов, командиров и политработников Красной Армии и органов безопасности.

Осенью 1944 года, как мы уже знаем, группа будущего камчатского чекиста действовала в интересах 1-го Белорусского фронта. В архивах сохранилась телеграмма наркома госбезопасности СССР В.Н. Меркулова командующему фронтом маршалу Советского Союза К.К. Рокоссовскому: «В соответствии с Вашей просьбой нами сформированы и направляются в тыл противника, в указанные Вами районы, оперативные группы под командованием майора госбезопасности Викторова, старшего лейтенанта Шихова, гвардии старшего лейтенанта Семченока общим количеством 115 человек».

Но едва молодой чекист и его разведчики вернулись из Польши, как офицер получил новое задание. В этот раз Семену Семеновичу предстояло действовать, как тогда говорили, в «самом центре вражеского логова». В январе 1945 года спецгруппа Семченока «Грозные», которая состояла из прошедших специальную подготовку дальневосточных пограничников, десантировалась в район Альтхорста, расположенного в 100 километрах от Берлина.

Разведчикам пришлось действовать внутри укрепленного района гитлеровцев, нашпигованного войсками. Рискуя ежечасно быть уничтоженными, чекисты смогли собрать и своевременно передать в Центр сведения о дислокации немецко-фашистских войск, о строительстве оборонительных сооружений, их слабых и сильных сторонах, о настроениях среди населения, военнослужащих вермахта и СС. Весной 1945 года «Грозные», не потеряв ни одного человека, вышли к передовым частям Красной Армии.

Победные майские дни гвардии старший лейтенант Семченок встретил в Берлине. Радостно салютуя, а потом сидя за праздничным столом в кругу однополчан, Семен Семенович еще не знал, что война для него не закончилось. Впрочем, молодой чекист, в силу тех задач, которые ему предстояло решать, о будущих сражениях на восточных границах страны узнал гораздо раньше громадного большинства солдат и офицеров, которым в них предстояло участвовать.

Из Берлина гвардии старшего лейтенанта Семченока в июне вызвали в Москву. В столице фронтовику, награжденному орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, несколькими боевыми медалями, не удалось отдохнуть и двух дней. Кадровики приказали ему срочно отбыть в распоряжение уполномоченного НКГБ СССР по Дальнему Востоку генерал-полковника С.А. Гоглидзе на должность начальника штаба 181-й Отдельной роты особого назначения Народного комиссариата государственной безопасности. Ей предстояло в ходе будущих боевых действий с Японией действовать в отрыве от боевых порядков наступающей Красной Армии, чтобы, парализовав деятельность спецслужб Японии, захватить их оперативные архивы.

Рота особого назначения с поставленной перед ней задачей справилась. Диверсионно-разведывательная группа Семена Семченока десантировалась на парашютах в районе Харбина, где, связавшись с нашей агентурой, сумела нанести удар по подразделениям спецслужб Японии в тот момент, когда они еще не успели уничтожить оперативные документы.

В представлении гвардии старшего лейтенанта С. Семченока к награждению вторым орденом Красного Знамени, подписанному 5 сентября 1945 года начальником 4-го отдела УНКГБ Хабаровского края подполковником Красильниковым, о заслугах офицера говорится коротко: «За успешную разведывательную работу, в результате чего получены ряд ценных данных о деятельности разведки противника против Советского Союза».

Капитан Семченок также награжден орденами Отечественной войны I и II степеней.

Даже в наши дни еще не настало время, когда о работе, проделанной чекистами из роты особого назначения во время Советско-японской войны, можно рассказать в подробностях. Но ее результаты в общих чертах известны. Ветеран Хабаровского управления ФСБ России подполковник в отставке А.В. Багинов, рассказывая о тех событиях, подчеркивает: «В результате успешных мероприятий были арестованы многие сотрудники спецслужб Японии, главари антисоветских белоэмигрантских организаций, военные преступники, захвачены оперативная переписка и архивы японских разведывательных и контрразведывательных органов (разведуправления штаба Квантунской армии, японских военных миссий, жандармерии и полиции), материалы третьего (контрразведывательного) отдела Бюро по делам российских эмигрантов (БРЭМ).

Фонды захваченных документов на японском языке насчитывали 5 500 томов. Содержавшиеся в них материалы имели исключительную оперативную ценность, так как давали возможность выявить агентуру ЯВМ (Японской военной миссии. – Авт.), как находящуюся на территории Маньчжурии, так и заброшенную ранее в Советский Союз».

Среди особо отличившихся в операции на территории Маньчжурии чекистов А.В. Багинов называет и С.С. Семченока…

Работая на Камчатке, Семен Семенович несколько раз выезжал в командировки на Северные Курилы. Можно предположить, что там он принимал участие в ликвидации так называемых «японских партизан» – прятавшихся на островах бывших военнослужащих императорский армии, сотрудников спецслужб, гражданского населения, уклонившихся от эвакуации в метрополию.

Начиная с 1947 года, подразделения 4-го управления МГБ в территориальных органах государственной безопасности, которые не вели борьбу с националистическим подпольем в Прибалтике, западных областях Украины и Белоруссии, начали постепенно сокращать. Пришлось оставить службу и капитану Семченоку.

Очередной крутой вираж судьбы не заставил фронтовика опустить руки. Семен Семенович вернулся в Новосибирскую область, возглавил в родных местах колхоз имени Маленкова, принимал участие в освоении целинных и залежных земель. И на трудовом фронте Семченок добился столь же убедительных успехов, как и в годы войны. В 1956 году к его боевым наградам добавился орден Ленина за труд хлебороба.

Владимир СЛАБУКА

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."