НИЖЕГОРОДСКИЙ СТРЕЛОК. НОВЫЕ ФАКТЫ

Печать
PDF

В предыдущем номере газета «Вести» рассказала о чудовищном происшествии в Нижнем Новгороде, где журналистка подожгла себя («В» от 14.10. 2020 года «Сгореть во имя?»). Общественный резонанс, вызванный ее самоубийством, еще не успел утихнуть, а название города опять на слуху – на этот раз в связи с делом «нижегородского стрелка».

Трагедия случилась 12 октября в поселке Большеорловское Борского района Нижегородской области. 18-летний юноша открыл стрельбу, в результате которой три человека погибли, еще трое получили серьезные ранения. Сам убийца бежал с места происшествия и скрылся в лесу. Силовики искали его всю ночь, а обнаружили на рассвете, мертвым. Рядом с телом лежали два ружья. По версии следствия, парень свел счеты с жизнью. Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ (убийство двух и более лиц). В отношении стрелка будет проведена посмертная психолого-психиатрическая экспертиза.

Массовый расстрел в поселке устроил Данил Монахов, житель Нижнего Новгорода. Он учился в местном колледже для ребят с ослабленным здоровьем на мастера по обработке цифровой информации. Воспитывался в полной, благополучной семье. 12 октября Монахов как обычно пришел в колледж, отсидел одну лекцию, а затем отпросился у преподавателя, якобы в военкомат. Его отпустили: парень не вызывал никаких подозрений, вел себя спокойно. Отпросившись с занятий, он поехал в Большеорловское к бабушке. В ее квартире хранились два охотничьих ружья, одно принадлежало отцу юноши, другое – ему самому. Отец Данилы был заядлым охотником, не раз брал с собой на охоту сына. Охотились в сельской местности, поэтому ружья оставляли у бабушки. Так что, если Монахов заранее задумал устроить стрельбу, его решение поехать в поселок было вполне логичным.

При этом оружием он владел законно: 17 сентября парень получил лицензию на охотничье гладкоствольное оружие. Как сообщили в силовом ведомстве, документы Данилы Монахова были оформлены в соответствии с законом: он предоставил заявление на право владения оружием, паспорт, медицинские справки от психиатра и нарколога об отсутствии противопоказаний, прошел необходимую подготовку.

Случилось так, что именно бабушка попала под пули первой. Произошло это, по словам свидетельницы происшествия, на улице: пожилая женщина вышла с внуком на автобусную остановку, расположенную недалеко от дома. С остановки Данил по каким-то причинам вернулся к дому. В это время подъехал автобус, бабушка крикнула водителю, чтобы тот подождал парня, а сама побежала за ним. Вскоре Данил появился из подъезда вооруженным и с ходу выстрелил в бабушку, которая, по словам соседей, души в нем не чаяла. Что могло толкнуть его на этот чудовищный поступок?

У родственников объяснение только одно: между ними вспыхнула ссора. Вероятно, бабушка заподозрила что-то неладное, когда внук неожиданно явился к ней, чтобы забрать «стволы», не хотела отдавать оружие, отправляла Данила домой. В то же время следователи подчеркивают: ссора не подтверждена. И подтвердить ее пока некому: внук мертв, бабушка с множественными ранениями лежит в реанимации в тяжелом состоянии. Ей пришлось ампутировать руку, к тому же она потеряла много крови.

Монахов на этом не остановился. По свидетельству местных жителей, у него было два ружья (одно в руке, другое за спиной), он шел и стрелял в людей. Впоследствии выяснилось, что у него было с собой 40 патронов, что также говорит о том, что стрельбу он планировал заранее. Как утверждают свидетели, специально в автобус он не целился, хотя в него и попало несколько зарядов. Пассажиры и водитель не пострадали, но Монахов успел расстрелять случайных прохожих. Трое мужчин погибли на месте. Еще три человека были доставлены в больницу в тяжелом состоянии.

Расстреляв ни в чем не повинных людей, стрелок ушел к лесу, где и скрылся. Все это случилось около четырех часов дня. На поиски Монахова были брошены отряды полиции, Росгвардии, ФСБ, спецназ. Сам поселок (с населением около тысячи человек) был оцеплен, его окрестности прочесывали кинологи. Обнаружили стрелка на рассвете: он лежал с простреленной головой на окраине поселка, примерно в 500 метрах от того места, где устроил бойню.

Глядя на фотографии Данила, массового убийцу заподозрить в нем трудно. К тому же он с детства имел инвалидность 3 группы из-за врожденного порока сердца и бронхиальной астмы. Знакомые и соседи характеризуют его как тихого, спокойного, хотя и малообщительного мальчика. Однако странности в поведении у него имелись. И это не увлечение компьютерными играми, в основном «стрелялками», на которых сейчас акцентируют внимание родственники Монахова, считая именно игры причиной случившегося. (В конце концов играют многие подростки, но далеко не все из них идут после этого убивать.) Настораживает другое. Еще в феврале 2019 года педагоги школы, в которой обучался Данил Монахов, обнаружили негативное содержание его страницы в соцсети. Мальчишка публиковал посты в поддержку деструктивных движений. О том же говорили одноклассники Монахова, утверждая, что он увлекался темой «Колумбайна» (массовое убийство в одной из школ США, организованное двумя учениками старших классов в апреле 1999 года), заводил об этом разговоры, мечтал об оружии. Информацию направили в комиссию по делам несовершеннолетних и в Центр по противодействию экстремизму нижегородского управления МВД. В школе Данила поставили на учет, провели с ним беседу. На этом профилактические мероприятия закончились. Другими словами, формальную работу выполнили, а психологическое состояние подростка никого больше не интересовало. Кроме того, следствием было установлено, что Данил наблюдался у врача по поводу депрессивного состояния. Однако указанные обстоятельства не помешали ему в последующем получить разрешение на ношение огнестрельного охотничьего оружия, о чем говорилось выше.

«Причина кроется в отсутствии четких алгоритмов взаимодействия правоохранительных органов», – полагает полковник МВД в отставке Алексей Трифонов. По его словам, наличие депрессивного состояния никак не учитывается при принятии решения о выдаче оружия. «Монахов же не состоял на учете в психдиспансере, этого вполне достаточно для формальной проверки. То же касается и профилактической работы, проводимой в отношении него правоохранительными органами. Информация о ней не передается в органы Росгвардии», – уточнил полковник.

Комментируя дело «нижегородского стрелка», председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России», Герой РФ генерал-майор Сергей Липовой справедливо заметил, что сфера контроля за легальным оборотом оружия в плане психологической проверки потенциальных покупателей имеет существенные недоработки, которые надо исправлять. «Ясно уже давно, что при получении разрешения психологическая экспертиза, если и проводится, то больше для галочки. Формальная работа специалистов не позволила вовремя выявить потенциального убийцу», – подчеркнул генерал. В отношении Монахова, похоже, работа и для галочки не проводилась. По последним данным, справки для получения разрешения на оружие он получил у медицинских работников частной организации без фактического и необходимого медицинского обследования. Психиатр-нарколог, который выдал Даниле Монахову справку, необходимую для получения лицензии на приобретение оружия, вскоре был арестован. Об этом сообщили в региональном отделении Следственного комитета.

Также было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) в отношении инспектора подразделения по делам несовершеннолетних, которая, получив сообщение об увлечении юноши экстремистскими движениями и вопросами приобретения оружия, написала рапорт о проведении проверки, но по ее результатам уголовное дело не возбудила.

Напомним, что и массовый убийца из Керчи, 18-летний Владислав Росляков, устроивший 17 октября 2018 года крупнейший по количеству жертв теракт в колледже, а потом застрелившийся, тоже в свое время легально приобрел огнестрельное оружие (помповое ружье), получил разрешение на него от Федеральной службы войск национальной гвардии. Он, как и Монахов, имел репутацию спокойного, тихого мальчика, но при этом вдохновлялся идеей «Колумбайна».

Впрочем, преступные действия психиатра и бездействие инспектора по делам несовершеннолетних не единственное, что вызывает вопросы в связи со случившимся.

В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 29.03.2019) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.

По имеющейся на сегодняшний день информации, отец Данилы Монахова отказался общаться с журналистами. Между тем именно ему следует задать вопрос, почему принадлежащее ему оружие хранилось в ненадлежащем месте и в ненадлежащих условиях. Вероятно, правоохранительные органы в процессе расследования поинтересуются этим обстоятельством и примут соответствующие решения, но об этом пока не сообщается.

Отсутствует и точная информация о том, где Монахов взял деньги на приобретение оружия. Даже самая недорогая модель охотничьего ружья стоит около 20 тысяч рублей. Для неработающего студента сумма весьма существенная. По одной из версий он откладывал деньги с получаемого пособия по инвалидности. По другой – средства на покупку оружия он получил от отца. В связи с этим возникает вопрос по действиям или, вернее, по бездействию участкового инспектора. Он не мог не знать о том, что семья Монаховых имела в собственности две единицы охотничьего оружия и об учете Данилы в комиссии по делам несовершеннолетних. Почему участковый не поинтересовался, каким образом, с учетом этого обстоятельства, парень мог получить разрешение на приобретение оружия? Почему он (участковый) не проверял условия хранения Монаховыми оружия или делал это формально и несвоевременно? Если же инспектор не знал вышеперечисленных фактов, то вопросов к нему возникает еще больше.

Резонансные чрезвычайные происшествия, когда юноши и подростки пускают в ход оружие, – не редкость. В этом году 4 августа Вольский районный суд в Саратовской области вынес приговор несовершеннолетнему Даниилу Пулькину (его приговорили к семи годам воспитательной колонии). В конце мая 2019 года семиклассник пришел в школу с двумя бутылками легковоспламеняющейся жидкости и топором. Одну бутылку он бросил в класс, другую в коридор (только по счастливой случайности пожара не произошло). Там же, в коридоре, ударил топором по голове незнакомую ему 12-летнюю школьницу и попытался скрыться. Подростка задержали и возбудили против него уголовное дело о покушении на убийство. Девочка осталась жива, но ослепла на один глаз. Примечательно, что обвиняемый после нападения записал ролик, в котором говорит: «Я не знаю, что на меня нашло… Молотов не загорелся. Я провалился чертовски. Я не смог… Для меня это сложно – убийство человека». То есть готовился к теракту заранее, да вот нервы подвели. Перед нападением подростка перевели на домашнее обучение из-за конфликтов в школе: он не делал задания, грубил и угрожал на уроках педагогу, не мог найти общего языка со сверстниками. Дополню, что до ЧП в социальных сетях он признавался, что является поклонником американских «колумбайнеров» и Рослякова.

15 июня Центр общественных связей ФСБ сообщил о задержании подростка из Волгограда (имя не сообщалось), который готовил вооруженное нападение на школу. Во время обыска в квартире, где он жил, нашли 18 бутылок с зажигательной смесью, инструкции по изготовлению взрывчатых веществ, самодельное взрывное устройство и необходимые для его изготовления компоненты. Владельцу всего этого арсенала (который он умудрялся хранить на балконе втайне от домашних) на момент обыска было 14 лет. Мальчишка вынашивал свой план несколько месяцев. Следователи нашли место, где он испытывал самодельные бомбы. В отношении задержанного возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 223.1 (незаконное изготовление взрывчатых веществ и взрывных устройств) и ч. 1 ст. 30, пп. «а», «е» ч. 2 ст. 105 УК (приготовление к убийству двух и более лиц общеопасным способом). У подростка были подтвержденные медсправками проблемы с психикой. Из-за этого он то учился в школе, то переводился на домашнее обучение. В последний год почти перестал пускать родителей в свою комнату – они не знали, чем он там занимался. Тем более не проверяли соцсети, в которых их сын постоянно сидел. Уважали личное пространство ребенка. А тот являлся фанатом идеи «Колумбайна», относил себя к приверженцам анархо-коммунизма, зачитывался историями о массовых расстрелах в школах. В отношении подростка была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обвинение ему предъявлено, расследование уголовного дела продолжается. Следствие не исключает, что могли быть сообщники.

Список можно продолжить, и он получится длинным. Имена, даты, названия населенных пунктов в нем будут разные, но суть всегда одна: выбор пути террора. Почему так происходит? Самая распространенная версия ответа на этот вопрос, озвученная психологами, сводится к тому, что так поступают подростки-изгои, которые мстят окружающим, которые их «травят». Возможно, в каких-то отдельных случаях это так, но ни Монахов, ни Росляков, ни подросток из Волгограда травле в своих учебных заведениях не подвергались, хотя и друзей не имели. Причины, которыми сейчас принято объяснять любое неадекватное поведение «деток»: пьющая, неполная, малообеспеченная семья в трудных жизненных обстоятельствах – тоже не про них. И как бы ни пытались журналисты живописать местности, где жили подростки, оправдывая все общей запущенностью и мрачной средой обитания, критики это не выдерживает. Таких мест по всей стране с избытком, но далеко не все из-за этого начинают планировать, а то и осуществлять теракты.

Возможно, стали жертвой вербовки? Не исключено: спецслужбы не раз поднимали проблему распространения деструктивных идеологий в подростковых группах в Интернете (такие сообщества блокирует Роскомнадзор). Это и печально известные «группы смерти», и сообщества, призывающие к насилию в учебных заведениях и на улицах. А может быть, виновато стремление во что бы то ни стало выбиться в супергерои, а поскольку ни в чем другом проявить себя не удается, стать знаменитым террористом? Вряд ли имеет смысл рассматривать причины по отдельности, они действуют в комплексе. А вот в какой именно момент и от какого внешнего толчка – действия или слова – сработает детонатор в мозгу у подростка или юноши, не вычислит, пожалуй, никто. Но именно в этот момент такой человек перейдет от мыслей к действию. Если он при этом будет вооружен, трагедии не избежать. Что мы и увидели на примере с Монаховым.

Есть и другое мнение. Обилие информации о подростках, открывших стрельбу, устроивших взрыв или готовящихся к этим действиям, но вовремя схваченных за руку, вызывает у некоторых граждан обратную реакцию. Об этом можно судить по отзывам в соцсетях. Условно их можно разделить на две группы: «В моем детстве мы тоже стреляли и взрывали, и ничего» и «Следаки захотели себе лишние звездочки на погоны». Нам не хотелось бы, чтобы эти люди оказались там, где мальчишка по дурости своей все-таки открыл стрельбу или привел в действие взрывное устройство, хотя после этого они, скорее всего, поменяли бы свое мнение в корне.

Необходимо отметить и недостаточную эффективность существующей в настоящее время в России системы контроля за приобретением, хранением и использованием гражданского оружия. Хотя законодательством правила обращения с оружием четко регламентированы, на практике мы видим совсем другую картину. Вот и в истории «нижегородского стрелка» Данилы Монахова инспектор по делам несовершеннолетних формально провела проверку по информации об экстремистских наклонностях парня, психиатр выдал липовую справку, на основании которой Росгвардия выдала такое же, по сути, липовое разрешение на приобретение и хранение оружия. Участковый не отследил и не сопоставил факты, не проверил условия хранения оружия отцом и сыном. Все это звенья одной цепи, приведшие к трагедии.

Андрей БОРИСЕНКО

Наталья МАКСИМИШИНА

(по материалам российских СМИ)

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."