«ПОМНИТЕ УШЕДШИХ В БИТВУ ЗА МОСКВУ…»

Печать
PDF

(Продолжение. Начало «В» от 10.11.2021, от 17.11.2021)

Часть III

Командир 4-й танковой дивизии из 2-й ТГр Гудериана генерал Вилибальд фон Лангерман, наступавший на Мценск, был уверен, что русские не окажут ему достойного сопротивления. 5 октября машины его соединения двигались в походной колонне по шоссе Орел – Мценск, не организовав разведки, не выслав боевого охранения. Хотя уже накануне, 4 октября, немцы в скоротечном бою потеряли 2 средних и 8 легких танков.

Вспомним забытых героев

И первые результаты следующего дня, казалось, подтверждали оптимистичные прогнозы фон Лангермана. У села Ивановское его танки и мотопехота быстро преодолели сопротивление мотострелкового батальона из состава 4-й ТБр Михаила Катукова. Отходящих в лес красноармейцев фон Лангерман преследовать не стал, не допуская мысли, что его заманивают в огневой мешок. Передовая группа дивизии, перестроившись из боевого порядка в походный, двинулась дальше. Никто из немцев не подозревал, что контуры, словно составленной из параллелепипедов и кубов тевтонской бронетехники, уже дрожат в прицелах танкистов полковника Михаила Катукова.

Накануне советское соединение, переброшенное на тульское направление из-под Кубинки, скрытно для гитлеровцев оседлало автостраду. Силами двух танковых групп Катуков провел глубокую разведку и имел хорошее представление о действиях противника на рубеже подвижной обороны бригады. Одна из танковых групп, понадеявшись, что в Орле нет крупных сил немцев, ворвалась в город. Потеряв в уличных боях четыре машины, советское подразделение не без труда, но все-таки смогло оторваться от противника.

5 октября танкисты Катукова действовали осторожнее. Они нанесли удар по противнику с замаскированных позиций. Немцы, потеряв десять машин, отошли.

Советские танки, уступая количественно, остановили продвижение немецкой танковой дивизии и нанесли ей огромные потери.

Немецкая танковая дивизия образца 1941 года представляла грозную силу. Численность личного состава соединения приближалась к 14 тысячам человек. Дивизия включала в себя: танковый полк, мотопехотную бригаду, состоящую из двух моторизованных полков по два батальона каждый, мотоциклетный батальон, разведывательный батальон, артиллерийский полк трёхдивизионного состава, другие подразделения. Основное вооружение ТД вермахта состояло из 320 танков, 410 бронетранспортеров, 90 орудий и минометов различного калибра. Конечно, в предыдущих боях и на русских дорогах дивизия фон Лангермана теряла и технику, и людей, но в любом случае он имел многократное превосходство над Катуковым.

В послевоенных мемуарах бывший гитлеровский генерал попытается объяснить свое поражение: «В наших сражениях 4-я танковая дивизия часто сталкивалась с тяжелыми русскими танками… После взятия Орла русские впервые применили свои тяжелые танки массированно в нескольких столкновениях, которые привели к тяжелым танковым боям, поскольку русские танки больше не позволяли выбивать себя артиллерийским огнем».

Фон Лангерман лукавит. «Массированного» применения тяжелых танков не было. Михаил Катуков располагал всего семью КВ, которые действовали на разных направлениях. Кроме тяжелых машин, 4-я бригада состояла из 22 Т-34 и 26 легких танков БТ-7, БТ-5. Аналогичное вооружение имела и 11-я ТБр 1-го гвардейского корпуса, подошедшая в район Мценска чуть позже. С той лишь разницей, что её парк легких машин состоял из Т-26.

Гейнц Гудериан также хорошо запомнил 5 октября. Он писал: «Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла большие потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить… Особенно неутешительными были полученные нами донесения о действиях русских танков, а главное, об их новой тактике… Русская пехота наступала с фронта, а танки наносили массированные удары по нашим флангам. Они кое-чему уже научились».

6 октября дивизия фон Лангермана не смогла продолжить наступление. Танкисты, наши стрелковые части в очередной раз успешно отразили все попытки немцев продвинуться к Туле. В этот день отличился экипаж старшего сержанта Ивана Любушкина. В двух дуэлях его танк повредил девять гитлеровских машин. Командовал подразделением, в котором воевал Иван Тимофеевич, Дмитрий Лавриненко – самый результативный советский танкист Великой Отечественной войны. На его счету 52 подбитых и сожженных гитлеровских танка. Офицер потерял при этом три Т-34, на которых воевал. Последнюю машину противника старший лейтенант Дмитрий Лавриненко сжег в день своей гибели – 17 декабря 1941 года. Несколькими месяцами позже, 30 июня 1942 года, погибнет и ставший Героем Советского Союза Иван Любушкин.

Немцы безуспешно пытались прорваться до 10 октября, затем приступили к перегруппировке сил. На тульском направлении советское командование получило некоторую передышку.

Говоря о боях у Мценска, чаще всего вспоминают о танках 4-й бригады, которой командовал будущий маршал Михаил Катуков. Историческая справедливость требует от нас назвать и другие соединения, которые заставили немецкие дивизии на этом направлении из-за серьезных потерь, перейти к обороне почти на две недели, до 23 октября. В районе Мценска действовала и 11-я ТБр под командованием подполковника Виктора Бондарева.

Его соединение останется прикрывать Тулу и после того, как бригаду Катукова перебросят севернее, под Скирманово, в распоряжение 16-й армии.

Грамотные действия танкистов с 4 по 11 октября поддерживал 34-й полк НКВД подполковника Ивана Пияшева, сформированный из пограничников. О них также вспоминают крайне редко. Сам же Михаил Катуков их действиями восхищался: «Дрались они геройски. Подпускали танки противника прямо к окопам и били по ним из противотанковых ружей. За два дня пограничники подожгли 25 танков. (Больше, чем 4-я бригада – Авт.) Пияшев создал небольшие диверсионные группы, которые ночью переходили нейтральную полосу, бесшумно подползали к окопам противника и брали гитлеровцев в плен, а если это не удавалось, пускали в ход свои кинжалы».

Танкисты и пограничники, сковав действия гитлеровцев, дали возможность выстроить надежную оборону 6-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Константина Петрова. Она проявила удивительную стойкость после того, как гитлеровцы, перегруппировав силы, возобновили 23 октября наступление из-под Мценска на Тулу. Советское соединение сдерживало почти трое суток натиск 3-й и 4-й немецких танковых дивизий, усиленных мощной артиллерийской группировкой, элитным полком мотопехоты «Великая Германия» и поддержанных ударной авиацией. После тяжелых боёв гвардейцы организованно, не допустив окружения, отошли на новые оборонительные рубежи.

Бои под Мценском на фоне многих других эпизодов советско-германского противостояния первоначального этапа войны выделяются по крайней мере по двум причинам. Во-первых, нашим войскам удалось заставить перейти к обороне значительно превосходящие их силы противника. А, во-вторых, под Мценском мы имеем уникальную для 41-го года статистику равных потерь сторон в живой силе и технике.

Имена Виктора Бондарева и Константина Петрова, а также подвиг их соединений для широкого круга любителей военной истории остаются забытыми по одной простой причине: оба командира погибли и не смогли оставить воспоминаний. Раненый подполковник Виктор Бондарев, чтобы избежать плена, застрелился 26 октября. Генерал Константин Петров скончался от ран в феврале 1942 года.

«На просторах снежных юные курсанты…»

На других участках наступление группы армий «Центр» на Москву развивалось пока успешно.

Ставка еще до начала операции «Тайфун» осознавала, что Западный и Резервный фронты не смогут долго сдерживать гитлеровцев. На случай прорыва немцами создавалась Можайская линия обороны. Предполагалась, что её займут отступившие армии фронтов Ивана Конева и Семена Буденного, которые окажутся способными, опираясь на фортификационные сооружения, окончательно остановить гитлеровцев на пути к Москве.

Для устойчивой обороны Можайской линии, согласно расчетам Генштаба РККА, требовалось 29–30 стрелковых дивизий, усиленных танками и артиллерией. В первых числах октября Ставка на Можайской линии не имела ни одного соединения. Когда стали ясны масштабы брянского и вяземского котлов, Генштаб начал спешно перебрасывать на московское направление стрелковые соединения и танковые бригады с других участков фронта, подтягивать резервы из тыловых районов страны. Но войскам требовалось время для подхода и развертывания, а это означало, что на части, которые удалось найти вблизи Москвы, ложилась безусловная задача – стоять насмерть!

6 и 7 октября в Волоколамский укрепленный район выдвинулись сводный курсантский полк училища имени Верховного Совета РСФСР, батальон 33-й стрелковой бригады, две батареи ПТО. В Можайском УРе на первых порах оборону занимали два стрелковых батальона, батальон военно-политического училища, сводный отряд военно-политической академии, особый кавалерийский полк, отдельная танковая рота и два полка ПТО.

К Малоярославецкому укрепленному району спешили курсанты подольских пехотного и артиллерийского училищ, запасной стрелковый полк и три артиллерийских полка. Им придавалась 17-я танковая бригада.

Из перечисленных выше частей внимание читателей прежде всего привлекут сводные полки и батальоны военно-учебных заведений. Только острая необходимость заставила Ставку послать курсантов училищ и слушателей академий в бой. Это было тяжелое, но необходимое решение. На тульском направлении также пришлось бросить в бой местное училище. Курсанты были хорошо обучены и вооружены, стойки, многие имели боевой опыт Халхин-Гола и Советско-финской войны.

Их участие в боевых действиях не было столь анекдотичным, бесполезным и мимолетным, как это, к примеру, рисует Никита Михалков в снискавшем дурную славу фильме «Утомленные солнцем-2». Вопреки представлениям талантливого режиссера, курсанты знали, как следует обороняться, имели четкое представление о секторах обстрела и рассредоточении, прошли обкатку танками, а потому жгли гитлеровскую технику, а не пытались достать штыком. Курсантов поддерживала противотанковая и гаубичная артиллерия. Подольские училища заняли подготовленные в инженерном отношении позиции. Рядом с курсантами вели бой части, спешно сформированные из вышедших из окружения бойцов и командиров.

20 октября оба подольские училища вывели в резерв. Из 3 500 курсантов в строю осталось около тысячи человек.

Мифологизация прошлого, под какими бы благовидными предлогами она ни проводилась, в конечном итоге ведет к историческому нигилизму, который сегодня свойственен значительной части средневозрастных россиян. При очевидном интересе к прошлому наши соотечественники охотно верят во всякие небылицы; и чем сильнее инсинуации, чем паскуднее и оскорбительнее для национального самосознания – тем охотнее их воспринимают за истину.

Среди них бытует легенда о том, что Красной Армии в 1941–1942 годах нечем было воевать с гитлеровцами. Вооружение имелось, другое дело, что мы часто оказывались не в состоянии им разумно распорядиться. Трудно убедить современного читателя, что под Москвой Красная Армия имела количественное преимущество перед гитлеровцами в авиации. Вопреки реальному положению дел в иных исследованиях можно прочесть о том, что наши бойцы и командиры месяцами не видели советских самолетов.

Но именно авиация Красной Армии сумела в октябре 1941 года существенно снизить темпы продвижения немцев к Можайской линии обороны. Со 2 по 10 октября на этом направлении она совершила 2 850 самолето-вылетов на штурмовку наземных целей. Для ударов по механизированным колоннам гитлеровцев использовались не только бомбардировщики и штурмовики, но и истребители, оборудованные подвесными устройствами для пуска реактивных снарядов. Потери наша авиация несла колоссальные. В этот период средний налет на одну потерю, например, у Ил-2, опустился ниже девяти вылетов.

10 октября немцы подошли к Можайской линии обороны, на которую к тому времени Ставка успела дополнительно перебросить 32-ю, 312-ю и 316-ю стрелковые дивизии с северо-западного направления. На подходе были и другие соединения. Советскую пехоту подпирали четыре недавно созданные танковые бригады, постоянно беспокоившие противника. Их действия облегчало отсутствие сплошной линии фронта.

К началу боев на Можайской линии произошло еще одно событие, которое несколько облегчило положение советских войск к западу от Москвы.

Пружина начинает сжиматься

Значительная часть сил 3-й танковой группы немцев, отклонившись от первоначального направления, совместно с 9-й полевой армией начала движение на Калинин и Торжок. Непосредственно на московском направлении продолжила наступление только 4 ТГр гитлеровцев, поддержанная пехотными соединениями.

Многие немецкие генералы в послевоенных мемуарах согласно пишут о том, что дробление усилий группы армий «Центр» в конечном итоге и предопределило провал операции «Тайфун».

Согласно их расчетам консолидированные удары двух танковых групп позволили бы немцам еще до конца октября войти в Москву. Охотно допускаю, что при таком раскладе сил гитлеровцы могли прорваться через Можайскую линию обороны и в конце второй декады октября выйти в точку рандеву со 2-й танковой армией к востоку от столицы Советского Союза, а также завязать бои на окраинах Москвы. Но этот успех в конечном итоге мог обернуться не просто поражением, а гибелью ударных сил группы армий «Центр», что, надо отдать должное, хорошо понимал фон Бок.

Во-первых, выход 3-й и 4-й танковых групп на рубежи восточнее Москвы не решал вопроса окружения советских войск, а лишь охватывал их с левого фланга. Гудериан, как известно, завяз в боях под Тулой и пока не помышлял о дальнейшем продвижении вперед. Во-вторых, такой односторонний прорыв немцев еще более усложнял тыловое обеспечение танковых и механизированных соединений гитлеровцев по беспредельно растянутым коммуникациям. В условиях осенней распутицы и под массированными ударами советской авиации захватчики рисковали на неделю, а то и больше остаться без горючего и боеприпасов, что при условии постоянного подхода с востока свежих соединений Красной Армии делало участь вырвавшихся вперед дивизий вермахта незавидной.

Но, самое главное, при таком прорыве оголялся левый фланг группы армий «Центр», чем советская сторона просто не могла не воспользоваться. Силы для нанесения контрудара из района Калинина – Торжка Красная Армия имела. К началу октября Ставка планировала провести операцию, направленную на прорыв блокады вокруг Ленинграда. С этой целью на северо-западном направлении создавалась группировка в составе 52-й и 4-й армий. В условиях, когда, как мы знаем, моторизированные и танковые соединения немецкой группы армий «Север» гитлеровское командование перебросило на центральный участок фронта, ничто не мешало использовать оба советские объединения для нанесения удара по открытому флангу фон Бока, что могло обернуться для немцев катастрофой.

Удар отдельных дивизий 4-й танковой группы, продолжавших наступать на Москву, 10 октября приняли наши войска, занявшие оборону на Можайском и Малоярославецком укрепрайонах. Передовой отряд ударной группировки немцев смял нашу оборону, но сопротивление на этом направлении с каждым днем возрастало. Уже на следующий день в бой, буквально с колес, вступила 312-я стрелковая дивизия полковника Александра Наумова, которую поддержали подольские курсанты. 13 октября на этот участок фронта прибыли вырвавшиеся из окружения изрядно поредевшие 110-я и 113-я стрелковые дивизии. Они не смогли остановить немцев, но продвижение гитлеровцев замедлилось, их потери с каждым днем возрастали.

Например, танковый полк 19-й танковой дивизии к началу операции «Тайфун» имел в своем составе 104 машины. На 16 октября он потерял безвозвратно 43 танка. В дальнейшем на этом направлении немцы, в том числе в ходе ноябрьского наступления, продвинутся еще на 25–30 километров и остановятся, уткнувшись в реку Нара.

На можайском направлении бои происходили на знаменитом Бородинском поле. Оборону на нем занимала 32-я Краснознаменная стрелковая дивизия полковника Виктора Полосухина.

На этом участке фронта наступали входившие в группу Гёпнера 10-я танковая дивизия вермахта и моторизованная дивизия СС «Дас Райх», командир которой принимал ключи от столицы Югославии у мэра Белграда. Несмотря на то, что гитлеровцы располагали огромным преимуществом над дивизией Полосухина, им не удалось сходу прорвать оборону. Ожесточенные бои в районе Бородинского поля продолжались неделю. Они завершились отходом наших войск и сдачей Можайска. Дивизия Виктора Полосухина освободит оставленный город в январе 1942 года. 10-я гитлеровская дивизия под Можайском лишится почти половины танков…

Позже всего бои начались в районе Волоколамска, куда устремились гитлеровские танковые и пехотные соединения после ликвидации вяземского котла. Это направление прикрывала 16-я армия Константина Рокоссовского. Правда, войска, собранные под его руководством, на первом этапе формирования с большой натяжкой можно было назвать «армией». В нее входили кавалерийская группа Льва Доватора, 22-я танковая бригада, состоящая из 29 Т-34 и 32 легких танков БТ и Т-40. Армию Рокоссовского усилили пополненная после выхода из окружения 18-я стрелковая дивизия и свежая, сформированная в Казахстане и Киргизии, – 316-я СД. (Это соединение больше известно читателям как Панфиловская дивизия.)

Она имела возможность занять оборонительные рубежи вне непосредственного соприкосновения с противником и за несколько дней до начала боев. Дивизию генерала Ивана Панфилова усилили четырьмя пушечными артиллерийскими полками РВГК и тремя противотанковыми артиллерийскими полками. В итоге соединение располагало 207 орудиями различного калибра.

В бой 316-я стрелковая дивизия вступила 16 октября. Два дня она самостоятельно отбивала атаки гитлеровских танков. 18 октября пришлось задействовать резерв командарма-16 – танковую бригаду и пушечный полк резерва ВГК. Немцы, достигнув незначительного успеха, 20 октября прекратили активные действия. Они возобновились после подхода 110-й пехотной дивизии вермахта. 25 октября противник прорвал оборону Панфилова и вышел к Волоколамску, который полностью захватил спустя два дня.

Тяжелые бои продолжались на всем участке Западного фронта, схватки носили ожесточенный характер, наши войска несли громадные потери. К концу октября в 53-й СД, например, осталось 1 500 человек, а в 312-й – всего 300!

Западный фронт Ставка продолжала усиливать свежими соединениями. В двадцатых числах октября Георгий Жуков получил две мотострелковых дивизии и 25-ю танковую бригаду, которая насчитывала 58 машин, в том числе 4 КВ и 22 Т-34. Войска продолжали прибывать. Немцы хотя и оттеснили наши дивизии с Можайской линии обороны, но нигде не смогли добиться широкого прорыва фронта и выхода танковых и механизированных соединений на оперативный простор.

На северном направлении 3-я танковая группа сумела захватить Калинин, но это оказалось большее, чего она смогла достичь. Дальше немцы продвинуться не смогли. Фронт отсюда в декабре 1941 года попятится на запад. Бои под Калинином окажутся катастрофическими для главной ударной силы 3-й ТГр – 1-й и 6-й танковых дивизий. К концу октября в их составе осталось, соответственно, 36 и 66 исправных машин. Какая-то часть танков, не утерянных безвозвратно, находилась в ремонте.

17 октября Ставка приняла решение о создании Калининского фронта, командующим которого назначила Ивана Конева. Его войска ценой неимоверных усилий и с помощью присылаемых Ставкой резервов сумели обезопасить московское направление с севера.

На тульское направление успеют подойти переброшенные с Дальнего Востока 112-я танковая и 239-я стрелковая дивизии, а также 2-й кавалерийский корпус, составлявший до этого подвижный резерв Юго-Западного фронта.

Владимир СЛАБУКА

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."