05 Сентября 2023
В пьесах драматурга довольно часто встречается тип праздного, промотавшего дедовское и отцовское наследство дворянчика, ведущего охоту на богатых невест среди купеческого сословия, сколачивающего многомиллионные состояния и набирающего политическую силу. Эта историческая «смена мест» отражена в блестящих комедиях «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875).
Сатирически показал Островский дикие и алчные нравы купечества в период «первоначального накопления капитала», но это закономерность, характерная для многих стран на заре капитализма. Не будем забывать, что из купеческого сословия вышли и знаменитые промышленники, укреплявшие мощь России, и известные меценаты, оказавшие неоценимую помощь развитию культуры и искусства.
Одна из самых знаменитых пьес Александра Островского – драма «Гроза» (1859) – тоже была вовлечена критикой в идеологическую «работу». В замужней женщине, воспитанной в религиозных традициях, которая полюбила другого и трагически не сумела пережить свой грех, Добролюбов увидел едва ли не революционерку. В статье «Луч света в темном царстве» критик придал Катерине героические черты борца с «темным царством», то есть, получается, со всей царской Россией.
Не свекровь Кабаниха, по Добролюбову, олицетворяющая «темное царство», сгубила Катерину, а личное отношение героини к своей «преступной» любви: «Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! – говорит она возлюбленному. – Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем». Вот и исход: «Жить нельзя. Грех!» Вряд ли Александр Островский, человек христианского миросозерцания, намеревался в самоубийстве Катерины, что считается самым страшным грехом, показать свободолюбивый пример для подражания. В этой блестящей психологической драме заложен более глубинный смысл – борьба между долгом и влечением. Эту же тему продолжил в «Анне Карениной» Лев Толстой.
С «Грозой» связана и личная драма Александра Островского. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса…», есть приписка Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…»
Л. П. – это актриса Любовь Петровна Косицкая. Она, как и Катерина, выросла на Волге. Будучи родом из семьи крепостных (позже выкупившейся), Любовь Петровна шестнадцати лет сбежала из дома, чтобы стать актрисой. Ко времени знакомства с драматургом она уже была знаменитостью. В её исполнении тридцатилетний Островский впервые услышал со сцены свою пьесу. Это была комедия «Не в свои сани не садись», выбранная актрисой для бенефиса. «В бенефис Л. П. Косицкой, 14 января 1853 года, я испытал первые авторские тревоги и первый успех», – писал Островский. Впоследствии «Не в свои сани не садись» он называл своей любимой пьесой.
Любовь Косицкая стала не только счастливым талисманом начинающего драматурга, подарив ему первую удачу, но и многолетней, довольно мучительной любовью.
Вообще Александра Островского принято представлять каким-то отяжелевшим, с мрачной думой на челе, господином, будто это не он принес на сцену столько шуток-прибауток, юмора, веселых историй, комических персонажей. Совсем другим рисует его в своих воспоминаниях известный певец Де-Лазари, выступавший под фамилией Константинов: «Страшно увлекался он всем и всеми, а в особенности женщинами. А о своей наружности был весьма высокого мнения и до чрезвычайности любил зеркало. Ведя с кем-нибудь разговор, он старался смотреть в зеркало. Он целый час был в состоянии спорить, чувствовать, плакать, злиться, ругать, но лица его вы не увидите. Лицо своё, со всеми оттенками радости, жалости, насмешки, злости, – видит только он один». По поводу зеркала мемуарист иронизирует зря: изучать все оттенки чувств на лице – профессиональная задача драматурга, а вот снять «хрестоматийный глянец» с образа классика ему удалось.
Любовь Косицкая позже играла в драме «Гроза». Современники называли её «лучшей из Катерин», а исследователи творчества Островского полагали, что Катерина во многом «списана» с той же Косицкой. В одной из сцен Катерина произносит удивительно поэтичные слова: «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».
Берг вспоминал, как во время похорон Гоголя ехал вместе с Александром Островским и Любовью Косицкой в одних санях к Данилову монастырю, и актриса, завидев купола, стала припоминать свои детские ощущения в церкви. «Спутник всё это слушал, слушал вещим, поэтическим слухом и – после вложил в один из самых удачных монологов Катерины…» – свидетельствует мемуарист.
Любовь Петровна не стала женой Островского. Когда завязывалась их дружба-любовь, она была замужем. Став вдовой, продолжала отвергать его предложения руки. «…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого», – писала она, намекая, возможно, на Агафью Ивановну, с которой драматург жил в невенчаном союзе и имел общих детей.
Знаменитая Агафья Ивановна! К ней ходили на поклон многие столичные актеры: получить по её словечку роль в пьесе Островского, поплакаться на жизнь… Внешне неприметная женщина, из простонародья, она отличалась незаурядным умом (ей первой читал драматург свои произведения), душевным, веселым нравом, необычайным гостеприимством, прекрасно исполняла русские песни и пользовалась огромным уважением у литературной Москвы.
Однако не Агафья Ивановна была причиной разрыва отношений: «…Я не шутила с Вами и не играла с душой Вашей, а я себя не помнила…» – писала Любовь Косицкая в прощальном письме Александру Николаевичу. Действительно, «себя не помнила». Несмотря на многие предостережения, Любовь Петровна, натура страстная и своевольная, увлеклась легкомысленным купеческим сынком, будто явившимся на свет прямо из пьес Островского. Он промотал всё её немалое состояние, оставив актрису в нищете и болезнях. От этого удара судьбы она так и не смогла оправиться.
С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет, а после её кончины, через два года, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая подарила ему четырех сыновей и двух дочерей (все дети от Агафьи Ивановны умерли в малолетстве).
Большое место в жизни драматурга занимала дружба с династией артистов Садовских. Отец, Пров Михайлович, прославился блестящим исполнением роли русского праведника Любима Торцова («Бедность не порок»), а также таких колоритных фигур, как купец Большов – самодур, ставший русским «королем Лиром» («Свои люди – сочтемся»), грозный Тит Титыч («В чужом пиру похмелье») и другие. Его сын Михаил Провыч, воспитанный Островским, тоже стал знаменитым актером, лучшим исполнителем молодых персонажей пьес своего крестного отца. Жена Михаила Провыча Ольга Садовская с успехом выступала в ролях купчих, мещанок Островского.
Знание актерской среды позволило драматургу создать такие шедевры, как комедии «Таланты и поклонники», «Лес» и другие.
Гоголевскую тему робкого маленького человека Островский продолжил в гениальной трилогии о Бальзаминове: «Праздничный сон – до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь» (обе – 1861). Так же, как мелкий чиновник Акакий Акакиевич возлагал большие надежды на новую шинель, его младший коллега Миша Бальзаминов – на богатую невесту. Эта трилогия Островского конгениально воплощена в знаменитом фильме «Женитьба Бальзаминова», который вот уже несколько десятков лет не сходит с экранов.
Из-под пера Островского вышла и серия исторических хроник «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, вторая редакция – 1866), «Воевода» (1864, вторая редакция – 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866), «Василиса Мелентьева» (совместно с. А. Гедеоновым; 1867).
Как правило, лето Александр Николаевич проводил в своем имении Щелыково в Костромской губернии. Утром 2 (14) июня 1886 года он по обычаю работал в кабинете, просматривая перевод «Антония и Клеопатры» Шекспира, рядом находилась старшая дочь Мария. «Вдруг отец вскрикнул: «Ах, мне дурно», – рассказывала она. – Я побежала за водой, и только что вошла в гостиную, как услышала, что он упал». На её крик прибежали братья Михаил и Александр, подняли отца. На их руках через несколько секунд он скончался.
Погребен Александр Николаевич Островский у церкви, рядом с могилой своего отца, на кладбище Ново-Бережки, расположенном недалеко от Щелыкова.
Когда-то, во время пушкинских торжеств в Москве, Александр Островский в своей речи высказал замечательную мысль, что через Пушкина умнеет всё, что только способно поумнеть. Эти же слова мы можем сказать и в адрес великого драматурга.
Несколько интересных фактов об Александре Островском
Началом своей деятельности писатель считает день, когда он зачитал пьесу «Картины семейного счастья» в доме профессора университета. После прочтения профессор знатно расхвалил юношу и сказал, что зародилось новое драматическое светило в литературе. Сейчас мы можем увидеть, насколько точно профессор предсказал будущее Александра Николаевича.
Александр много путешествовал по России, участвовал в экспедициях, выражая свои эмоции и впечатления в произведениях.
Писатель был полиглотом: он знал семь языков: французский, немецкий, итальянский, испанский, английский, древнегреческий и латинский.
Он первый перевел произведение Шекспира и ознакомил русский народ с ним.
В первых произведениях писатель выразительно показывал недобросовестность этого мира, делал акцент на персонажах, способствующих ей.
В своих пьесах Островский выделял не самих героев, а то, какие личности они отражают. Он широко рассматривал их с психологической точки зрения.
Драматург каждый год создавал новую пьесу в течение 30 лет.
Современники писателя поделились тем, что драматург не любил критику. Он воспринимал её слишком близко к сердцу. И остро реагировал даже на мягкие высказывания или замечания в адрес его самого, а также его произведений.
Великий драматург занимался писательством более 40 лет.
Островский написал за свою жизнь 49 пьес. А пятидесятое произведение так и не закончил из-за внезапной настигнувшей его смерти.
Островский был очень аккуратен во всём – от укладывания чемоданов до отношений с окружающими. В отличие от большинства творческих знаменитостей, с его участием не случалось никаких скандалов, дуэлей и прочих страстей.
Драматург отличался особым вкусом в одежде. Он предпочитал экстравагантность. Из-за этого он иногда побаивался выходить в свет.
Писатель много конфликтовал с театральной цензурой в своих произведениях. Из-за этого некоторые были не допущены к публикации.
Петр Чайковский реализовал свою первую оперу для произведения Александра Николаевича «Воевода».
Александр Островский создал транспарант. Это лист с чёрными линиями, который помогал ровно писать на нелинованной бумаге.
Александр считал, что полностью погружаться в роль должны не только главные актёры, но и второстепенные персонажи.
Благодаря ему и зародилось современное понятие драмтеатра.
Островский активно увлекался рыбалкой.
В возрасте 62 лет он отвечал за репертуар театров Москвы и руководил театральным училищем. Эта деятельность, хоть и приятная, была очень напряженной и плохо повлияла на здоровье писателя.
culturcenter.ru
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
(1826–1889)
В последние годы, даже десятилетия, имя Салтыкова-Щедрина ушло как бы в тень общественных, писательских и литературоведческих интересов. В школах и институтах продолжали читать о нём лекции как о великом сатирике, но современная жизнь и литература как будто стали обходить Михаила Евграфовича, обтекать, как в реке вода обтекает большой валун.
Внимание же публики притягивали Достоевский, Булгаков, писатели, тоже не лишенные сатирического начала, но не останавливавшиеся на бичевании пороков и грехов человека или социальной ущербности государства. Они устремлялись в глубинные пласты человеческой психологии и в духовные глубины.
Проще говоря, книги Салтыкова-Щедрина зовут к социальной революции, а Достоевского – к внутренней работе человека со своей душой, к изменению прежде всего самого себя. Зовут к религиозному осмыслению мира и своего места в нём. Этот (второй) взгляд, оказался для наших современников ближе. Бунты, восстания и революции отошли на второй план в России.
Но, с другой стороны, общество без критического отношения, скажем так, без оппозиции, тоже утрачивает многое. Оно должно видеть свои недостатки. Поэтому традиции сатирической литературы сформировались давно (Эзоп, Рабле, Свифт, Марк Твен) и будут жить до тех пор, пока существует человеческое общество.
В 1875 году Салтыков-Щедрин уезжал за границу. Поэт Некрасов пишет ему на этот отъезд такое стихотворение:
М. Е. Салтыкову
(При отъезде за границу)
О нашей родине унылой
В чужом краю не позабудь
И возвратись, собравшись с силой,
На оный путь – журнальный путь…
На путь, где шагу мы не ступим
Без сделок с совестью своей,
Но где мы снисхожденье купим
Трудом у мыслящих людей.
Трудом – и бескорыстной целью…
Да! Будем лучше рисковать,
Чем безопасному безделью
Остаток жизни отдавать.
Некрасов был главным редактором журнала «Отечественные записки» и напоминал автору о том, чтобы тот что-то писал для журнала. Но здесь вот что примечательно: Некрасов поддерживает писателя в его сатирическом, обличительном направлении, каковым и было направление журнала, но при этом справедливо замечает, что на этом пути «шагу мы не ступим без сделок с совестью своей». Некрасов понимает, что обличительное направление вынуждает писателя работать не на глубине проблем, куда его устремляет писательская совесть и писательский интерес, но на поверхности проблем. Сатирику приходится работать более прямолинейно и грубо, но, считает Некрасов, современники будут ему благодарны за эту работу, потому что надо показать мерзость российской жизни, показать мерзость властей – и тогда что-то в России переменится.
Хочу напомнить читателям в этом смысле о драме Гоголя. Ведь он тоже поначалу был гениальным сатириком, но потом, углубляясь в проблемы творчества и жизни, понял, что его сатира, его смех над людьми их не исправляют, а только увеличивают зло в мире. С религиозной точки зрения: не судите, да не судимы будете. Гоголь представил себе, скольких людей в России он осудил, высмеял. А чтобы высмеять, ему приходилось образы людей примитизировать, огрублять, упрощать, то есть приходилось «идти на сделку с совестью». Поэтому Гоголь так страдал в конце жизни, много молился, ездил в монастырь к оптинскому старцу Макарию, сжег второй том «Мертвых душ».
Михаил Евграфович Салтыков родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец его, Евграф Васильевич, был из старинного дворянского рода, но рода к началу XIX века почти разорившегося. Чтобы поправить положение, он женится на дочери богатого московского купца Забелиной, будущей матери писателя.
Детство Салтыкова-Щедрина, как он сам вспоминал, под крышей родительского дома прошло без свойственной детству поэзии, обстановка в семье была строгой и напряженной.
Салтыков рано стал читать статьи Белинского в «Отечественных записках», позже интересовался французскими просветителями, примкнул к кружку Петрашевского, из-за которого потом Достоевский пойдет на каторгу.
Чиновную службу Салтыков начал в Военном ведомстве. Потом он будет занимать различные должности вплоть до рязанского и тверского вице-губернатора, но главным делом его жизни, безусловно, станет писательство.
Михаил Евграфович начал с повестей «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). Молодой писатель пытается в них разрешить противоречия между идеалом и действительностью. Идеалом для него в эти годы стал социализм Сен-Симона и других французских социалистов.
Обе повести были опубликованы в «Отечественных записках». Славы они писателю не принесли. В 1948 году началась революция во Франции, и в Петербурге создается негласный комитет по изучению ситуации в российских журналах. В ночь с 21 на 22 апреля Салтыков был арестован и отправлен в далекую и глухую по тем временам Вятку. За симпатии к французским идеям.
Семь лет провел Салтыков в ссылке в должностях провинциального чиновника губернского правления. Конечно, он увидел жизнь реальную, а не выдуманную в кружке Петрашевского. «Я несомненно ощущал, что в сердце моём таится невидимая, но горячая струя, которая без ведома для меня самого приобщает меня к первоначальным и вечно бьющим источникам народной жизни», – писал Салтыков-Щедрин о вятских впечатлениях.
Увидел в Вятке писатель и антинародную, как он понял, сущность государственной системы и пассивность народа. Что он предлагает? Он пишет «Губернские очерки» (1856–1857) от имени надворного советника Н. Щедрина, поэтому с этих пор и стал он Салтыковым-Щедриным, так вот в этих очерках писатель предлагает «честно служить» каждому на своем месте. Такая у него тогда была теория.
Потом жизнь разобьет и её. Он изживет веру в «честную службу», которая, как он сам говорил, «бесцельная капля добра в море бюрократического произвола».
Одной из вершинных книг писателя стала «История одного города», в которой автор не только сатирически изображает взаимоотношения народа и властей города Глупова, но и поднимается до правительственных верхов России. Это обобщающая многое книга. Исследователь Д. Николаев пишет: «В «Истории одного города», как это видно из названия книги, мы встречаемся с одним городом, одним образом. Но это такой образ, который вобрал в себя признаки сразу всех городов. И не только городов, но и сёл, и деревень. Мало того, в нём нашли воплощение характерные черты всего самодержавного государства, всей страны».
Глуповское государство началось с грозного градоначальнического окрика: «Запорю!» Конечно, Россия началась не с такого окрика, и вообще не с окрика. Всё гораздо сложнее. Но жанр пародии диктует писателю свои законы.
Когда эта книга вышла в свет, критик А. С. Суворин упрекнул автора в глумлении над народом, в высокомерном отношении к нему. Щедрин не согласился с упреком.
Вершиной творчества писателя стал роман «Господа Головлевы» (1880). В нём он выразил мысль о распаде семьи в России; и Толстой, и Достоевский тогда увидели то же самое: распад семей широко охватил тогда русское общество.
Мелкопоместная семья Головлевых разлагается прежде всего потому, что это семья стяжателей-хищников, семья с буржуазно-потребительской психологией. Дворянство вырождается в таких вот Головлевых. Потом будут «вишневые сады», бунинское прощание с дворянскими усадьбами – и всё, и тема будет исчерпана исторически.
Семья Головлевых – это пауки в банке. Маменька Арина Петровна становится причиной смерти старшего сына Степана, средний сын Порфирий Владимирович, прозванный Иудушкой-кровопивушкой, который приберет постепенно все капиталы семьи, мать свою превратит в нищую приживалку, а детей своих доведет до смерти.
Писатель мастерски показывает, как постепенно гибнет душа в Иудушке, в его словоблудии уже никакое горе не может пробить брешь, «для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви. Весь мир в его глазах есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия».
Вся семья, опускаясь нравственно, начинает тянуться к алкоголю. Сначала спивается глава семейства Владимир Михалыч Головлев, потом его сыновья, потом по дикому спивается одна из внучек. Очередь доходит и до Иудушки. Он пьет много. Но писатель не захотел поставить в этом месте точку. Он считал, что на последней стадии падения жизнь мстит человеку за содеянное: у него на краткий миг просыпается совесть, и она, именно она убивает человека, пронизывая его и мучая.
На Страстной неделе во время службы в церкви что-то вдруг пробуждается в душе Иудушки. Он начинает задумываться над смыслом божественных слов. Дома он вглядывается в образ Спасителя на иконе, его охватывает мука… Он одевается и куда-то идет… Труп его на другой день был найден рядом с погостом, на котором похоронена его мать Арина Петровна…
Салтыков-Щедрин написал немало сатирических сказок, очерков. Он критически относился ко многому в России, но Россию он любил. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России, – писал Щедрин. – Только раз в жизни мне пришлось выжить довольно долгий срок в благонамеренных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце моё не рвалось бы к России».
«В XIX веке большой проблемой были азартные игры, особенно карты. Картежники могли проигрывать целые имения, а то и состояния. Не обошла эта пагубная страсть и Салтыкова-Щедрина. К счастью, у него хватало самообладания, чтобы не делать высокие ставки, поэтому проиграться в пух и прах он не мог. Таланта к карточной игре у Михаила Евграфовича не было, и все знакомые констатировали, что играл литератор плохо. Умение блефовать для мужчины осталось непостижимым, это усугублялось полным отсутствием способности трактовать манеру игры соперников, а также их психологию. Но поражения воспринимались крайне серьезно и даже болезненно. Мужчина становился агрессивным, злым, раздражающимся. Признать свои ошибки в игре сатирик считал унижением, поэтому Салтыков-Щедрин личные неудачи приписывал нечестной игре остальных участников. Когда игры проходили в кругу друзей, они просто тихонько посмеивались над такой горячностью, но при проигрыше чужим людям история всякий раз оканчивалась громкими скандалами.
Со своей будущей женой Елизаветой Салтыков-Щедрин познакомился в ссылке. В то время мужчине почти исполнилось 30 лет, а его избраннице было только 14. После того как семья его невесты переехала в другой город, писатель несколько раз нарушал режим ссылки и выезжал за пределы Вятки, чтобы встретиться с любимой. Когда встал вопрос о свадьбе, этому резко воспротивилась мать Салтыкова-Щедрина, которую смущал слишком юный возраст невесты и отсутствие хорошего приданого. Общественность придерживалась таких же консервативных взглядов в вопросе возраста, поэтому молодым людям пришлось подождать год, пока девушке не исполнится 15. Несмотря на то, что материнский наказ был выполнен, известен факт, что она так и не приехала на свадьбу к молодым. Друзья семьи вспоминали, что пара была любящей, хотя и не всегда отношения складывались безоблачно. Дело в том, что темпераменты супругов резко отличались: Елизавета была спокойной и мягкой, но поверхностной натурой, а Михаил Евграфович – властным, прямым и очень умным человеком, которого раздражала чужая глупость. Точно так же злили Салтыкова-Щедрина и глупые речи, произносимые невпопад женой. Зато женщина оказалась хорошей хозяйкой, она поддерживала мужа в творчестве, занималась переписью рукописей, прекрасно воспитывала детей, а позже очень грамотно и умело распорядилась наследством. Любовь зла. Но были в истории семьи и совсем нелицеприятные моменты. Всё окружение знало, что Елизавета изменяла мужу, даже не пытаясь скрыть этот факт. Более того, она часто позволяла себе шутки по поводу мужа-рогоносца. Это никак не мешало жить изменщице за счет мужа. Ситуация усугублялась тем, что пара 17 лет не могла завести детей. В итоге, когда женщина забеременела в первый раз, практически всё окружение решило, что этот ребенок – со стороны. После мальчика-первенца в семействе появилась дочь. Знакомые даже самому Салтыкову-Щедрину высказывали свои сомнения в его отцовстве, но писатель почему-то был уверен, что сын однозначно носит хромосомы рода Салтыковых, несмотря на то, что внешне малыш не был похож на отца. Дети не оценили отцовского вклада в их воспитание. Когда последние годы литератор был слаб и беспомощен, жена с дочерью неприкрыто издевались над ним. Сын Салтыкова-Щедрина не позволял себе такого, но через много лет после смерти отца написал воспоминания, насквозь пропитанные пренебрежением к мужчине, давшему ему жизнь.
Любовь – не единственное прекрасное, что случилось с Салтыковым-Щедриным в Вятке во время ссылки. Это ещё и стало началом прекрасной карьеры. В этом отдаленном от столицы городке факты биографии играли сатирика на руку: Царскосельский лицей, дворянское происхождение и даже опала царя были тут бесспорными козырями. В Вятке практически не было людей, которые входили в круг, близкий к государю, а опала косвенно указывала на то, что писатель с царем был знаком. Всё это выдавало принадлежность к высоким кругам общества в столице. Каждому чиновнику было понятно, что от вражды до дружбы с государем – один шаг, поэтому Салтыкова-Щедрина даже побаивались.
В юные годы и в молодости страстной мечтой Салтыкова-Щедрина было написание стихов. Он видел себя в облике известного поэта, который сможет занять нишу Пушкина. Первые стихи были написаны еще во время обучения в лицее, тем более что там это было чуть ли не обязательным увлечением всех лицеистов. Салтыков-Щедрин подошел к этому вопросу досконально: он изучил огромное количество трудов о написании стихотворных строк и пытался применять свои знания как математические формулы. Биографам известен факт, что некоторые из первых «проб пера» сатирик пытался направлять в редакции, но даже самые близкие друзья раскритиковали эти произведения, не говоря об отзывах настоящих критиков. Такая неудача глубоко оскорбила и ранила душу литератора, поэтому со стихами было покончено. Зато в прозе душа развернулась по полной. Мало того, что автором было найдено много новых литературных ходов и приемов, так еще и словарь русского языка расширился новыми словами благодаря работам Салтыкова-Щедрина. В произведениях впервые звучат такие слова, как «головотяпство», «благоглупость» и «мягкотелость». Еще один интересный факт из биографии Михаила Евграфовича: как-то раз он решил помочь своей дочери с домашним заданием. Для этого он написал от её имени сочинение. Учитель удостоил это творение двойки с позорной припиской: «Не знает русского языка».
Одной из черт характера, за которую сатирика уважали многочисленные знакомые, была невероятная работоспособность. С каждым годом это качество становилось всё более выраженным и особенно расцвело в последний период жизни. Несмотря на тяжелое течение ревматизма, Салтыков-Щедрин ежедневно отправлялся в рабочий кабинет, где занимался написанием текстов на протяжении нескольких часов. Только тогда, когда силы не хватало, чтобы удерживать перо в руке, работа прекращалась. Несколько лет все усилия медиков были направлены на то, чтобы побороть мучивший сатирика ревматизм, но ситуация ухудшалась. Тем удивительнее тот факт, что скончался старик не от ревматизма, а от банальной простуды, которая вызвала сильные и резкие осложнения в истощенном организме».
Fishki.net
Михаил Салтыков-Щедрин – писатель, прозаик и журналист. Подлинной фамилией литератора является «Салтыков», а приставка «Щедрин» выла выбрана им в качестве псевдонима.
В молодости Салтыков-Щедрин не обладал хорошими манерами и высокой нравственностью. Это связано с тем, что отец не принимал никакого участия в воспитании детей, переложив эту обязанность на свою жену. Стоит отметить, что мать русского классика отличалась деспотизмом.
Салтыков-Щедрин прекрасно разговаривал на французском и немецком языках.
Близкие друзья и знакомые писателя утверждали, что он был чересчур эмоционален и даже инфантилен. Находится долго в обществе Салтыкова-Щедрина было непросто.
После издания своей первой статьи Салтыков-Щедрин был сослан в провинцию. Царская власть настороженно отнеслась к колким намекам литератора.
Автором слова «мягкотелость» является именно Михаил Евграфович.
Если верить свидетельствам современников, занимая высокий государственный пост, Салтыков-Щедрин вел себя довольно хамовато. Позже он был уволен со своей должности за статью, в которой прозаик в оскорбительной форме высказался о тульском губернаторе.
Герои одного из самых популярных произведений Михаила Салтыкова-Щедрина – «Господа Головлевы», были списаны с членов его семьи.
Будучи уже зрелым мужчиной, Салтыков-Щедрин взял себе в жены 15-летнюю девушку, которая приходилась дочерью одному вице-губернатору.
Салтыков-Щедрин работал в таких направлениях, как сатира, реализм, рассказ, хроника, роман и сказка.
Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Тургенева, поскольку таковой была его последняя воля.
В некоторых произведениях литератора встречаются грубые и даже бранные выражения.
В эпоху СССР в память о Салтыкове-Щедрине были выпущены почтовые марки и конверты.
interesnyefakty.org