КТО ПОВЕДЕТ ТУРИСТОВ В ГОРЫ?

Печать
PDF

С 1 июня вступит в силу закон об изменениях в туристской деятельности

Совсем скоро на Камчатке начнется летний сезон, и на вулканах появятся многочисленные группы граждан, желающих насладиться красотами уникальной местной природы. Между тем в регионе, где развитие массового туризма объявлено приоритетным направлением, сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, не проходит и недели, чтобы нам не сообщили, как местные власти стремятся обеспечить безопасность туристов. С другой, гости и жители полуострова продолжают калечиться и гибнуть в походах.

Последний смертельный поход случился не далее как 18 марта, причем в нём погибли будущие инструкторы-проводники, обучавшиеся на местных платных курсах. «Вести» подробно рассказывали об этом в публикации «Точка невозврата» в прошлом номере. Здесь напомним, что студенты погибли в снежной лавине во время учебного похода, куда их повел руководитель группы. Сейчас он является обвиняемым по уголовной статье и находится под стражей. Случившееся, на взгляд редакции, дает ясное представление об обеспечении безопасности на местных туристических маршрутах. Тут всё просто, как в гадании на ромашке: повезет – не повезет. Везет не всем.

Наша газета, посвятившая немало публикаций дикому камчатскому туризму, не раз говорила и доказывала, что начинать заботиться о безопасности туристов следует с составления единого реестра квалифицированных инструкторов-проводников. Чтобы каждый гражданин, купивший туристическую путевку, мог свободно заглянуть в этот реестр и увидеть, вправе ли гид сопровождать его на маршруте. А получить соответствующую квалификацию гиду не так-то просто. Для этого ему надо сначала принять участие в походе, по его результатам получить справку с зачетом от маршрутно-квалификационной комиссии, пройти стажировку, сдать квалификационный экзамен и получить соответствующее удостоверение. Только такой человек, по убеждению «Вестей», может сопровождать туристов на маршруте.

Однако то, что было очевидно для редакции, почему-то не было очевидным для представителей туристической отрасли на Камчатке. По крайней мере, никто из опрошенных нами специалистов не смог в свое время пояснить, сколько квалифицированных инструкторов-проводников работает на Камчатке и как на полуострове ведется их учет. Вопросы, что называется, повисли в воздухе. Подробно об этом можно прочесть в публикации «Особенности дикого камчатского туризма» («В» от 02.09.2020 года). Здесь же вкратце напомним, что внятно ответить на эти два простых вопроса не смогли ни представитель Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края, ни руководитель Федерации спортивного туризма и спортивного ориентирования Камчатского края Николай Краев, ни президент камчатского клуба туристов имени Глеба Травина Константин Лангбурд, хотя именно его клуб занимался подготовкой инструкторов-проводников. Напомним, что упомянутый выше смертельный поход как раз и был организован этим клубом.

По удивительному совпадению на следующий день после схода лавины на студентов, 19 марта, Государственная дума приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ 23 марта. Закон № 63-ФЗ вступит в силу с 1 июня текущего года. Согласно документу, с этого дня будет введен новый порядок аттестации инструкторов-проводников. Основные требования следующие: в стране будет единый федеральный реестр инструкторов-проводников, куда войдут аттестованные специалисты. Только гиды из реестра будут вправе сопровождать туристов на маршрутах, требующих специального сопровождения инструкторами-проводниками. Аттестацию инструкторов уполномочены проводить организации из перечня, утвержденного Правительством РФ по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти (к этому требованию мы вернемся чуть позже). Инструкторы-проводники обязаны оповещать органы МЧС о выходе группы на маршрут (ранее такое правило носило рекомендательный характер). И, наконец, организации, уполномоченные проводить аттестацию, должны внести сведения об уже аттестованных ими инструкторах-проводниках, имеющих удостоверения, в единый федеральный реестр не позднее 1 июля 2024 года. Эти же организации обеспечивают включение в реестр сведений «о физических лицах, которые имеют подтвержденный туроператорами в сфере внутреннего тризма опыт работы не менее двух лет и необходимую подготовку для оказания услуг в качестве проводника-инструктора» (цитата из Федерального закона № 63 от 23 марта 2024 года). Кандидаты для включения в реестр, помимо этого, должны иметь документы об отсутствии судимости и справки, что они не состоят на учете в психонаркологическом диспансере.

Внесению в реестр подлежат сведения об инструкторах-проводниках по следующим специализациям: маршрут пешеходный, лыжный, горный, водный и спелеологический.

Кто же будет вправе аттестовать инструкторов-проводников? Согласно закону, в перечень таких организаций в первую очередь могут быть включены «общероссийские спортивные федерации, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ о физической культуре и спорте». Также в список могут войти «иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке специалистов в сфере туризма для осуществления ими трудовой деятельности по сопровождению туристов и обеспечению их безопасности при прохождении маршрутов соответствующих видов и категорий сложности».

Наберемся терпения и прочтем обязанности организаций, уполномоченных на проведение аттестации. Итак, они «формируют аттестационные комиссии, в состав которых в том числе включаются представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, или территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти; утверждают по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правила подготовки инструкторов-проводников, правила расчета необходимого количества инструкторов-проводников с учетом количества туристов (экскурсантов) в группе, вида и категории сложности туристского маршрута, требующего специального сопровождения, а также методику проведения экзамена и перечень вопросов для проведения экзамена, применяемые в ходе аттестации инструкторов-проводников; взимают плату за проведение аттестации инструктора-проводника, плановое подтверждение соответствия инструктора-проводника требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и критериям аттестации, установленным Правительством Российской Федерации, в размерах, определяемых в соответствии с методикой и предельными размерами платы, предусмотренными частью пятой статьи 45 настоящего Федерального закона; осуществляют мониторинг деятельности инструкторов-проводников в части их соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и критериям аттестации, установленным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; направляют ежеквартально в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о результатах деятельности по аттестации инструкторов-проводников, форма отчета, включая перечень документов и сведений, которые прилагаются к отчету, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; вправе привлекать для проведения аттестации региональные спортивные федерации, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте, по виду спорта, занятие которым позволяет осуществлять безопасное прохождение маршрутов, соответствующих видам и категориям сложности туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, и иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке специалистов в сфере туризма для осуществления ими трудовой деятельности по сопровождению туристов и обеспечению их безопасности при прохождении туристских маршрутов соответствующих видов и категорий сложности на территориях субъектов Российской Федерации».

Другими словами, за оставшиеся до вступления закона в силу два неполных месяца в нашем регионе надо создать аттестационные комиссии, рассчитать, сколько гидов требуется Камчатке, придумать, как именно их экзаменовать и о чём спрашивать, определить размер платы за аттестацию и выполнить еще массу кропотливой работы с составлением отчетности. Поскольку сроки поджимают, если не сказать больше, мы заглянули на сайт Министерства туризма Камчатского края, чтобы узнать, что же делается в этом направлении. В телеграм-канале ведомства сообщается, что «в марте к министру туризма Камчатского края Владимиру Русанову обратился представитель Федерации спортивного туризма и спортивного ориентирования Камчатского края Николай Краев. Николай рассказал, что в планах Федерации составить предварительный реестр инструкторов-проводников Камчатского края, опыт которых они могут подтвердить. Представитель Федерации поинтересовался возможностью размещения предварительного списка инструкторов-проводников на сайте Министерства туризма Камчатского края». Отмечается, что министр инициативу поддержал.

По данным того же министерства туризма, в прошлом году на Камчатке побывали 367 582 туриста. В 2022-м – почти 340 тысяч. С начала этого года у нас, по информации ГУ МЧС по Камчатскому краю, зарегистрировали свои маршруты 237 туристических групп. В их составах путешествовали 2 438 человек. В свое время Константин Лангбурд, инструктор-проводник международного класса, объяснял «Вестям», что один гид вправе сопровождать группу в походе, если там не более 12 человек. Если больше, то гидов должно быть два. Понятно, что каждая группа ходит в разные по продолжительности походы: кто-то укладывается за день, кому-то и недели мало. Но даже при самом приблизительном подсчете полуострову к лету понадобится не одна сотня квалифицированных инструкторов-проводников. В реестре Федерации спортивного туризма, опубликованном на сайте организации, камчатских инструкторов-проводников мы насчитали не более тридцати. Да и то один человек нередко выступает там в разных ипостасях: например, в качестве старшего инструктора пешеходного и водного туризма. Спрашивается, где возьмут недостающие кадры? Из списков туроператоров? Или будут аттестовывать гидов в срочном порядке, пока закон еще не вступил в силу?

Много вопросов и к контролю над деятельностью проводников-инструкторов. Согласно закону, контролем (надзором) будут заниматься региональные органы власти, за исключением случаев, когда маршруты, по которым передвигаются такие проводники, проходят по особо охраняемым природным территориям. В последнем случае контролировать проводников будут те учреждения, которые сейчас следят за использованием природных территорий по назначению. К слову, в Минэкономразвития РФ наконец-то озвучили общеизвестный факт, что «в настоящее время система контроля за деятельностью инструкторов-проводников отсутствует».

Вызывает большие сомнения, что ответственные за контроль отчетливо представляют себе, как они будут надзирать за деятельностью гидов. По новому закону они должны следить, чтобы организации, ИП и физические лица, предоставляющие услуги гидов, соблюдали требования «в части наличия соответствующей аттестации». Если нарушения есть, то они вправе выдавать предписания об их устранении. Но как региональным органам власти отыскать нарушителей на огромных просторах Камчатки? Они отправят на каждый маршрут проверяющих из местного министерства туризма? Или создадут специальный контролирующий орган? И как именно они будут отслеживать группы? Может быть, с воздуха? Или начнут гоняться за ними по горным тропам?

Не менее интересно, как решат эту задачу в природных парках, где проходит большинство популярных камчатских маршрутов. Пока о тех, кто гуляет там в обход правил, мы узнаем только тогда, когда происходит несчастье и правоохранительные органы начинают расследование. Так, к примеру, произошло в 2022 году во время печально известного похода на закрытую для посещений Ключевскую сопку. Вспомним, при попытке её покорения погибли девять человек. Если бы этого не случилось, никто бы не знал, что некая новосибирская турфирма водит своих клиентов туда, куда ходить запретили. Что изменится теперь? В штат парка возьмут новых сотрудников-контролеров?

Пока вопросов больше, чем ответов. Ясно одно: на Камчатке еще только делают первый шаг, чтобы соответствовать новым правилам. Квалифицированных инструкторов-проводников на всех туристов, по версии газеты, не хватит. Систему контроля за деятельностью туроператоров на местных маршрутах еще только предстоит создать. Зная расторопность местных управленцев, можно смело предполагать, что обеспечение безопасности туристов останется на том же уровне, что и прежде. К тому же придется приспосабливаться к новым требованиям закона в самый разгар сезона. А это значит, что предстоящее лето для туризма Камчатки будет еще более сложным, чем предыдущие. Так бывает всегда, когда сначала зазывают к себе гостей, а потом начинают думать, как же их теперь потчевать. Это еще называется впрягать телегу впереди лошади.

Наталья МАКСИМИШИНА

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."