Два века борьбы за трезвость

Печать
PDF
В течение трех столетий Россия была одной из самых трезвых стран мира. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя. Но уже в середине ХIХ века пьянство в Российской империи приобрело такие масштабы, что наиболее прогрессивная часть населения потребовала закрытия кабаков.

Всенародные волнения против пьянства вылились в массовые погромы питейных заведений. Активисты движения за трезвость пошли по деревням и селам спасать народ. На своих сходах крестьяне в деревнях публично каялись и давали зарок не пить год и даже более. Попавшие «под раздачу» виноторговцы вначале прикрыли свои магазинчики, а чуть позже снизили и цены на винную продукцию.
Россия. Первые общества трезвости появились в России в 1858 году. Однако рост числа обществ с использованием разных форм социально-педагогической работы среди пьющего населения начнется лишь через 31 год, в 1889 году. Активное участие примет и православное духовенство, создав церковно-приходские общества трезвости из числа верующих. По статистическим сведениям, приведенным в «Первом антиалкогольном адрес-календаре», к началу 1911 года значилось порядка 1767 обществ, где числились 498685 человек, т.е. почти полмиллиона. Теме пьянства было отведено место и на проходившем в 1911 году в Гааге международном съезде по борьбе с алкоголизмом.
К 1914 году в России уже активно действовало 400 обществ трезвости. Способствовал этому и Указ от 22 августа 1914 года ограничивший торговлю алкогольными изделиями на период мобилизации. Не распространялся запрет лишь на продажу церковного вина в храмах, а также всех видов спиртных напитков в питейных заведениях высшего разряда. А спустя два месяца Совет министров своим постановлением от 13 октября 1914 года разрешил местным властям прекращать торговлю вином и пивом и ограничил выдачу спиртного в технических и лечебных целях. Многочисленные, нередко взаимо-
исключающие друг друга запретительные меры привели к полной неразберихе в алкогольном вопросе. Производители спирта, лишившись сбыта, начали останавливать заводы. В результате казна перестала получать доход от продажи спиртных напитков, который  в 1913 году достиг 675 миллионов рублей, а за первое полугодие 1914 года лишь 317 миллионов рублей. Доходная часть бюджета 1915 года строилась с учетом лишь 200 миллионов рублей от продажи алкоголя. Образовавшийся дефицит привел к диспропорции в экономике. Правительству пришлось предпринять эмиссию денег, что обернулось снижением курса рубля, инфляцией и дороговизной. Настоящим бедствием, начиная с 1915 года, стало самогоноварение, что заставило власть провести межведомственное совещание и поставить вопрос об отмене запретов на изготовление и употребление спиртного. В 1916 году Государственная Дума рассматривала законопроект о полном запрете на продажу водки. В итоге антиалкогольная кампания 1894 - 1916 годов, целью которой было изыскать способы пополнения доходной части бюджета страны, введение контроля со стороны государства над торговлей спиртными напитками, усовершенствование ее с учетом новых технических достижений, а также «привить населению привычку» пить дома, маленькими порциями и под хорошую закуску, провалилась.
Но тут грянула Великая Октябрьская Социалистическая Революция, также взявшая в союзники трезвость. Первый декрет Советской власти был о мире, второй – о земле. Но не каждому известно, что третьим был Декрет о сухом законе в социалистическом государстве. Уже в 1918 году по распоряжению В.И. Ленина в Петрограде были ликвидированы все алкогольные запасы, которые хранились с 1914 года. Начиная с 1927 года, ячейки трезвости появились и в ряде промышленных центров страны, а также в отдаленных районах. В 1928 году был создан Всесоюзный Совет противоалкогольных обществ СССР. Начался выпуск трезвеннических журналов. Но не обошлось и без перегибов. К началу 30-х годов по инициативе ряда членов Политбюро ВКПб деятельность обществ трезвости была свернута, закрыты газеты и журналы, репрессированы многие из лидеров трезвеннического движения.
Камчатка: история пьянства и трезвеннического движения
В конце августа 1910 года в столицу Камчатки приехал известный полярник Л. Старокадомский. В своих воспоминаниях о Петропавловске он написал: «Трудно даже назвать городом небольшое селение, каким в те времена являлся Петропавловск. Он насчитывал всего 600 жителей, включая военную охрану из уссурийских казаков. Бросалось в глаза обилие лавок, торговавших спиртными напитками. Помнится, была там даже площадка перед крыльцом одного торговца, вся вымощенная водочными бутылками донышками вверх».
Активно и яростно боролся с пьянством и Василий Перфильев (губернатор Камчатки в 1909 - 1912 годах). Когда он узнал, что каждый год на полуостров завозится не менее пяти тысяч литров русской водки и японского саке, что способствует спаиванию местного населения, в том числе ительменов и коряков, Перфильев стал бороться с пьянством и вывозом из города в поселки Камчатки алкогольных напитков. Но «активная» работа мелких торговцев по сбыту алкогольной продукции в глубинке свела на нет все антиалкогольные мероприятия губернатора. Хотя в самом Петропавловске некоторые кабаки были закрыты, а на их месте застраивались новые дома.
Не встретили поддержки у царского правительства и многие  инициативы Василия Перфильева, которого элита считала  выскочкой и чужаком. К тому же Пер-фильев не  был  дворянином.
К 1914 году пьянство на Камчатке приняло угрожающие формы, и это заставило губернатора Николая Мономахова (1912 - 1916) пойти на крайние меры и «запретить продажу древесного спирта и спиртового лака без предъявления покупателем соответствующего удостоверения от полиции, свидетельствующего, что назначенные изделия необходимы для хозяйственной или технической промышленности».
А вскоре по всей Камчатке прошли сходы жителей, где остро ставился вопрос «о борьбе со страшным врагом и народным бичом – пьянством». Итогом сходов стало массовое закрытие в городе питейных заведений и запрет на продажу алкоголя в общественных местах, что в дальнейшем привело не только к росту цен на алкогольные напитки, но и продаже этой продукции из-под полы.
Революция. Весть об Октябрьской революции, как и о Декретах новой власти, пришла на Камчатку с большим опозданием, мало что изменив в ситуации с пьянством на полуострове. Не помогала в  борьбе  за здоровый и трезвый образ жизни  и созданная рабоче-крестьянская милиция. Вот как рассказывает об этом краевед и писатель Александр Пирагис в историческом очерке «Камчатская милиция (1917 - 1998)»: «В обязанность милиции вменялось также встречать и проверять прибывшие пароходы. И это помимо охраны общественного порядка в городе, особенно в дни прихода судов, когда поднималась суматоха, кончавшаяся нередко пьяными оргиями и драками. Первым сотрудникам милиции работы хватало, особенно в борьбе с пьянством. В архиве сохранился протокол заседания исполкома, на котором заслушивался старший милиционер Орлов, уличивший в продаже спирта китайского подданного Чо Го-яна, за что последний был оштрафован на 100 рублей» (1918).
Или еще пример из воспоминаний: «По-прежнему была острой борьба с пьянством. Этому были посвящены и обязательные постановления облнарревкома, и приказы начальника народной охраны. В то же время, самым строгим образом пресекались нарушения постановлений работниками милиции. Так, приказом № 39 от 20 июня 1920 года младшие охранники Давлетгореев и Гилизантинов за неоднократное пьянство были уволены, а младшему охраннику Мусалимову был объявлен строгий выговор» (1920).
А вот как о пьянстве на Камчатке рассказывал в своей книге «По дикой Камчатке» натуралист Стен Бергман, участник экспедиции в 1920 -1922 годах:
«…японцы и русские конкурируют между собой в том, чтобы дряхлые и нищие деревни утопить в спирте, который больные камчадалы любят больше всего. Следствием всего этого является то, что западное побережье Камчатки в настоящее время представляет собой печальную картину людского несчастья и устрашающий пример того, что может произойти, если цивилизованная нация начинает править народом, живущим по законам природы, и посылает к нему в качестве администраторов своих самых плохих представителей». Кстати, завоз водки на полуостров считался экономически невыгодным, и поэтому основным алкогольным напитком на Камчатке до 1960-х
годов был питьевой спирт.
Наш современник Леонид Павлович Лельчук,  работавший заведующим Камчатским ОблОНО, а затем заместителем губернатора Камчатской области вспоминает: «На месте нынешнего универмага – ГУМ, что на Ленинской, рядом с бывшим обкомом КПСС, стоял длинный синий барак, в котором размещался ресторан «Волна»... Очень длинный низкий зал. Клубы папиросного дыма, поднимающиеся к потолку. Официанты подают неразбавленный спирт, воду. На закуску идет икра и селедка. Были, конечно, и другие блюда. В городе было еще два ресторана. Один из них при гостинице «Восток», а другой за озером, назывался «Вулкан». Он сгорел в 60-е годы от разлитого поварами на раскаленную плиту масла». Частенько из питейных заведений моряков выносили и на руках доставляли на отходящие в море суда.
Еще одно, не менее забавное воспоминание Л.П. Лельчука, оставленное нынешним поколениям: «Продукты питания тогда продавались, главным образом, в консервированном и сухом виде: мясная тушенка, овощи в банках, сухое молоко, яичный порошок и т. д. Из алкогольных напитков в продаже были шампанское, спирт и коньяк. Разливное пиво было большим деликатесом. Спирт продавался почти в каждом магазине из огромных кухонных кастрюль. У продавца для этой цели были специальные мерные кружечки, начиная с микроскопических и кончая чуть ли не полулитровыми. Помню, уже несколько позже, где-то в году 1957-м, в область забыли завезти спиртное. Исчезли из продажи буквально все виды этой продукции. А самогон гнать пока еще принято не было. Мужское население просто бурлило. Обедая в столовой № 1 на Рябиковской, я стал свидетелем интересного разговора. Какими-то судьбами в этой столовой сохранились остатки коньяка. Его решили продать с выгодой и включили в меню «кофе с коньяком». К каждой чашечке кофе давалось 20 граммов коньяка. Один из посетителей при мне заказал 25 чашек кофе и при этом добавил: «Кофе не нужен, а коньяк подайте сразу весь, в одной посуде».
Нередко торговля спиртом на разлив велась прямо на улице из огромных эмалированных кастрюль. Старожилы помнят, как на городском рынке, который находился возле Култучного озера, недалеко от нынешнего драмтеатра, рядом с «Пирожковой», которую любила вся городская детвора, стоял столик, а на нем кастрюли со спиртом, ведро с холодной водой и большая миска с красной икрой. При этом закусывать икрой можно было бесплатно.
Живы еще камчатцы, которые помнят названия ресторанов и кафе: столовая на улице Ключевской называлась «Три поросенка», а нынешний магазин «Камчадалочка» на 5 км – «Хохотун», ресторан на 4 км – «Мавзолей», магазин «Ретро» на 6 км – «Белая лошадь». Хранит память и название крепких напитков – «Тунхуа», «Абу-Симбел», «Гавана-клуб», «Плиска», «Агдам», «Стрелецкая».
Нередко городские прилавки наводнялись импортной алкогольной продукцией китайского, алжирского и болгарского производства.  Доходили до Камчатки румынские, венгерские и арабские вина. К примеру, эксклюзивный египетский бальзам «Абу-Симбел», камчатцы метко окрестили «Бабой Симой». Он был в огромной черной бутылке чуть не литровой емкости, к тому же убойной крепости, где-то градусов 60, и относительно дешевый.
Кстати, цены на алкоголь к началу 70-х годов ХХ столетия были относительно демократичными. Так пол-литровая бутылка водки «Московской» стоила 2 рубля 75 копеек, а «Столичная» шла по 3 рубля 14 копеек.  Самой дешевой водкой – 2,87, считалась «Кубанская» по прозвищу «сучок».  Не меньшей популярностью пользовалась и продукция местного пивзавода, который располагался на Комсомольской площади. Литр пива «Жигулевское» стоил 36 копеек. Кстати, в поселках Камчатки, куда пиво попадало крайне редко, расторопные «воротилы» вели ловкий обмен: за литр пива брали литр красной икры. С открытием в 70-е годы прошлого столетия нового завода пивобезалкогольных напитков на улице Лукашевского в городе появилось огромное количество киосков. Помимо «Жигулевского», изготавливали такие известные в СССР марки пива, как «Невское», «Ленинградское», «Славянское», «Украинское», «Ячменный колос» и другие. Была и продукция собственной разработки – пиво «Камчатское № 1».
Поставщиком крепленых вин на полуостров были Кубань, Крым и Кавказ. Вино поступало на завод в деревянных бочках, а затем разливалось по бутылкам. Если бочковое вино не соответствовало определенной кондиции, то прямо на заводе в него добавляли сахар и спирт. Поэтому вина не отличались изысканным вкусом, и в народе назывались «пойлом».  Готовое вино в бутылках  завозили на полуостров из социалистических стран, и этот товар не облагался дорожным сбором. В каждом магазине можно было купить болгарские вина – «Варна», «Тырново», «Гамза». Реже поступали румынские и венгерские вина.
«Пьянству – бой»!  За несколько дней до выхода знаменитого Постановления Совета министров СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» (1972) резко увеличилась цена на шампанское, а коньяк подорожал вдвое. Исчезли из продажи алкогольные напитки лучшего качества. Было введено ограничение с 11.00. до 19.00 на продажу алкогольных напитков крепостью более 30 градусов. На Камчатке в эти годы стала выпускаться горькая настойка «Стрелецкая», крепостью 27° и стоимостью 2,50 рубля, которая продавалась без ограничения. Ее появление местные острословы тут же  прокомментировали: «Будет водка по семь-восемь – все равно мы пить не бросим. Передайте Ильичу, нам десятка по плечу! Ну, а будет двадцать пять – Зимний снова станем брать». Работающим гражданам перестали выдавать больничные листки из-за проблем, связанных с пьянством. Тогда же  стали строиться лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда в судебном порядке определяли алкоголиков. Эта кампания под лозунгом «Пьянству – бой», как и предыдущие попытки бороться административными мерами с «национальным злом», постепенно сошла на нет. Уже при Юрии Андропове, (1982 - 1984) было снижение цены на алкоголь. Водку по цене 4,70 рубля за пол-литровую бутылку, тут же прозвали «андроповкой».
Через год, 16 мая 1985 года, Михаил Горбачев развернул в стране новую масштабную антиалкогольную кампанию с ее причудливыми и уродливыми формами. Центральным Комитетом и Советом Министров СССР было принято постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, и искоренению самогоноварения». В этот год вырубались под корень виноградники и вишневые сады, уничтожались те растения, их которых можно было сделать вино в домашних условиях. Спиртное продавалось в специализированных магазинах и после 19.00.  В течение рабочего  дня проводились рейды по магазинам с участием сотрудников  милиции, представителей общественных организаций и обязательно членов «Комсомольского прожектора. Водку, шампанское  и коньяк продавали по 1 бутылке, а вино – по 3 бутылки в руки. Позднее были введены талоны  на спиртное, которые выдавались на предприятиях или в ЖЭКах. Сахар и дрожжи стали дефицитом. Брагу делали из карамели и сухофруктов. С прилавков парфюмерных и хозяйственных магазинов сметали спиртосодержащую продукцию. «Бичи» пили средство для мойки стекол «Нитхинол» неразбавленным, а выделенный из клея «БФ-6»
при перемешивании с водой спирт ласково прозвали «Борисом Федоровичем» в честь профессора Углова, рьяно пропагандирующего трезвый образ жизни. Семейные торжества отмечали за безалкогольным столом. Особенно народ смущали «безалкогольные комсомольские» свадьбы. Были запрещены банкеты.
25 сентября 1985 года было учреждено Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость, предписывающее членам КПСС и ВЛКСМ в обязательном порядке вступить в общество. Членские взносы составляли один рубль в месяц.
Ответственным секретарем Общества в 1985 - 1987 годах на Командорах была и автор этих строк. А председателем Общества борьбы за трезвость на островах был прибывший на работу молодой специалист, районный судья Сергей Сотников. Правды ради надо сказать, что именно в эти годы местное коренное население на острове, некогда злоупотреблявшее спиртным, сумело в короткие сроки обустроить свои квартиры, приобрести мебель, ковры, посуду, одежду, вывозить на материк детей. Большое количество молодежи из числа коренных народов Севера в те годы поступили в вузы и техникумы, сумели окончить учебные заведения, став дипломированными специалистами.
Но уже через 15 лет Камчатка, как и вся Россия, была наводнена не только собственной, но и импортной винно-водочной продукцией. Так в борьбе с трезвостью победу одержала поллитровка.

 

������.������� PR-CY.ru


Backstage at the Rockettes' Radio City Christmas Spectacular Sagan Rose : "This is our reindeer costume, which is how we start the show. This is the only costume that we get in our dressing rooms upstairs. All of these bells are hand-applied — everything is so custom, they do an amazing job for us. The leggings have an ombré effect. It's the smallest details that make the biggest difference." Raley Zofko: "It goes all the way down into our custom-designed LaDuca reindeer boot to look like a hoof of the reindeer. But our favorite part of this costume is our antlers. And — surprise surprise, I'm giving away a little story — they light up at the end [of the number], and we control that. We have a button that we press on a specific count, to specific music, on a specific step." Rose, left, and Zofko. pre bonded hairRacked: How much works goes into fitting each costume to each girl? Sagan Rose: "We start rehearsals at the end of September, and we usually have our fittings a couple weeks before that. But the costume shop is working tirelessly all year. They're so good about it, even if it's the littlest thing — they want to make it so custom and nice for us, because we do spend so much time in them and have so many shows. They want to make sure that we're comfortable. I've been doing the show for eight years now, so they keep my costumes for me year after year. But, you know, things change, bodies change. And if I ever come back and need alterations, it's very easy." Raley Zofko: "And stuff happens throughout the season because we're moving. We're athletes in our costumes. If something unravels, they instantly fix it either during the show or after the show. Everybody is just so on it and professional, and it's what makes the show run smoother." Sagan Rose

: "This is my personal favorite. I just feel kinda sassy, like a cliché Rockette. I t's all about the legs — the numbers starts just from our feet to the top of our skirts showing. So that's the focus of this costume. This is pretty close to the original version when they started the 12 Days of Christmas number here, which I want to say was about 10 years ago. It's so pretty with the lights and the colors and everybody in line together. So they really haven't had to change much." Raley Zofko: "The mesh is different because everyone's skin tone is different, so the wardrobe and costume department custom-dye it. And then we have our head pieces that we have to pin on, and then we do a bunch of head turns to make sure that those are bobby-pinned...after our seven and a half-minute minute tap number, we do kicks, which is pretty exhausting. Our show shoes actually have this battery-packed mic that goes in between the heel." Sagan Rose: "So all the taps are live. We get notes that are like, 'Make sure the heel sound on count is clearer, or sharper, or faster, or together.'" Racked: You'll go out in costume a lot for charity and publicity. Where are some of the fun places you go? remy hair extensionsRaley Zofko: "I got to do the New York Presbyterian children's hospitals last year and it was so wonderful to talk to the children that just need some holiday cheer and love. We literally had a dance party with them, so we danced with all of the kids in our costumes and they were looking at us like, 'Oh my gosh!'" Sagan Rose: "I think it's always fun to do the Macy's Day Thanksgiving Parade. That's when I first saw the Rockettes. I'm from Kentucky, and my grandmother brought my family up to New York when I was little and I was like, 'I want to do that one day.' The parade is a fun place to be in costume because it's a tradition to have us there, and you feel like it's a really big honor." Raley Zofko: "I have friends and family that come up just for the parade. I'm from Alabama, and they fly all the way up to sit in the stands to cheer on the Rockettes." Raley Zofko : "'Soldiers' is my favorite number because it's been in the show since its inception. I feel like I am part of history when I put this costume on. W e have the jacket, we have the pants, and we have the two and a half foot-high soldier hat.

Sagan Rose: "Liza Minnelli's father [Vincent] designed this, and he choreographed the number. And we do the same choreography, wear the same costume. It's really cool because you can see that Raley and I are not the same height — she is closer to the center because she's a taller girl, and I am on the very very end of the line. And when we line up we all want to seem that we are the same height, so they custom-make these jackets and pants to your height. My jacket might be a little shorter than hers so that everything matches in line." Raley Zofko: "These pants are foam pants. Because back in the day, when I started the show, they starched-pressed the pants. They stood up on their own — those were very intense." Sagan Rose: "You walk a little straighter, a little stiffer, and it's easier to perform the 'Parade of the Wooden Soldier' routine with the costume like that. And then we have our tap shoes and these round little fabric cheeks that we put on. We go through about 30,000 of those in a Christmas season. Some girls tape them to their cheeks, but I do Vaseline, because my cheeks are sensitive to the tape." Raley Zofko : "We actually get notes if our solider hat isn't straight up and down. What we do is we put their head up against the wall, so that it lines up so and the back of the hat is straight. If someone's hat is too tilted or too back, it could throw off the line completely. We'll get hat notes, like, 'Raley, your hat was a centimeter back!'" Racked: When you're going from a costume like '12 Days of Christmas' that's all about the legs to being completely covered up as a wooden soldier, what does that change in the way that you're dancing or the way that you're presenting yourself? Sagan Rose: "The costume department and the designers take into consideration what movement we're doing in each number. So I don't feel hindered because the movement is fit for this costume, and the costume is fit for the movement. In rehearsals, we rehearse for a month and a half without costumes, and you get used to that. Then you put on the costumes, and it changes the way you dance." Raley Zofko: "Along with what Sagan is saying, I feel like they take into consideration the simplicity of 'Soldiers' or the extravagance of '12 Days.' In 'Soldiers,' it's just about the formations and the history of the number, so they don't need that much movement. And '12 Days' is very in-your-face, and the costume is accordingly descriptive in that fashion." Raley Zofko : "This is the 78-second change that we were talking about. We have our dress and the coats — right here we have green stripes but there's also red stripes as well. There are so many pieces to it, and we have to get out of all of ['Soldiers'] and get to this, and it's just organized chaos." Sagan Rose: "But it's so organized that it's not chaos! Depending on where you are in the line, there's red and green dresses. This jacket has really simple snaps that really get us in and out, because the change is so fast getting into it and it's choreographed getting these off [on stage]. It could be a little stressful if it wasn't so easy. It's kind of fun because, you know, we're human, and there are wardrobe malfunctions. So if someone's having trouble getting out of their coat, because we do get sweaty and things stick to you... Raley Zofko: "We stand next to each other in this number, too. Which is so funny because I'm so tall and you're so..." perruques cheveux naturelsSagan Rose: "Short. You can say it." Raley Zofko: "You're not as tall as I am. We've had the 'take the jacket off!' emergencies where you're praying the girl behind you can hear you and help you remove it." Racked: Is this where these little guys belong, fastened on the jacket? Sagan Rose: "These are the earrings, and they're there for the changes. We put them on the collar just to make it easy. You know where everything is — I know where to reach for my earrings even when I'm not looking. This is my last step of getting dressed." Racked: Is there ever any issue with the heavy makeup? Are you ever getting something on and you just take your face off on your dress? Sagan Rose: "It happens. We're sweating, we're working hard, and it gets hot underneath those lights. So occasionally, there's white fur near our face and we do get makeup on them, but wardrobe can handle something like that in a snap and by the next show it's clean." Sagan Rose : "So we go from glamorous, sparkly, sassy

Rockettes to this." Raley Zofko: "This is such a crowd pleaser, actually. This is one of my favorite numbers to perform, too. We get to go through the audience this year, which is so cool because we're dancing and stepping all jolly and you get to look at an audience member right in the face and say 'So be good, for goodness sake!' And some of them are freaked out, and some of them love it. This costume is awesome." Sagan Rose: "Everyone thinks that this is a real fat suit, like padded fat. But it's not — it's like a harnessed wire inner tube. We fit right in there and there's no padding down here. Everyone is really surprised that we're all jumping with that. It's nice that there is freedom in this, because we are doing such big movements. It's not necessarily pressed up against our bodies, so we can still move and jump around." Raley Zofko: "The thing that I want to point out here is the wig department — because we kind of get a little messy in our number, they curl our hair and fix this after every performance to make our Santa beards look real and authentic." Racked: Tell us about the space we're in right now — there are a lot of costumes in here. Raley Zofko: "This is the nap space, and lots of changes happen back here. The ensembles are back here, the Rockettes are back here — this is the largest space that we have to change." Sagan Rose: "There can be anywhere from ten to forty [costume] people back here." Raley Zofko: "We have about ten costume changes, and that's just as much choreographed backstage as it is on stage." Racked: Are you just throwing things off and leaving them in a pile for people to handle so you can get back out there? Sagan Rose: "We each have a spot that one or two girls will go to, and there's one dresser to about two girls. We have amazing, amazing dressers. As soon as we come off stage, we're running, and we know exactly where we're going, we know who to look for. It's even choreographed how, if we're changing together, I'll do my earrings first and my dress second and my shoes third, and she'll do her shoes first and her dress second and her earrings third." Raley Zofko: "It's as organized as a [quick] costume change can be." perruques cheveuxRaley Zofko: "This was a newly designed costume by Greg Barnes in 2014. There used to be a rag doll dress that was longer and less form-fitting, and this is cinched at the waist and shorter. And we have the cutest red-and-white striped tights. And underneath that, we have our custom-designed bloomers that I absolutely adore." Sagan Rose: "I wish I could purchase them at a store — they're that cute." Raley Zofko: "We have our glasses, and we have our wigs. This is a wire material that fits right on top of your head." Sagan Rose: "And they are actually pretty light on our heads. We keep the wig caps [from 'Dancing Santas'] on for that." Raley Zofko: "And then we have our Mary Jane tap shoes, which are also miked." Sagan Rose: "We charge the '12 Days of Christmas' tap shoes and these tap shoes after each show, just to make sure." Raley Zofko: "It's so much fun to be a rag doll and get to dance and make funny faces at your friend and look at the audience and blow them kisses." Sagan Rose: "A lot of us come up on the pit of the stage so we are literally this close to the audience, and there will be little kids in the front being like 'Oh my gosh!' They don't know what is happening, their minds are blown, so it's fun to play with them." Racked: You two are seasoned pros at eight and nine years. Has anyone in this cast been around for longer?

Raley Zofko: "There are girls that have been doing it for 16 years that are still in the line!" Racked: Do you have a memory of a favorite show that was a little bit out of the ordinary? Raley Zofko: "There's a gold cast and a blue cast, and I just transitioned from the gold cast." Sagan Rose: "The blue cast is all the morning shows. while the gold cast is all the evening shows." Raley Zofko: "But the gold cast hasn't been doing opening night — this year, when I transitioned to the blue cast, I got to do opening night. That was literally spectacular because there is just such an energy on opening night that I've never felt before. I don't really get nervous anymore. I've done it a lot, and the show is very similar in the ways it changes [from year to year]. I focus on the changes so that I know exactly what to not mess up on, or try to not mess up on. But I've never felt that much energy, love, and support. We had the other cast in the theater watching us, too." lace front wigsSagan Rose: "It was the best crowd I've had in eight years. I felt like a rock star." Racked: What has it been like to perform on this huge world stage, and how is it different to perform elsewhere? Sagan Rose: "Well, to me, I feel like Radio City is my second home. I feel so comfortable on stage and I feel like we all have a bond, especially during the holidays, because a lot of us are from different places and don't have families here. I just feel so at home and so at peace on this stage. [But] when we do travel and perform outside, it's always a nice, different energy that you get." Raley Zofko: "It might be a little bit nerve-wracking in a different way, but it's just as exciting. It's just different — you can't really compare Radio City to outside venues because there's that sense of comfortability on this stage." Sagan Rose: "This is one of my favorites to wear — like '12 Days of Christmas,' the legs are highlighted. With this design, they really wanted to emphasize that every snowflake, like every Rockette, is different, but we come together to make a beautiful snowstorm. So there are six designs of this costume in six colors. All of these straps [on the top] are the biggest change."

Raley Zofko: "On my purple costume, I don't have any of these straps in the front at all. And then we have multiple cuffs and ribbons with rhinestones, and everything is covered in Swarovski crystals. Like what Sagan said, every Rockette is different, and every costume is different, and that's what they try to do with this design. And I think it's so gorgeous. On stage, it's beautiful — with the choreography in the mix, we're beautiful snowflakes dancing in a snowstorm." Sagan Rose: "Linda Haberman was the choreographer for this, and she really emphasized that she really wanted to bring our individual personalities to the stage and celebrate that. Because when you think of the Rockettes you think of a big group of women, but we all are different and have different personalities and different ways that we dance. So it's a really nice number to perform." Raley Zofko: "And then on our LaDuca shoes, the color is painted to match our tights, and the heels have Swarovski crystals on them." Sagan Rose: "This heel is different than our other ones, because it's about a half inch higher to continue the line of the leg. It's a leggy costume." cosplay wigsRacked: What advice would you give to Rockette hopefuls? Sagan Rose: "Taking ballet is very important for dancers, because if you have that good technique background, it will show in anything you do." Raley Zofko: "Tap is very important, too. All versions and styles of dance are important for Rockettes because we are proficient in all of it. I would say take as many classes as often as you can and focus on your technique." Sagan Rose: "And any job, especially in the performing arts industry, is so specific in what they need. So one year, they might need a tall girl, or they'll need a shortish girl for my spot. I think it's perseverance — If you have a goal, don't ever take no for an answer." Raley Zofko: "I would finish that off with dream big, and don't ever lose sight of your dreams. I'm from a small town in the very tip of Alabama and there's not very much dance and entertainment and theater down there. So when I first started dancing, I didn't necessarily know what was out there. And it was just once upon a time — Sagan said she saw the Rockettes at the Macy's Thanksgiving Day Parade and so did I — and I thought, 'That is glamorous, that is beautiful. They are dancing, and I dance.' And it just became a tiny little dream that grew into a big dream, and now it's my life. It's just so unbelievable that it actually came true."