«Арена» прав лишать не будет

Печать
Не так давно прошла новость, что к нам завезли системы фотофиксации нарушения скоростного режима на дорогах «Арена». Это такие аппараты, которые отсылают «письма счастья» по адресу прописки владельца автомобиля.
Однако, эта система не без изъяна. Чтобы узнать о плюсах и минусах этого новшества, я обратился за комментарием к начальнику регионального отделения информационного обеспечения ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю Сергею Олеговичу Дорошенко и к старшему государственному инспектору отдела ДПС и розыска УМВД России по Камчатскому краю Константину Викторовичу Артемьеву.
Принцип работы комплекса

Суть работы «Арены» заключается в том, что она измеряет скорость движущегося автотранспорта в попутном и встречном направлении, путем посылки сигнала, который возвращается обратно к устройству. За счет разницы между сигналами высчитывается скорость. Создавалась она не только для того, чтобы облегчить работу инспекторов, но и для того, чтобы в поле внимания сотрудников ДПС попадало больше нарушителей. Ведь посудите сами: когда вас останавливают на дороге и выписывают штраф, мимо может проехать не один десяток правонарушителей. В случае с системой автоматической фиксаци без внимания не останется почти никто, поскольку регистрация нарушений может идти по одному в минуту или еще быстрее. Штраф выбирается минимальный, в зависимости от превышения скорости, т.е. права забирать не будут, максимальное наказание – 2500 рублей. Однако нельзя сказать, что система работает полностью в автоматическом режиме, от фиксации превышения скорости, до отправки письма. На дороге в нее вставляется обычный флеш-накопитель, на который записываются все скоростные «грехи» водителей. Затем эту кипу нарушений начинает разбирать инспектор на компьютере. На этом этапе присутствует человеческий фактор. «Мы с таким сталкивались. Сотрудник сравнивает номер с картинки с номером, который определила «Арена». Он может просто просмотреть несоответствие и пропустить фиксацию, как верную… Если такое произошло, то человек должен приехать, написать заявление, и мы прекращаем производство дела из-за технической ошибки», – рассказывает Сергей Олегович. «Это аппаратно-программный комплекс, а техника имеет свойство ломаться. К тому же система новая, дорогая, мы ее только начинаем осваивать, поэтому на первых порах технические ошибки возможны. Со временем их будет становиться все меньше».
Кто и как доставляет письма

Немало проблем и на этапе отправки писем автовладельцам. Конвертовальная машина работает, как часы, пакуя примерно одно нарушение в секунду. А вот их доставкой занимается наша чудесная «Почта России». О качестве работы этой организации и говорить не стоит –
все знаем. В теории «письма счастья» должны вручаться владельцу транспортного средства лично в руки под его подпись. Почтальоны, при их-то зарплате, естественно, не станут гоняться за каждым адресатом. Они расписываются за получателя и кладут письмо в ящик. «Сейчас с этим уже имеются проблемы, у нас приходили письма с одной и той же подписью. Скорее всего, почтальон расписывался за получателей и забрасывал письмо в ящик. С этим мы будем бороться, писать претензии», – говорит Сергей Дорошенко. «Если человек не проживает по указанному у нас адресу, то письмо возвращается к нам, и мы его отправляем уже к судебным приставам, которые занимаются поиском нарушителя по своим каналам. Человек от ответственности в любом случае не уйдет». Исключение могут составить только лица, обладающие неприкосновенностью, например, судьи. «Мы не имеем права против них составлять административное дело. Привлечь к ответственности их могут только согласно решению коллегии», – рассказывает Константин Артемьев. Для обычных же граждан в законе, по словам полицейских, прописано, что человек при смене места жительства обязан поменять документы на транспортное средство в течение пяти дней.
Еще есть сайт gosuslugi.ru,
на котором, пройдя регистрацию, можно просмотреть все неоплаченные штрафы ГИБДД. Правда, регистрация чересчур сложная. Нужно сначала заполнить анкету, с указанием СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), ИНН. Затем, по адресу, указанному в анкете, приходит письмо (не электронное), в нем код активации, который нужно ввести… в общем, процедура не простая. Да и чтобы на самом сайте найти требуемую услугу, нужно потратить определенное время.
Итак, у нас получается, что надеяться можно на ответственность почты или граждан (чтобы не стащили письмо из ящика). Если же до нарушителя «счастливая весточка» все-таки не дойдет, то он автоматически попадает под статью за уклонение от уплаты административных штрафов и может попасть за решетку на 15 суток. Такое наказание «светит» даже в том случае, если он не знал, что является правонарушителем.
Про мотоциклистов

В нашем крае эта проблема стоит еще не так остро, как в других областях страны, но постепенно ситуация меняется. Лично видел, как на опасном переходе на Горизонте (остановка «Диспетчерская»), мотоциклист «пролетел» на красный свет, даже не сбавив скорость. Самое удивительное, что, скорее всего, он остался бы безнаказанным, даже если бы рядом были сотрудники ДПС. «Мотоциклисты в большинстве своем ездят незарегистрированными, либо без номеров. У нас есть специальная группа «мото», которая на гражданских машинах пытается их вылавливать. А так инспектор, конечно, пытается их останавливать, но вот только они не останавливаются. Чтобы задержать такого нарушителя  надо приложить много усилий. К тому же, если устроить гонку за мотоциклистом, то это может плачевно для него закончиться, как в большинстве случаев и бывает», – говорит Сергей Дорошенко. Понятное дело, что «Арена» против них бессильна. Даже если мотоцикл зарегистрирован, его государственный регистрационный знак расположен только сзади, и, чтобы фиксировать нарушение, нужно перенастраивать весь комплекс на попутное направление. Если же говорить о «двухколесном беспределе», то сотрудникам ГИБДД Петропавловска-Камчатского можно только порекомендовать перенять опыт их коллег из Вилючинска. Там группу «мото» снабдили не легковыми автомобилями, а хорошими мотоциклами, тем самым во много раз повысив эффективность работы подразделения.
«Арена»
и «Антирадар»


По словам моих собеседников, система автоматической фиксации распознается системами типа «Антирадар» далеко не всегда. «Система «Антирадар» «Арену» замечает, но не все модели. Смысл тут вот в чем, есть разные системы, которые посылают сигналы, и разные антирадары. Причем сигнал у «Арены» на Камчатке отличается от ее сигнала, скажем, в Москве. Поэтому московский антирадар может у нас на полуострове оказаться бесполезным».
Если подобные системы официально законом не запрещены, то ставить рамки, скрывающие госномер и так называемые «номера-перевертыши», инспекторы настоятельно не рекомендуют. «В законодательстве предусмотрен штраф 5000 рублей за использование средств, мешающих идентификации номера, туда же можно отнести номера-перевертыши, рамки, полностью закрывающие номер и прочее», – говорит Константин Артемьев. «Арена» закрытый или грязный номер не поймает, но если рамку увидит инспектор, например, через «визир» (используется в машинах ДПС для фиксации превышения скорости в ручном режиме) и сделает снимок, то штраф в 5 тысяч рублей обеспечен».

Что за камера висит
на перекрестке Силуэта?

Вопрос, который интересен многим автолюбителям. Слух о «письмах счастья», например, начался с появления именно этой камеры. На самом деле это просто система видеонаблюдения за состоянием дорог. Точно такие же камеры висят на перекрестках «Коммунпроект» и «Площадь Ленина». Изображение с них выведено на мониторы дежурного. Если он заметит правонарушение, скажем, когда автомобиль, двигаясь со стороны Сероглазки, поворачивает в сторону десятого километра не из крайней левой полосы, то он делает снимок и сообщает нарядам о нарушителе. Если водитель будет отрицать факт нарушения ПДД, то ему продемонстрируют изображение с камеры. Вообще существует система «Автоураган», которая как раз в автоматическом режиме фиксирует выезды на встречную полосу движения, повороты не по правилам, проезд на красный свет, а также неправильную парковку. «Мы хотим приобрести подобную систему, но в части неправильной парковки существуют этические проблемы. Начальником управления ГИБДД дана команда подготовить письмо в администрацию с просьбой рассмотреть варианты парковочных мест в зонах, где они необходимы. Это улица Советская, рынок 6 километра и другие. У нас в адрес губернатора и мэра будут подготовлены соответствующие письма, то есть мы заблаговременно начали эту работу, чтобы нам потом этот «ураган» в укор не ставили».
Несомненно, появление комплекса «Арена» изменит ситуацию на дорогах в лучшую сторону. Однако, как чаще всего и бывает, хорошие идеи наталкиваются на неповоротливость нашей законодательной системы. Противников системы автоматической фиксации можно понять. Особенно можно понять негодование людей, на чьих автомобилях ездят по доверенности другие лица. Но когда встает вопрос о безопасности на дорогах нашего города, на которых несущиеся автомобили постоянно сбивают пешеходов, введение в строй «Арены» можно тоже понять. Не нарушайте да не судимы будете.

Иван КРАЙНЕВ.