Почему каждый год Пасха празднуется в разное время?

Печать
Что означает праздник Пасха, наверняка, знает каждый.  Это древнейший христианский праздник, так же называется Воскресение Христово, главный праздник богослужебного года, установленный в честь воскресения Иисуса Христа.

Но каждый год дата Пасхи меняется. И в основном этот день выпадает на период от 7 апреля до 8 мая. Почему так происходит и как определяется эта дата?
С такими вопросами редакция газеты «Вести» обратилась в Петропавловскую и Камчатскую Епархию.
Священник Игорь Ткаченко пояснил, что «было время, когда в различных местах Пасху праздновали в разное время, поэтому на Первом Вселенском Соборе в 325 году было принято решение унифицировать эту дату. Согласно постановлению Собора, Пасха Христова празднуется в первый воскресный день, следующий за весенним полнолунием, которое будет в день весеннего равноденствия или непосредственно после него, но не ранее (этот день – либо 20, либо 21 марта). Если полнолуние – раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней) – тогда говорят, что Пасха «поздняя». Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье».
Но на самом деле не все так просто в определение даты празднования Пасхи. По свободной информации в Интернете, есть несколько способов вычисления.
Отсчет идет от того дня, когда Господь Иисус Христос был распят – 14 числа первого весеннего месяца нисана лунного календаря древних евреев и воскрес в первый день недели (по тогдашнему счету), который впоследствии стал называться воскресеньем.
День Праздника Святой Пасхи определяется по лунному календарю в соотношении его с календарем солнечным. Соединение лунного календаря (пасхалии) с солнечным (месяце-словом) представляет собой церковный календарь.
В Православной Церкви вычисление даты Пасхи совершается по правилам александрийской пасхалии, сложившейся в древнее время (к концу III века по Рождестве Христовом). Весьма часто само составление правил определения дня Пасхи неверно истолковано. Первый Вселенский Собор только установил, чтобы празднование Пасхи было повсюду единовременным: в один и то же день воскресный. Но была, очевидно, также одобрена следующая практика: Александрийская Церковь сообщала другим Православным Церквам о времени празднования Пасхи – ввиду того, что уровень астрономических знаний в древней Александрии был высок и пасхальные полнолуния могли быть вычислены с большой для того времени точностью.

Православная Пасха всегда приходится на воскресный день после первого весеннего полнолуния и никогда не отмечается до Пасхи иудейской, то есть Песах (которая, кстати, может выпадать на любой день недели). Это самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории – с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Еврейская Пасха бывает в период с 4 апреля до 8 мая.
Что касается католического исчисления, в 325 году Никейский собор установил систему, по которой определяется дата Пасхи. После дня весеннего равноденствия, 21 марта, когда день равен ночи, нужно дождаться следующего полнолуния. Первое воскресенье после полнолуния и будет пасхальным днем.
Католическая Пасха всегда бывает в период с 22 марта по 25 апреля. Она никогда не выпадает позже православной. Чаще всего, в 45 % случаев, разница между Пасхами составляет одну неделю – так, как в этом году.
Суть правил александрийской пасхалии может быть выражена таким образом: датой весеннего равноденствия традиционно считается в александрийской пасхалии 21 марта ст. ст. (3 апреля н. ст.), что соответствовало равноденствию во времена I Вселенского Собора.
Кстати, дата православной Пасхи определяется не по современным мартовским и апрельским астрономическим полнолуниям нового стиля (!), а по древним, IV—VI веков, ведущим свое происхождение от практики Александрийской Церкви таблицам лунных фаз по старому стилю (юлианскому календарю – см. Справку «Вестей»). Полнолуния по этим таблицам к настоящему времени отличаются от астрономических.
Дата равноденствия с течением времени передвигалась к началу марта вследствие неполного соответствия юлианского календарного года и тропического (астрономического) года: юлианский длиннее на 0,0078 суток. За 128 лет эта погрешность сдвигает календарные даты на сутки назад. Смещались и даты новолуний и полнолуний: они уходили по датам юлианского календаря вперед (то есть, отставали от истинных астрономических) на сутки примерно за 300 лет. Чтобы согласовать пасхалические расчеты с действительной датой весеннего равноденствия, вносили время от времени мало изменявшие существо дела поправки в таблицы фаз луны.
Григорианский календарь, которого придерживается Западная Церковь (католики и протестанты), отличается в наше время от юлианского уже на 13 дней (в XXII веке, с 2100 года, разница достигнет 14 дней). При вычислении даты Пасхи Западная Церковь сохраняет древний принцип совершения ее после первого весеннего полнолуния, но в результате того, что в западной пасхалии днем весеннего равноденствия принято считать 21 марта нового стиля, а также по причине поправок, внесенных в лунные таблицы, даты западной Пасхи отличаются от православной.
Теперь о методике вычисления даты Пасхи. Необходимо определить полнолуние для того или иного заданного года. Этому способствует следующее обстоятельство: очень давно было известно, что даты лунных фаз повторяются в те же числа месяцев (но в разные часы) через 19 лет (так называемый Метонов цикл лунных календарей – по имени древнегреческого астронома Метона,
V век до Рождества Христова). Такое девятнадцатилетие в пасхалии называется лунным кругом. В александрийской пасхалии порядковый номер каждого года девятнадцатилетия также называется кругом луны.
Для определения круга луны существует такое правило: из заданного года от Рождества Христова вчитается 2 (в год Рождества Христова был 17-й круг луны, то есть до 19 недоставало 2) и полученное число делится на 19. Частное показывает, сколько лунных кругов (19-летий) прошло от Рождества Христова, а остаток – порядковый номер года очередного 19-летия (круг луны). В григорианской пасхалии чаще пользуются вместо круга луны так называемым золотым числом (круг луны +3).
Узнать в данном лунном круге новолуния и полнолуния для марта и апреля (месяцы Пасхи) можно при помощи так зазываемого основания. Основание – число, показывающее возраст луны на 1 марта. Чтобы определить основание, нужно круг луны +3, то есть, золотое число, умножить на 11 (такова разность между основаниями, от одного до следующего) и разделить на 30 (число дней лунного месяца); остаток покажет основание данного года.
Если из числа дней лунного месяца вычесть основание (30 –  основание), получим мартовское новолуние. Прибавив к нему 14, узнаем мартовское полнолуние. По александрийской пасхалии эту дату полнолуния нужно еще увеличить на 3 дня, чтобы приблизить ее к лунным фазам времен I Вселенского Собора. Это будет так называемое пасхальное полнолуние. Следующее за пасхальным полнолунием воскресенье – день Пасхи.
Если вычисленное таким образом мартовское полнолуние окажется ранее 21 марта, то датой пасхального полнолуния будет считаться апрельское полнолуние, через месяц: к найденной мартовской дате прибавим 30 и вычтем 31 (число дней марта).
Известно, что иудейская пасха отличается достаточно высокой астрономической точностью, но формулы ее вычисления непросты: необходимо оперировать данными, из коих некоторые представляют собой десятичные дроби с 7-8 знаками после запятой.
Но если делать пасхалию более точной астрономически, мы можем вместе с западными христианами оказаться вынужденными иногда нарушать последовательность евангельских событий. Как известно по Евангелию, Господь был предан и распят в канун дня, когда иудеи праздновали ветхозаветную пасху – в память избавления от плена египетского. А воскрес Иисус Христос – Новая Пасха, Жертва Живая, спасая нас от греха и вечной смерти, – в первый день недели после пасхи ветхозаветной. В случае же астрономически точной Пасхи, но предваряющей 21 марта ст. ст. (вспомним, что 21 марта н. ст. – это 8 марта ст. ст.), может случиться все наоборот.
Из этой информации видно, что  какие бы вычисления не делала церковь, дату празднования Пасхи невозможно точно определить.
Но главным доказательством точности александрийских Пасхалий служители церкви считают Благодатный огонь в Иерусалиме, Храме гроба господня, который сходит только на православную Пасху.
Итак, если наши читатели поняли, как рассчитать дату воскресенья Иисуса Христа, то все же остается так и не получен ответ на вопрос.
Если точная дата воскресенья известна, то почему она в течение года может меняться в диапазоне почти до суток? Из всего вышеизложенного, можно сделать один вывод – потому что так решили христианские иерархи. Раз они так считают, значит, так оно и есть. И верующим остается только согласиться и не мучить себя сомнениями, чтобы не впасть в ересь. В средние века за это можно было угодить на костер, в более позднее время быть зарезанным в одну из Варфоломеевских ночей или пасть на одной из религиозных войн. Сейчас, максимум, что вам грозит – стать евангелистом. Хотя ученые мужи убеждены, что сомнения – путь к истине. Они забывают предупредить, что этот путь выстлан человеческими костями.

Соб. инф.