«Запад» ушел на дно

Печать
Приемно-транспортный рефрижератор (ПТР-300) «Вест», что в переводе с английского означает «Запад», затонул в Охотском море 23 сентября в четырех милях от берега в районе поселка Октябрьского Усть-Большерецкого района. Судно принадлежало ООО «Восточная гавань» с портом приписки  Петропавловск-Камчатский.
На борту транспортного судна находились десять членов экипажа.
Спасти удалось восьмерых. Метеоусловия в районе катастрофы нельзя было назвать критическими. Скорость ветра составляла 11 метров в секунду, высота волны не превышала двух метров. По предварительной версии «Вест» получил большой крен на повороте (циркуляции), затем опрокинулся и в считанные минуты затонул.  Температура воды в Охотском море в это время года не превышает 12-14 градусов по Цельсию. В двух трюмах судна находилось 49 тонн груза при вместимости 50 тонн.
Существует пока две более-менее убедительных версии, позволяющие судить о причинах затопления.
Версия первая. На верхней палубе транспортника был расположен некий тяжелый груз, что намного понизило устойчивость «Веста», т.е. способность возвращаться в исходное положение при качке. Это и привело к опрокидыванию на циркуляции, во время которой судно получает еще дополнительный крен за счет поворота.
Версия вторая. Возможно, в трюмах находился сыпучий, либо иной подвижный груз, который мог создать при качке дополнительный крен, что также приводит к опрокидыванию.«Вест» вообще слыл несчастливым судном. В июне прошлого года он послал сигнал бедствия, когда у него вышел из строя главный двигатель. Через несколько дней он сел на мель в устье реки Камчатки. В декабре того же года невезучий транспортный рефрижератор вновь подал сигнал бедствия. На этот раз у него вышло из строя рулевое управление.  
В Охотском море опрокидывание судов не редкость. За последние 15 лет таких случаев было три. Всем нашим читателям, наверняка, памятна трагедия с СТР «Аметист», разыгравшаяся 10 февраля 2011 года, когда погибли 23 члена экипажа. Сильное обледенение верхней палубы и жестокий шторм привели к опрокидыванию. «Аметист» должен был укрыться в бухте от надвигающего шторма, но по какой-то причине не успел. Чаще всего опрокидывания происходят из-за несоблюдения простых правил морской практики, т.е. практики мореплавания. Стихия не прощает пренебрежения. Она мстит. И нередко месть ее бывает смертельна.
Вместо послесловия.
На Камчатке десять лет назад начали строить часовню в память о тех, кто не вернулся с морей. Об этом в свое время громко заявило Морское собрание сначала Камчатской области, а потом Камчатского края. Само Собрание, в конце концов, превратилось в посмешище, погрязнув в скандалах, связанных с хищением денег, собранных на строительство часовни, а также в мелких интригах, в борьбе амбиций и демонстрации тщеславия среди  членов Собрания. Часовня до сих пор не построена и навряд ли будет построена в ближайшие годы.
Полагаю, нам проще поставить памятник затонувшим кораблям, по примеру Севастополя. Сделать его менее величественным и более скромным. Может, после этого Нептун – бог всех морских и океанских хлябей, успокоится и перестанет гневаться на Камчатку?

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.

Пока верстался номер, стало известно, что судно вышло в море без капитана, которого заменил старший помощник, не имея допуска к управлению судном. Разумеется, не это явилось причиной трагедии, но должным образом характеризует исполнение своих обязанностей должностными лицами.