Всем сидеть

Печать
Практически весь ноябрь Камчатка находится под властью мощных циклонов, пришедших с Японии и Юго-Восточной Азии. Проливные дожди сменяются сильными снегопадами, амплитуда температуры варьируется от -11 ночью до + 4 днем.
Аварийность на дорогах зашкаливает: машины либо тонут в лужах, либо бьются на скользкой дороге. Например, во время циклонов и после них в Петропавловске было зарегистрировано по 46 аварий в сутки (в пять раз больше обычного). Такая же ситуация возникает и у пешеходов: люди с ушибами и переломами ежедневно попадают в больницы. Количество осадков, выпавших за 2 декабря в Петропавловске-Камчатском и Елизово, составляет 33-64 миллиметра (половина  месячной нормы), порывы ветра достигали 25 метров в секунду. Сейчас циклон уходит на север Камчатки, под влияние атмосферного вихря попадут Карагинский, Олюторский, Пенжинский районы. Вместе с тем, циклон продолжает портить погоду на море по всему побережью полу-острова. Дежурный синоптик гидрометеоцентра пояснила журналистам нашей газеты, что до конца недели теплых циклонов с дождем более не ожидается. «Теперь мы ждем полноценную зиму со снегом, ветром и минусовой температурой», - сообщила синоптик.
Непогода подкосила и работу камчатского аэропорта: несколько рейсов задержаны
или вообще отменены, несколько сотен человек не могут вылететь в северные районы Камчатки с 16 ноября. В редакцию газеты поступил шквал звонков от недовольных и уставших пассажиров. Люди рассказывают, как больше двух недель им приходится ежедневно приходить в Елизовский аэропорт, как на работу, чтобы узнать  –  будет рейс или его снова отменят.
Журналисты газеты «Вести» приехали в аэропорт в надежде получить пояснения от сотрудников аэропорта, чтобы окончательно разобраться в ситуации. Свое расследование мы начали с опроса пассажиров, которых встретили в здании.
Наталья: «Я сама из села Манилы, вот пришла посмотреть, как обстоят дела, чувствую, я не скоро отсюда смогу улететь, ведь у меня билет только на 6 декабря, а здесь есть люди, которые сидят с 16 ноября! Хорошо, что родственники есть – пока терпят. Вылетов нет из-за того, что полоса не готова для вылета в Пенжинском районе. В четверг здесь такой скандал был, у людей просто уже нервы сдают. Понимаете, в чем еще проблема: сегодня в Елизово непогода, а у нас там хорошая, солнечная погода – и из-за этого получается не стыковка!»
Мария: «Я живу в селе
Тиличики. Уже началась вторая неделя, как я здесь. Прихожу каждый день в аэропорт – как на работу. Должна была улететь 22, потом 26 ноября, а теперь я уже не знаю, когда смогу отсюда улететь… Вчера ходили к начальнику аэропорта – он даже не вышел, чтобы поговорить с нами, успокоить. Закрылся у себя в кабинете -  и все. Приехали с мужем в больницу – так и застряли здесь, живем у родственников. Но теперь и они стали брать с нас деньги – по 2 тысячи за день. А ведь еще кушать хочется. Понимаете, у нас уже нет денег, сил, терпения. Мы видели, как люди без билетов проходят регистрацию, это делается за «отдельную плату», но цену вопроса я не знаю. Понятно, что погода плохая, и самолеты просто не могут  вылететь. Но Елизовский аэропорт работает по воскресеньям, а в прошлое воскресенье была прекрасная погода и тут, и там: с Елизово вполне мог вылететь рейс в Тиличики, но  наш аэропорт не работает по воскресеньям.
Ганна: «Я из  села Тиличики. Должна была улететь 29 ноября, но, как видите – еще здесь. Прошла перерегистрацию  на 1 декабря, но вряд ли улетим с доченькой, потому что еще не улетели люди за 17 и 19 числа. У меня здесь есть у кого переждать, пока все нормально».
Валентина Павловна:
«Я из Паланы, должна была улететь 30 ноября. Но тут такой ажиотаж, что теперь не знаем, сколько нам ждать. Помните, самолет упал в Палане? После этого все боялись летать, говорят, летчики пьяные были. Но никуда не денешься – надо».
Нина Алексеевна Колчуг:
«Я - директор школы в Тиличиках. У нас билеты были на 26 ноября, так что мы не так давно здесь, в принципе. Погода, конечно, подвела. Но что есть, то есть. Мы не падаем духом, слава Богу, есть еще добрые люди».
Но добрые родственники есть далеко не у всех. А  как быть тем, у кого реально никого нет, и деньги уже на исходе? Мы обратились за разъяснениями по поводу сложившейся в аэропорту ситуации к администратору, которая сразу же отправила нас к начальнику службы перевозок – Матвиенко Светлане Сергеевне. Светлана Сергеевна, увидев представителей СМИ, сразу посетовала на нехватку времени и перенаправила нас к начальнику службы маркетинга - Налобину Вячеславу Валерьевичу. Налобин же отправил нас для  разговора к  исполняющему обязанности начальника службы управления производственной деятельности предприятия Денисову Денису Ивановичу. Завидев решительный настрой корреспондентов газеты, Денис Иванович пригласил нас для разговора в служебное помещение – комнату отдыха для летчиков. Разговор обещал быть долгим…
Корр.: Денис Иванович, сколько еще природа будет испытывать возможности работников аэропорта и нервную систему пассажиров?
Д.Д.: На Камчатку обрушились сильнейшие циклоны с Юго-Восточной Азии и Китая. То, что погода аномальная для конца ноября – начала декабря, это однозначно. Напоминает события 2010 года, когда в декабре шли дожди. Если бы просто шел снег – это другая история, но когда ночью температура опускается до минус 11 – все замерзает, а на утро уже плюс 4 и дождь – невозможно подготовить полосу для самолетов. Подобные проблемы с вылетами будут вплоть до 4 декабря. Так что пока нам приходится «ловить момент» и отправлять хотя бы по 2 самолета и хотя бы один вертолет. За 22 года я впервые сталкиваюсь с такой ситуацией, это очень неприятно.
Корр.: Сколько пассажиров не могут вылететь с Елизовского аэропорта?
Д.Д.: Самое большое количество  людей не могут вылететь и прилететь из Тиличик: примерно 128  человек не могут вылететь  туда и около 80 не могут прилететь оттуда.  Порядка 50 человек не могут вылететь в Палану и 25 не могут прилететь сюда. Около 40 человек не смогли вылететь в Оссору, и 50 не могут вернуться в город. Усть-Хайрюзово: 26 отсюда, 9 оттуда. Соболево: от нас 12 пассажиров, оттуда 22. В Никольское не могут вылететь 15 человек, а оттуда примерно 19. Ну, всего около 300 человек.
Корр.: Какое количество авиатехники находится в распоряжении Елизовского аэропорта?
Д.Д.: В парке аэропорта два Ан-26, три Як-40, пять Л-410, один Ан-28 и четыре вертолета.
Корр.: Как власти полуострова и сотрудники аэропорта решают сложившуюся ситуацию?
Д.Д.: 28 и 29 ноября ввиду благоприятных метеоусловий нам удалось отправить самолеты в Тигиль. Также 29 погода позволила полностью вывезти всех людей в Озерную, отправили тремя самолетами. Конечно, сейчас напряженное время не только для пассажиров, но и для летчиков, техники, властей полуострова. Это настоящее испытание для всех! Мы стараемся всеми силами, используя каждую возможность, вывезти людей в отдаленные районы. Федеральные авиационные правила обязывают перевозчика помогать остро нуждающимся пассажирам, но таких обращений зафиксировано очень мало. Ситуацию можно твердо назвать чрезвычайной. 30 ноября было проведено совещание специальной комиссии, в которую  вошли: представители  министерства экономического развития, сотрудники МЧС, министр транспорта, его заместитель, также присутствовал министр специальных программ и по делам казачества Камчатского края Сергей Хабаров. Согласно результатам совещания, все нуждающиеся будут расселены по базам отдыха и обеспечены горячим питанием.
Корр.: По каким признакам вы будете разделять людей на остро нуждающихся?
Д.Д.: Конечно, это будет нелегко! К группе остро нуждающихся мы будем относить тех обратившихся граждан, которые имеют прописку у себя там: в поселках, деревнях, селах.
Корр.: Вы сказали, что остро нуждающихся на сегодня – единицы, но если пройти в здание аэропорта, то видно, что кругом сидят уставшие люди в надежде скорее улететь, у которых уже нет сил, денег, да и родственники устали от «засидевшихся» гостей. Как им получить помощь, куда обратиться?
Д.Д.: Тех, кто к нам обратились за помощью, действительно очень мало. Я напоминаю всем пассажирам, которым необходима наша помощь, - обращайтесь к администратору аэропорта. Там же у стойки администратор  составляет список пассажиров с последующим их расселением по местным базам отдыха с  предоставлением  горячего питания, прохладительных напитков  и возможностью позвонить.
Мы нашли «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Также мы прочитали пункт 99 этих самых правил, он гласит: «При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа.
Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Как видно из правил, разграничения на остро нуждающихся пассажиров и обычных нет. К тому же  всю ответственность за пассажиров, недолетевших до пункта назначения, должен  на себя брать перевозчик. Так почему же сотрудники аэропорта взяли на себя такую тяжелую ответственность – разграничивать людей на тех, кому нужна помощь, а кому нет? Камчатка – есть Камчатка, северный край с суровыми метеоусловиями. Но комфортные условия для пассажиров, чьи рейсы были задержаны или отменены, должны быть созданы для всех, не взирая на прописку.

Катерина АРТЕМЬЕВА.