Прорвало!

Печать

(Продолжение. Начало в №№ 47, 48)
Третью неделю тема Вооруженных Сил Российской Федерации продолжала оставаться одной из ведущих в центральных СМИ -  слишком велик оказался интерес общества к нашему инструменту глобальной внутренней и внешней политики. Слишком тяжелы для страны могут оказаться последствия от неправильного ухода за ним.

Одиннадцать уголовных дел, возбужденных против ОАО «Оборонсервис» о коррупции, злоупотреблении должностными полномочиями и т.п., говорят сами за себя. Государству нанесен ущерб, исчисляемый суммой более пяти миллиардов рублей. Бывший Министр Обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков пока не привлекается в качестве обвиняемого по какому-либо из вышеупомянутых уголовных дел. В своих комментариях представители следственного Комитета РФ старательно не упоминают про сердюковский след во всех этих делах. Правда, и заявлений о том, что Сердюков «не знал», тоже нет. Потому что Главным военным прокурором Сергеем  Фридинским неоднократно выносились предписания об устранении именно тех нарушений, по которым впоследствии и были возбуждены уголовные дела. (Одно из таких прокурорских требований мы приводим ниже). Наша газета продолжает публикацию отрывков из монографии военных ученых под общим руководством доктора экономических наук генерала-полковника Воробьева Василия Васильевича. Забегая вперед, скажу: выводы, сделанные в монографии, говорят лишь об одном – военная реформа была провалена.
В публикуемых отрывках целая глава посвящена злополучному  ОАО «Россоборонсервису». Итак:
«Основной специализированной организацией для материально-технического обеспечения Вооружённых Сил стало ОАО «Оборонсервис», учредителем которого являлась Российская Федерация, а права учредителя переданы Минобороны. На момент создания данное ОАО объединяло 341 организацию (см. таблицу 6.1.), зарегистрирован уставный капитал в размере 10,5 млрд руб. ОАО «Оборонсервис» подведомственно девять ОАО, в его распоряжении находится 100% минус 1 акция72.
Организации, входящие в холдинг «Оборонсервис»
Наименование ОАО
Количество объединённых организаций на момент создания
«Авиаремонт»    39
«Спецремонт»    57
«Ремвооружение»    46
«Оборонстрой»    32
«Агропром»    66
«Оборонэнерго»    11
«Военторг»    64
«Красная звезда»    21
«Славянка»    5
Итого:    341
Приоритетные направления деятельности организаций, входящих в холдинг «Оборонсервис»:
Наименование ОАО    Приоритетные направления деятельности
«Авиаремонт»    
Гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области
«Спецремонт»    
Гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация техники в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области
«Ремвооружение»      Гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация вооружения и военной техники в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области
«Оборонстрой»    
Строительство и эксплуатация объектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрение новых технологий и разработок в данной области
«Агропром»    
Производство и поставка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных
«Оборонэнерго»    
Эксплуатация, обслуживание, ремонт, модернизация энергетических объектов в
интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных
«Военторг»    Торгово-бытовое обслуживание и организация питания в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков
«Красная звезда»    
Производство полиграфической продукции и осуществление деятельности в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков
«Славянка»    
Предоставление гостиничных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, выполнение работ по содержанию казарменно-жилищного фонда, уборке помещений, прилегающих территорий воинских частей и организаций.
Основными задачами введения системы аутсорсинга в материально-техническое обеспечение Вооружённых Сил являлись: исключение отрыва личного состава от занятий по боевой подготовке, освобождение командования от решения несвойственных ему задач, повышение качества предоставляемых услуг, передача аутсорсеру рисков хозяйственной деятельности, снижение затрат, издержек на брак и т.п.
Видимо, при правильной организации и государственном подходе по передаче некоторых функций обслуживания и обеспечения частей, соединений и организаций армии и флота на систему аутсорсинга, поставленные цели могут достигаться. Однако  практика её применения в течение трёх лет показывает, в основном, серьёзные
системные недостатки.
Специализированными организациями ОАО «РЭУ», ОАО «Славянка» и ОАО «Оборонэнерго», предназначенными, по мнению реформаторов, эффективно заменить ликвидированные квартирно-эксплуатационные органы, за всё время деятельности не были обеспечены и не проводились надлежащие мероприятия по подготовке многих военных городков, мест компактного проживания семей военнослужащих и других объектов Минобороны к эксплуатации в зимний период, созданию необходимых запасов топлива, качественному ремонту котельного оборудования, теплотрасс, текущему ремонту, содержанию зданий и сооружений. По этим причинам на объектах жилого и служебного фонда, водоканализационного хозяйства происходили многочисленные аварийные ситуации, приводящие к серьёзным, а порой чрезвычайным, последствиям.
Например, в начале 2012 года в н. п. Алакуртти (Мурманская обл.), в котором проживало более 6000 жителей, без отопления остались свыше 20 домов разной этажности, 978 человек были эвакуированы и размещены по несколько семей в одну квартиру, - оперативно решить проблемы с тепло-снабжением аутсорсеры не смогли.
В городке Петровское в Ленинском районе Мос-ковской области (в 9 км от МКАД) системы отопления и энергоснабжения работали с перебоями, в аварийном состоянии находились канализационные коммуникации, стоки из них текли по открытым канавам. С декабря 2010 года городок захламлен упавшими во время «ледяного дождя» ветками деревьев, уличное освещение длительное время отсутствовало, дороги от снега в зимний период не очищались, регулярный вывоз мусора не осуществлялся, капитальный и текущий ремонт домов не проводился. Многочисленные обращения жителей на состояние жилищно-коммунального хозяйства и качество услуг в ОАО «Славянка», ОАО «РЭУ», ОАО «28 электричес-кие сети», Минобороны и даже к Президенту РФ ситуацию практически не меняли.
Из-за низкой температуры воздуха в казармах в период сильных морозов, в частях Ужурского ракетного соединения (Красноярский край), произошла вспышка простудных заболеваний среди военнослужащих по призыву и смерть от пневмонии рядового Ивана Пермитина.
По вине ОАО «РЭУ» и ОАО «Славянка» продолжалась практика несвоевременных расчётов с компаниями - партнёрами за оказанные услуги по техническому обслуживанию и эксплуатации жилого фонда, поставку тепловой энергии. Это создавало критические ситуации, когда поставщики отключали от теплоснабжения военные городки, офицерские общежития и другие объекты. Такие факты, причём неоднократно, имели место в конце 2011 года и начале 2012 года в частях и объединениях Забайкальского края (Читинский гарнизон), на Черноморском флоте, в Саратовской, Курской областях и др. регионах России.
Рост цен при организации питания по лечебным пайкам в военно-медицинских учреждениях Минобороны России с 1 сентября 2010 года по государственному контракту, заключённому с ОАО «Военторг», по отношению к аналогичным ценам, установленным государственным контрактом с предыдущим поставщиком услуг со сроком действия по 31 августа 2010 года, составил: в ФГУ ГВКГ им. Н.Н. Бурденко - до 41,2%; в ФГУ 2 ЦВКГ им. П.В. Мандрыка - до 98,3%; в ФГУ 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского — до 33,9%.
Увеличение цен по основным пайкам при организации питания военнослужащих по государственным контрактам, заключённым Минобороны России с ОАО «Военторг», продолжилось в 2011 году. По сравнению с 2010 годом их рост составил от 11,2 до 24,1 %, что при ежегодном расширении сферы оказываемых услуг приводило к значительным дополнительным бюджетным расходам на эти цели. Парадоксально, но это происходило в условиях, когда государственные контракты Минобороны с ОАО «Военторг» по своему существу и ранее являлись, мягко выражаясь, очень лояльными. Минобороны России на период действия контракта передавало ОАО «Военторг» в безвозмездное пользование объекты имущества продовольственной службы, укомплектованные необходимым оборудованием, столово-кухонной посудой и инвентарём. Объекты должны были соответствовать требованиям, установленным нормативными актами для соответствующей категории имущественных комплексов, в том   числе санитарно-эпидемиологическим и санитарным нормам. Кроме того, Минобороны брало на себя обязанность производить замену и (или) капитальный ремонт вышедшего из строя оборудования и имущества в соответствии с нормами обеспечения.
ОАО «Военторг», в свою очередь, взял на себя обязательство самостоятельно приобретать материальные и иные ресурсы, необходимые ему для оказания услуг, за исключением коммунальных услуг, технологического, холодильного и немеханического оборудования, весоизмерительных приборов, столово-кухонной посуды и инвентаря, выполнять текущий ремонт оборудования.
Из всего объема услуг по организации питания военнослужащих (в рамках заключённых на 2011 год государственных контрактов) дочерними акционерными обществами ОАО «Военторг» оказывалось менее 2% указанных услуг. Почти весь их объем (более 98%) оказывался иными соисполнителями, привлекаемыми ОАО «Военторг» в соответствии с условиями заключённых с Минобороны России государственных контрактов. При этом  стоимость сутодач по основным пайкам для соисполнителей в соответствии со спецификацией к заключённым договорам устанавливалась ОАО «Военторг» на 1% ниже стоимости указанных сутодач, определённых государственными контрактами, заключёнными с Минобороны России (плановая доходность ОАО «Военторг»). Сумма указанной комиссии в 2011 г. составила около 230 млн руб. Таким образом, только одна явно избыточная посредническая структура - ОАО «Военторг», действующая параллельно центральным органам военного управления, «отнимала» от бюджета Министерства обороны почти четверть миллиарда руб.
А какое же фактически при таком росте расходов предоставляется качество питания и продовольственного обеспечения? Вот несколько примеров из реальной жизни. ООО «Кейтеринг-Р», соисполнитель ОАО «Военторг», занимающееся продовольственным обеспечением войск (сил) в Приморье, в декабре 2011 года дважды выдавало в столовую сливочное масло и рыбу с истекшими сроками хранения и покрытые плесенью. Только решительность командования предупредила отравление личного состава. Контрагент ОАО «Военторг» ООО «Фуд-Комплекс» для питания отдыхающих в санаториях Кавказских минеральных вод приобретал мясо импортное, мороженное, производства США под названием «Оковалок» и производства Бразилии - «Толстый край». Ниже этого «края», видимо, остаётся только корм для собак. Фрукты и овощи в условиях Кавказа поставлялись импортного производства. Неоднократно закупалась рыба с запахом, хлеб (зачас-тую непригодный к употреб-лению) завозился из Нальчика при наличии в городах размещения санаториев местных хлебозаводов. И такое «снабжение» и «питание» организованы в условиях, когда средняя стоимость путевки с 12 111 руб. в 2008 году в 2011 г. возросла до 23 905 руб. (практически в 2 раза), а в 2012 году составляет около 26 000 руб. Предложенная аутсорсерами организация питания в санаториях фактически ликвидировала всё хорошее, что было накоплено ранее, когда поставщиками военных санаториев по основным продуктам - хлеб, мясо, молоко, фрукты и т.д. были, как правило, местные фермеры. На местах производились сезонные заготовки овощей, фруктов, картофеля, а также оптовые заготовки продуктов длительного хранения - макаронные изделия, крупы, сахар, что значительно снижало их стоимость и удешевляло цену пребывания отдыхающих в санаториях. На момент передачи в 2010 году организации питания в санаториях аутсорсеру стоимость сутодачи составляла 220 - 260 руб., на сегодняшний день  руководящим этим делом коммерсантам, стоимость сутодачи стала оплачиваться по цене 503 руб. 88 коп. (в том числе стоимость продуктов - 313 руб. 90 коп.). Если раньше жалобы на питание были редкими случаями, то с приходом аутсорсеров они стали постоянными.
Организация обеспечения вещевым имуществом, содержание помещений в чистоте, уборка территорий далека от требований времени. По вине ООО «Авес-та» (контрагент ОАО «Военторг») на складе Читинского производственного комбината в конце 2011 года скопилось около 7 тонн грязного белья, из-за чего остатки чистого белья в частях Читинского гарнизона оказались практически исчерпанными. Там же на складе хранилось около 2 тонн белья из инфекционного отделения 324 окружного военного госпиталя. Серьёзные недостатки допускались коммерческими структурами, занимающимися капитальным строительством и ремонтом военной техники. Особенно много нарушений было в их деятельности по использованию государственных средств (завышение цен, приписки объёмов и стоимости выполненных работ и другие злоупотребления с разбазариванием и расхищением материальных ценностей и денежных средств), о чём указано в соответствующих главах настоящей книги.
Видимо, реальнее о положении дел с расходованием бюджетных средств, выделяемых Минобороны на обеспечение жизнедея-тельности войск, чем об этом сказано в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора Министру обороны Российской Федерации от 25 января 2012 г., мы не скажем. Вот поэтому оно приводится в полном объеме.
ЗАМЕСТИТЕЛЮ
ГЕНЕРАЛЬНОГО
ПРОКУРОРА РФ
Министру обороны
РФ - главному военному прокурору Сердюкову А.Э. пер. Хользунова, 14,
Москва, Россия, К-160 25, 01. 2012 №2/4-2151/11 /935

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об  устранении
нарушений закона
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что вследствие нарушений должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации и ОАО «Оборонсервис» требований федерального законодательства, допущены факты неправомерного и неэффективного расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечение жизнедеятельности войск.
Согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 № 2032-р и от 06.02.2010 № 155-р акционерные общества «Агропром» и «Военторг» определены единственными исполнителями ежегодно размещаемых заказов на
поставки продовольственных товаров и оказание услуг по организации питания военнослужащих.
В представленных замес-тителем Министра обороны Российской Федерации генералом армии Булгаковым Д.В. в Правительство Российской Федерации обос-нованиях к проектам выше-упомянутых распоряжений (от 23 ноября 2009 г. исх. № 205/16434 и от 21 января 2010 г. № 205/313) указано, что их реализация позволит обеспечить потребности
войск в продовольствии и услугах по ценам ниже рыночных силами предприятий, 100% акций которых принадлежат государству, а также сохранить и развивать их продовольственный потенциал.
Установлено, что эти обоснования не соответствуют действительности, поскольку государству принадлежит лишь по одной акции каждого из указанных предприятий. При этом своих функций они не выполняют, а фактически являются посредниками, так как более 98% закупаемых продовольствия и оказываемых услуг поставляют сторонние организации, собственное же производство приведено в упадок.
Так, для исполнения заключённых в ноябре-декабре 2010 года с Министерством обороны Российской Федерации государственных контрактов на поставку консервированных овощей общей стоимостью 483,23 млн руб.,  ОАО «Агропром» привлекло своё дочернее общество ОАО «Ростовское», которое ввиду отсутствия собственного производства закупило продукцию через посредническую организацию у ОАО «Консервсушпрод», ОАО «Торговый дом «Солнечный» и других производителей по ценам почти в два раза ниже предусмотренных государственными контрактами. Полученная прибыль перечислена на счета «фирм-однодневок» и похищена. Ущерб составил более 100 млн руб. (расследуется уголовное дело).
Подобные нарушения допущены и в 2011 году при заключении с ОАО «Агропром»  государственных  контрактов  на  поставку  крупы  гречневой  стоимостью 513 млн руб.. В целях их исполнения это акционерное общество заключило договор с тремя посредническими структурами на общую сумму 441 млн руб., получив прибыль в размере 72 млн руб.. Посредники приобрели это продовольствие ещё более чем на 70 млн руб. дешевле.
В целом по заключённым в 2010 - 2011 годах с акционерным обществом «Агропром» контрактам только по установленным фактам нарушений неэффективное использование бюджетных средств превысило более 1,5 млрд руб., цены на отдельные продовольственные товары превысили рыночные на 150 млн руб., недопоставлено продукции на 1,5 млрд руб., заменено свыше 400 тонн некачественного продовольствия, вследствие чего данному общест-ву предъявлены претензии на общую сумму, превышающую 10 млрд руб.
Его экономическая деятельность и контрольно-управленческие функции в отношении находящихся в его ведении сельскохозяйственных предприятий осуществлялись неэффективно (бывшие генеральные директора Липницкий Т.В. и Дынькова Н.Н.), что ухудшило их финансовое состояние, привело к нерентабельности, в связи с чем производится реализация их активов.
О необходимости принятия мер по устранению нарушений законодательства руководству Министерства обороны Российской Федерации и ОАО «Оборонсервис» указывалось во внесённых в октябре 2011 года представлениях, однако, положение дел не меняется, а решение о прекращении полномочий Дыньковой Н.Н. принято лишь в декабре этого года.
Привлечение акционерным обществом «Военторг», не имеющим собственных производственных мощностей, посредников к организации питания военно-служащих привело к тому, что только по выявленным фактам завышение стоимости оказанных услуг составило более 500 млн руб. Такая организация работы привела и к снижению качества питания военнослужащих. Привлечённые ОАО «Военторг» хозяйственные общества «Ресторан Сервис Плюс», «Митком», «Централ-Кайтеринг», «Дарс-рбп», «Мегаполис», «Астроград» и другие допускали нарушения правил приготовления пищи и санитарно-эпидемиологических требований, что повлекло более 60 фактов массовых заболеваний военнослужащих и материальные претензии заказчика на сумму, превышающую 20 млн. руб.
В Западном, Центральном и других военных округах (флотах) выявлены и иные нарушения законодательства, в том числе связанные с незаконной постановкой военнослужащих на довольствие и привлечением их к работам, отнесённым государственными контрактами к обязанностям ОАО «Военторг».
Такому положению дел способствуют упущения на этапе планирования и размещения заказов со стороны должностных лиц Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (полковник Кузьменков A.M.) и Департамента Министерства обороны Российской Федерации по ценообразованию продукции военного назначения (Яшина А.В.), а также отсутствия контроля со стороны Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (Козлова Е.В.).
По результатам прокурорских проверок внесено свыше 130 представлений об устранении нарушений закона, к административной ответственности привлечено более 60 работников - поставщиков товаров и услуг, возбуждено 14 уголовных дел, однако положение дел к лучшему не меняется.
Системный характер выявляемых нарушений требует Вашего вмешательства.
Руководствуясь статьями 22 и 24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Принять меры по устранению нарушений закона, указанных в представлении, а также обстоятельств, им способствующих.
2. В целях обеспечения законного и рационального использования бюджетных средств разработать и реализовать меры организационного и нормативно-правового характера, исключающие участие посреднических структур в системе продовольственного обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, в том числе внести установленным порядком в Правительство Российской Федерации предложения о пересмотре решений об определении акционерных обществ «Агропром» и «Военторг» единственными поставщиками.
3. С привлечением Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации проверить в первом полугодии 2012 года финансово-экономическую и хозяйственную деятельность органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации и входящих в структуру ОАО «Оборонсервис» организаций при планировании, размещении и исполнении в 2011 году государственного оборонного заказа на продовольственное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. Принять меры к возмещению причинённого материального ущерба.
4.    Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц, допустивших вышесказанные нарушения законодательства.
О принятых мерах прошу сообщить.

Государственный советник юстиции 1 класса 
С. Фридинский».

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.