Из-за опоздания скорой помощи чуть не умер месячный малыш

Печать
Родители месячного Саши Федорова с утра были обеспокоены плохим самочувствием сына. Он постоянно плакал, отказывался от еды, срыгивал и капризничал. К 15 часам дня малышу стало совсем плохо, ребенок слабел на глазах, плохо реагировал на окружающих, терял силы и от того не мог даже плакать.
Рассказывает Александр Федоров, отец месячного малыша: «Когда сынишке стало плохо, мы позвонили детскому педиатру, наблюдавшему ребенка, и он посоветовал срочно вызвать скорую помощь.  Дозвонившись до диспетчера скорой помощи, я лично объяснил состояние сына. Тут же последовал ответ: незамедлительно одевать ребенка, машина прибудет через 5 минут. Но прошло 15 минут, а машина так и не подъехала. Пришлось второй раз набирать телефон скорой. На том конце провода успокоили: ждите, машина едет. А сын терял силы, уже не мог плакать, а все больше стонал. От бессилия мы метались по квартире. Понадобилось еще 15 минут ожидания. Только после моих резких высказываний в адрес нерадивых медиков, мне сказали, что машина почти приехала».
С опозданием в 40 минут «скорая» подъехала к дому на Туристическом проезде. К слову сказать, сам жилой дом расположен в пяти минутах езды от станции скорой помощи.
Приехавший врач вначале отчитал родителей за то, что они довели ребенка до такого состояния и сразу не вызвали скорую помощь, затем провел осмотр и, предположив, что у ребенка грипп, госпитализировал малыша в Камчатскую Краевую детскую больницу. Принимавшие врачи детской Краевой больницы установили диагноз:  «пневмония». Как потом выяснится – ошибочный, который и спровоцировал дальнейшие осложнения. Проведя ряд реанимационных мероприятий, врачи  вдруг поняли, что диагноз неверный, и тут же, в полночь,  переправили ребенка, находившегося в тяжелом состоянии,  во второе отделение городской детской инфекционной больницы, где малыш после установленного диагноза - «острая неуточненная кишечная инфекция»  незамедлительно был помещен в барокамеру, где и находился длительное время. «Как потом сказал нам лечащий врач реанимационного отделения детской инфекционной больницы  Александр  Панишев – у сына, скорее всего, была острая почечная недостаточность. На это указывал ряд симптомов: судороги, рвота и другие. Шансы выжить были 50 на 50».
Неправильно установленный первичный диаг-ноз, а значит и назначенное лечение, спровоцировали ухудшение состояния малыша  и последующие осложнения. Маленькому Саше и его родителям понадобится время не только для лечения, но и для восстановления сил и здоровья ребенка.  Вспоминая тот жуткий и страшный день, когда родители могли лишиться сына, Александр Федоров эмоций не сдерживал. Оно и понятно. На твоих глазах умирает ребенок, которому ты не можешь помочь. А те, кто должны помочь – не торопятся. И это не первый случай, когда медики скорой помощи опаздывают, либо неправильно устанавливают диагноз, что  приводит к трагическим последствиям. При этом Александру Федорову, когда он позвонил в диспетчерскую и попросил дать фамилию диспетчера, номер вызова и время, отказали, сославшись на то, что он, якобы, звонит в нетрезвом виде после перепоя.
На заявления родителей отреагировали в отделе здравоохранения  городского округа. Как сообщил в своем письме начальник отдела Сергей Арапко, цитируем: «Диспетчерской службой была допущена грубая тактическая ошибка, т.к. в соответствии с действующими нормативными документами вызовы к детям до года обслуживаются незамедлительно. Главный врач МБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» И.А. Байкалов будет лишен контрактной надбавки по итогам работы за ноябрь 2012 года. Фельдшер Щербаченко К.Х. уволена». По какой статье уволена виновница, начальник отдела не уточнил.
Отреагировала и проку-
ратура города Петропав-ловска-Камчатского, проведя проверку «по факту длительного неприбытия службы скорой помощи по вызову для оказания помощи ребенку. Как было установлено приказом Минздравсоцразвития РФ (№ 179 от 01.11.2004, п. 17), подстанции скорой медицинской помощи организуются с расчетом 20-минутной транспортной доступности. Вынесено представление в адрес главы администрации  об устранении нарушений об основах охраны здоровья граждан в РФ и недопущения их впредь».  
Мы дозвонились до главного врача медицинского учреждения (скорая помощь) Игоря Андреевича Байкалова. Вот что он рассказал журналистам газеты «В»:
- Действительно, задержка исполнения вызова скорой медицинской помощи по Туристическому проезду в краевом центре произошла на 28 минут. Вину свою мы признали. Как объяснила диспетчер Щербаченко, ей показалось, что сложного и страшного ничего нет. Обычное повышение температуры, при этом родители зачастую теряют самообладание и начинают драматизировать. К тому же  на тот момент на станции не было ни одного врача, все были в разъезде. Первая освободившаяся бригада, а ею оказалась кардиологическая, была сразу же направлена по адресу  для оказания помощи ребенку.  В настоящее время малыш здоров. Что касается служебного расследования, то оно прошло. Я, как руководитель медучреждения, наказан рублем, фельдшер, допустившая опоздание, уволилась с работы. Хочу отметить, ушел хороший специалист с большим стажем и опытом работы.
Корр.: Очень часто звучат нарекания на стиль и методы работы врачей скорой помощи. Отчего это происходит?
И.Б.:  Как принято говорить - человеческий     фактор. В нашем случае, по-
множенный на нехватку врачей, особенно с опытом работы на скорой помощи. Сегодня мы задыхаемся. Надеемся, что как только с 1 января 2013 года наше учреждение перейдет в введение Минздрава Камчатки, произойдут кардинальные изменения, в том числе и в области кадровой политики. Мы, к сожалению, самостоятельно не можем приглашать на работу специалистов. Связано это с оплатой проезда, предоставлением жилья  и других льгот. Что касается случая с малышом, мы принесли извинения родителям.  Искренне надеемся, что маленький Саша будет расти крепким и здоровым.
В этом непростом деле есть «белые пятна». Начнем с того, что фельдшер - госпожа Щербаченко,  молниеносно уволилась по собственному желанию, когда стало известно, что родители обратились с заявлением в прокуратуру, и потому  сегодня некому предъявлять претензии. Главный врач скорой помощи, хотя и понес материальное наказание, тем не менее ни словом не обмолвился о том, что диспетчера зачастую действительно оскорбляют звонивших. На требование назвать свою фамилию реагируют несколько неадекватно и в итоге просто бросают  трубку. Невозможно выяснить номер вызова, время и дату. Приезжающие врачи, и это установлено правилами работы с пациентами, обязаны оставлять отрывной талон о своем пребывании по вызову и расписать проведенные процедуры. Этого, почему-то, не делается. Складывается впечатление, что скорая медицинская помощь никакой ответственности не несет за несвоевременный приезд машины со специалистами. Нет такой статьи и в Уголовном Кодексе РФ, как нет статьи за ложную информацию, которую частенько дают сами диспетчера о, якобы, выехавшей машине.
Как говорил профессор Преображенский: «Разруха не в сортирах, а в головах». (М.Булгаков «Собачье сердце»). Полезная мысль и очень актуальная. Особенно для отечественной медицины.
Нелли БЕРЕЗИНА.