Переправа на тот свет

Печать
Спасатели, пожарные и добровольцы продолжают извлекать из реки Апука в Олюторском районе Камчатки тела погибших оленеводов. Пока найдены трое, но уже сейчас понятно: среди шестерых специалистов ГУП «Камчатоленпром», сидевших внутри вездехода МТЛБ, выживших нет. Спастись удалось только водителю транспортного средства и пастуху, которого он спас. Оба при форсировании реки находились в кабине, по пояс высунувшись из люков.
Трагедия произошла в воскресенье в шести километрах севернее села Ачайваям.
Почти в том месте, где три реки – Апукваям,
Аппанаваям и Ачайваям – сливаются вместе в бурную и холодную даже летом Апуку. Вездеход переправлялся через нее в направлении села, когда его двигатель внезапно заглох. Быстро запустить его не удалось. Сильное течение понесло машину вниз по реке. В какой-то момент беспомощный вездеход захлестнуло водой. Не прошло и минуты, как он затонул на фарватере вместе с людьми, находившимися на борту.
Поиск еще троих погибших продолжают вести более 20-ти человек, в числе которых и местные жители. В операции задействованы восемь моторных лодок. Также в район происшествия прибыл вертолет Ми-8 со спасателями, полицейскими и медиками.
Власти Камчатского края тем временем пообещали оказать семьям погибших всю необходимую помощь. Как заявил министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности края Александр Кучеренко, такое поручение дал глава региона Владимир Илюхин.
Спасатели подчеркивают, что жертв могло быть и больше, если бы не водитель вездехода. Он не только выбрался сам, но и буквально выволок на берег сидевшего рядом с ним пастуха. Тот уже захлебывался в потоке.
Краевой следственный комитет уже начал доследственную проверку по факту случившегося. Ждут, в частности, результата экспертиз. В первую очередь, предстоит выяснить, были ли переправлявшиеся через Апуку оленеводы пьяны. До получения официальных данных такие выводы делать рано, говорят следователи. Также рано говорить и о том, что стало главной причиной трагедии.
По одной из версий, оленеводы начали переправу, не дождавшись отлива, что крайне опасно. Для форсирования полноводной Апуки вездеход МТЛБ не приспособлен. Если вода хлынет через открытые люки, для пассажиров, находящихся сзади, он становится стальным гробом. Выбраться оттуда под напором воды невозможно. Тем более, если температура воды не превышает пяти градусов. Для реки Апуки ранней осенью – обычное дело.
В селе Ачайваям, куда возвращались оленеводы, происшествие вызвало настоящий шок. Здесь живут лишь немногим более 500 человек, в основном чукчи. Сухопутной связи с внешним миром нет. Оленеводство – основное занятие. Большинство ачайваямцев – работники «Камчатоленпрома». Кроме основного труда жители промышляют охотой и рыбалкой, как и большинство обитателей камчатского севера. Основной вид транспорта – вездеход.
Каждый водитель такой машины отдает себе отчет в том, что, переправляясь через коварные камчатские реки, он рискует своей жизнью и жизнями своих пассажиров. Любая неисправность или оплошность водителя – и десятитонный вездеход понесет как щепку, заливая водой. Однако многие все же переоценивают свои навыки управления МТЛБ. Авось, пронесет. Когда идет рыба, некогда ждать отлива для безопасной переправы. Но подобных трагедий в этих краях еще не случалось.
Зато на маршруте из Усть-Большерецка в Соболево гибель людей на переправах стала уже, как ни печально, обычным делом. И всякий раз причина одна: человеческий фактор. По данным ГИМС России, многолетняя статистика свидетельствует: при гибели людей в подобных обстоятельствах нетрезвое состояние является главной причиной трагедий.
Так, например, в ночь со 2-го на 3-е июня прошлого года на реке Мухина в Усть-Большерецком районе утонули три человека. Еще один пропал без вести. Рыбаки на таком же МТЛБ направлялись через мыс Левашова в Соболево. Они торопились домой, и продолжили путь, даже несмотря на то, что наступила ночь. При переправе вездеход увяз в песке в устье реки Мухина, а затем был замыт водой. Сильным течением гусеничный тягач вынесло в Охотское море, где он затонул. Рыбаки успели прыгнуть в воду, но лишь четверым удалось доплыть до берега. Позже на берег выбросило три трупа, а тело водителя не нашли и до сих пор.
Ровно два года назад в реке Утке – также в Усть-Большерецком районе – утонул мужчина.
Всего в КамАЗе, на котором рыбаки вброд преодолевали реку, было 4 человека. Машину снесло течением, трое пассажиров сумели выбраться, четвертый погиб. Он был гражданином Украины, приехавшим на Камчатку на заработки.
В апреле 2009-го два большегрузных ЗИЛа-121 двигались из поселка Октябрьский в поселок Озерновский. Реку Большая пересекали по льду. Первый грузовик успешно перебрался на другой берег. Вторая машина при переправе начала уходить под лед. В кабине находились трое: водитель и милиционер с женой. Сотрудник милиции прибыл на Камчатку из Приморья для прохождения дальнейшей службы в должности участкового уполномоченного милиции Озерновского ПОМ.  Водитель успел вылезти из кабины. Следом, уже из погрузившегося  под воду грузовика сумела выбраться и молодая женщина, но второй пассажир так и не показался из-под воды. Водитель нырнул за ним, но смог вытащить только куртку нового участкового.
Сентябрь 2008-го. Группа туристов на МТЛБ отправилась в Соболево. Проливной дождь и плохая видимость их не остановили. В 67-ми километрах от цели своего путешествия, на реке Пымте, их вездеход перевернулся. Четыре человека погибли, двое чудом спаслись.
В 2004 году в Усть-Большерецке на переправе через реку Утку перевернулся малогабаритный тягач, на котором находились 6 человек. За год до этого в Соболевском районе на устье реки Мысовой затонули «Урал» и ГТТ.
Еще две похожие трагедии подряд произошли осенью 2002-го года. В сентябре все на той же злополучной реке Утке во время прилива перевернулся «Урал». Утонули 10 человек, выжить удалось троим. Позже выяснилось: все, кто находился в машине, были пьяны. А в октябре на переправе через реку Большую затонул гусеничный тягач. Погибли тоже 10 человек, двое спаслись.

Дмитрий ЧЕРНОВ