КТО И ЧТО ПРАЗДНОВАЛ ЧЕТВЕРТОГО НОЯБРЯ?

Печать
Праздник четвертого ноября, как и многое в российской истории, рождался в муках. Все началось с того, что в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божьей Матери, 22 октяб-
ря (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался 268 лет подряд вплоть до 1917 года.


Государственный
церковный праздник

Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарем этот день сместился на четвертое ноября, как принято было говорить, «по новому стилю». Как церковный праздник, его продолжали отмечать и после революции, но преимущественно тайком. Советская власть религиозные праздники не
приветствовала.
И тогда уже совсем немногие знали, что праздник учрежден в память о том, как 4 ноября 1612 года войска народного ополчения, собранные Кузьмой Мининым, ведомые князем Дмитрием Пожарским, выбили польских захватчиков из Китай-города, что стало началом конца великой смуты. В то лихолетье русское государство было на волоске от гибели, а народ – от порабощения.
Только чудо – невероятное и одновременно зримое – спасло страну, сохранило нацию. Причем здесь икона? Воины несли ее перед собой, и были уверены, что победа одержана только благодаря чудотворному образу Казанской Божьей Матери. Именно поэтому в то время, как известно более двухсот чудотворных икон Богородицы, ее почитают особо.
С иконой непосредственно связана история Казанского собора в Москве. Именно после этих событий на средства царя Михаила Федоровича был построен и освящен каменный храм. Он лишь немного не дожил до своего 300-летия. В 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади, было исполнено решение о его уничтожении. На месте храма был выстроен павильон в честь III Интернационала. Позднее это место занимал общественный туалет. А руководство центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади
возвести ритуальный зал для приема в пионеры.
Казанский собор – первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который после распада СССР был восстановлен в первоначальных формах. Воссоздание продолжалось 4 года за счет средств правительства Москвы, а также собранных пожертвований. Освящение патриарх Алексий II символично провел именно четвертого ноября.
В советское время вопрос о том, что праздновать в первой декаде ноября даже не ставился. Ведь по «новому стилю», как стали называть григорианский календарь, чтобы избежать религиозной терминологии, как раз на седьмое ноября приходилась годовщина революции. В этой связи многие обратили внимание на забавную коллизию: торжества, которые проходили в ноябре, официально именовались октябрьскими. Также как и сама революция до распада Советского союза была не иначе, как великой и октябрьской.

Каждому свой повод

Еще 14 лет после крушения власти советов день седьмое ноября в календаре продолжал оставаться красным. Но, несмотря на то, что сам праздник де-юре переименовали в День согласия и примирения, народного признания новое название так и не получило. Торжество фактически продолжало оставаться исключительно коммунистическим. И отмечали его, как и раньше, шествием под красными знаменами большевиков. И тогда Государственная дума задумалась о том, что неплохо бы этот день отменить вообще.
Получается, что новый ноябрьский красный день календаря, учрежденный по инициативе отнюдь не народа, а только по желанию властей, так и не объединил страну. Он получился насквозь искусственным, и первое время вообще воспринимался лишь как замена привычному седьмому ноября. Ведь, по сути, днем единения можно было объявить и 16 сентября, в память о Куликовской битве, и 19 октября в честь изгнания из Москвы Наполеона. Да мало ли в нашей истории славных и значимых военных побед. Но праздник нужен был именно в ноябре, чтобы перебить революционную годовщину.
Вряд ли кто-то тогда помнил из школьного курса истории, какого именно числа польские захватчики были выдворены из Москвы. Но, видимо покопавшись в учебниках, к 2005 году решили: отныне ноябрьский праздник переносится на четвертое число. Так и стоят две эти даты вот уже 9 лет друг напротив друга, как бы оспаривая между собой первенство. До сих пор каждый третий россиянин вообще не имеет понятия, какой именно праздник отмечается в этот день. Каждый второй уверен, что отменять праздновавшуюся ранее годовщину октябрьской революции 1917 года было неправильно.
Две трети населения страны среди вариантов повода для торжеств называли День Казанской иконы Божьей Матери и годовщину революции. Вывод напрашивается сам собой. Каждый в стране уже 9 лет отмечает четвертого ноября что-то свое. В зависимости от знания истории, а также политических или религиозных убеждений.
В камчатской столице, как и во многих других городах Дальнего Востока, праздничные мероприятия, очевидно, провалились. Трудно сказать, что написали в своих отчетах в столицу партийные функционеры, но на самом деле на площади Ленина собралось не более 500 человек. Часть из них – депутаты и чиновники – прийти обязывала их должность. Другие, среди которых члены всевозможных молодежных политических движений и бюджетники, получили настойчивую просьбу от собственного начальства. Власти и полиция даже не стали перекрывать автомобильное движение на Ленинской, как это бывает во время других народных гуляний в центре. А праздничный салют прогремел над Петропавловском днем раньше и по другому поводу, – в честь второй годовщины присвоения краевой столице звания «Город воинской славы».
Незадолго до начала митинга губернатор Владимир Илюхин провел встречу с председателями национальных объединений Камчатского края. И это было, пожалуй, единственное, по-настоящему праздничное мероприятие, где действительно обсуждали вопрос о сохранении национально-культурных традиций народов Камчатки, а не просто декларировали единство народов.
«Не каждый субъект объединяет столько различных народов, как Камчатский край. И то, как наш регион показал себя во время наводнения в Амурской области, в Хабаровском крае и на территории Камчатки, еще раз доказывает – мы все живем как единая семья. Очень важно сохранить такое единство и быть уверенными в том, что в трудный час мы придем друг другу на помощь», – сказал губернатор.
Зато в полдень на центральной площади краевого центра все ограничилось только короткими речами первых лиц города и края. После Владимира Илюхина, Валерия Раенко, Алексея Алексеева и епископа Артемия на сцене появилась симпатичная ведущая. Она прочла стих неизвестного автора, который умудрился назвать проживающих на Камчатке украинцев, армян и бурят «племенами», а об остальных народах, населяющих полу-
остров, не упомянул вообще. На этом праздник, продолжавшийся около получаса, фактически завершился. То есть на площади еще выступали с концертом местные артисты, но публика, отметив явку, начала расходиться.

Что еще отмечали
четвертого ноября

Многие направились в сторону мехзавода, где в это же время коряки отмечали свой национальный праздник Хололо. На этнической площадке «В гостях у Кутха», где по традиции в конце промыслового сезона проходит день нерпы, собралось почти вдвое больше людей, чем у подножия ленинского монумента. Заметим, совершенно добровольно. Помимо экзотических обрядов и состязаний, гостей угощали национальной едой из мяса и рыбы. Телесная пища показалась гостям вкуснее духовной, состоявшей из помпезных песен и патриотических танцев.
В рамках этого праздника обычно приносили в жертву нерпу, благодаря чему этот зверь является символом и главным героем торжества. Жители верят, что, таким образом, если задобрить душу убитого зверя, в следующем году он вернется и приведет с собой собратьев, а так же других зверей. Однако, несмотря на это, в торжестве текущего года не стали проводить обряд жертвоприношения, но, тем не менее, нерпа присутствовала – она была сделана из различных сладостей.
Четвертого ноября отмечаются и профессиональные праздники в двух странах ближнего зарубежья. Причем их история не превышает двух десятилетий. Так, на Украине в этот день за накрытые столы сели железнодорожники. Их праздников эта дата стала в 1993 году по инициативе работников Львовской железной дороги. Им удалось выяснить, что именно четвертого ноября 1861 года, еще во времена Австро-венгерской империи, на территорию современной Украины во Львов прибыл первый поезд, который назывался «Ярославом».
В то же время в Армении уже в пятый раз праздник был у социальных работников. Он тоже приурочен к исторической дате. Как сказано в решении правительства, первая Республика Армения с момента своего основания в 1918 году столкнулась с всеобщей бедностью, голодом, многочисленными беженцами и сиротами, массовой смертностью населения от болезней. И вот четвертого ноября 1918 года тогдашние власти сформировали министерство общественной опеки, чем и заложили основу государственной политики социальной защиты населения.
А в мусульманских странах в понедельник наступил первый день священного месяца Мухаррам. То есть день, который на русском языке принято называть новым годом. Как ни парадоксально, несмотря на такое название, в большинстве мусульманских стран начало года праздником не считается, поскольку в такой традиции в исламе нет. Хотя и считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.

Соб. инф.