КАК В ВОДУ КАНУЛИ

Печать
Таинственное исчезновение пассажирского самолета малазийских авиалиний пополнило длинный перечень аналогичных историй, которым уже несть числа. Без следа пропадают корабли, самолеты и даже целые армейские подразделения, растворяясь, так сказать, не только в пространстве, но и во времени.
Кто сейчас помнит историю 100-летней давности о пропаже целого батальона Норфолкского полка британской армии? Две с половиной сотни человек зашли в облако тумана и растворились в нем навсегда. Или о том, как над Арктикой бесследно исчез самолет Героя Советского Союза летчика Сигизмунда Леваневского со всем экипажем? Или о том, как канул в железнодорожном тоннеле поезд «Санетти», отправившийся в прогулочную поездку из Рима? Возможно, малазийский «Боинг» все-таки обнаружат, но если этого не произойдет, пропажа лишь впишется в летопись аналогичных инцидентов, и только.

В конце января 1945 года министр финансов Германии Вальтер Функ распорядился перевезти часть золотого запаса рейха в Швейцарию. Из Берлина в Базель отправился 277-й поезд, 24 вагона которого были набиты золотыми слитками из хранилищ Дойче Рейхсбанка. Отправился и растворился бесследно. Спустя 30 лет часть золота с той же серией обнаружилась в Австрии: энтузиасты подняли его со дна озера Грюнзее. 12-килограммовых слитков с характерной маркировкой там оказалось немало, вот только никаких следов поезда ни в озере, ни в его окрестностях так и не обнаружилось, хотя местные жители, узнавшие о золоте, буквально обшарили все вокруг. Ну да ладно: в этом конкретном случае могло обойтись и без мистики: эшелон вполне могли и просто умыкнуть. Но как объяснить историю с итальянским составом? В июле 1911 года фирма «Санетти» пригласила сотню богатеев на увеселительную экскурсию. Локомотив с тремя вагончиками подъезжал к горному тоннелю, и в это время, как уверяли потом чудом спасшиеся пассажиры, внезапно людей охватила паника. Поезд въехал в странное туманное облако, вязкое и плотное, а затем и в тоннель. Больше его никто никогда не видел. Из тоннеля состав так и не выехал. Поисковые работы успехом не увенчались, и вход в тоннель на всякий случай завалили камнями.
Туманные облака растворяют английских солдат и американские самолеты
Облако тумана фигурировало и во многих других историях с бесследными исчезновениями. 12 августа 1915 года батальон полковника Хореса Бошэма и добровольческая рота капитана Фрэнка Бека, входившие в Норфолкский полк британской армии, получили приказ занять высоту возле турецкой деревни Анафарта. Выполняя боевую задачу, 250 солдат и 16 офицеров вошли в странное туманное облако, накрывшее подступы к лесу. Больше этих людей никто никогда не видел, хотя британцы до середины 60-х годов не оставляли надежды отыскать хотя бы какие-то следы исчезнувших военных. В 1967 году среди секретных материалов, касавшихся операции в Дарданеллах, обнаружился отчет о якобы найденных телах пропавших солдат, вот только идентифицировать удалось лишь двух из них. И, что примечательно, не признал их даже пославший подразделения Бошэма и Бека в бой генерал Йен Гамильтон – а он, по свидетельствам современников, знал в лицо чуть ли не каждого солдата Норфолкского полка. Зато в отчете нашлось упоминание о том самом тумане, ослепившем артиллерийских наблюдателей в районе бухты Сумла. Туман в отчете почему-то назвали «странным».
Если историй с исчезнувшими железнодорожными составами сравнительно не много и значительная их часть представляется мистификациями – к примеру, пропажа пассажирского состава Москва – Пермь в 1990 году, – то случаев бесследных исчезновений самолетов десятки, если не сотни. Навскидку – пропажа пяти бомбардировщиков-торпедоносцев «Эвенджер» в декабре 1945 года. Самолеты взлетели с военной базы США во Флориде и не вернулись. Ни обломков, ни тел найдено не было. На поиск пропавшего звена вылетел гидросамолет «Мартин Пи-Би-Эм Маринер» – и он точно так же бесследно исчез. И что примечательно – в сообщениях очевидцев, которые видели звено последними, фигурировало то самое туманное облако странного вида. 20 лет спустя «летающий вагон» «Фэйрчайлд-С-119» ВВС США исчез в районе Багамских островов. Ни груза, ни обломков, ни 9 тел членов экипажа – ничего не нашли. Пропадали не только военные, но и пассажирские борта – 30 января 1948 года американский «Авро Тюдор» с 25 пассажирами и 6 членами экипажа пропал по дороге с Азорских островов на Бермуды.
В том же году, 28 декабря, исчез с радаров «Дуглас ДС-3» с 36 пассажирами и 3 членами экипажа, выполнявший полет по маршруту из Пуэрто-Рико в Майами. В январе 49-го – снова «Авро Тюдор», летевший с Бермуд на Ямайку с 13 пассажирами. Список инцидентов с американскими самолетами поистине безразмерный – то ли янки попросту не везет, то ли остальные подобные происшествия стараются просто не фиксировать или списывать на катастрофы. Не имея ни тел, ни обломков, ни даже свидетельств.

Бесследно исчезнувшие самолеты могут внезапно найтись
Замалчивались подобные инциденты и в Советском Союзе. Среди пилотов иркутского авиаотряда гражданской авиации в ходу две легенды о бесследно исчезнувших в конце 50-х годов Ан-10 и Ту-104. Случаи эти нигде не фиксировались, хотя подтверждали их, к примеру, такие не склонные шутить летчики, как Шаронов и Алетин. Но одну такую историю таинственного исчезновения не удалось замолчать даже в 30-е годы, когда подобных инцидентов вообще никто не фиксировал. 13 августа 1937 года в Арктике исчез самолёт «ДБ-А» с номером Н-209, ведомый Героем Советского Союза Леваневским, с пятью членами экипажа на борту – Левченко, Галковским, Кастанаевым, Годовиковым и Побежимовым. Последнее сообщение, отправленное экипажем, было довольно странным: «Как вы меня слышите?.. Ждите!»
Самолет искали так, как, наверное, не искали ни один борт ни до, ни после. В воздухе над предполагаемым местом крушения барражировали дальние бомбардировщики аналогичной Н-209 конструкции. Невдалеке рассекал торосы ледокол «Красин». Но тщетно. По словам руководителя одного из отделений Русского географического общества Андрея Фандюшина, «всю Якутию перерыли, а самолет не нашли». Хотя даже такие знаменитости 30-х годов, как ас Водопьянов или штурман чкаловского экипажа Байдуков божились, что самолет не мог не совершить вынужденную посадку, подкрепляя свои слова самыми разнообразными расчетами. Тем не менее, до сих пор об исчезнувшем арктическом дальнем бомбардировщике Леваневского нет ни слуху ни духу. Искали нашу пропажу и американцы, ровно с тем же успехом. Впрочем, способности янки к подобным поискам известны: свою знаменитость, не меньшую, чем Леваневский в СССР, писательницу Амелию Эрхарт, пропавшую в том же 37-м во время полета над островом Хауленд, они тоже найти не смогли. Как и ее самолет.
Впрочем, случается, что, казалось бы, бесследно пропавшие самолеты находятся. Свидетельством тому недавняя история с исчезнувшим в Свердловской области Ан-2 челябинской авиакомпании «Авиа-Зов». Борт RA 40312 взлетел с аэродрома города Серова с 12 пассажирами на борту 12 июня 2012 года и… пропал! В поисковых мероприятиях принимали участие полторы тысячи человек – МЧС, полиция и даже ОМОН. Задействовали 13 самолетов и 330 единиц наземной техники – только представьте себе масштаб поисков! И – безрезультатно. В ноябре поиски прекратили. А на следующий год, в мае, тела и обломки неожиданно нашлись – в 10 километрах от Серова. В тех местах, которые несколько раз прочесывали добровольцы из местных. Как получилось, что они не заметили то, что искали, никто внятно объяснить не может. Ходили в нескольких метрах – и ничего не заметили. Мистика?

Российский корабль-призрак то исчезает, то появляется вновь
Что же касается водного транспорта, то об исчезнувших судах можно, наверное, вспоминать бесконечно: легенды о кораблях-призраках живут в веках и прирастают вполне реальными историями. Наверное, самая известная из них – бесследная пропажа танкера «Серная королева» в Бермудском треугольнике в феврале 1963 года. Танкер вышел из американского Бомонта и спустя двое суток исчез вместе с грузом – 15 тысячами тонн серы. Поиски танкера или его обломков проводились вплоть до 1972 года, но успеха не принесли. Энтузиасты ищут корабль до сих пор.
А вот вам самая свежая из всех таинственных историй с бесследными исчезновениями транспортных средств. Двухпалубное круизное судно «Любовь Орлова» построили в Югославии по советскому заказу в 1976 году. С тех пор корабль неоднократно менял владельцев и арендаторов, пока в 2013 году его не списали. 23 января судно отправили на буксире из Канады в Доминиканскую Республику. По дороге буксировочный трос лопнул, и судно ушло в дрейф вместе с десятком доминиканцев. Как его ни искали – найти не смогли. Некоторое время считалось, что корабль затонул. Но «Любовь Орлова» нашлась через пару месяцев у берегов Ирландии. Летом прошлого года британская береговая охрана доложила: наблюдали, как тонет та самая «Любовь Орлова». Даже сфотографировали погружающийся в пучину корабль. И вот месяц назад сигналы с судна «Любовь Орлова» запеленговали российские моряки – корабль, как ни в чем не бывало, дрейфует в Атлантике. Но он же утонул! И где экипаж, куда исчезли доминиканцы? В общем, таинственных историй на наш с вами век точно хватит. А останется ли среди них история пропавшего малазийского «Боинга» – как знать?

Георгий ФИЛИН.
(«Версия»).

P.S.
А тем временем продолжаются поиски малазийского самолета Boeing-777-200, который пропал в 7 марта по пути из Куала-Лумпура в Пекин. Всю прошедшую неделю участники поисков докладывали, что им удалось поймать сигнал «черных ящиков» лайнера. Однако их точное нахождение так и не было установлено.
Премьер-министр Австралии Тони Эббот тем временем заявил, что зона поисков пропавшего малазийского Boeing может быть сужена до  квадратного километра. В поисковом районе австралийское военное судно Ocean Shield обнаружило масляное пятно и сигналы, похожие на те, что излучает внутреннее устройство записи механизма работы самолета (тот самый «черный ящик»).
Напоминаем, что зарядки аккумуляторных батарей этих устройств хватает приблизительной на тридцать суток. Месяц уже прошел, а самолет так и не найден…
Кстати, поиски Боинга-невидимки уже стали самыми дорогостоящими в истории. Операция по поиску пропавшего малазийского Boeing уже побила рекорд по финансовым затратам. По оценкам экспертов, уже потрачено несколько сотен миллионов долларов, и это не предел (!).
26 стран предоставили десятки, самолетов, вертолетов, кораблей, спутники, подводные лодки, тысячи своих специалистов, которые день и ночь ведут поиски пропавшего самолета. Надежды найти кого-либо живыми практически нет, однако все полны решимости узнать правду о самой загадочной катастрофе века.