БИТВА ЗА СВАЛКУ

Печать
В начале апреля администрация Вилючинска распространила заявление о том, что ситуация с вывозом из города твердых бытовых отходов является чрезвычайной. Официального постановления на этот счет так и не появилось, но, судя по заявлению муниципальной пресс-службы, город стал зарастать мусором.  Вину возложили на обанкротившееся МУП «Ремжилсервис», поскольку именно это предприятие эксплуатирует городскую свалку.
Но проблема выросла давно. Задолго до того, как «Ремжилсервис» признали неплатежеспособным. Впрочем, эта история настолько запутанна, что излагать ее следует по порядку, следуя схеме «делай раз, делай два».

Договор об аренде земли под свалку подписали девятого марта 2010 года председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Вилючинска Евгений Липаков и тогдашняя и. о. директора МУП «Ремжилсервис» Марина Малышева. По условиям соглашения «Ремжилсервис» получал участок площадью 45062 квадратных метра в аренду на 10 лет для эксплуатации свалки твердых коммунальных отходов. Арендная плата должна была определяться ежегодно и вноситься раз в квартал. Именно этот договор и стал через четыре года причиной мусорных проблем секретного города с населением около 25 тысяч человек.
Дело в том, что городская администрация, прежде всего, должна была оформить и зарегистрировать право собственности на полигон ТБО, а также внести его в реестр муниципального имущества. Только тогда его (полигон) можно было сдавать в аренду. Но этого не сделали.
Первое нарушение, словно снежный ком, повлекло за собой следующие. Из-за отсутствия официально оформленного права собственности на мусорный полигон договор аренды с МУП «Ремжилсервис» оказалось невозможно зарегистрировать должным образом в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. А значит, он не вступил в законную силу.
Добавим, что к этому договору должен был прилагаться проект обустройства полигона, который предстояло составить специалистам МУП «Ремжилсервис». Но и этого не было сделано, ибо администрация Вилючинска не выдала по соответствующему запросу документ об отсутствии обременяющих условий. Другими словами, справку о том, что на территории свалки нет капитальных строений, принадлежащих третьим лицам.
Отсутствие зарегистрированного договора могло повлечь за собой весьма неприятные для «Ремжилсервиса» правовые последствия. Если бы региональное управление Росприроднадзора подало бы на предприятие в суд за негативное воздействие на окружающую среду, арендаторы свалки могли быть подвергнуты штрафу в размере пяти миллионов рублей. И так каждый квартал, вплоть до устранения нарушений.
Вызывает удивление, неужели легче платить штрафы за вредное воздействие на окружающую среду, чем оформить два вышеупомянутых документа?
Заключенный с «Ремжилсервисом» десятилетний договор аренды администрация города могла расторгнуть лишь при наличии «железобетонных» оснований. Например, если МУП вдруг перестанет вносить арендную плату, или станет использовать выделенный ему участок не по назначению. Все остальные споры должны рассматриваться за столом переговоров, либо, на худой конец, в суде. При этом в случае, если соглашение все же будет расторгнуто в одностороннем порядке, муниципалитет обязан письменно уведомить об этом своего контрагента. Как мы увидим позже, этой своей обязанностью администрация Вилючинска также пренебрегла.
Поводом для расторжения договора послужила, в частности, чрезвычайная мусорная ситуация, о которой заявил глава администрации Вилючинска Владимир Васькин. Но это основание выглядит более чем сомнительно. Ведь постановление о введении в городе режима ЧС так и не увидело свет. А если господин Васькин не ограничился устным заявлением и все же подписал документ, то его своими глазами никто не видел. Во всяком случае, до предприятия, которое эксплуатирует главную городскую свалку, его не доводили.
Тем не менее, вдруг выяснилось, что участок, где расположен мусорный полигон, на основании постановления главы вилючинской администрации от 25 марта нынешнего года передан в аренду МУП «Автодор». Заместитель директора МУП «Ремжилсервис» Наталья Мелетенко уверена, что действия мэрии противоречат законодательству. По ее словам, распоряжаться муниципальным имуществом и передавать его в аренду без проведения соответствующего конкурса нельзя. А информацию о расторжении действовавшего с 2010 года договора аренды земельного участка до руководства МУП «Ремжилсервис» никто не доводил.
Остается открытым и вопрос о наличии у «Автодора» лицензии на утилизацию твердых бытовых отходов. Наталья Мелетенко утверждает, что такого документа у конкурентов ее предприятия нет. На этом основании она требует привлечь их к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. В муниципалитете, судя по всему, придерживаются другого мнения. Иначе, как Владимир Васькин мог подписать постановление о передаче свалки предприятию, которое не сможет ее эксплуатировать? Неужели с легкой руки администрации Вилючинска произошел рейдерский захват полигона?
Самое время вспомнить и еще о нескольких участниках вилючинской «мусорной войны». Это местные управляющие компании, которые за вывоз мусора по состоянию на 27 января нынешнего года задолжали МУП «Ремжилсервис» свыше трех с половиной миллионов рублей. Крупнейших должников три. Это ООО «Теплый дом – Вилючинск», не заплатившее 1,4 миллиона рублей, ООО «Альянс», чьи долги немногим меньше 1,3 миллиона, а также ООО «Вертекс и К», которое не оплатило счета на 447,5 тысяч рублей.
По закону, управляющие компании должны подписать с коммунальным предприятием – в нашем случае МУП «Ремжилсервис»  – о том, на каких условиях и по каким расценкам мусор будет вывозиться от домов. Другой аналогичный договор регламентирует условия размещение отходов на полигоне. Но в Вилючинске управляющие компании оттягивали подписание соглашений до предела. Муниципальное предприятие не раз предупреждало мэрию о сложившейся ситуации, но понимания не нашло. Городская администрация попросту игнорировала обращения. В конце концов, терпение мусорщиков лопнуло. Нет договора – нет услуги. Охранники полигона просто перестали пускать на свалку мусоровозы нерадивых фирм.
Однако когда дело дошло до вмешательства правоохранительных органов, договоры между УК и «Ремжилсервисом», причем, подписанные обеими сторонами, внезапно «всплыли». Причем руководство МУПа об этом ничего не знало. Странно? Только на первый взгляд. На самом деле такие делишки обтяпываются очень просто.
Когда муниципальное предприятие выслало в управляющую компанию проект договора, та ответила многостраничным перечнем разногласий. Вялотекущая переписка о согласовании условий продолжалась до тех пор, пока ситуация не накалилась до предела. И вот тогда УК подписала документ на условиях и по расценкам, которые якобы выставило МУП. Вот только «Ремжилсервис» известить об этом как-то забывают. Для чего же все это делается? Вот тут-то и зарыта собака вилючинской «мусорной войны».  
Когда конфликт достигает апогея, на сцене появляется некий господин Беликов. Его хорошо знают в Вилючинске, но за пределами закрытого города эта фамилия мало кому о чем-то говорит. Этот человек вдруг подает в суд заявление, в котором оспаривает постановление сити-менеджера Владимира Васькина о нормативах накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирных жилых домов. По формальным основаниям суд удовлетворяет иск. А раз после такого вердикта никаких нормативов больше нет, то нельзя рассчитать и стоимость услуг по утилизации мусора.
Хитрый ход! Сначала управляющие компании вроде бы соглашаются на условия «Ремжилсервиса», а затем находится неподкупный гражданин, который в интересах УК через суд дезавуирует постановление сити-менеджера.
Последствия такого судебного решения влекут за собой тяжелые финансовые последствия для Вилючинска. Теперь никто не знает, сколько именно должны платить жильцы за вывоз мусора от своих домов. Все расходы по утилизации отходов автоматически ложатся на плечи муниципалитета. Тем самым уменьшается и без того скудный городской бюджет. В то же время, администрация города в лице Владимира Васькина, расторгнув договор с МУП «Ремжилсервис» с нарушением процессуальных норм, прописанных в Гражданском кодексе РФ, по сути, сделала предприятие субсидиарным ответчиком за все, что происходит на городском мусорном фронте.
С одной стороны, «Ремжилсервис» обязан нести все расходы по содержанию свалки. С другой стороны, выгодополучателем становится другое МУП – «Автодор», которому свалка упала в руки, как спелое яблоко. Насколько это законно, предстоит разобраться прокуратуре.
Кстати, такой же хитрый способ не платить подрядчикам ранее в Вилючинске уже был опробован при расчетах за тепловую энергию. Тогда тоже через суд были отменены нормативы, в результате чего более чем на год прекратились платежи. Итогом стало банкротство теплоснабжающей организации МУП «ГТВС». Немаловажную роль в той эпопее, как и сейчас, сыграла управляющая компания ООО «Альянс», задолжавшая «ГТВС» около 40 миллионов рублей. Учредителем «Альянса» является депутат городской думы Сергей Букин. В нынешней мусорной схеме он снова в одной из главных ролей.
Депутат Букин, заседающий в составе думского комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта (кто бы сомневался?!) жителям Вилючинска хорошо знаком. В результате многомиллионных долгов созданная им управляющая компания ООО «Альянс» стала банкротом, и вместо нее господин Букин создал новую управляющую компанию с тем же названием ООО «Альянс».
Являясь учредителем нового «Альянса», а также коммерческих фирм с характерными названиями «Денежный мешок» и «Сотовый мир», он в октябре прошлого года был поставлен руководить муниципальным унитарным предприятием «Жилремсервис». Логично предположить, что это муниципальное предприятие администрация города создала для того, чтобы заменить МУП «Ремжилсервис» в деле утилизации отходов. Но в таком случае следовало сразу же расторгнуть договор от 2010 года, и заключить соглашение с новым арендатором.
Мало того, что предприниматель-нардеп, имеющий из-за долгов ООО «Альянс» несколько подмоченную деловую репутацию, на безальтернативной основе получил кресло и портфель в новом МУПе. Подобное совмещение должностей противоречит еще и Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Правда, пока материал готовился к печати, прошел слух, что господин Букин написал заявление о сложении с себя полномочий генерального директора МУП «Жилремсервис».
Тем временем, третьего апреля «мусорная война» в Вилючинске из холодной превратилась в горячую. То, что произошло на городской свалке в этот день, обычно называют попыткой рейдерского захвата. Ранним утром там схлестнулись представители двух муниципальных унитарных предприятий. Сотрудники МУП «Автодор» во главе с директором этого предприятия пытались вытеснить с мусорного полигона охрану МУП «Ремжилсервис». Контролера и смотрителя блокировали в будке на территории свалки, после чего открыли шлагбаум и принялись пропускать на территорию собственные мусоровозы.
Заместитель директора МУП «Ремжилсервис» Наталья Мелетенко, спустя несколько часов, обратилась с заявлением о рейдерском захвате в дежурную часть местной полиции, но там даже не стали его регистрировать. Мол, приедем только, когда начнется драка и будут убивать. В конце концов, уже во второй половине дня заявление приняла полиция в Петропавловске.
Сам по себе скандал между двумя городскими предприятиями, который вполне может завершиться возбуждением уголовного дела, выглядит странно. Можно было понять, если бы в столкновении участвовали частные коммерческие структуры. Тогда это, хоть и неприятный, но обычный спор хозяйствующих субъектов. Таким в современной России никого не удивишь. Но когда воюют две фирмы, которые едят из одной кормушки, это не может не вызывать вопросов к администрации города, и лично к ее главе Владимиру Васькину.
Чем обернется для Вилючинска «мусорная война»? С финансовой точки зрения, ускорится выставление на конкурс полигона твердых бытовых отходов, ибо у «Ремжилсервиса» теперь нет возможности восстановить платежеспособность. 13 марта нынешнего года краевой арбитражный суд признал это предприятие банкротом. Ранее там действовала процедура внешнего управления, но теперь его имущество будет пущено с молотка. Основанием для  такого решения послужило невыполнение плана внешнего управления и отсутствие реальной возможности для его выполнения в установленный срок. А как его выполнить, учитывая вышеизложенное?
Когда свалку выставят на торги, преимущественным правом ее приобретения будет пользоваться Вилючинский городской округ. Здесь-то и пригодится созданное, очевидно, специально для этого МУП «Жилремсервис». Говорят, что предприятие во главе с депутатом Букиным до поры осуществляет свою деятельность только на бумаге. Во всяком случае, в официальном перечне муниципальных предприятий городского округа на сайте органов местного самоуправления, «Жилремсервис» отсутствует.
Возможно, если бы «Жилремсервис» и впрямь приобрел мусорный полигон, то дальнейшая судьба вилючинской свалки была бы предрешена. Ее оценили бы по остаточной стоимости, выставили на новый конкурс и путем нескольких нехитрых действий перепродали в частные руки. Однако, после «мусорной войны» ситуация усложнилась.
Теперь полигон вряд ли так просто уйдет «на сторону». Новый управляющий МУП «Ремжилсервис», отстаивая интересы своего предприятия, стал слишком глубоко копать. Может быть, поэтому Сергей Букин поняв, что ему ничего здесь не светит, и написал заявление на увольнение?
Мы уже не раз писали о том, что самое крупное в Вилючинске муниципальное предприятие «ГТВС» едва не ушло в частные руки после искусственного доведения его до банкротства. Схема была нарушена только из-за конкурсного управляющего, который никак не хотел вписываться в заранее намеченный план. Точно так же, усилиями управляющего МУП «Ремжилсервис», сломался и механизм отторжения мусорного полигона.
Очень похоже, что администрация Вилючинска не имеет точного представления о том, чем она на самом деле владеет. Руководителям города, видимо, казалось, что права собственности на городскую свалку зарегистрированы должным образом, и не подлежат сомнению. И вдруг оказалось, что это совсем не так. И вообще муниципальная собственность – одна из главных проблем хозяйства в секретном городе.
Границы земельных участков, оставшихся, например, после военных, не определены и не установлены официально. Тепловые коммуникации и подстанции де-юре принадлежат непонятно кому. Это значит, что вкладывать деньги в их ремонт администрация попросту не имеет права. А чтобы установить право собственности,  потребуется как минимум 4 – 5 лет. На практике – больше.
В частности, второго апреля нынешнего года вилючинский суд по ходатайству прокуратуры обязал администрацию города провести инвентаризацию сетей водоснабжения и водоотведения и утвердить их схему. В соответствии с федеральным законодательством эту работу следовало завершить до 1 января 2013 года, но в Вилючинске ее даже не начинали.
Значит имущественные споры – это те грабли, на которые вилючинская мэрия в своей деятельности будет наступать практически ежедневно. Если не начать инвентаризацию городского имущества в самое ближайшее время, эти грабли не исчезнут никогда.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ,
Дмитрий ЧЕРНОВ.