11 июля столица БАМа Тында отметила 35-летний юбилей с начала строительства магистрали

Печать
В Тынду съехались несколько сотен гостей. В торжествах принимали участие губернатор Амурской области Олег Кожемяко, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, губернатор Хабаровского края Вячеслав  Шпорт, начальники Забайкальской и Дальневосточной железной дороги, делегации из Якутии, Иркутской области, представители полпредства по ДФО, официальные лица, легендарные герои-первостроители БАМа, ветераны-железнодорожники, звезды российской эстрады и другие гости.

Торжество началось утром на Тындинском железнодорожном вокзале, куда прибыли спецпоезда из Хабаровска, Иркутска и Нерюнгри с делегациями почетных гостей. Сразу после этого на привокзальной площади начался торжественный митинг, посвященный юбилею.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, обращаясь к собравшимся, подчеркнул: «Сегодня мы не просто празднуем юбилей, мы празднуем то, что БАМ живет и работает. И это наш с вами общий успех. Строительство этой магистрали встало в один ряд с такими эпохальными событиями, как запуск человека в космос и возведение ДнепроГЭС. Огромная плеяда будущих руководителей нашей страны участвовала в этой грандиозной стройке. Если бы не было этой стройки, не было бы и их. Хочу поблагодарить сегодняшних железнодорожников за труд».
Для бамовцев, тех, кто приехал сюда три с половиной десятилетия назад, праздник стал возможностью свидания с молодостью. Они побывали на экскурсии по городским достопримечательностям. Те, кто давно не был в столице БАМа, отмечали, что город их юности стал намного краше и благоустроенней. Известный на всю страну Герой Социалистического труда, лауреат премии Ленинского Комсомола, бригадир комсомольско-молодежной бригады, которая обеспечивала стыковку БАМа в 1984 году, Александр Бондарь вспоминает: «35 лет назад мы, мо-
лодые, с горящими глазами, высадились здесь, в тайге, чтобы осуществить грандиозный проект. Мы тогда немного боялись, ведь такое дело поклялись сделать, переживали, хватит ли сил построить эту дорогу. Но прошел год, другой и уже мы стали другими, закалились, прошли настоящую жизненную школу в этом таежном краю».
Сразу после митинга в театре состоялось торжественное собрание, на котором государственные, ведомственные, отраслевые, областные награды получили ветераны, строители, работники БАМа. Почетными грамотами и благодарственными письмами губернатора награждено более десятка человек.
Одна из железнодорожных династий получила в подарок квартиру от НПФ «Благосостояние». Город Тында тоже принял подарок – сертификат на компьютерный класс с подключением к сети Интернет. Кроме того, президент ОАО «РЖД» сообщил присутствующим, что для ветеранов будет приобретено 10 квартир и еще 50 квартир планируется капитально отремонтировать.
В течение всего дня в Тынде на всех концертных площадках проходили праздничные мероприятия, на которых выступали известные российские певцы и танцевальные ансамбли.

Справка «В»:
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути – советского проекта 1928 года. Стоимость строительства БАМа в ценах 1991 года составила 17,7 миллиардов рублей, таким образом, он стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР.
Основной путь Тайшет – Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Длина этого пути составляет 4287 километ-
ров. Строительство цент-
ральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков – Северо-Муйский тоннель – был введен в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.
БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления: на Усть-Илимск (215 километров); на Чинейское месторождение (66 километров); на станцию Бамовская (179 километров); на Якутск (на конец 2010 года построено 930 километров, продолжается стройка на участке Кердем - Якутск) (1078 километров на Эльгинское месторождение (300 километров); на станцию Известковая (326 километ-
ров); на Чегдомын (16 километров); на станцию Волочаевка (351 километр); на станцию Черный Мыс - дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 километров).
Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути – Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов. На трассе дороги пробито десять тоннелей, среди них – самый протяженный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра).
Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.
В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск РККА начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. В 1932 году вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развернуты проектно-изыскательские работы и началось строительство. К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук. При официально установленном количестве работников в 25 тысяч человек, удалось привлечь только 2,5 тысячи человек. В результате, 25 октября вышло второе постановление СНК СССР, по которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ. Таким образом строительство продолжилось за счет сил заключенных Байкало-Амурского ИТЛ (Бамлага).