ДОРОЖНЫЕ ВОЙНЫ

Печать
«У нас есть полисы только для неограниченного числа водителей», –услышала жительница Тамбова Инна Кузнецова, когда пришла продлевать страховой полис ОСАГО. В какую бы страховую компанию города она ни приезжала, ей показывали стопку бланков, где в графе «Неограниченное количество лиц, допущенных к управлению» уже была проставлена галочка. «Нам выдают только такие, чистых нет»,  – говорили агенты. Для Кузнецовой это означало, что вместо 2376 рублей за свой Daewoo Matiz она должна заплатить примерно 5300.
И это не картина страхового бизнеса в отдельно взятом Тамбове. Интернет- форумы полны примеров «относи¬тельно честного отъема денег» по всей стране: вместе с этим полисом людям навязывают страхование жизни, каско или добровольную «автогражданку». Полис ОСАГО похож на дефицитный товар времен Советского Союза, ку¬пить его можно только с ненужным довеском.

ОСАГО стало настоящим наказанием для граждан и страховщиков: первые относятся к нему как к неизбежной и бессмысленной трате денег, вторые считают «убийцей отрасли». Улуч¬шить ситуацию призваны поправки в соответствующий закон, принятые в июле и вступающие в силу с 1 октября. Но смогут ли они подтолкнуть забуксо¬вавшую систему ОСАГО?

СУД ПРОТИВ
«Кризисная ситуация на рынке ОСАГО формировалась годами, – констатирует Алексей Янин, директор по страховым рейтингам агентства «Эксперт РА». – Многие компании всеми возможными способами занижали выплаты, руко¬водствуясь принципом «не нравится – идите в суд». Это их в итоге и подвело». Получая возмещение, граждане подчас не могли понять: это деньги на ремонт машины или на бензин, чтобы доехать до автосервиса?
«Страховщики явно надеялись на то, что люди не пойдут в суды и занижение выплат сойдет им с рук, утверждает Николай Тюрников, генеральный ди¬ректор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» и президент Ассо¬циации защиты страхователей. – Но расчет на неграмотность граждан пе¬рестал работать: если пару лет назад только один из 10-20 обиженных кли¬ентов решался обратиться в суд, то те¬перь – три-четыре из 10».
В 2012 году Верховный суд занял сторону граж¬дан в их спорах со страховыми компа¬ниями, и число исков начало стреми¬тельно расти.
95% таких дел касалось именно ОСАГО.
Резко возросло и число автоюристов, предлагающих отсудить у страховых компаний недоплату, потребитель¬ский штраф (50 % от суммы недо¬платы), а также получить возмещение морального вреда.
«Если взять дела, которые наша компания вела послед¬ние пять лет, то видно, что страхов¬щики недоплачивают в среднем 30 % от того возмещения, размер которого установлен судом», – говорит Денис Спицын, управляющий партнер юри¬дической фирмы «ДТП Помощь».
По оценкам Николая Тюрникова, сред¬ний коэффициент недоплаты и вовсе достигает 60%. Что заставляет стра¬ховые компании вести себя подобным образом?

ВИДИМОЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ
По данным Банка России, в 2013 году сборы работающих в России страхо¬вых компаний по ОСАГО выросли на 10,6 %, до 134,3 миллиарда рублей. Выпла¬ты увеличились на 20,6 %, достигнув 77,4 миллиарда рублей, то есть уровень выплат (их отношение к премии) составил 57,6 %. Много это или мало?
В 2010 голу, например, данный показатель был выше – 60,5 %, а по Закону «Об ОСАГО» пороговый уровень убыточности может достигать 77 %. Почему же страховщики так любят жаловаться на убыточность своего бизнеса?
На самом деле эти цифры не впол¬не показательны из-за особенностей финансовой отчетности страховых компаний. Допустим, выплаты, на¬значенные судом, попадают в нужный раздел отчетности не сразу, а судеб¬ные издержки в основном записаны как «прочие расходы». Более точную оценку рентабельности дает комбини¬рованный коэффициент убыточности, который учитывает не только выпла¬ты, но и расходы на ведение бизнеса. По расчетам «Эксперт РА», в 2013-м у страховщиков ОСАГО он превысил 95 %. А в этом году, если бы тарифы и выплаты сохранились на прежнем уровне, достиг бы 100 %. Однако есть нюанс, который ставит под сомнение предыдущие аргументы.
80 % сборов по ОСАГО приносят по¬средники – страховые агенты. По пра¬вилам Российского союза автостра¬ховщиков (РСА) их комиссионное вознаграждение не должно превышать 10 %. И формально не превышает: по данным Банка России, в 2013 году его размер в среднем по рынку составлял 8,63 %. В реальности же цифра иная. «Не автоюристы «съели» прибыль страхов¬щиков, – уверен Денис Спицын. – За последние пять лет с рынка ушло мно¬жество компаний, которые изначально не собирались ничего выплачивать, попросту «пылесосили» рынок. Своим агентам они платили до 80 % комиссии».
Мошенники ушли, а аппетиты у аген¬тов остались: по неофициальной информации, среднее агентское вознаграж¬дение по ОСАГО и сегодня составляет 40 %. «Это важная причина нерента¬бельности «автогражданки», – отмеча¬ет Спицын. Страховщики сами загнали себя в угол: они не могут показывать в статистике реальный уровень агентско¬го вознаграждения и, следовательно, реальный уровень убытков. А раз так, то будут ли работать поправки, приня¬тые в начале июля?
Базовые ставки не пересматривались ни разу за все 11 лет существования ОСАГО, лишь дважды менялись попра¬вочные коэффициенты. По оценке генерального директора ОАО «Росгосстрах» Дмитрия Маркарова, покрытие, кото¬рое обеспечивали старые тарифы по ОСАГО, исчерпало себя еще в 2010 году. Но кризис в этом сегменте страхования достиг такого уровня, что простым уве¬личением тарифов и выплат ситуацию исправить сложно.

НА ВОЙНЕ КАК
НА ВОЙНЕ
Весной прошлого года саботаж страхов¬щиков принял открытую форму – сразу после того, как в апреле Госдума приня¬ла в первом чтении поправки в Закон «Об ОСАГО». Согласно этим поправкам, лимиты выплат повышались, а тарифы предлагалось заморозить на 15 меся¬цев. Страховщики возмутились и стали грозить уходом с этого рынка.
«Ситуация драматичная, – призна¬ет заместитель гендиректора «РЕСО- Гарантии» Игорь Иванов. – Для многих страховых компаний стоит вопрос о выживании. А СК «Россия», например, уже не выжила». Она входила в топ-15 стра¬ховщиков ОСАГО, но в прошлом году обанкротилась из-за большой доли «мо¬торных» рисков – ОСАГО и каско. Дей¬ствуя по принципу «на войне все средства хороши», страховые компании все чаще стремятся сократить ущерб любы¬ми способами.
С марта 2013 года Федеральная анти¬монопольная служба (ФАС) получи¬ла более 1200 обращений граждан из 56 регионов страны. Они жалуются на отказ страховщиков заключать догово¬ры ОСАГО, на навязывание дополни¬тельных услуг, на перенос офисов уре¬гулирования убытков на окраины, на неправомерное применение коэффици¬ента бонус-малус. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, если год назад жало¬бы были только на «Росгосстрах»
(регио¬нальные УФАС нередко уличали компа¬нию в том, что при заключении договора ОСАГО она навязывала покупку полиса страхования от несчастных случаев «РГС Фортуна «Авто»), то теперь в списке бо¬лее 30 страховых компаний.
Споры о деньгах достигли такого накала, что люди в случае аварии ча¬сто стали обращаться в суд напрямую, не ставя в известность свою страхо¬вую компанию. Автоюристы, в свою очередь, нередко оказывались на ме¬сте ДТП раньше сотрудников ГИБДД и предлагали пострадавшим сразу офор¬мить цессию, то есть переуступку прав, и не связываться со страховщиками. По данным РСА, в 2013 году было пода¬но 72 иска о признании договоров цес¬сии недействительными: выплаты по ним превысили 9 миллионов рублей.
«На рынке сформировался настоящий бизнес, подчас криминальный, участники которого занимаются паразитирова¬нием на страховых компаниях», – сетует Дмитрий Маркаров на «разгул автоюризма». С ним соглашается Алексей Янин: «Сейчас сами страховщики оказа¬лись в роли «пострадавших». Нормаль¬ная работа рынка фактически парали¬зована, основными участниками на нем выступают не страховые компании и их клиенты, а автоюристы, суды, прокура¬тура и различные надзорные органы».
Массовые судебные разбирательства привели к росту не только выплат (по словам Маркарова, на 30%), но и су¬дебных издержек. Они-то и подорвали окончательно финансовую устойчи¬вость страховых компаний.

НОВАЯ НАДЕЖДА
Правила, вступающие в силу 1 октября, стали своеобразным соломоновым ре¬шением: законодатели постарались учесть интересы и граждан, и страхов¬щиков. Первые получат более высокое страховое покрытие, соответствующее текущим ценам. Вторые – возможность ежегодного повышения тарифов и вожделенную защиту от «автоюризма»: право на досудебное урегулиро¬вание убытков в срок до пяти дней. Но как они будут его использовать?
Одна из главных причин обращения в суды – недовольство размерами выплат. Страховщики уверяют, что они не вино¬ваты. «Все дело в отсутствии единой ме¬тодики оценки ущерба, – говорит Игорь Иванов. – Любой юрист может пересчитать сумму страхового возмещения по-своему, подать иск и почти наверня¬ка выиграть его». Сегодня существует пять или шесть методик оценки ущер¬ба, и конечные суммы различаются в разы. Чтобы исправить ситуацию, РСА разрабатывает единую методику расче¬та ущерба, на нее будут ориентировать¬ся и страховщики, и суды.
Теоретически это должно помочь гражданам, ведь исчезнет возмож¬ность спекуляции в расчетах. Однако общественные защитники полагают, что в том виде, в котором предлагает¬ся методика, она больше походит на узаконенный способ недоплаты. Как и раньше, она предполагает расчет стоимости запчастей с учетом их изно¬са, а при отсутствии развитого рынка подержанных запчастей восстановить машину после ДТП за счет страховки будет по-прежнему невозможно. Прав¬да, смягчит ситуацию другая поправка в закон - возможность получить ком¬пенсацию «натурой», то есть отремон¬тировать автомобиль.
Но самое главное изменение на рынке ОСАГО произойдет не ранее чем через год. В Банке России, который с 2013-го стал регулятором страхового рынка, придумали радикальный способ ре¬шения проблемы с высокими комисси¬ями агентов – убрать агентов как тако¬вых. Полисы ОСАГО станут полностью электронными: граждане будут их по¬купать, инспекторы ГИБДД – прове¬рять, а страховщики – принимать че¬рез Интернет. Переход на электронный формат должен сделать процедуру обя¬зательного страхования доступной для всех граждан. И вероятно, наконец-то работающей.
По крайней мере, у страховщиков по¬явятся все возможности сделать ОСАГО действительно цивилизованным ин¬струментом, облегчающим, а не затрудняющим жизнь водителей. Кроме того, электронное ОСАГО принесет компани¬ям огромную экономию: даже если ис¬ходить из официальной средней комис¬сии агентам в 8,6 3% и взять за пример премии по прошлому году, страховщи¬ки получат дополнительные 11,6 миллиарда рублей. Жаловаться на убыточность бизнеса будет сложнее. И небезопасно: Банк России, как регулятор, теперь имеет право отзывать лицензии и у страхо¬вых компаний.

КАК ИЗМЕНИТСЯ ОСАГО
С 1 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА
1.  Лимит выплат по ущербу имуще¬ству в ДТП
увеличится до 400 тысяч рублей.
2.  Лимит выплат по здоровью и жизни – до 500 тысяч рублей на одного потер¬певшего (с 1 апреля 2015 года).
3.  Лимит выплат по «европротоко¬лу» (оформление документов без ГИБДД) – до 50 тысяч рублей.
В четырех регионах - Москве, Мос¬ковской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – сумма ущерба для «европротокола» будет увеличена до 400 тысяч рублей.
Для получения денег необходимо пре¬доставить фото- и видеоматериалы с места ДТП, а также зафиксировать место аварии с помощью ГЛОНАСС и GPS.
4. Износ деталей при расчете ущерба – не более 50 %.
5.  Возможность натурального воз¬мещения ущерба, то есть ремонта автомобиля за счет страховой компании.
6.  Штрафы страховым компаниям за затягивание выплат -1% от сум¬мы за каждый день просрочки. Штрафы за отказ в продаже полиса ОСАГО.


Антон АЛЕКСАНДРОВ,
(РБК).

УХОДЯТ ПО - ТИХОМУ
На долю 10 основных игроков в сегменте ОСАГО в 2013 году при¬шлось 75,6% собранных премий - на 3,1 процентного пункта меньше, чем в 2012-м. Все больше страховых компаний отказывались от ОСАГО, говоря о его убыточности.
В этом причина заметного сокра¬щения доли рынка у крупнейших компаний, представляющих «автогражданку».
Количество исков к страховым компаниям, рассмотренных судами общей юрисдикции
2011 год – 202 270
2012 год – 319 860
2013 год – 3 78 830
2,74 миллиона страховых случаев по ОСАГО было
заявлено в прошлом году (на 5% больше чем в 2012-м).
Урегулировано 2,695 миллиона случаев, включая те, что были заявлены в 2012 году

СТРАХОВОЙ БИЗНЕС
В РОССИИ
2013 и первая половина 2014-го выдались для российских страховых компаний довольно тяжелыми. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране давит на динамику сектора в целом, но куда более серьезным испытанием стали специфические проблемы страхового бизнеса Последние полтора года запомнятся участникам рынка системным кризи¬сом, вызванным ситуацией с ОСАГО. С апреля 2013-го по июль 2014-го де¬путаты пытались принять поправки в закон, которые должны были заставить работать забуксовавшую «автограждан¬ку». Тем временем страховые компании пытались решить проблемы с убыточно¬стью ОСАГО различными способами, в том числе навязыванием дополнитель¬ных услуг или же просто уходом с рынка. Так, доля «Росгосстраха» в общих сборах по ОСАГО снизилась за 2013-й на 20 %, а доля «Ингосстраха» – на 28%. Впрочем, несмотря на это, обе компании, а также СОГАЗ сохранили первые три места в рейтинге по размеру собранных в 2013-м премий (без учета ОМС).
А вот в конце списка по итогам 2014-го возможны перестановки.
Ком¬пании «МСК-Лайф» и «Солидарность для жизни», входившие в Страховую группу МСК, в конце прошлого года перешли в группу «ВТБ Страхование», а весной нынешнего сменили названия на «ВТБ Страхование жизни» и «ВТБ Медицин¬ское страхование» соответственно. Ис¬чезла из рейтинга и СК «Россия» – одна из старейших и крупнейших на отечественном страховом рынке. Ее проблемы, тянувшиеся с 2012 года, закончились осенью 2013-го отзывом лицензии.
Текущий год продолжает оставаться  для страхового рынка весьма напряженным Очевидно, что с наименьшими потерями его смогут закончить компании, работающие с крупными аффилированными клиентами, и компании, которые являются частью более крупной финансовой группы или принадлежат предпринимателям, чьи активы диверсифицированы.
ФИНАНСОВЫЙ
НЕДОРОСЛЬ
В прошлом году сборы россий¬ских страховщиков составили 904,86 миллиарда рублей (без учета сегмента ОМС). По сравнению с 2005-м рынок вырос в 2,5 раза, однако о его реальных размерах позволяет судить такой факт: вся эта сумма - лишь четверть годовой премии крупнейшего европейского страховщика, французской ком¬пании АХА.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Количество игроков на страхо¬вом рынке неуклонно снижается.
В 2007 году была волна отзывов лицензий у компаний, не испол¬нивших предписание об увели¬чении уставного капитала. Потом последовал кризис 2008-2009 го¬дов, а с 2012-го - новое повышение требований к капиталу. В итоге если в 2005-м в России было 1024 стра¬ховые компании, то в 2013-м - 432. И вряд ли эта цифра окончательная: из-за тяжелой экономической ситу¬ации рынок может в среднесрочной перспективе опустеть наполовину, считает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. А вот консолидация сектора уже состоялась: в 2010-м доля 10 круп¬нейших страховщиков в общем сборе премии (без ОМС) выросла до 57 % и держится на этом уровне.
В 2013-м в десятке лидеров произо¬шла лишь одна замена: в нее вошла компания «Ренессанс Жизнь», а за¬мыкавшая ранее десятку СГ МСК переместилась на 12-ю позицию. Первое же место из года в год зани¬мает «Росгосстрах», правопреемник Госстраха РСФСР.
15,9 % или 34,4 миллиарда рублей – доля иностранцев в совокупном уставном капитале российских страховщиков. В 2010 году этот показатель достигал 22,2%. Зарубежные инвесторы уходят с нашего рынка несмотря на то, что квота на участие нерезидентов в общем капитале страховых компаний была повышена в конце 2012 с 25 до 50 %. В чем причины исхода? Аналитики KPMG считают, что иностранцы озабочены прежде всего сохранением позиций на своих ключевых рынках. : рынках. А в Национальном рейтинговом агентстве видят другую причину: зарубежные страховщики не понимают,  как им дальше развивать бизнес в России.

ЧУЖИМИ РУКАМИ
Характерная особенность нашего рынка – слабая собственная ин¬фраструктура продаж. В 2013 году посредники принесли страховщикам 68,6 % сборов. Больше всего ко¬миссии досталось банкам – 44,54 %, хотя они собрали лишь 16 % премий. Банковский канал распростране¬ния рос за счет двух услуг – страхо¬вания жизни (69 % премий собрано банками) и страхования от несчаст¬ных случаев (48 % премий). И хотя размер комиссии высокий, банки выгодны для страховых компаний: они дают доступ к обширной клиентской базе.

ЛУЧШЕ ГВАТЕМАЛЫ
О развитии страхования в стране судят по проникновению страхово¬го рынка – отношению собранных премий к ВВП. В 15 странах ЕС данный показатель превышает 8 %, а в России к концу 2013-го он достиг лишь 1,36 %. Этот результат позволил нам оказать¬ся на одной ступени с Никарагуа и Ру¬мынией и даже опередить Гватемалу. Если не брать в расчет вмененные виды «банковского» страхования (страхование жизни и страхование от несчастных случаев), чей рост был спровоцирован бумом розничного кредитования, то окажется, что отно¬шение премий к ВВП у нас стабильно держится на уровне 1,1 % с 2010 года.

ЗОЛОТЫЕ ЖИЛЫ
Премии по рынку (без учета ОМС) делятся примерно поровну между корпоративным и розничным страхо¬ванием, хотя за два года, с 2011-го по 2013-й, наметился перевес в пользу розницы – с 48,3 до 52,9 %.
В структуре сборов растет доля личного страхования (от несчастных случаев и болезней) и страхования жизни. Последнее в 2013-м стало лидером по приросту премии – плюс 60,5 %. Причина такой динамики во многом во «вмененности» этих продуктов на фоне бума розничного кредитования, который наблюдался в прошлом году.

ДЕНЕЖНОЕ УТЕШЕНИЕ
Страхование жизни – основной сег¬мент рынка в развитых странах. В Ев¬ропе на него приходится почти 60% собранных премий. А в России – 9,4 %. Страховщики сетуют на отсутствие благоприятной среды и надеются, что Госдума примет ряд стимули¬рующих мер. Например, введет налоговый вычет, который сделал бы накопительное страхование жизни привлекательной альтернативой банковским вкладам.

Мария ФОМИЧЕВА,
Елена КАЛАШНИКОВА.
(РБК).