ОН ПРОСТО УПАЛ...

Печать
Спустя месяц после крушения «Боинга» над Украиной мировое сообщество до сих пор не получило ясного ответа о причине катастрофы. Расшифровка «черных ящиков», осмотр обломков самолета международными специалистами пока не дали никаких результатов.
Напомним, 17 июля «Боинг-777» «Малайзиских авиалиний», летевший по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур, потерпел крушение над территорией Донецкой области. Все находившиеся на борту 298 человек погибли.

23 июля представитель министерства транспорта Великобритании пообещал в течение двух дней извлечь информацию из самописцев погибшего Boeing. Однако с тех пор Лондон по неизвестной причине молчит.
8 августа члены международной комиссии по расследованию катастрофы Boeing 777 в Донецкой области покинули Украину, завершив, как следует из официального сообщения, «первый этап поисков». Между тем разбирательство, по сути, зашло в тупик: эксперты так и не смогли собрать обломки самолета и исследовать их, а без этой процедуры убедительно доказать высказанную ранее версию о ракетном обстреле лайнера вряд ли удастся...
Когда и как участники разбирательства приступят ко второму этапу поисков, руководство комиссии не уточнило, отметив лишь, что установленный правилами ICAO месячный срок на обнародование первых результатов придется отодвигать.
Российский специалист полагает, что его коллеги из комиссии, преимущественно гражданские эксперты, напрасно сделали основную ставку на расшифровку бортовых самописцев Boeing, которая дала не слишком много информации. Во всяком случае, если самолет действительно уничтожила боевая ракета, пилоты вряд ли успели прокомментировать эту ситуацию. Дело в том, что из-за разницы давления воздуха внутри и снаружи самолета получившая даже незначительные повреждения от взрывной волны или осколков машина разлетелась на части, а находившиеся внутри люди, даже не задетые осколками, мгновенно потеряли сознание от тяжелейшей баротравмы.
По мнению эксперта, речевой самописец теоретически может указать на ракетный обстрел — например, черный ящик Ту-154 авиакомпании «Сибирь», сбитого украинской ракетой С-200 над Черным морем в 2001 году, зафиксировал последний крик пилота «Куда попало?». Но этот случай – исключение из правила: украинская С-200 взорвалась сверху и сзади лайнера, примерно в 15 метрах от него, разгерметизация и разрушение, таким образом, начались с хвостовой части, поэтому пилот и успел крикнуть.
Малоперспективной, по мнению специалиста, была и попытка его зарубежных коллег обнаружить поражающие элементы боевой части ракеты ЗРК «Бук» в телах погибших пассажиров. Расследуя трагедию 2001 года, комиссия установила, что из нескольких тысяч стальных шариков диаметром 6 мм, составляющих боевую часть ракеты С-200, в Ту-154 попали около 400. При этом из трупов и обшивки самолета удалось извлечь всего восемь поражающих элементов. Основная же масса шрапнели прошила самолет и людей насквозь.
Наконец, бесполезным занятием собеседник считает исследование фотографий якобы посеченных шрапнелью обломков Boeing. По его мнению, похожие на боевое поражение пробоины на фрагментах могли появиться в результате их падения на землю или при разборе завалов с использованием техники. Известны случаи, когда детали конструкции случайно или намеренно попадали под обстрел уже на земле. Так было, например, в Афганистане, когда боевики изрешетили из автоматов обломки Ми-8, упавшего, как выяснилось, из-за ошибки пилота.
Специалист считает, что наиболее важен для расследования был именно полевой этап: сбор сохранившихся обломков и их выкладка на земле в форме, близкой к реальным очертаниям Boeing 777. Натурный макет не только покажет, что лайнер был поражен «ударным воздействием высокоскоростных компактных элементов» — шрапнелью. На выкладке будут видны траектория разлета осколков и так называемая плотность их потока, по которым можно будет рассчитать расположение и удаленность эпицентра взрыва относительно самолета, а в конечном счете — и «тип средства поражения». Отметим, что именно выкладка помогла российским экспертам однозначно установить причину катастрофы Ту-154 над Черным морем.
Наконец, даже если ракетный обстрел Boeing все же удастся доказать, имеющиеся в распоряжении комиссии данные вряд ли помогут установить виновника трагедии. Как полагает наш эксперт, объективно отследить траекторию выпущенной ракеты на сегодняшний день могут только «штатные локационные системы наблюдения за воздушной обстановкой ПВО». Но ни одна из сторон пока не предоставила объективных данных, по какой траектории могла лететь ракета к Boeing.
Удастся ли людям узнать правду о причинах и обстоятельствах крушения самолета на Украине? Или максимум, что можно будет выудить из международных комиссий, это фраза в стиле «он упал»?
Бывший зам. министра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов считает, что при нынешнем политическом раскладе узнать истину будет очень сложно: «Первопричина катастрофы в том, что Украина грубейшим образом нарушила все международные правила, не прекратив полеты гражданских судов там, где идет война, где летают снаряды, ракеты, военные самолеты. А Европа и США поддержали это грубейшее нарушение, не признав войной убийства женщин и детей с помощью военной техники. И Европа больше всех поплатилась за эту политическую позицию, когда войну не хотели называть войной и поддерживали убийства киевским режимом своих собственных граждан.
Подобным образом идет и расследование. Мы видим первый случай в истории гражданской авиации мира, когда государственная комиссия, которая должна была быть назначена Украиной, не была создана в течение двух недель. Но по мировой практике госкомиссия назначается в день катастрофы и в тот же день приступает к работе. Главный предмет изучения – останки людей и самолета. Все было сделано так, что допуска к ним не было. Все эти грубейшие нарушения украинской стороной, поддержка со стороны Евросоюза привели к тому, что сейчас расследование прервано, как это заявили Голландия и Малайзия. Теперь Голландия обещает, что в сентябре будет промежуточный доклад с обнародованием переговоров диспетчеров и членов экипажа, данных осмотра обломков. Но мы понимаем, что за прошедшее время многих обломков уже нет: что-то переделали, что-то увезли, что-то украли. Этот беспрецедентный случай в истории мировой авиации указывает на то, что Украина оказалась на самом плохом месте по безопасности полетов».
Вряд ли промежуточный доклад, который обещает Голландия, будет объективным. Ведь просто не хватает объективных данных.
Удивляет и то, что до сих пор нет никакой точной информации, а есть только самые различные предположения и в ходе расследования происходило много странных вещей. Удивляет, что самописцы, где кроется объективная информация, были отданы Великобритании. Но как себя проявил Лондон в этой истории? Кэмерон и президент США, сидя на кожаных диванах, не выходя из кабинетов, когда еще не сформирована комиссия, сразу определили виновников и причину катастрофы. Это говорит о том, что они либо дураки, либо делают это умышленно. Но дураков на ответственные должности не выбирают. Значит, это были умышленные действия.
Противоречивой информации очень много. Одно понятно, что России и ополченцам сбивать «Боинг» было невыгодно. А вот Украине и стоящими за ней США и Европе крушение гражданского самолета было на руку.
Сегодня всё указывает на то, что «Боинг» был сбит украинскими военными. Но в связи с тем, что вся эта история от начала до конца политизирована, расследование не будет вестись должным образом. Американцы обвинили Россию и ополченцев сразу после катастрофы. Теперь им надо подкрепить этот вывод. Но понятно, что, исходя из имеющихся данных, это невозможно сделать. Поэтому процесс расследования затягивается. Видимо, сейчас думают, как повернуть результаты расследования в свою сторону. Но скрывать причину катастрофы тоже сложно.
Скорее всего, будет объявлено, что причина крушения самолета – это запуск ракеты «земля-воздух». Но кто это сделал – никто не скажет. То есть, подтвердят то, что уже и так известно, а дальше, мол, все покрыто туманом. Понятно ведь, что американская сторона заинтересована говорить об истинных виновниках.
Какое продолжение будет иметь эта история в политической плоскости?
Уже сейчас ситуацию пытаются заболтать. Прежних выпадов в сторону России и ополченцев нет. Теперь на первый план будут выдвигаться другие происшествия, которые происходят на Украине. Конечно, историю с «Боингом» полностью не забудут, но будут создавать все меньше и меньше информационных поводов, чтобы обсуждать ее...

Татьяна СЕМЕНОВА
(По материалам
отечественных
и зарубежных СМИ)