ЧЕРНЫЕ ДЕЛА «БЕЛОЙ ВОРОНЫ»

Печать
Пожалуй, многие из нас утрачивали свои деньги из-за аферистов, жуликов и других проходимцев. Мы предлагаем вашему вниманию еще одну историю, которая, возможно, заставит будущих авто-
владельцев внимательнее присмотреться к компании, предлагающей услуги приобретения и доставки иностранного автомобиля.
Однажды немолодая женщина решила, что общественный транспорт достаточно попортил ей нервы, и они с сыном решили приобрести недорогую иномарку с полным приводом, в хорошем состоянии, с пробегом до 50 тысяч километров.  

Увидев в городе рекламу компании «KamCar.ru» (ООО «Белая ворона»), Евгения Павловна решила обратиться к ее специалистам по вопросу приобретения автомобиля.
По условиям договора «ООО «Белая ворона» в лице генерального директора Гершеновича Владимира Дмитриевича принимает поручение от имени и за счет Клиента осуществить покупку, транспортировку автотранспортного средства в Японии, совершить все необходимые от него действия, подготовить необходимые документы для отправки и обеспечить отправку автотранспортного средства из Японии во Владивосток и далее в порт г. Петропавловска-Камчатского». Непосредственно после подписания договора в кассу ООО «Белая ворона» было внесено 30 000 рублей в качестве аванса за поиск автомобиля на аукционах Японии.
22-23.мая на сайте Kamcar.ru (ООО «Белая ворона») появилась информация о том, что 26 мая на аукционной площадке AUCNET на торги будет выставляться лот № 1002, автомобиль Toyota Corolla Fielder, 2011 г.в.,
с оценкой 4,5 ( оценка машин дается в баллах, высший балл для машин с пробегом – 5) и пробегом в 29 000 км. Для семьи Баевых этот лот был отличным во всех отношениях, полностью подходящим по всем параметрам. Но к данному автомобилю не был приложен аукционный лист.
Сын Евгении Петровны Иван попросил менеджера Войнова узнать о дате выпуска данного автомобиля, чтобы выяснить, «проходной» он или нет («непроходным» считается автомобиль «младше» 3-х и «старше» 5-ти лет. За растаможивание такого транспортного средства уплачивается более высокая пошлина. В нашем случае переплата со-
ставила бы около 60 000 рублей), а также прояснить что-либо об аукционном листе. Менеджер «Вороны» заверил, что брокер (который находится в Японии), конечно же, узнает сведения о месяце выпуска автомобиля. Насчет же аукционного листа Войнов заявил, что в AUCNET работают настолько взыскательные эксперты, что снижают оценку даже за морщины на чехлах. Поэтому «никакого криминала с машиной не будет». Однако брокер так и не выяснил месяц выпуска указанного автомобиля. К вечеру этого же  дня Войнов сообщил, что ставка «сыграла». Также он добавил, что автомобиль куплен дешевле, чем на него поставили. Далее он заявил, что в течение двух дней необходимо внести в кассу ООО «Белая ворона» «японскую» часть оплаты за автомобиль – 366 706 рублей (т.е. конечную стоимость автомобиля в Японии).
Необходимая сумма была внесена, а Евгения Павловна получила квитанцию, что купила указанный выше автомобиль. На самом же деле, как  выяснилось впоследствии, данный автомобиль не перешел в собственность женщины после внесения денежных средств в кассу ООО «Белая ворона». Он был приобретен за деньги клиента, но оформлен на третье лицо – «Kobe Motor Company».
После этого Войнов и Гершенович продолжали обманывать Евгению Павловну, сообщая, что «приобретенный» автомобиль прибыл в порт и готов к отправке во Владивосток. Вой-
нов заявил, что до 6 июня необходимо внести следующий транш – для таможенного оформления автомобиля (не принадлежащего клиентке!), оформления сертификата ЕВРО-5, оплаты услуг брокера в Японии и комиссии ООО «Белая ворона», оплаты услуг склада хранения и доставки в Пет-
ропавловск-Камчатский – в размере 181 367 рублей. И эта сумма была внесена в кассу компании в обмен на очередную квитанцию. Таким образом, в общей сложности ООО «Белая ворона» получила с покупательницы 578 073 рубля (сумма, которая составила бы конечную стоимость растаможенного автомобиля Toyota Corolla Fielder в Петропавловске-Камчатском).
Вечером того же дня сын Евгении Павловны обнаружил, что «купленный» ими автомобиль является «непроходным». (Определить месяц и год выпуска автомобиля можно на сайте Kamсar.ru. Для этого достаточно ввести номер кузова в специальную форму).
На следующий день Баевы снова отправились в офис ООО «Белая ворона», чтобы побеседовать уже непосредственно с Гершеновичем В.Д.
Господин Гершенович сообщил, что автомобиль должен прибыть в Петропавловск-Камчатский в начале июля. Но после того, как Иван предъявил Гершеновичу распечатку с сайта, гендиректор «Вороны» согласился: «действительно возникла небольшая проблема – машина оказалась «непроходной». Данный автомобиль был выпущен в августе 2011 года. На вопрос о том, каким образом такое могло получиться, Гершенович заявил, что брокер, делая ставку на данный автомобиль, совершил ошибку, не посмотрев на месяц его выпуска. Далее специалисты компании стали затягивать время. Сначала Евгения Павловна с сыном решили, что они тянут до того момента, когда указанный автомобиль станет «проходным» – т.е., как пояснил Гершенович, до 15 августа 2014 года. Потом были причины типа: «Сломалось судно. Машина слишком поздно прибыла в японский порт и еще нужно оформить очень много документов. Брокер заболел и не может оформить бумаги. На аукционе возникла проблема с документами. Японская таможня очень долго проверяет, не числится ли автомобиль в розыске».
Естественно, что никаких «переносов» рейсов из Японии не было, этот момент может быть легко отслежен по сайту navis-marine.ru, где имеется расписание движения судов. Более того, периодичность самих рейсов – всего 2-3 дня.
Тут уж любой заподозрит неладное. Гершенович же продолжал запутывать клиентов, заверяя, что документы на отправку автомобиля готовятся, и он вот-вот выйдет во Владивосток. Далее события начали развиваться еще более странным образом. На сайте Kamcar.ru, принадлежащем ООО «Белая ворона», в разделе «Автомобили, купленные для наших клиентов», появились фотографии «купленной» Евгенией Павловной Toyotы, сделанные на сток-ярде (стоянке) порта Тоямы. На одном из таких фото было крупным планом изображено лобовое стекло данного автомобиля, указан номер его кузова, дата прибытия в порт и, что самое главное, «R Ok». (Отметка «R Ok» означает, что указанный автомобиль успешно прошел радиационный контроль при поступлении в порт. Кроме того, на сайте navis-marine.ru, принадлежащем компании «Navis Shipping» – партнеру «Kobe Motors Company» (чьим парт-
нером является ООО «Белая ворона»), введя номер кузова, можно проверить информацию о радиационном контроле автомобиля и дате его поступления в порт.
Почему речь зашла о радиационном контроле?
Пункт 5.1 Договора, который «Ворона» заключает с клиентами, гласит (орфография и пунктуация оригинала): «Стороны не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, включающие в частности: пожар, наводнение, землетрясение, иные стихийные явления, военные действия и действия или акты органов государственной власти и управления. А так же радиа-
ционное заражение. В случае если автотранспортное средство не проходит радиационный контроль, и отсутствует возможность его ввоза в Россию, автомобиль повторно реализуется на внутреннем рынке через систему японских аукционов. Затраты связанные с повторной продажей, транспортировкой, фрахтом, аукционными сборами и прочими расходами связанными с процессом продажи авто в Японии оплачиваются Клиентом…»
Вообще-то договор является типовым, т.е. его форма и содержание практически идентичны у всех коммерческих организаций, занимающихся подобной деятельностью. Но, видимо, господин Гершенович решил его несколько видоизменить, модифицировать. И добавил в него «А так же радиационное заражение…» и далее по тексту. Нужно отметить, что данный пункт договора содержит в себе скрытое противоречие. Если в его начале указано то, что «Стороны не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой сил (к которым в данном случае отнесено радиационное «заражение»)…», то почему тогда «… В случае если автотранспортное средство не проходит радиационный контроль, и отсутствует возможность его ввоза в Россию, автомобиль повторно реализуется на внутреннем рынке через систему японских аукционов. Затраты связанные с повторной продажей, транспортировкой, фрахтом, аукционными сборами и прочими расходами связанными с процессом продажи авто в Японии оплачиваются Клиентом…»? Т.е. почему за возникшие сложности должен платить покупатель из своего кармана?
Что же получается? При составлении указанного договора г-н Гершенович В.Д.
умышленно заложил в него пункт, «реализация» которого дает ему возможность уйти от ответственности за неисполнение условий договора. Причем не только (и не столько!) уйти от ответственности, а еще и присвоить себе денежные средства (или их часть) Клиента – «…Затраты связанные с повторной продажей, транспортировкой, фрахтом, аукционными сборами и прочими расходами связанными с процессом продажи авто в Японии оплачиваются Клиентом…»
Т.е., заключая договор с Клиентом, директор «Вороны» уже держит в голове мысль о том, что он может не исполнить обязательства по данному Договору, «создав» форс-мажорные обстоятельства.
17 июня г-н Войнов сообщил покупателям по телефону, что автомобиль при погрузке на пароход не прошел радиационный конт-
роль, не может покинуть порт и в ближайшее время будет повторно реализован на японских аукционах. И, немного помолчав, добавил: «Расходы, согласно договору, ложатся на клиента».
В офисе Войнов в подтверждение своих слов предъявил сканированную копию «документа» на английском языке, якобы подтверждающего факт радиа-
ционного загрязнения автомобиля. Проверить его подлинность, а также то, выдавался ли он вообще когда-либо, очень сложно. Гершенович и Войнов прекрасно понимали это.
Однако проверка подлинности документа оказалась возможной. Свободно владея английским языком, Иван прямо из офиса «Вороны» позвонил в порт Тоямы (на одной из фотографий лобового стекла «приобретенного» автомобиля имеется изображение таблички с логотипом «Navis Shipping» и номером телефона данной организации), вышел на партнеров «Kobe Motor Company» – компанию «Akebono». На вопрос о том, что происходит с автомобилем и где он находится, сотрудница компании «Akebono» сразу ответить не смогла, так как, по ее словам, не могла найти на него документы. Перезвонив через несколько минут, она сообщила, что брокер «Kobe Motor Company» по имени Рустам вообще не оформлял на указанный автомобиль никаких экспортных документов. На вопрос о том, какие же документы нужно оформить, чтобы автомобиль покинул порт, сотрудница «Akebono» ответила, что всего-навсего два – экспортный сертификат и справку с аукциона. Всего-навсего два документа! На следующий вопрос о радиоактивном загрязнении автомобиля, ответ обескураживал:  «Это неправда. Автомобили проходят радиационный контроль при поступлении в порт. Если сразу стоит отметка «R Ok», значит радиация в норме». Потом менеджер «Akebono» добавила: «Никакие посторонние лица, в том  числе и какие-то эксперты на стоянку не допускаются, а сама машина никак не могла быть погружена на судно, так как стоит здесь без документов. Брокеру позвоните, скажите, чтоб документы оформлял». Как видите, информация серьезно разнится с тем, что заявлял Войнов.
Затем Баевым позвонил человек по имени Ахмад, который представился  сотрудником «Kobe Motor Company». Этот господин заявил, что клиенты «Вороны» не имеют никакого юридического отношения к «купленной» ими Тойоте. Указанный автомобиль, с его слов, является собственностью «Kobe Motors Company».
Позднее, после обращения Евгении Павловны в УМВД, генеральный директор ООО «Белая ворона» Гершенович В.Д. пояснил следователю, что при покупке автомобиля он оформляется на третье лицо в Японии, и только
непосредственно при ввозе на территорию РФ он оформляется на покупателя. Также Гершенович подтвердил, что юридически покупатели не являются собственниками автомобиля.
Как видим, «фактическая» сторона договора серьезно разнится с юридической.
Евгении Павловне ничего не оставалось, как подать в ООО «Белая ворона» претензию о возмещении ущерба, взыскании неустойки и компенсации вреда.
От компании пришел ответ, в котором сообщалось, что поставщик (ООО «Белая ворона») аннулировал сделку по покупке автомобиля Toyota Corolla Fielder в связи с тем, что автомобиль не соответствовал первичной заявке (месяц выпуска до 07/2011) и был куплен ошибочно, а также, согласно «заключению независимой экспертизы» имеет завышенный радиационный фон).
Женщина, поняв, что уже точно никогда не сможет получить «свой» автомобиль, стала требовать от Гершеновича В.Д. немедленного возврата  денег. Гершенович заявил, что сможет вернуть только ранее внесенные в кассу ООО «Белая ворона» деньги, ни о каких компенсациях не может быть и речи. При этом он стал требовать от клиентки немедленного подписания соглашения о расторжении договора на условиях, что договор расторгается добровольно, и она не имеет и не будет иметь никаких претензий к ООО «Белая ворона»!
Со слов женщины, позднее в телефонном разговоре Гершенович заявил, что если она не подпишет такое соглашение, то он вообще не отдаст никаких денег, и тогда ей «придется долго и нудно с ним судиться, а так как ООО «Белая ворона» ликвидируется, то несостоявшаяся покупательница вообще, скорее всего, ничего не получит, а если суд и взыщет что-то с компании, то он (Гершенович В.Д.) будет выплачивать по 1-2 тысяче рублей в месяц в течение 20 лет, добавив, что она умрет намного раньше этого»! Не потому ли г-н Гершенович В.Д. ведет себя так «отважно», что на табличке заместителя начальника Следственного комитета по г. Петропавловску-Камчатскому написана такая же фамилия «Гершенович А.Д.»?

В четверг сын Евгении Павловны на сайте kamcar.ru обнаружил, что автомобиль Toyota Corolla Fielder повторно выставлен на торги на японском аукционе USS Nagoya.
Затем были долгие встречи с представителями прокуратуры, следственного комитета и даже участковым, которому было «отписано» это дело. Конечно же, делами о мошенничестве (а как иначе квалифицировать действия г-на Гершеновича?), у нас занимаются исключительно участковые.
В завершение истории сообщаем, что оплаченные деньги Гершенович все-таки вернул, но вот как быть с компенсацией морального вреда и издержками, решит суд.
Но, учитывая, что вместо ООО «Белая ворона» (которое, как и обещал господин Гершенович,  ликвидировано) теперь сидит ООО «Сова», можно предположить, что деньги за издержки и моральный вред Баевы получат не скоро.
А ООО «Сова» ждет своих клиентов.

Татьяна СЕМЕНОВА.


Справка «В»
Руководители японской Ассоциации экспортеров подержанных машин преду-
преждают: на японских автомобильных аукционах действуют хорошо организованные группы мошенников, которые предоставляют россиянам якобы легальную и прозрачную, но на самом деле незаконную услугу по приобретению автомобилей. Многие автодилерские компании предлагают своим клиентам покупку автомобиля на японском автоаукционе. Причем покупатель может лично следить за ходом торгов и давать указание – поднимать ставку или остановиться и искать новый вариант. Однако это является мошенничеством, утверждают руководители японской Ассоциации экспортеров подержанных машин.
– Такие услуги противоречат японскому законодательству. Иностранные компании не имеют права участвовать в японских аукционах, –  заявил в интервью приморскому корреспонденту журнала «Золотой Рог» постоянный директор Ассоциации экспортеров подержанных автомобилей Японии Ютака СИОТА. – Лицензию на право участия в торгах могут получить только те, кто давно живет в Японии. Даже посещение аукционов по японским законам строго ограничено.
Тем не менее российский покупатель видит лоты японского автоаукциона и делает ставки через представителя российской компании.
– Дело в том, что международные преступные группы разработали схемы,  позволяющие обходить запреты японского законодательства. По их заказу программисты переправляют сайты японских автоаукционов на другие адреса, обычно на сингапурские. Причем таким образом, чтобы в них можно было участвовать и за рубежом. Вот в них-то и принимают участие российские импортеры, – пояснил суть схемы директор Ассоциации экспортеров подержанных автомобилей Японии Сюндзи ФУРУКУБО.
Стоит отметить, что мошенники держат своего человека в Японии. Такой зиц-председатель нужен мошенникам, чтобы обмануть организаторов аукционов, которые строго следят за тем, чтобы на интернет-торги заходили пользователи только с японского IP-адреса. Зиц-председатель, проживая в Японии и получив лицензию, заходит со своего компьютера на площадку торгов. Затем с помощью специально разработанного программного обеспечения переносит в режиме реального времени информацию аукциона на подставной адрес в Сингапуре, на который имеют доступ российские импортеры подержанных машин.
– При такой покупке вам никто ничего не гарантирует. Никому невозможно предъявить претензии, потому что покупка осуществлена незаконно, – обращает внимание президент Ассоциации экспортеров подержанных автомобилей Японии Хироси САТО.
Именно поэтому российские покупатели лишены права опротестовать сделку, например, из-за того, что получили совсем не то, что ожидали.
Специалисты Ассоциации экспортеров подержанных машин Японии строго следят за качеством товара. Например, они в обязательном порядке измеряют уровень радиоактивности и выдают специальный сертификат. Поэтому выпускаемые ими машины и автозапчасти никак не могут «фонить». Их специалисты контролируют работу экспертов автоаукционов, поэтому у них не бывает жалоб на несоответствие оценки эксперта и реального состояния автомобиля. Однако российские импортеры-мошенники в погоне за прибылью нашли способ, как обойти японское законодательство и избегают сотрудничества с Ассоциацией экспортеров подержанных машин Японии. В результате страдают российские покупатели.