УРОКИ ИСТОРИИ

Печать
Уважаемый читатель!
С этого номера мы открываем новую рубрику, в которой собираемся освещать наиболее спорные, с точки зрения научного сообщества и нашего политизированного населения, события.
«Вести» активно ведут эту работу на протяжении последних двух лет. Иногда мы получаем от читателей упреки в тенденциозности освещения тех или иных событий. Понимая особую значимость знания истории Отечества в деле формирования такой важной составляющей нашего национального самосознания, как патриотизм, мы обратились в министерство образования Камчатского края с просьбой о сотрудничестве. Министерство образования откликнулось на нашу просьбу и согласилось поучаствовать в проекте. Сегодня на страницах нашей газеты вы можете ознакомиться с материалом, подготовленным Людмилой Маринкиной, методистом Камчатского института повышения квалификации учителей.

Понимая, что могут существовать разные точки зрения на те или иные события, мы все же не собираемся устраивать дискуссии на страницах газеты, чтобы не превратить тему в бесконечное обсуждение.
Мы лишь пытаемся показать, что нет правильной и неправильной истории, и не бывает истории плохой или хорошей, как предмета науки. Мы должны понять, что мы все – граждане одной страны, творящие ее историю, какие мы – такая и история. Без нас нет Отечества, как и без Отечества нет нас.

«МАЛАЯ  ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
Новая российская государственность в 1991 - 1993 годах находилась в процессе становления. С конца августа 1991 г. по декабрь 1993 г. решался вопрос о власти, который принял форму столкновения двух моделей её организации: президентской и парламентской республики. Принцип разделения властей, положенный в основу государственности, не имел твердой законодательной основы, не было баланса сил между законодательной и исполнительной властями. Исполнительная власть, сосредоточенная в руках президента и правительства, постоянно встречала противодействие со стороны законодательной власти, представленной Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР.
Конфронтация шла по двум основным вопросам: экономическому и политическому. В экономической сфере законодатели настаивали на проведении реформ с особым вниманием к социальной сфере, в политической - в придании парламенту реальных властных полномочий. Проблема, однако, заключалась в том, что реально парламент не отвечал за реализацию принятых решений. А постоянное противодействие парламента политике правительства просто парализовало властные структуры.
Парламент, имевший право вносить изменения и дополнения в Конституцию, предпринял ряд попыток законодательно ограничить сферу деятельности исполнительной власти и наделить самого себя неограниченными властными полномочиями, что нарушало баланс ветвей власти в государстве.
В такой ситуации отсутствие законодательного закрепления основ государственного строя делало чрезвычайно актуальным вопрос о новой Конституции. На 11 апреля 1993 года был назначен референдум об основных положениях новой Конституции, но собравшийся в марте 1993 г. внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР отменил референдум и ввел поправки в Конституцию, ограничивающие полномочия Президента.
26 марта открылся очередной Съезд народных депутатов, на котором предстояло голосование по импичменту (особый порядок привлечения к ответственности за преступления или судебно наказуемые проступки при исполнении служебных обязанностей и отрешение от должности высших должностных лиц). За импичмент было подано 617 голосов (60%), в то время как для принятия решения требовалось 689 (2/3 от числа депутатов).
Ельцин принял решение приостановить работу Съезда и провести референдум о доверии себе и депутатам. 25 апреля референдум показал, что большинство россиян одобряют политику президента и правительства, одновременно выступают против досрочных выборов президента и народных депутатов.
Решающей ошибкой, подорвавшей престиж Ельцина, стал осуществлённый летом принудительный обмен советских денежных купюр на новые российские. Плохо подготовленный технически, проведенный обмен поставил людей в унизительные очереди и даже заставил беспокоиться о сохранности сбережений.
Противостояние было доведено до логического конца в августе, когда Р. Хасбулатов, председатель Верховного совета, открыто призвал руководителей субъектов Федерации прекратить перечисление налогов «антинародному правительству». Убедившись в невозможности сотрудничать с таким парламентом, президент Ельцин 21 сентября издал указ № 1400, распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Большая часть депутатов отказалась подчиниться Указу президента, организовала вооруженный мятеж. Чтобы оценить решимость восставших, необходимо вспомнить такую деталь: они приняли «указы», в которых приговорили к расстрелу полтора десятка людей - от президента Ельцина и членов правительства до не поддержавших мятеж видных журналистов.
Верховный Совет расценил действия Б.Н. Ельцина как противоречащие Конституции и квалифицировал их как государственный переворот. В ответ на это в ночь на 22 сентября в здании Белого дома была прервана правительственная связь, заблокирован транспорт, отключено электричество. 23 сентября 1993 г. состоялся последний Съезд народных депутатов. Он объявил о незаконности «режима Ельцина», поручил исполнять обязанности президента народному депутату А.В. Руцкому, утвердил силовых министров. Противостояние стало открытым. В Москву из соседних областей шли колонны автобусов со сторонниками Верховного Совета, вокруг Белого дома собрались толпы его защитников. Многие из них были вооружены. Газеты и телевидение рассказывали о том, что были здесь и русские фашисты, бойцы рижского ОМОНа. Среди депутатов раздавались призывы к захвату Кремля и телецентра.
30 сентября состоялись переговоры между представителями президента и Верховного Совета. В результате был подписан «Протокол № 1». В соответствии с ним оружие в Белом доме, которое заблаговременно накапливалось, нужно было взять под контроль, ликвидировать блокаду и силовое противостояние. Однако, Военный совет обороны Белого дома, созданный накануне, отверг соглашение по «Протоколу № 1». Новые переговоры не привели к позитивным результатам, так как принятие требований Верховного Совета вернуться к политической ситуации, существовавшей накануне начала блокады Белого дома, означало отказ от признания правомерности президента Ельцина и правительства. В ответ президент Борис Ельцин выставил оцепление из милиционеров вокруг Белого Дома и предложил депутатам покинуть здание Верховного Совета РСФСР.
2 октября сторонники Верховного Совета начали активные боевые действия. Блокада Белого дома была прорвана, начались беспорядки на Смоленской площади, сторонники парламента захватили здание мэрии на Новом Арбате, гостиницу «Мир», здания ИТАР-ТАСС, Краснопресненского УВД, заблокировали здание министерства обороны, пытались штурмовать телецентр «Останкино». В результате пролилась кровь, были убитые и раненые.
У здания бывшего Моссовета на Тверской собрались сторонники либерального, демократического развития России. Стало ясно, что у президента есть массовая поддержка, что режим устойчив. В 5 часов утра 4 октября Ельцин подписал указ «О неотложных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в городе Москве». В Москву были введены воинские части. С 6 часов 45 минут начался обстрел Белого дома. В 16 часов после проникновения в здание сотрудников спецподразделения «Альфа» стрельба была прекращена. В здании Верховного Совета после освобождения были найдены 643 единицы огнестрельного оружия и 308 взрывных устройств (без учета израсходованных и вынесенных боеприпасов).
Согласно официальным данным, подтвержденным 27 июля 1994 года Генеральной прокуратурой, погибли 147 человек. Оппозиция называла цифру 1500 человек убитых и сотни раненых. По данным Центра экстренной медицинской помощи 3-4 октября в Москве пострадал 691 человек, из них 123 погибли. Ни один депутат Верховного Совета при обстреле Белого дома не пострадал.
События сентября - октября 1993 года имели важное политическое значение. Они подвели черту под советским периодом истории России. Была ликвидирована система Советов, которая не предусматривала разделение властей. Советы разного уровня, избранные еще в 1990 году, состояли, в основном, из представителей старой советской элиты и не могли не быть консервативным. Их компетентность в вопросах финансовой стабилизации, приватизации, правого регулирования рыночных отношений была крайне низка.
Сегодня события осени 1993 года историки расценивают как ограниченный во времени и пространстве эпизод гражданской войны, который не вышел за рамки борьбы за власть в столице. Но главным итогом этих событий явилось то, что Россия избежала полновесной гражданской войны в масштабе всего государства и была принята новая Конституция РФ на референдуме 12 декабря 1993 года.

Людмила МАРИНКИНА,
методист Камчатского института
повышения квалификации учителей.