«В НАШУ ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ»

Печать
Судьба щедро наделила Петропавловск-Камчатский событиями, участниками которых стали знаменитые корабли и люди, проходящие на них морскую службу. Да и сама история нашего города началась с двух кораблей: пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел», совершивших плавание к берегам Камчатки под руководством капитан-командора Витуса Беринга (1740 год). Правда, наш город основал не он, а штурман экспедиции Иван Елагин. А название самого удаленного порта Российской империи сложилось из имен двух святых – апостолов Пет-
ра и Павла.

Летом 1787 года в Пет-
ропавловск прибыл знаменитый французский мореплаватель Жан Франсуа Лаперуз. Его именем назван пролив, отделяющий остров Сахалин от Японии.
В июле 1804 года в Авачинской губе бросил якорь шлюп «Надежда» под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна. На следующий год он снова посетил Петропавловск. Иван Крузенштерн был первым российским мореплавателем,   совершившим кругосветное путешествие.
Летом 1854 года фрегат «Аврора» прибыл в Петропавловский порт, счастливо избежав встречи с англо-французскими военными кораблями. Корабль стал одним из основных участников героической обороны Петропавловска от англо-французской эскадры в августе 1854 года. Много ранее на фрегате проходил службу Павел Степанович Нахимов, впоследствии ставший вице-адмиралом, легендарным флотоводцем и героем Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. Он в ноябре 1853 года  разгромил турецкую эскад-
ру в заливе Синоп вместе с крепостным гарнизоном. Это была последняя победа российского флота, одержанная в крупном морском сражении, подтолкнувшая Англию и Францию к вступлению в войну против России.  Адмирал Нахимов сложил свою голову на бастионах Севастополя.
Имя же славного фрегата по сложившейся на русском флоте его Императорского Величества традиции получил броненосный крейсер «Аврора», участник русско-японской войны 1904-1905 годов и Октябрьской революции 1917 года.
В ноябре 1948 года крейсер «Аврора» был переведен к месту вечной стоянки на Петроградской Набережной у стен  Ленинградского Нахимовского Военно-морского училища. Вплоть до 1956 года корабль служил учебной базой для «нахимовцев». После 1956 года крейсер «Аврора» стал самым крупным кораблем-музеем в СССР (после 1991 года – России) Несмотря на свой музейный статус, крейсер не терял связи с нахимовским училищем. В конце сентября 2014 года «Аврору» отбуксировали в док для проведения уже шестого, за всю свою стоодиннадцатилетнюю историю, ремонта. Последние свои 66 лет имя крейсера № 1 в Советском и Российском флоте связано с именем российского флотоводца адмирала Нахимова.
Камчатка была знакома  с кораблем, носителем легендарного имени «Варяг». В 1866 году парусно-винтовой  корвет «Варяг» прибыл на Камчатку.  На его борту находился гардемарин Степан Осипович Макаров, в будущем знаменитый русский флотоводец и ученый. Он командовал Первой тихоокеанской эскадрой во время русско-японской войны. Погиб в 1904 году на броненосце «Петропавловск», названном в честь нашего города. Вместе с ним погиб и знаменитый русский художник-баталист Василий Верещагин, находившийся на борту броненосца.  
Извивы камчатской судьбы «Варяга» на этом не закончились. Несколько позже на корвете проходил учебную практику Всеволод Руднев, будущий командир легендарного броненосного крейсера «Варяг», принявшего неравный бой с японской эскадрой на внешнем рейде корейского порта Чемульпо (ныне Инчхон) зимой 1904 года. Крейсер «Варяг» – второй после «Авроры» легендарный корабль российского флота – обрел вторую жизнь, когда его именем назвали ракетный крейсер «Варяг» (проект 58) с присвоением звания «Гвардейский». Сразу после ввода в сос-
тав флота «Варяг» перешел Северным морским путем на Дальний Восток и первым дальневосточным портом, встретившим летом 1965-го года гвардейский корабль, оказался Петропавловск-Камчатский. «Варяг» шесть лет подряд удостаивался звания лучшего корабля ВМФ и 12 лет носил звание «Отличный», дважды награждался вымпелом Минис-
тра Обороны СССР.  
Пройдет немногим более 25 лет, и на Камчатку придет к месту своего постоянного базирования в бухту Петра Ильичева (микрорайона Завойко) ракетный крейсер «Червона Украина» (проект 1164), который в феврале 1992 года переименовали в «Варяг» и присвоили звание «Гвардейский». Камчатцы в 1990 году еще не думали, что рукоплещут «Варягу», а не «Червоной Украине».

Советские историки никогда не упоминали, что на Камчатку (в Авачинскую губу) летом 1910 года заходил ледокол «Вайгач» под командованием капитана первого ранга Александра Колчака. Того самого верховного правителя России, возглавившего борьбу с большевиками в Сибири и на Дальнем Востоке (1918-1920 гг). Он посетил Петропавловск-Камчатский во время проведения полярной экспедиции. «Вайгач» первым из русских судов прошел северным морским путем из Владивостока в Архангельск.
Подавляющее большинство знаменитых кораблей приходили на Камчатку с седой Балтики. СКР «Сторожевой» (проект 1135) не был исключением. Корабль прославился благодаря героизму своего заместителя командира корабля по политической части, капитану 3 ранга Валерия Саблина. Здесь  необходимо сделать небольшое отступление.
Празднование Великой Октябрьской Социалистической революции на всех военно-морских балах проходило примерно одинаково.  На кораб-
лях устраивались торжественные построения под звуки гимна, поднимались флаги расцвечивания, военный парад, затем следовал торжественный завтрак, торжественный обед и не менее торжес-
твенный ужин.  По окончании праздника команде показывали художественный фильм, как правило, на революционную тему (чаще всего приходилось смотреть «Ленин в Октябре»). Но на «Сторожевом» в ночь с 7 на 8 ноября 1975 года все пошло не по-праздничному плану. Корабль стоял в устье реки Даугава в границах города Риги. Экипаж корабля под руководством капитана
3 ранга Саблина вышел из повиновения официальному командованию. Он снялся с якоря и взял курс на Ленинград, чтобы громко заявить об ошибках партийного и государственного руководства и объяснить, что страна сползает в пропасть. Несогласные офицеры и мичманы были заперты в своих каютах. Но одному из мичманов удалось выбраться наружу через иллюминатор, вплавь добраться до берега и сообщить о случившемся. По тревоге была поднята бомбардировочная авиация. После серии бомбовых ударов летчикам удалось повредить рулевое управление и винты на «Сторожевом». Корабль потерял ход. На него высадилась штурмовая группа. Валерия Саблина арес-
товали, лишили звания и государственных наград, а затем расстреляли за измену Родине.
В 1992 году статью об измене Родине заменили на «Самоуправство».
Длинная дискуссия по воду того, кем считать Валерия Саблина – героем или предателем, - пошла на убыль. Приравнять капитана 3 ранга Саблина, офицера советского ВМФ к лейтенанту Шмидту, офицеру флота его Императорского Величества, самодержца Российского, у официальных властей не поднималась рука. Тогда, в 1905 году, была первая русская революция, а здесь что? Бунт отважного умника-замполита с отважной командой?  
Петр Петрович Шмидт возглавил в 1905 году взбунтовавшийся крейсер «Очаков» и объявил: «Командую флотом. Шмидт». Его тоже расстреляли. Он не состоял ни в каких политических партиях и не примыкал к политическим движениям.  Он бросил свое обвинение царизму. Петр Шмидт опередил свое время ровно на 12 лет. Валерий Саблин - на 17 лет. Оба они оказались правы, но посмертно. Однако правота Саблина оказалась опаснее, потому что она ставила под сомнение кровавую правоту революции и, соответственно, таких, как Шмидт. Получалось, что реки крови были пролиты напрасно и царя убили зря. Особую ненависть партийного руководства и руководства КГБ к Валерию Саблину питало то обстоятельство, что он был замполитом, плоть от плоти продуктом партийной системы. И еще: никто не донес о подготовке бунта! По семейной линии у Саблина было все в порядке: любящая жена, сын, уважаемые родители (отец – ветеран войны, орденоносец, капитан I ранга в отставке, мать – учительница). По службе характеризовался отлично. Как мог отличный морской офицер, отличный семьянин из отличной семьи допустить такое вольнодумство вместе с реформаторским порывом? И почему большинство из экипажа пошло за ним? Коммунистическая  система не восприняла сигнал опасности и предпочла искоренить все, что было связано с мятежом на «Сторожевом». Всю старую команду заменили новой. «Скверну» искоренили. А корабль отправили на Камчатку, от греха подальше. В 2002 году корабль продали в Индию на металлолом. СКР «Сторожевой» нес службу на Камчатке без перерыва в течение 26 лет. Подвиг замполита Валерия Саблина до сих пор раздражает немалое количество военморов. Но даже они сходятся в том, что Саблин – не изменник, никого не убил, был честен, отважен, искренен, и заплатил за свои убеждения  жизнью. Время подтвердило его правоту.  Достоин ли он нашей доброй памяти? Уверен, что да!
Пожалуй, завершить список знаменитых кораб-
лей, посетивших или закончивших свои дни на Камчатке, можно ракетным крейсером «Севастополь». В январе 1986 года он пришел на Камчатку, к месту постоянного базирования. «Севастополь» стал первым надводным крейсером, имевшим камчатскую прописку. Он получил свое гордое имя в наследство от линкора «Севастополь», участвовавшего в Первой Мировой войне, а затем в антибольшевистском Крондштадтском мятеже весной 1922 года. После подавления мятежа «Севастополь» переименовали в «Парижскую коммуну» и перевели к новому месту службы – в Севастополь.  В 1943 году кораблю возвратили прежнее имя. Нужно было как-то смягчить тягостное ощущение от сдачи города Севастополя в июле 1942 года. Тогда советское командование бросило прижатую к морю стотысячную группировку советских войск. Черноморский флот эвакуировать оборонявшихся севастопольцев не стал. Командующий черноморским флотом адмирал Октябрьский посчитал операцию по эвакуации нецелесообразной.  Немцы взяли в плен около 80 тысяч человек.  Линкор был списан на металлолом в начале 50-х годов прошлого века. На смену ему пришел ракетный крейсер, вступивший в строй 9 мая 1969-го, в год 25-летия освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков. Крейсер списали на иголки и продали Индии в 1990 году. Напоследок он стоял в заводе, частично сгорел. А когда его буксировали для разделки на металлолом, он затонул на мелководье у полуострова Индостан. Корабль удалось поднять. Индусы отправили-таки его на переплавку. Крейсер «Севастополь» не сдавался до последнего.
150-летие первой обороны Севастополя и окончание Крымской войны широко отмечали в 2006 году. Делегация от администрации Петропавловска-Камчатского отправилась в Севастополь с предложением стать городами-побратимами. Увы, побрататься не удалось. В марте 2014 года делегация от Петропавловска-Камчатского снова попыталась отправиться в город-герой с предложением о братании. Но дальше намерений дело не пошло.
Наша газета предложила начать с малого, наз-
вать хотя бы в честь города одну из сопок в микрорайоне Завойко, где находилось юстировочная вышка крейсера и где в день рождения своего корабля ежегодно собирается экипаж «Севастополя», и открыть хотя бы экспозицию в объединенном краеведческом музее.
История продолжает вить свои замысловатые узоры. Она холодна, равнодушна и беспристрастна. Мы пишем ее своими биографиями, нередко заплетенными в одну общую судьбу. Мы слышим свою историю как оклик из прошлого.  Иногда это называют преемственностью.

Помнить, чтобы понять. Понять, чтобы самосохраниться.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.