ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:

Печать
Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на совершенствование российского законодательства в части, касающейся противодействия обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ, так называемых спайсов.

В этих целях в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» вносятся изменения, определяющие порядок оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ синтетического или естественного происхождения.
Законодательно теперь закреплено понятие «новые потенциально опасные психоактивные вещества», к которым отнесены вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен.
Кроме того, в законе появились понятия «оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» и «Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен». Установлено, что решение о включении вещества в Реестр будет принимать федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Наркоконтроль).
Законом установлен запрет не только на потребление, но и на пропаганду таких веществ.
Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 234.1., которая устанавливает уголовную ответственность за незаконные производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Максимальное наказание по этой статье УК РФ – до 8 лет лишения свободы.
Кроме того, Федеральным законом установлена административная ответственность за потребление потенциально опасных психоактивных веществ и вовлечение несовершеннолетних в их употребление.
В тоже время санкции статей (6.9, 6.9.1, 6.10, 6.13, 20.20, 20.22 КоАП РФ), в которые внесены изменения, остались прежними.
Изменения вступают в силу с 15 февраля 2015 года.

Н.СИМАК,
начальник отдела по надзору за исполнением
федерального законодательства прокуратуры
Камчатского края.

С июля 2009 года в уголовном судопроизводстве в России применяется институт досудебного соглашения о сотрудничестве. Основная цель его введения состоит в противодействии преступности.
Досудебное соглашение – это своеобразное подтверждение деятельного раскаяния лица, совершившего преступление, в результате чего наказание за содеянное им не может превышать половину максимального срока или размер наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ. При этом досудебное соглашение не является иммунитетом от уголовного преследования, а лишь служит основанием для смягчения уголовной ответственности.
Глава 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
подробно регламентирует особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и устанавливает, что инициатива заключения такого соглашения исходит от подозреваемого или обвиняемого.
Необходимо выделить следующие условия заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.
Во-первых, оно должно быть заключено добровольно и при участии защитника.
Важнейшим условием заключения досудебного соглашения является активное содействие обвиняемого следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления. При этом особый порядок проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в порядке, предусмотренном гл. 40.1 УПК РФ, не может быть применен в случае, если содействие подозреваемого или обвиняемого следствию заключается лишь в сообщении сведений о его собственном участии в преступной деятельности.
Подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования и до объявления об окончании предварительного следствия. Пропуск указанного срока является основанием для отказа в заключении соглашения.
Предметом досудебного соглашения о сотрудничестве не может быть условие об изменении обвинения на более мягкое. Соглашение о сотрудничестве предусматривается в качестве смягчающего вину обстоятельства и, как следствие, гарантирует назначение менее строгого наказания.
Уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение, выделяется в отдельное производство.
При необходимости обеспечить безопасность подозреваемого или обвиняемого или безопасность его родственников и близких лиц, применяются меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренные федеральным законодательством.
Прокурор наделен ведущей ролью в процедуре заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.
Само ходатайство подается на имя прокурора, который обязан проверить обоснованность указанных в нем доводов и вынести постановление об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения или об отказе в его удовлетворении.
Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение, а также материалы, подтверждающие соблюдение обвиняемым условий и выполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В случае утверждения обвинительного заключения прокурор выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по данному уголовному делу.
Уголовное дело, поступившее в суд с таким представлением, является основанием для рассмотрения судом вопроса об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения.
Особый порядок проведения судебного заседания и вынесения судебного решения применяется после того, как суд удостоверится, что государственный обвинитель подтвердил активное содействие обвиняемого следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого преступным путем. Кроме того, суд должен убедиться, что досудебное соглашение было заключено добровольно и при участии защитника.
Если суд установит, что указанные условия не соблюдены, то он принимает решение о назначении судебного разбирательства в общем порядке.
Судебное заседание и постановление приговора в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, проводятся без судебного разбирательства в связи с согласием с предъявленным обвинением.
По усмотрению суда подсудимому с учетом положений статей 64, 73 и 80.1 УК РФ могут быть назначены более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, условное осуждение или он может быть освобожден от отбывания наказания.
Широкое применение предусмотренной законом процедуры заключения досудебного соглашения о сотрудничестве между сторонами обвинения и защиты позволяет правоохранительным органам добиваться ощутимых положительных результатов по раскрытию и расследованию тяжких и особо тяжких преступлений.
В Камчатском крае, в частности, с применением института досудебного соглашения о сотрудничестве пресечена преступная деятельность нескольких групп, занимавшихся распространением наркотиков.


С. ВИНОГРАДОВА,
начальник отдела
по надзору за уголовно-процессуальной
и оперативно-розыскной деятельностью
прокуратуры Камчатского края.

С 3 января 2015 года действуют изменения, внесенные в ст. 171.2 УК РФ (незаконные организация и проведение азартных игр) ст. 14.1.1 КоАП РФ (незаконные организация и проведение азартных игр) Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 430-ФЗ.
Из состава преступления, предусмотренного ст. 171.2 УК РФ, исключен такой признак, как обязательное извлечение дохода в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей).
Дело в том, что на практике достаточно сложно доказать образование дохода от преступной деятельности в таком размере.
Выручка накапливается организаторами незаконных азартных игр в течение определенного периода времени и изымается с места совершения противоправного деяния, что позволяет в большинстве случаев избежать уголовной ответственности.
В связи с этим состав данного преступления сделан формальным. Это позволит привлекать к уголовной ответственности лиц независимо от извлечения ими дохода.
Извлечение дохода в крупном размере, а также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков, влекущих более строгую уголовную ответственность (в том числе в виде штрафа в размере до 1 миллиона рублей, либо лишения свободы до 4 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей).
Извлечение дохода в особо крупном размере, совершение деяния организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения отнесены к особым квалифицирующим признакам. При их наличии наказание может выражаться в виде штрафа в размере до 1,5 миллиона руб., либо лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.
Чтобы исключить конкуренцию норм уголовного и административного права, уточнено, что к административной ответственности за организацию и проведение азартных игр вне игорной зоны привлекаются лишь организации. Для граждан и должностных лиц наступает уголовная ответственность.
Для юридических лиц статьей 14.1.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 700 тыс. рублей до одного миллиона рублей с конфискацией игрового оборудования.
Также усилена административная ответственность за организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии.

А. ХРАМОВ,
начальник уголовно-судебного отдела
прокуратуры Камчатского края.