УРОКИ ИСТОРИИ: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДНЕ 8 МАРТА

Печать
Приближается 8 марта. В Российской Федерации это официально признанный выходной праздничный день, когда все дамы ожидают знаков внимания, цветов и подарков.
На протяжении многих десятилетий в нашей стране его отмечали как Международный женский день, который все более ассоциировался не с борьбой женщин за свои права, а с весной, красотой, материнством и любовью. Однако прощание с советским прошлым пробудило интерес к истории происхождения праздников, отмечавшихся в Советской России.

Остановимся на самом главном: рассмотрим основную доступную информацию.
Самая распространенная версия, принятая в Советском Союзе. Во второй половине XIX в. накал борьбы рабочих за свои права все более нарастал. Мужчины уже добились сокращения рабочего дня, права участия в профсоюзах. Но женщины все еще оставались на худших позициях. 8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часового рабочего дня, светлых и сухих рабочих помещений, равную с мужчинами заработную плату. В результате этого марша женщины впервые стали членами профсоюза. Некоторые газеты писали, что поскольку возмущенные дамы гремели кухонной утварью, это выступление женщин так и назвали «Марш пустых кастрюль».
Однако, есть версия, что такой марш состоялся в начале XX столетия в Чикаго, когда на улицы города вышли возмущенные неблагодарностью мужчин чикагские домохозяйки и, громыхая пустыми кастрюлями, ведрами и тазами, стали требовать уважения к себе, равных политических прав, возможности работать на предприятиях, служить в армии и полиции. В результате многие из мужчин города остались в тот день голодными. Именно эти события вошли в историю, как «Марш кастрюль».
Однако демонстрации были разогнаны, и ни о каком празднике речи быть не могло.

8 марта 1908 года американки потребовали запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса. На следующий год социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем.
В 1910 году социалистки и феминистки «отметили» Женский День уже во всех городах США. В этом же году американки были делегированы на Вторую Международную Конференцию социал-революционерок в Копенгагене, где и познакомились с легендарной защитницей женских прав Кларой Цеткин. Именно по ее инициативе было принято решение ежегодно в марте проводить подобные акции по всему миру, дабы  пробудить в женщинах тягу к свободе и равенству. Так появился день, посвященный международной солидарности трудящихся женщин в борьбе за равноправие с мужчинами. Но дата праздника оказалась не четко фиксированной.
Так, 1911 году в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии этот праздник впервые  отмечался 19 марта. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами. Впоследствии подобные манифестации в Америке проходили с достаточной степенью периодичности.  
Не отставали и женщины других стран. Россия в этом списке была далеко не первой.
В XIX – начале XX вв. в России господствовала консервативно-патриархальная концепция, в рамках которой женщины занимали подчиненное положение. Эта концепция являлась основой законодательства, поддерживалась высшими органами государственной власти, а также значительной частью населения страны. Ее теоретической и нравственной опорой являлось христианское учение, согласно которому жена сотворена после мужа – создана для мужа, не только помощница для мужа, но помощница «подобная ему». В научной и общественной среде России XIX в. появляются теории о природных предпосылках неполноценности женщин, в соответствии с которыми заявлялось, что женщины физически слабее мужчин и менее умны, что предполагает ограничение их в правах. В конце XIX – начале XX вв., в связи с ростом промышленного производства, значительно возрос удельный вес женского труда на фабриках и заводах. Однако законодательство России не предусматривало отпуск для беременных женщин, правовую охрану матерей, имеющих малолетних детей, что вызвало серьезную озабоченность со стороны прогрессивно настроенных деятелей общественности и науки. Движение за политические права женщин, получившее в России название «женского освободительного движения», стало возможным только с началом революции 1905 года, когда встал вопрос о демократизации политической системы России в целом. В кампанию за предоставление женщинам политических прав активно включилось старейшее женское объединение – Всероссийское женское взаимно-благотворительное общество, учрежденное в 1895 году. Были созданы новые женские организации, ставящие перед собой, прежде всего, политические требования: Союз равноправия женщин (1905 г.), Женская прогрессивная партия (1905 г.), Лига равноправия женщин (1907 г.).
Первый Всероссийский съезд женщин прошел в Санкт-Петербурге в 1908 году. На нем присутствовали более тысячи участниц. А Международный день солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие стал регулярно отмечаться в России только с 1913 года.
Бесконечные споры идут по поводу того, почему женский день солидарности отмечается именно 8 марта. Одни исследователи обращаются к событиям в Нью-Йорке, другие считают, что эта дата появилась не сразу. Сначала, по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Грюнберг, датой Международного женского дня было утверждено 19 марта – в честь победы берлинских рабочих в революционных боях в 1948 году. И первый Международный женский день именно поэтому отмечался в 1911 году в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта.
В 1912-м он проходил в тех же странах, но 12 мая. В 1913-м получился полный разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии – 9 марта, во Франции и России – 2 марта. Это было связано с чисто организационными трудностями.
И только в 1914 году впервые повсеместно Международный женский день проводили 8 марта, так как он совпал с воскресеньем, то есть, с нерабочим днем. Да так и закрепился на этой дате.

Были и иные версии возникновения женского праздника. В частности диакон Андрей полагает, что праздник 8 марта был задуман не как день прославления женщин вообще, а как день женщин-революционерок. Он приписал установление этой даты именно Кларе Цеткин. Якобы, воспользовавшись удобным поводом, Клара вспомнила об Эсфири, которая спасла свой народ от власти жестокого тирана. В иудейской традиции Эсфири посвящен самый веселый праздник года – Пурим, празднующийся как раз на стыке зимы и весны. В 1909 году подвижный праздник Пурим отмечался накануне 8 марта.
Возможно, именно Эсфирь могла бы быть символом женской силы, красоты и обаяния. Ведь именно эти качества позволили ей под страхом потерять свое положение  в обществе, вопреки строгому придворному этикету явилась без приглашения к персидскому царю Артаксерксу и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите иудеев. И не смог Артаксеркс отказать прекрасной Эсфири и отменил прежний указ об истреблении иудейского народа.
Кстати, о. Андрей и праздник 23 февраля также увязывает с Пуримом.
Но дело в том, что приход к власти в России большевиков повлек за собой перемену календаря. При этом 8 марта по новому стилю пришлось на 23 февраля по старому. Это вполне объясняет близость «женского» и «мужского» дней в советском календаре. Между тем из резолюции II Международной конференции социалисток 1910 года совершенно очевидно явствует, что Международный женский день задумывался отнюдь не как праздник, но как чисто политическое мероприятие, а Пурим – действительно праздник, родной брат нашей Масляницы, европейского Карнавала, греческих Дионисий (или Вакханалий), болгарского Кукере, персидского Новруз-Байрама. Все они родом из новогоднего праздника, отмечавшегося в древнем Вавилоне, обрядность которого распространилась затем по всему Средиземноморью и далее до Урала и Скандинавии.
По этому поводу оппонент о. Андрея Кураева – священник Андрей Дудченко справедливо отмечает, что основатели Советского государства были воинствующими безбожниками, и вряд ли руководствовались бы иудейскими религиозными мотивами при выборе даты для «женского дня». Творцам «социалистического отечества» нужно было создать свою систему верований, обрядов и ритуалов в противовес Православию и Таинствам Церкви. Вместо почитания Пречистой Матери Божией люмпенизированной рабоче-крестьянской толпе был предложен «женский день», так удачно вписавшийся в советский календарь.
В самом деле, трудно было выбрать лучшее время для «празднования», чем раннюю весну, когда пробуждается от зимнего сна природа, по-весеннему начинает светить солнце, и распускаются первые цветы-подснежники. Дудченко предлагает задуматься о том, каков наш идеал: эмансипированная мужеподобная революционерка или же заботливая и чуткая жена-христианка? Вряд ли кому импонирует первый тип. И если так, то давайте помнить, что наших жен и матерей, сестер и коллег мы в свое время сможем поздравить с их настоящим праздником, когда Церковь прославляет заботу и верность жен-мироносиц.
Тем не менее, не стоит отказываться от подарков, которые преподносятся от чистого сердца, но если вы придерживаетесь канонов православия, то вполне можете позволить себе посвятить выходной день привычному для христианского Великого Поста времяпровождению. А если – нет, не будем забывать, что Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная. Именно терпимость к верованиям и традициям других народов, позволяет многие века сохранить ее целостность.
Можно ли согласиться с версией подмены одного смысла события другим? Несомненно, подмена смыслового содержания различных событий наблюдается в истории всех народов. В свое время, искореняя язычество, христианская церковь была вынуждена согласиться с передачей многих функций языческих идолов своим апостолам. Однако нам не дано узнать, что думала по поводу 8 марта немка Клара Цеткин, слушая предложение своей землячки Елены Грюнберг. Но ведь гораздо важнее то, какой смысл в конкретное событие или дату вкладывают сами люди.
Что касается почитания женщин, то подобные празднества известны еще со времен Древнего Рима, когда одним из самых древних и значительных был культ Весты, богини огня на очаге. Весталкам оказывался величайший почет, а если процессия весталки встречалась на улицах города с процессией, ведущей осужденного на казнь, преступника объявляли помилованным. В дни чествования весталок римские женщины получали от мужчин дорогие подарки. Ну, а если углубиться еще дальше, можно вспомнить, как непросто пришлось мужчинам в период перехода от матриархата к патриархату. Чтобы доказать, что они ничем не хуже женщин, им приходилось даже изображать муки родов.
Но вот времена изменились и сначала женщины боролись за свои политические и гражданские права, а затем в нашей стране день 8 марта совсем поменял свою революционную составляющую и стал просто днем прославления женщин.
Нам, жителям Камчатки, в этот можно вспомнить добрым словом удивительных женщин, чьи имена неразрывно связаны с ее историей. Например – отчаянная «командорша» – Анна Кристина Беринг, которая, взяв двух маленьких детей, совершила вместе с Великой Северной экспедицией невероятное путешествие, сопроводив своего супруга до самого Охотска. И это в 1740 году, когда через пустынные глухие земли, почти при полном отсутствии дорог и обилии дикого зверя, не каждый мужчина рисковал двинуться в путь.
Или Наталия Шелихова, стоявшая у истоков Русской Америки, взявшая на себя, после смерти супруга, все хлопоты по продолжению дела. Именно она осознала важность географических открытий, сделанных Россией в северной части Тихого океана, предложив составить детальную карту Восточной Сибири, Курильских и Алеутских островов, а также северо-западной части Северной Америки.
А Юлия Георгиевна Завойко – супруга знаменитого генерал-губернатора? Женщина удивительной судьбы, вырастившая десять из тринадцати рожденных детей. Она была не только верной спутницей жизни и надежной опорой своего супруга, но и стала инициатором многих событий культурной жизни Петропавловска. Ее книга «Воспоминание о Камчатке и Амуре 1854-1855 гг.» – необычайно интересное повествование о Петропавловской обороне и жизни нашего края в середине XIX в.
Чем не замечательная возможность с пользой провести выходной день 8 марта?
Стоит только открыть книгу.

Т. ВОРОБЬЕВА,
кандидат исторических наук,
доцент, зав. кафедрой экономических и социально-гуманитарных
наук Петропавловск-Камчатского филиала РАНХиГС.