НЕ ТО АВТО

Печать
После громкого скандала бесславно закончило свое существование ООО «Белая ворона». А мы по просьбе наших читателей, пожелавших узнать, что нужно учитывать при покупке автомобиля через фирму-посредника, встретились с руководителем одной из компаний, которая также занимается приобретением и доставкой японских автомобилей с аукционов, Владимиром Фасхудиновым.

Основным способом защиты от мошенничества будет внимательность клиента при выборе фирмы и, особенно, при заключении договора поручения на покупку автомобиля. Помимо знакомства с обязательствами исполнителя договора: «произвести покупку в соответствии с запросами клиента, провести диагностику за счет клиента, заключить договор на транспортировку», нужно детально проанализировать пункты договора о «Порядке расчетов». (По информации Владимира Фаритовича, клиенты его компании до прибытия автомобиля в Петропавловск-Камчатский оплачивают сумму в пределах 60% от оговариваемой стоимости по мере возникновения необходимости. Все окончательные расчеты происходят при передаче приобретенного автомобиля).  
Немаловажный аспект, на который стоит обратить внимание, – ответственность сторон. Анализируя условия договора «Вороны» с клиентом, видим, что обязанностей у клиента в несколько раз больше, чем у исполнителя. Причем санкции за неисполнение договора клиентом описаны подробно, а вот ответственность за неисполнение договора исполнителем по каким-либо пунктам отсутствовала вообще. Только короткой строкой было прописано: «В случае если доверитель не выполнит свои обязательства, указанные в п. 2.2 («После выполнения Клиентом в полном объеме обязательств доверитель обязуется незамедлительно начать работу по его исполнению») настоящего Договора, Доверитель обязуется в полном объеме вернуть выплаченный клиентом аванс в 10-дневный срок». И ни слова не говорилось о возмещении каких-либо иных убытков клиента из-за некачественной или несвоевременной услуги исполнителя.
Также вас должно насторожить упоминание о том, что «в случае если автотранспортное средство не проходит радиационный контроль, автомобиль повторно реализуется через систему аукционов», причем все затраты по этой реализации должны будете нести вы. Радиационное заражение никоим образом не является форс-мажорным обстоятельством, как пытались привязать его к пунктам договора менеджеры «Белой вороны».
К тому же специалисты Ассоциации экспортеров подержанных машин Японии (по заверению директора Ассоциации Ютаки СИОТА в интервью корреспонденту приморского журнала «Золотой РОГ») строго следят за качеством товара. Например, они в обязательном порядке измеряют уровень радиоактивности и выдают специальный сертификат. Поэтому выпускаемые ими машины и автозапчасти никак не могут «фонить». Их специалисты контролируют работу экспертов автоаукционов, поэтому у них не бывает жалоб на несоответствие оценки эксперта и реального состояния автомобиля.
В общем, успешное приобретение средства передвижения в немалой степени зависит и от вашей внимательности и разборчивости при выборе фирмы-посредника.

Немного информации о работе автомобильных аукционов.
Профессиональные автомобильные аукционы являются, как правило, закрытыми: для участия в торгах необходима специальная регистрация, а доступ к аукционной информации предоставляется за определенную плату.
Имея такой доступ, можно для начала сориентироваться в средних аукционных ценах на искомый автомобиль, посмотрев аукционную статистику продаж автомобилей с пробегом и состоянием аналогичным тому, который вам требуется.
Именно в Японии сегодня имеется самая большая и разветвленная сеть автомобильных аукционов, которые организованы лучше, чем где бы то ни было в мире. Там имеется и схема начисления аукционных баллов по состоянию автомобиля, и прямая зависимость цены от пробега, а представленные в аукционном листе фотографии позволяют, хоть и весьма приблизительно, но все же оценить внешний вид автомобиля.
Таким образом, по аукционному листу можно узнать о машине очень многое.
Однако, напомним, что и тут есть поле деятельности для отечественных мошенников. Так, например, совсем не факт, что,
пользуясь услугами японских аукционов через посредников, вы заплатите деньги именно за тот автомобиль, который выбрали. А у продающегося на рынке автомобиля из Японии аукционный лист может быть легко скорректирован при помощи графичес-
кого редактора. Впрочем, оригинал аукционного листа еще несколько месяцев доступен в онлайне, поэтому обман можно легко разоблачить. Однако следует помнить, что доступ на web-страницы японских автомобильных аукционов также платный. Этим часто пользуются отечественные мошенники другого рода, которые предоставляют своим клиентам возможность заглянуть на торги лишь через небольшое «окошко», где выставляется «подчищенная» выборка из выставляемых на ближайшие торги «выгодных» компании автомобилей. Или вообще клиенту показывается заранее подготовленное «зеркало» аукциона, где представлено несколько скопированных и соответствующим образом отредактированных страниц, имитирующих вход в систему и поиск по японским аукционам. А там уже графическим редактором изменены не только аукционные карты, но и фотографии автомобилей – в расчете на то, что купленный таким образом автомобиль будет восстанавливаться до поставки клиенту где-нибудь во Владивостоке.
Конечно, не стоит обвинять в мошенничестве и поголовном обмане клиентов все фирмы-посредники, которые поставляют автомобили с японских аукционов. Скорее наоборот – большинство сделок по приобретению автомобилей на аукционах происходит по нормальной, совершенно честной схеме. Немаловажную роль играют и репутация фирмы, и продолжительность ее работы на рынке такого рода услуг, и степень ее ответственности в период действия договора.
Аукционные дома или аукционные группы в Японии расположены по всей стране. Однако, согласно японскому законодательству, участвовать в японском автоаукционе могут только авторизованные автомобильные дилеры. Автодилеры обычно занимаются как скупкой, так и продажей автомобилей. Для того чтобы стать дилером, нужны: серьезное финансовое состояние, отличная финансовая репутация, опыт работы в автобизнесе. Также дилеры ежегодно платят взносы за участие в автоаукционах. Если дилер будет пытаться продать краденые машины, скручивать счетчики одометров или заниматься другими «грязными» методами продажи, то его лишат членской карточки без права восстановления.
Сегодня в Японии насчитывается более 30 аукционов и аукционных домов, которые каждую неделю выставляют на торги примерно 100 тыс. автомобилей.
В основном продаются подержанные авто. К их числу относятся машины, которые возвращены в учреждения в конце срока аренды, экс-автомобили напрокат, изъятые авто и торговые модули. Класс, возраст и качество этих машин сильно варьируются.
Тем не менее, купить автомобиль с японского аукциона можно по очень низким ценам. Автомобили на аукционах обычно предполагают быструю продажу, а это означает, что дилеры, как правило, готовы устанавливать разумные цены, которые гораздо ниже рыночных.
Все транспортные средства перед продажей на аукционах сначала проходят проверку. Так что у клиента есть уверенность в «чистоте» биографии приобретаемой машины, отсутствии умело замаскированных дефектов и точности показания одометра (ведь, как известно, именно на «пробег» опирается порядок обслуживания автомобиля и составляется список регламентных работ). Аукционные дома дорожат своей репутацией, поэтому не скупятся на проведение оценки состояния автотранспорта.
Во время проверки они используют форму, которая называется «Лист инспекции». Там можно найти следующие параметры: данные об автомобиле (регистрация, номер шасси и прочее); любые структурные повреждения; любые косметические повреждения; любые механические повреждения; популярность авто; дополнительное оборудование; примечания оценщика.
Аукционный дом добавляет автомобиль в базу данных для пользователей и назначает день проведения аукциона. Члены аукциона могут найти всю информацию в сети интернет либо получить данные по факсу. Ценовая политика, которой придерживается каждый аукцион японских автомобилей в Японии, отражает только цены на транспорт. Дополнительные сборы начисляются и оплачиваются отдельно. На момент размещения ставки нужно внести аванс или оплатить стоимость машины заранее. Если предложенная ставка не сыграет, деньги могут быть возвращены или использованы для другой ставки.
В случае если удастся выиграть торги, вам придется оплатить транспортные расходы, морское страхование и другие сборы. Для этого вы получаете договор о покупке и счет-фактуру.
После оплаты обязательных платежей ваш автомобиль будет подготовлен к отправке.
С аукционной площадки автомобиль доставляют к портам Японского моря, где проходит погрузка и оформление документов. Портом назначения для россиян является Владивосток.
Для экспорта автотранспортного средства с Японии необходим сертификат, который представляет доказательство смены собственника, пробег и историю машины.
Страхование перевозки транспорта обязательно, но предполагает два вида — частичную и полную - на выбор плательщика.
Как минимум, покупатель должен получить: сертификат снятия с учета, коносамент, таможенный счет.
Способы погрузки автомобиля на судне различны: отправка Rolling Car. К перевозке принимается машина, которая должна быть на ходу. И доставка в контейнере. Машина будет погружена либо в 20-, либо в 40-фунтовый контейнер. Этот метод перевозки транспорта безопаснее, но дороже. Еще одним преимуществом такой отправки является возможность перевозки неподвижного автомобиля. Цена на отправку в контейнере будет зависеть от того, какая машина перевозится и какие условия погрузки.
Срок доставки может варьироваться от 1 до 6 недель.
Несмотря на ужесточившиеся меры по проведению всего механизма покупки машины за границей, мошенники продолжают придумывать все новые и новые схемы «черной» торговли. Так что доверять свои деньги следует исключительно компаниям с хорошей репутацией, прозрачными схемами расчета и давним опытом работы и внимательно читать договоры.

Татьяна СЕМЕНОВА.