ЗАСВЕТИЛИ ПОД ДЫХ

Печать
Каждый знает, что вовремя не платить за свет плохо и постыдно. Но, судя по последним действиям ОАО «Энергосбыт» (дочернее предприятие акционерного общества «Камчатскэнерго»), своевременная оплата счетов тоже чревата неприятными последствиями.
Те, кто слепо верит напечатанным в квитанциях цифрам, легко могут очутиться в нелепом положении глупого Буратино, которого в известной сказке с легкостью облапошили лиса и кот.

Сотни жителей Петропавловска в июне нынешнего года получили квитанции на оплату электроэнергии за май, где в графе «к оплате» были указаны суммы, в шесть раз превышающие обычный платеж. Один из читателей «Вестей», живущий на улице Бохняка в краевой столице, принес в редакцию удивительные платежки, суммы в которых нас изумили. По итогам марта его платеж за электроэнергию составлял 875 рублей. В апреле пришла квитанция на 687 рублей. Но уже за май энергетики потребовали в течение 10 дней внести, ни много, ни мало, 4016 рублей 16 копеек.
Обратившийся к нам человек, все персональные данные которого с его согласия  имеются в распоряжении редакции, вовсе не является хроническим неплательщиком.
К каждому счету скрупулезно приложил квитанцию об оплате. Ответственно относясь к обязательствам в отношении собственного жилья, он искренне недоумевал: каким образом услуги камчатских энергетиков в одночасье могли настолько подорожать?  
Значительное повышение платы за свет вызвало справедливое недоумение потребителя. В пресс-службе «Энергосбыта» с умным видом нам разъяснили: «Мы переходим на новый комплекс программного обеспечения. Появилась новая автоматизированная база. При переходе с одной программы на другую произошли технические сбои. Если у кого-то есть претензии, то для решения всех проблем можно обратиться в наш офис».
В переводе с официально-канцелярского языка на человеческий – компьютеры «Энергосбыта» вдруг внезапно взбесились и начали рассчитывать оплату за электричество по собственному усмотрению. Поверить в это нам очень трудно. Конечно, электронные устройства, как и любая другая техника, могут внезапно выйти из строя и потребовать ремонта. Но в таком случае, очевидно, жители краевой столицы вообще не получили бы никаких квитанций. Или получили бы их с опозданием. Если же вычислительные машины вдруг ни с того ни с сего начинают насчитывать лишние платежи, с большой вероятностью можно предположить: сбой произошел не в компьютерах, а в головах сотрудников, которые за ними следят. По-другому это называется халатность.
Случившееся вызывает множество вопросов. Почему компьютеры «Энергосбыта», вдруг ставшие жертвами неведомого недуга, стали считать платежи именно в сторону увеличения? Отчего специалисты предприятия, не отладив систему должным образом, принялись рассылать сомнительные квитанции потребителям? Наконец, куда смотрели сотрудники, которые сортируют и разносят уже готовые счета по почтовым ящикам горожан? Неужели они не обратили внимания на то, что указанные в них суммы явно не соответствуют здравому смыслу?
Ольга Неклюдова, пресс-секретарь ОАО «Энергосбыт», утверждает, что после происшедшего она специально организовала собственное выступление по местному телевидению, где призвала жильцов оплачивать электроэнергию по среднему показателю потребления за предыдущие месяцы. В том же интервью она порекомендовала тем, кто недоволен начислениями, идти разбираться в офис сбытовой компании, где обещала восстановление справедливости.
По нашему мнению, аудитория камчатских региональных телевизионных каналов вовсе не так велика, как представляется в уютных кабинетах «Энергосбыта». Далеко не все горожане, получившие явно завышенные счета, смотрели в эфире эпохальное интервью госпожи Неклюдовой. Добавим, что многие потребители привыкли верить любым цифрам, напечатанным в квитанциях и, в отличие от нашего щепетильного в денежных расчетах читателя, добросовестно оплатили выставленные счета. Конечно, потом им сделают перерасчет. Но на каком основании жильцов вынудили заплатить за свет за полгода вперед? Не смахивает ли это на незаконное пользование чужими денежными средствами?
«Технический прогресс не стоит на месте», – заявила Ольга Неклюдова корреспонденту «Вестей», комментируя нововведения в электронных мозгах «Энергосбыта». Здесь с ней трудно не согласиться. Получить с клиентов авансом деньги за свет нажатием одной лишь кнопки на клавиатуре компьютера – это действительно большое достижение человеческой мысли.
Наш читатель с улицы Бохняка, получивший завышенный счет, не поленился навестить отдел «Энергосбыта» по работе с жильцами. Дождавшись в коридоре своей очереди рядом с товарищами по несчастью, он предъявил клеркам фальшивую квитанцию. Кто-то из продавцов электричества без лишних рассуждений зачеркнул в ней выставленную сумму, и уверенно вписал шариковой ручкой в графу «к оплате» 713 рублей 50 копеек. Вот уж действительно семимильные шаги технического прогресса.
«Маленькая ложь рождает большое недоверие», – говорил герой Олега Табакова в фильме «17 мгновений весны». На наш взгляд, история с майскими квитанциями ОАО «Энергосбыт» более чем наглядно иллюстрирует это ставшее крылатым выражение. Становится понятно, что отныне в энергетических счетах следует внимательно изучать и перепроверять не только каждую цифру, но и каждую запятую. Недурно для «Камчатскэнерго», которое совсем недавно было переименовано из открытого в публичное акционерное общество.
В любой стране, где в экономике действует не право сильного, а рыночные законы, биржевой курс акций компании, мухлюющей со счетами, тотчас рухнул бы ниже уровня городской канализации. Но нашим энергомонополистам все как с гуся вода. Конкурентов не существует в природе, а «золотые парашюты» надежно страхуют топ-менеджеров даже от неожиданных отставок.
В начале прошлого года директор ОАО «Энергосбыт» Наталья Александрова настойчиво призывала жителей Камчатки переходить на прямые расчеты с энергетиками. При этом госпожа Александрова уверенно заявляла тогда в интервью одной из местных газет: «Энергокомпания не решает вопросы своего благополучия или финансового процветания. Мы все в одной лодке». Позволим себе усомниться.
Наша газета уже не раз писала о так называемых «золотых парашютах» камчатских энергетических парней. Каждому из четырех генеральных директоров «Камчатскэнерго», которые как перчатки меняли друг друга в последние годы, выплачивалось в качестве компенсаций по 120 миллионов рублей. А Василий Безносюк, увольняясь, положил в карман 240 миллионов. Помимо этого, за последние восемь лет в энергокомпании  сменились пять председателей совета директоров. И четверо из них также получили многомиллионное выходное пособие.
Между тем, энергетики, постоянно сетующие на свое критическое финансовое положение, уже около трех лет сражаются с местными управляющими компаниями.
ПАО «Камчатскэнерго» никак не удается наладить с ними нормальные договорные отношения. Причем, главная проблема так и остается нерешенной. Дело в том, что энергокомпания категорически отказывается включать в соглашения пункт о своей финансовой ответственности за услуги, предоставленные некачественно.
Если, к примеру, температура воды в системе отопления ниже установленной температуры, то оплачивать такую услугу потребитель в полном объеме не должен. Ему положено сделать перерасчет. Сейчас управляющие компании несут на этом прямые убытки. Они вынуждены уменьшать сумму оплаты для жильцов, но энергопредприятие не компенсирует им эти потери.
При этом в «Энергосбыте» никак не хотят признать, что претензионная работа с компаниями-должниками организована в энергокомпании из рук вон плохо. В суде оспорено лишь немногим более четверти долгов управляющих компаний Петропавловска. Взыскано с должников еще меньше. Так происходит оттого, что юристы «Камчатскэнерго» испытывают затруднения с доказательствами объема и качества услуг, на оплату которых они претендуют, из-за отвратительно налаженного учета в ОАО «Энергосбыт».
Теперь энергокомпания, которая не может справиться в суде с двумя десятками задолжавших ей управляющих компаний, взялась за жильцов. По данным крупнейшей управляющей компании краевого центра – ООО «УЖКХ», в тех многоквартирных домах, где жители предпочли прямые расчеты с энергетиками, собираемость платежей уже рухнула с 85 до 70 процентов. Очевидно, этот показатель будет снижаться и дальше. Только потому, что у Энергосбыта нет ни сил, ни персонала, чтобы взыскивать недоимки с каждой квартиры в отдельности.
«Технические сбои» в такой ситуации могут принести весьма приятную поправку в графу «доходы» бухгалтерского баланса. Даже если один из десяти добросовестных потребителей не глядя, оплатит завышенный счет и не пожалуется впоследствии, безмозглая электроника «Энергосбыта» оправдает свое существование. Только пойдут ли впрок собранные таким образом деньги?

Дмитрий ЧЕРНОВ.