«ПОТЯЖЕЛЕЕТ» ЛИ БЕНЗИН?

Печать
Можно много говорить о кризисе, инфляции, увеличении стоимости проживания в нашей стране в целом и на Дальнем Востоке в частности. Однако стоит вспомнить и о том, что одна из многих и весьма важных составляющих этого – стоимость топлива. Она напрямую влияет на общее ценообразование. Не так давно Росстат подвел итоги первого полугодия по стоимости бензина и дизельного топлива в целом по стране и в частности в ДВФО.

Итоги оказались, в принципе, предсказуемы. Главные статистики России сообщили, что самое «дорогое» в топливном плане место нашей Родины – это столица Чукотки – Анадырь. По данным Росстата цена за литр бензина АИ-92, как и за литр солярки, там составила ровно 50 рублей. Видимо, ведомство не учитывало отдаленные населенные пунк-
ты. По словам главы одного из сельских поселений, на периферии цена за литр АИ-92 составляет примерно 57 рублей, а литр ДТ примерно 60. Для большей наглядности мы приведем таблицу с отчетностью Росстата о стоимости бензина и ДТ за первую половину 2015 года. Цены, естественно, приведены в рублях (таблица 1).
Помимо этого, Росстат сообщил, что средняя цена на топливо всех марок в одном из не самых бедных на углеводороды регионов страны отличается от общероссийской. На Дальнем Востоке в зависимости от региона стоимость горючего выше, чем средняя по России, на сумму от 1 до19 рублей. Как видно из таблицы, самым благополучным местом на карте «топ-
ливных» цен ДВФО остается Хабаровский край. Это объясняется тем, что именно там находятся два неф-
теперерабатывающих завода, откуда и производятся поставки во все остальные регионы ДВ – Хабаровский НПЗ и Комсомольский НПЗ. Причем львиная доля горючего идет именно с Хабаровского НПЗ, который входит в холдинг «ННК» («Независимая Нефтегазовая компания»). В его составе и монопольный поставщик топлива на наш полуостров – АО «ННК – Камчатнефтепродукт». Далее по нарастающей: чем дальше регион от НПЗ, тем дороже бензин и солярка – на стоимости начинают сказываться расходы на доставку до места. Не укладывается в эту логику то, что ЕАО к Хабаровскому краю все-таки ближе, чем Амурская область.
Однако напомним – эта таблица приводит данные Росстата за первую половину 2015 года. А с конца июня прошло уже почти два месяца и нам стало интересно: поменялась ли в ДВФО стоимость на топливо. Ведь, как мы помним, на Камчатке цены поднялись в последний день июля. Тогда автомобилисты, приехавшие с утра на заправки, были неприятно удивлены тем, что стоимость топлива вдруг выросла. За одну ночь литр АИ-92 «потяжелел» на 40 копеек – с 39,80 рубля, до 40 рублей 20 копеек.
Чтобы понять, не стали ли камчатцы единственными, кто почувствовал этот ценовой скачок, наша редакция связалась со всеми соседями по дальневосточному региону и выяснилось, что не одни мы такие счастливцы. Вот как теперь выглядят цены по данным газеты «Вести» (таблица 2).
Из этой таблицы видно, что почти повсеместно цены на бензин и дизельное топливо выросли. Единственным стабильным в ценовом плане регионом стал Чукотский автономный округ. Как нам рассказали в единственном поставщике топлива в ЧАО – компании «Чукотснаб», – это легко объяснимо. Дело в том, что цены в округе меняются лишь один раз в год – осенью, по результатам летней навигации, заполненности резервуаров горючим, затрат на приобретение топлива. Тогда и рассчитывается отпускная стоимость на следующий период.
В другие же регионы неф-
тепродукты поставляются круглый год, и цены на них могут измениться в любое время. Напомним, что на Камчатке, помимо вышеупомянутого летнего, было также весеннее подорожание. В марте «Камчатнефтепродукт» поднял цены на все виды автомобильного топлива сначала на 30 копеек, а затем еще на 20.
А до этого, с мая 2014 года по март 2015 года, «Камчатнефтепродукт» не повышал розничные цены на нефтепродукты. Тогда Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по обращению краевого министерства экономического развития, предпринимательства и торговли провело проверку. Однако нарушений УФАС не обнаружило. Подобные проверки проводились по всей стране повсеместно, но антимонопольщики никаких нарушений действующего законодательства не находили. Основной причиной повышения розничных цен оказывалось подорожание отпускных цен у заводов-производителей.
Теперь стоит разобраться, отчего дорожает бензин и ДТ, ведь нефть постоянно дешевеет. По мнению аналитиков, как ни странно, сама стоимость «черного золота» на цену горючего влияет весьма незначительно. Основным фактором являются налоги и налоговые изменения. Налогов для нефтяных компаний хватает. Они взимаются как на этапе добычи нефти, так и на этапе переработки и розницы. Но и это еще не все. Во многом цены на нефтепродукты в России определяются экспортными ценами на них. Тем более что в результате проведенного в начале года налогового маневра, который заключался в снижении экспортной пошлины, у нефтяных компаний появились дополнительные стимулы увеличивать экспорт и тем самым сокращать предложение на внутреннем рынке.
Как же подорожал бензин и дизельное топливо у производителей в сравнении с розницей? И стоит ли нам ждать в будущем неприятных сюрпризов? По данным Росстата с начала 2015 года отпускные оптовые цены на 92-й бензин выросли у производителей на 20,5 процента, а розничные лишь на 0,4 процента. С ДТ дела обстоят немного лучше – отпускные цены на АИ-92 поднялись на 10,3 процента, а в рознице на 0,2 процента. Это означает, что на данный момент уменьшилась разница, которую забирают себе розничные торговцы. При первой возможности АЗС захотят вернуть утраченные позиции и если они это сделают, цена на бензин может существенно подняться. Как и когда это произойдет – в результате резкого скачка или длительного роста цен, пока определить трудно. Одно можно сказать с уверенностью и сожалением – цены расти будут.

Алексей БОМКО.