КАМЧАТСКИЙ «РОСГОССТРАХ» НАКАЗАН

Печать
Согласно решению Арбитражного суда Камчатского края ООО «Росгосстрах»  предстоит заплатить 650 000 рублей за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Напомним, что примерно в конце 2013 года во многих офисах страховых компаний «пропали» страховые полисы ОСАГО. Менеджеры и ответственные работники поясняли исчезновение полисов сначала перебоями с печатью бланков, затем сложностями с оформлением полисов. Через некоторое время бланки также неожиданно появились, однако оформить страховку предлагали вкупе с другим полисом. В нагрузку к страхованию автогражданской ответственности автовладельцам предлагали застраховать жизнь, собственное имущество или недвижимость.

На форумах автовладельцев и среди водителей поднялась волна возмущения действиями страховщиков. Одновременно возникло множество сомнительных офисов, предлагавших оформить страховку быстро и без очереди, при этом в некоторых случаях «втюхивая» клиентам поддельные или продублированные полисы. Соответственно посыпались заявления в правоохранительные органы.
Подобное положение сложилось не только на Камчатке, но и во многих регионах Российской Федерации. Однако на полуострове это первое судебное решение. Изначально инициатором привлечения к административной ответственности страховой компании стало Камчатское Управление Федеральной антимонопольной службы, которым вынесено постановление о признании ООО «Росгосстрах» виновным в совершении административнго правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей. Страховщики решили оспорить решение УФАС в Арбитражном суде Камчатского края. В результате судом установлено, что в рассматриваемом случае представители административного органа действовали вполне обоснованно, но неверно исчислили сумму штрафа, определив ее в максимальном размере, поэтому штраф ООО «Росгосстрах» был снижен до 650 000 руб.
В последнее время количество обращений граждан  в надзорные организации с жалобой на неправомерные действия сотрудников страховых компаний значительно увеличилось. Для этого нужно предоставить доказательства таких действий. Ими могут служить письменный отказ организации в предоставлении услуги ОСАГО или предоставлении с дополнительным комплектом услуг либо аудио-, видеозапись разговора с сотрудниками компании. Однако важно не забыть предупредить сотрудников компании-страховщика о ведении такой записи.
В свою очередь в стране растет и количество наказанных страхователей. Например, в отношении руководителя филиала ООО «Росгосстрах» в Татарстане возбуждено административное дело по ст. 15.34.1 КоАП РФ (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования). Данная статья предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей.
Прокуратурой проведена проверка соблюдения  требований законодательства о защите прав потребителей в деятельности отдела г. Благодарного Ставропольского филиала ООО «Росгосстрах», сотрудники которого вынуждали граждан  в обязательном порядке заключать договоры дополнительного страхования жизни. По итогам проверки вынесено шесть постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях. А в ростовское УФАС России поступило обращение прокуратуры с требованием признать ООО «Росгосстрах» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Собственно среднестатистического автолюбителя размеры материального наказания страховщиков мало волнуют. Ему важно оформить страховку без дополнительных «осложнений» по доступной цене. К сожалению, большинство автовладельцев идут на поводу у недобросовестных страховщиков из-за нежелания терять время и собственный покой. Многие из них соглашаются заплатить некоторую сумму за дополнительную услугу, подчас совершенно ненужную, но побыстрее получить полис и продолжать ездить.  Но решение конфликта со страховщиками, по мнению экспертов, – в активной гражданской позиции граждан. Массовые организованные заявления автовладельцев по поводу неправомерных действий страховых компаний, обращения в надзорные организации и в суд способны заставить страховщиков пересмотреть свои позиции в организации автострахования.
Есть мнение, что, поскольку страховым компаниям выплачивать ущерб пострадавшим приходится в больших суммах, так как российский автопарк дорожает, то и размер тарифов должен соответственно увеличиваться. Иначе страховщики несут больше убытков, чем получают прибыли. А это ведет к уходу с рынка больших надежных компаний и распространению сомнительных контор, замещающих их услуги. А какую реакцию повышение тарифов на автостраховку вызовет у населения, можно только предполагать. Опять же, где предел повышения тарифов и сколько конкретно должен выложить владелец автомобиля за полис, чтобы страхователь при необходимости не только мог выплатить страховую сумму в полном объеме, но и лично процветал во всех отношениях? Не получиться ли как всегда: цены растут, а результат не улучшается?
Но так ли все безнадежно? Не секрет, что страховка машины за рубежом может обходиться дешевле, чем в России. Например, в России страховая компания не имеет права расторгать договор страхования по своей инициативе, а в Европе в некоторых странах это возможно. То есть, если компания видит, что кто-то явно пользуется дырами в страховом законодательстве, она совершенно спокойно может разорвать договор с таким недобросовестным клиентом еще до срока его истечения.
Во многих странах вы с трудом найдете машину без царапин и потертостей.
Для страхования подобных вещей используется франшиза – компания возмещает только крупный ущерб, а мелкий – сам собственник, если посчитает нужным. Это значительно уменьшает стоимость страховки. На западе это норма, там практически нет страховок КАСКО без франшизы. В нашей стране это только начинает развиваться.
Далеко не везде проводится осмотр машины – это тоже специфика именно нашей страны. Например, в Восточной Европе существует только выборочный осмотр, а, скажем, в Англии такого нет вообще. Еще один момент – в случае угона в некоторых странах возмещается рыночная стоимость машины, основанная на каталожной цене. То есть клиент, подписывая полис, соглашается, что он может как понести потери (если цена упадет), так и заработать (если цена вырастет).
Ну и кроме этого, стоит отметить, что у нас в стране не развито страхование в целом. Автостраховка, будем говорить честно, навязана нам государством. Иначе далеко не все автовладельцы стали бы на нее тратиться. У нас не принято страховать имущество, при наводнениях.  Жители пострадавших районов не идут к своим страховщикам, поскольку никогда там не были, а ждут шаровой помощи от государства. Мало кто дополнительно страхует жизнь и здоровье, разве что когда едет за границу и то, по настоянию туроператора.
Возможно, страховым компаниям в свою очередь тоже стоит проявить активность и подумать над тем, как заинтересовать население и расширить услуги страхования в целом, а не ждать манны небесной от государства в виде повышения тарифов на ОСАГО.

Иван ТИМОФЕЕВ.