НАША ЖИЗНЬ СТОИТ 41 ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ. ТАК РЕШИЛ «АЭРОФЛОТ»?

Печать
В минувшее воскресенье, 7 февраля, тревожная новость моментально облетела всю Камчатку. Пассажирский авиалайнер Airbas А330, летевший из Москвы в краевую столицу, вдруг развернулся над Сургутом и лег на обратный курс в Первопрестольную.
Экипаж авиалайнера принял решение вернуться из-за трещины, которая образовалась на лобовом стекле кабины пилотов. Самолет снизился с высоты 10 тысяч 500 метров до высоты 3 тысячи 500 метров, снизил скорость и медленно поплыл в сторону Шереметьевского аэропорта, где через пять часов благополучно приземлился.  Никто из пассажиров не пострадал.
Авиалайнер следовал на низкой высоте, иногда опускаясь до 2 тысяч 600 метров и со скоростью около 600 км/час (при крейсерской скорости 880 км/час). Как сказал командир корабля: «Из-за опасения взрывной разгерметизации кабины». На борту самолета находились 243 человека, включая 12 детей и 11 членов экипажа.  Повезло тем, кто летел в бизнесклассе. Они быстро справились со стрессом с помощью крепких спиртных напитков.

Остальным пришлось довольствоваться лишь утешительными речами бортпроводниц и командира корабля. Слава богу, все закончилось благополучно. Но к экипажу авиалайнера, да и в целом к авиа-
компании «Аэрофлот.
Российские авиалинии»,
появилось много вопросов.
Начну с главного. Авиакомпания «Аэрофлот» не устает повторять, что главным приоритетом в ее работе является безопасность полетов пассажиров. Тогда почему пилоты приняли решение рисковать жизнями пассажиров в течение пяти часов, а не приземлились на ближайших аэродромах Новосибирска, Томска и Омска, находящихся в сорока минутах полета? Если ситуация была угрожающей, то зачем было испытывать судьбу столь длительное время?
Вопрос номер два. Кто-нибудь из наземных служб «Аэрофлота» пытался повлиять на решение пилотов с тем, чтобы рекомендовать им посадить самолет в ближайшем аэропорту? Если нет, значит, руководство компании «Аэрофлот» приняло решение рисковать жизнями пассажиров намерено, чтобы не нести убытки.
Здесь начинается самая интересная часть этого авиа-
ционного происшествия.
Допустим, авиакомпания приняла бы иное решение и потребовала бы от летчиков посадить самолет в ближайшем аэропорту. Попробуем посчитать, во сколько бы  обошлось приземление, затем последующее пилотирование самолета обратно в Москву. Возьмем для примера обслуживание взлета в аэропорту Елизово. Оно, (обслуживание), включая обеспечение безопасности, составляет  около 500 тысяч рублей.  Прибавьте к тому затраты на топливо (около трех миллионов рублей), размещение в гостинице и обеспечение питанием пассажиров обошлось бы, как минимум, в один миллион рублей и дополнительные расходы на аэронавигацию составили бы еще два миллиона рублей. К тому же, если бы самолет приземлился в Новосибирске, туда бы пришлось направлять дополнительный борт, опять же с взлетом, посадкой и с вышеуказанными расходами. Да еще перегонять авиа-
лайнер в Москву, пусть со значительно меньши-
ми, но все же расходами. По самым скромным оценкам вся эта операция в совокупности обошлась бы авиакомпании дополнительно примерно  в десять миллионов рублей. Разумеется, специалисты могут меня упрекнуть в том, что расчеты произведены неточно. Готов принять эти упреки. Пусть назовут точную цифру, и мы ее обязательно опубликуем.  Но представьте себе, что жизнь двухсот сорока трех человек, с точки зрения авиакомпании, стоит меньше десяти миллионов рублей.
Наша газета направила письмо с вопросами авиакомпании «Аэрофлот. Российские авиалинии» на имя генерального директора. Но ответа, увы, пока не получила. Да и получит ли?
Комиссия, которая будет рассматривать правомерность принятия решения летчиками следовать в Москву, а не в ближайший аэропорт, еще сделает свои выводы.  
Но, даже не обладая специальными познаниями в области авиатехники, любой мало-мальски здравомыслящий человек придет к выводу, что командир воздушного судна  признал ситуацию экстремальной, иначе бы он не снизил скорость и высоту полета и не повернул на обратный курс. Если он признал ситуацию экстремальной, т.е. опасной, то он обязан был не увеличивать эту опасность, а максимально снизить ее, приземлившись в ближайшем аэропорту.
И еще. Чтобы понять, сколько стоила жизнь каждого пассажира в том злополучном полете, придется отбросить пустозвонную риторику «Аэрофлота» о том, что жизнь их клиентов бесценна. Разделим десять миллионов рублей на 243 человека и получим в результате: каждая доверенная авиакомпании жизнь стоит примерно 41 тысячу рублей.
Прямо скажем, не густо!
Летайте самолетами «Аэрофлота»! Потому что пока других самолетов нет.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ