ПОРАЖЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ

Печать

Проиграв в суде, УКСиР заплатит подрядчику семь миллионов рублей

Новый 2019-й год едва начался, а Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства и ремонта» (УКСиР) уже успело «отличиться» очередным поражением в судебных баталиях.

На прошедшей неделе арбитражный суд Дальневосточного округа в лице председательствующей судьи Елены Яшкиной оставил в силе решение камчатского арбитража о взыскании с УКСиР свыше семи миллионов рублей долгов, неустойки и судебных издержек в пользу петропавловской строительной фирмы ООО «Альтир». Ранее – в октябре прошлого года – данное решение устояло и в Пятом арбитражном апелляционном суде, о чем подробно писала наша газета.

Предметом судебного разбирательства стала так и не завершенная прокладка магистрали общегородского значения от поста ГАИ до улицы Академика Королева в Петропавловске, с развязкой в микрорайоне Северо-Восток. Вкратце напомним нашим читателям хронологию событий, предшествовавших новому и, очевидно, не последнему УКСиРному фиаско.

В декабре 2013 года ООО «Альтир» выиграло конкурс на заключение муниципального контракта по строительству двух участков дороги, которая должна была разгрузить от пробок стремительно расширяющийся микрорайон Северо-Восток. Магистраль планировалось ввести в эксплуатацию не позднее 15 октября 2015 года. Чтобы уложиться в срок, работы на объекте следовало начинать немедленно после подписания договора, однако этого не произошло.

Получив проект, каким-то непонятным образом прошедший к тому моменту государственную экспертизу, дорожники из ООО «Альтир» столкнулись с тем, что заказчик вообще не готов к началу строительства объекта. На момент заключения муниципального контракта управление капстроительства даже не оформило права на земельные участки, по которым должна была проходить будущая трасса. В результате никакого строительства там вести было вообще нельзя. Разрешение удалось получить только в апреле 2014 года.

За разработку технической документации непосредственно отвечал занимавший в то время должность начальника отдела дорожного строительства этого ведомства Анатолий Родомакин. Вернее, должен был отвечать, поскольку никакого наказания за свои промахи он так и не понес, а наоборот, получил повышение и некоторое время даже исполнял обязанности руководителя УКСиР.

На участках будущих магистралей на Северо-Востоке подрядчики обнаружили залегание непригодных грунтов. Проще говоря, там, где должна была проходить магистраль, много заболоченных мест. Преобладающими являются супесь, песок и суглинки, неподходящие для дорожного строительства. Если использовать такой грунт для насыпи и дорожного основания, то в скором времени следует ожидать оползней, после чего дорога будет полностью разрушена. Строить ее придется заново. Но на это «специалисты» из УКСиР, видимо, не обратили внимания.

Согласно подготовленной в УКСиР технической документации, грунт вполне годился для дорог. На этом настаивал и господин Родомакин. Между заказчиком и подрядчиком началась длительная переписка. Чтобы доказать свою правоту, ООО «Альтир» было вынуждено за свой счет провести еще одну экспертизу физико-механических свойств грунта с бурением скважин. Этим занимались специалисты ОАО «Камчатский трест инженерно-технических изысканий» (КамчатТИСИЗ), которые составили акт о том, что грунт никудышный. Его можно было бы заменить.

Завезти то, что надо, например, с карьера на Петровской сопке. Затраты на это составили бы не более 10 процентов от общей стоимости объектов, так что могли быть возмещены за счет УКСиР на законных основаниях. Но в управлении капстроительства упрямо стояли на своем: строить следует из того, что есть. В результате дорожники заменили грунт за свой счет, затратив на это около восьми миллионов рублей, и начали земляные работы. Но оплачивать их УКСиР не стал.

Чтобы взыскать с управления капстроительства причитающиеся деньги, подрядчик вынужден был обратиться в арбитраж. В ходе процесса сумма основного долга была увеличена до 6,8 миллиона рублей плюс неустойка за задержку платежа. Общая сумма в итоге составила 7 миллионов 244 тысячи рублей. Необходимость дополнительных работ, связанных с выемкой грунта, отсыпкой тела дороги и устройством водоотводной канавы подтвердила проведенная за счет ООО «Альтир» судебно-строительная экспертиза. Представлявшая интересы УКСиР юрист Ирина Дрожалина, впрочем, настаивала на проведении альтернативного исследования, но судом в этом ей было отказано.

Во-первых, никаких оснований сомневаться в выводах первой экспертизы у суда не было. Во-вторых, на спорном участке, где ООО «Альтир» выполнил дополнительные работы, уже ведет строительство новый подрядчик МУП «Спецдорремстрой». И наконец, в-третьих, управление капстроительства даже не озаботилось перед подачей соответствующего ходатайства внести на депозитный счет суда необходимые на оплату труда экспертов денежные средства.

Словно утопающие, хватающиеся за соломинку, Ирина Дрожалина и ее подручные пытались в суде ссылаться на якобы некачественное производство работ, а также судорожно искали другие причины, чтобы не платить, но все их доводы судьей арбитражного суда Камчатского края Василием Решетько были отметены. Правоту камчатского арбитража подтвердила апелляционная инстанция во Владивостоке, а теперь и кассационная в Хабаровске. Результатом стало очередное поражение уксирных юристов, и новые выплаты, которые предстоят МКУ «УКСиР», которое и без того находится на грани банкротства.

Управление капстроительства вообще в последние годы превратилось в «черную дыру» для городского бюджета. Оно высасывает из казны сотни миллионов рублей, а взамен город получает в лучшем случае затянувшийся долгострой. Одни только командировки госпожи Дрожалиной в качестве аутсайдера на безнадежные судебные заседания во Владивосток и в Хабаровск влетают муниципалитету в десятки тысяч рублей.

Лучше бы она занялась учредительными документами своей конторы. Согласно электронной базе данных rusprofile.ru единственным видом деятельности, официально заявленным управлением капстроительства, до сих пор является «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». Несмотря на это скандально известное казенное учреждение на данный момент в качестве заказчика участвовало в 534 государственных контрактах на сумму 6 658 831 657 рублей 99 копеек.

Какая часть этой суммы пущена на ветер, знают только УКСиРные начальники, которых за последние четыре года там сменилось уже пятеро, не считая появлявшихся там время от времени руководителей с приставкой и. о. Никого из них так и не посадили. Если же кто-то и обращался в УКСиР за консультациями, то таких клиентов становится откровенно жалко. Можно представить себе, что насоветовали им люди, которые допускают грубейшие ляпы при проектировании серьезных объектов общегородского значения, тратя при этом баснословные казенные суммы как свои собственные.

Тем временем компенсировать по решению суда непрофессионализм руководства управления капстроительства вынуждены будут налогоплательщики.

Дмитрий ЧЕРНОВ