ОТ ИНВЕСТКВОТ – ОТВОРОТ

Печать

В 2017 году Правительство Российской Федерации своим постановлением от 29 мая 2017 г. № 648 утвердило Положение о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.

Это означало, что рыбодобывающим и рыбообрабатывающим компаниям будут выделены дополнительные квоты на вылов биологических ресурсов согласно их затратам, если они построят заводы или пароходы.

Правительство пообещало, но не исполнило.

За примером придется сходить далеко – на Камчатку, где есть забытый богом поселок Устьевое в Соболевском районе Камчатского края, в котором проживает около 350 жителей. Стоит он на берегу Охотского моря, и нет туда иных дорог, кроме как по воде или по воздуху. Районный центр Соболево (с населением 1 800 человек) находится примерно в 14 километрах от поселка. От Петропавловска-Камчатского до районного центра можно добраться только по воздуху или на вездеходах, но с риском для жизни.

В Устьевом нет иной работы, кроме добычи рыбы и ее переработки.

Чтобы сделать рыбную продукцию надлежащего качества, необходимо построить высокотехнологичное отвечающее всем современным требованиям предприятие. Навигация в Охотском море близ Соболевского района открывается в середине мая и заканчивается в середине октября. Из всего периода навигации примерно пятую часть времени занимают шторма, и пароходы не могут совершить перегрузочные операции по доставке на берег оборудования для строительства рыбоперерабатывающего завода.

В былые времена в Соболевском районе насчитывалось десять крупных поселков, занимающихся добычей и переработкой рыбы. В каждом поселке был детский сад и средняя школа. В настоящее время «в живых» осталось четыре населенных пункта. Если там не будет работы, то последние люди сбегут оттуда, куда глаза глядят. В таких условиях выживут только браконьеры.

Теперь представьте: в полузаброшенном поселке ООО «Витязь-Авто» построило суперсовременный рыбоперерабатывающий завод на 300 рабочих мест. Возьмем на ум – это не просто завод: там есть своя баня, общежитие, столовая, вертолетная площадка и магазин. Строительство завершилось в ударные сроки: с мая 2017 года по сентябрь 2018 года.

Между Федеральным агентством по рыболовству (далее – ФАР) и ООО «Витязь-Авто» был заключен инвестиционный договор о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства (или) прибрежного рыболовства. Итак, согласно положению, утвержденному вышеупомянутым постановлением правительства, инвестор, т. е. ООО «Витязь-Авто», завершившее строительство объекта инвестиций до 1 октября 2018 года, в обязательном порядке получает право на вылов инвестиционной квоты на следующий год, т. е. на 2019.

Сразу после завершения строительства ООО «Витязь-Авто» подало уведомление в Минпромторг (отвечает за инвестиционные программы) и Федеральное агентство по рыболовству о завершении реализации инвестиционного проекта. Прежде «Витязь-Авто» зарегистрировал его в Едином государственном реестре прав на движимое имущество и сделок с ним как объект инвестиций типа М – «Предприятие как единый имущественный комплекс – Завод по переработке минтая и иных видов рыб большой мощности на территории Соболевского района Камчатского края».

С 14 по 16 ноября прошлого года комиссия в составе представителей Федерального агентства по рыболовству, Минпромторга, Министерства развития Дальнего Востока произвела выездную проверку на заводе. К тому времени путина уже закончилась, и завод был законсервирован до следующей. Комиссия приняла работу, не сделав ни одного замечания, и убыла восвояси.

Однако Федеральное агентство по рыболовству не издало акт об утверждении распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели в 2018 году на следующий календарный год. На два запроса инвестора ФАР не ответило. Строительство завода обошлось ООО «Витязь-Авто» в 674 миллиона рублей. ФАР, нарушив постановление правительства по инвестиционным обязательствам, поставило под удар работу рыбоперерабатывающего завода на 300 рабочих мест.

Наверное, в масштабах Садового кольца 300 человек, оставшиеся без работы, ничего не значат, но в камчатской глухомани, на берегу сурового Охотского моря этот завод для людей значит почти все.

Правительство, установив правила игры, само же их нарушило.

Кто теперь поверит в инвестиционные программы, имея перед глазами живой пример ООО «Витязь-Авто»? Кто будет вкладывать деньги в развитие рыбной отрасли и судостроение под обещания, которые, как выясняется, на деле ничего не стоят?

В связи с этим любопытно услышать мнение руководителя Федерального агентства по рыболовству, заместителя министра сельского хозяйства Ильи Шестакова относительно выполнения инвестиционных задач: «Программа идет очень хорошо с точки зрения и объемов инвестиций, и заявленных проектов, особенно по судам».

Похоже, Илья Шестаков живет в иной реальности, не говоря о том, что он просто игнорирует законы, которые должен свято соблюдать. Среди них Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Поэтому ООО «Витязь-Авто» вынуждено было обратиться в Арбитражный суд города Москвы с просьбой (цитирую): «Признать незаконным бездействие Федерального агентства по рыболовству, выраженное в неисполнении обязанности по изданию акта об утверждении распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели на 2019 год, предусмотренный п. 45 Положения о закреплении и предоставлении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 648)».

Чем закончится суд, только богу известно.

Нам пока ясно одно, что Федеральное агентство по рыболовству, по сути дела, превратилось в непреодолимое препятствие, лежащее на пути реализации инвестиционных программ по развитию рыболовства на Камчатке.

Кстати сказать, комиссия не составляла никакого акта приема, соответственно, не было протокола разногласий. Оказывается, это не предусмотрено формой договора, разработанного в недрах ФАР.

Завод принимался на выпуклый чиновничий взгляд.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ

Справка «В»

ООО «Витязь-Авто» является одним из крупнейших рыбопромышленных предприятий Камчатского края, обеспечивающим работой почти две тысячи жителей отдаленных прибрежных населенных пунктов полуострова.

Одни только налоговые отчисления Общества оставляют более 500 миллионов рублей. «Витязь-Авто» имеет многолетнюю положительную динамику развития и на сегодняшний день собственными силами построило семь рыбоперерабатывающих заводов, оснащенных современным оборудованием, выпускающих не только сырьевую продукцию первичной переработки, но и продукты глубокой переработки, поставляемые в основном на внутренний рынок России.

За 25-летнюю историю существования ООО «Витязь-Авто» не имело ни одного факта неисполнения взятых на себя перед государством обязательств.

Ежегодно на благотворительные цели предприятие тратит более сорока миллионов рублей.