В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ-КАМЧАТСКОМ ПОРТА-ХАБА НЕ БУДЕТ

Печать

В начале апреля этого года случилось событие, на которое стоит обратить внимание. Было принято решение о постройке грузового глубоководного терминала, т. е. порта-хаба в одной из трех бухт на восточном побережье Камчатки.

Авачинская губа, на берегах которой расположен Петропавловск-Камчатский, не попала в список претендентов.

Напомню нашим читателям, что порт-хаб – это перевалочный центр, в который поступает и накапливается большой объем грузов, в данном случае в интересах Северного морского пути с последующим распределением, перегрузкой и отправкой в другие порты.

Для определения места под строительство глубоководного грузового терминала на Камчатку прибыли представители ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» из Ленинградской области. Они определили, что под требования, предъявляемые к порту-хабу, подходят: бухта Вилючинская, расположенная в 32 км южнее краевой столицы; бухта Русская, в той же стороне, в 55 км от города и бухта Моржовая, находящаяся в 90 км северо-восточнее Петропавловска-Камчатского.

Еще в 2010 году газета «Вести» указала тогдашнему губернатору Камчатского края Алексею Кузьмицкому на то, что его мечты построить порт-хаб в Петропавловске-Камчатском – это лишь фантазии недоученного управленца с полным отсутствием способности к тщательному анализу своих решений.

Полет его управленческой дури не ограничивался рамками порта-хаба. Он заявил о своих планах построить железную дорогу от Петропавловска-Камчатского вокруг Охотского моря до Магадана и полтора года верил, что это осуществимо и вызовет резкий рост экономики Камчатского края.

Идеей строительства Петропавловск-Камчатского порта-хаба он болел до самой своей отставки.

Что касается обустройства порта-хаба в краевой столице, то мы называли причины, по которым это сделать невозможно.

Во-первых, на берегах Авачинской губы размещена самая крупная на Дальнем Востоке России база атомных подводных лодок с соответствующей инфраструктурой. Поэтому судоходный режим в Авачинской губе построен исключительно в интересах обеспечения деятельности нашего ядерного щита.

Во-вторых, глубины в горле Авачинской губы, а также вблизи береговой черты не позволяют эксплуатировать суда водоизмещением 50 и более тысяч тонн.

В-третьих, интенсивное судоходство в Авачинской губе крупнотоннажных судов само по себе несет опасность возникновения чрезвычайных ситуаций навигационного характера, а в отношении иностранных судов – еще и диверсионного.

Проанализируем, какая из вышеназванных бухт выглядит предпочтительнее для строительства порта-хаба.

Полагаю, больше всего для этой цели подходит бухта Моржовая. Она находится в северной части Шипунского полуострова, примерно в шести километрах (через небольшой перевал по суше и 26 км по морю) от Бечевинской бухты.

Как известно, на берегах последней компания «Новатэк» приняла решение строить терминал для приема, хранения и транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). Помимо пирсов, мощного энергоузла, инфраструктурного и жилого комплексов в Бечевинке будут базироваться специализированные вспомогательные суда ледового класса.

Можно сократить расходы на строительство и содержание всего комплекса сооружений, если изначально строить их в интересах двух терминалов: специализированного для приема, передачи СПГ и для приема, передачи иных грузов, идущих по Северному морскому пути.

В пользу Вилючинской бухты говорит то обстоятельство, что она, помимо морского, может иметь сухопутное сообщение с краевой столицей, и построенный там терминал будет снабжаться электроэнергией от Мутновской геотермальной станции. Правда, автодорога, если таковая будет построена, может эксплуатироваться в основном в летне-осенний период.

Бухта Русская, скорее всего, не победит в отборочном конкурсе, т. к. не имеет более-менее ровных площадей, достаточных для строительства столь грандиозного сооружения.

Все три бухты располагаются в цунамиопасной зоне, и какая из них безопасней – сказать трудно.

Представители компании «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» пока не пришли к единому мнению, куда ткнуть пальцем на карте и произнести волшебное слово «здесь!».

Скорее всего, окончательное решение созреет не раньше сентября этого года. Заинтересованная сторона лишь высказала намерения, от которых, как известно, можно с легкостью отказаться.

Еще свеж пример с компанией «Ренова», которая, сначала приняла решение строить гигантские теплицы в районе «Зеленовских озерков», а через некоторое время отказалась, сославшись на изменившиеся условия получения кредитов.

Как бы там ни было, согласитесь, приятно, когда в наш медвежий угол залетают такие сладкие посулы, когда над камчатскими заснеженными суровыми просторами грохочут турбины вертолетов, перемещающих из пункта А в пункт Б и обратно высоких гостей, от решения которых много чего зависит.

Так и вижу на карте Камчатского края новые поселки – Бечевинка, Моржовый… Осталось молиться, чтобы они не оказалось сном.

Вячеслав Скалацкий