ЕГЭ отменили, но не для всех

Печать

28 января на сайте Правительства Камчатского края появилось сообщение о том, что не поступающим в вузы выпускникам школ разрешили не сдавать ЕГЭ в этом учебном году. Им предстоит экзамен по билетам по обязательным предметам. В информации дается ссылка на слова заместителя председателя краевого правительства Виктории Сивак.

Министр образования Камчатского края Александра Короткова, к которой я обратилась с вопросом, каким федеральным документом закреплено соответствующее решение, пояснила: «Особенности проведения итоговой аттестации 2021 года пока озвучены Минпросвещения совместно с Рособрнадзором, соответствующие же документы находятся на подписи в правительстве».

Ознакомившись с опубликованными на сайте Минпросвещения изменениями порядка проведения ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников школ в 2021 году, я прочла следующее: «Для получения аттестата о среднем общем образовании выпускникам, которые не планируют поступать в вузы, вместо ЕГЭ нужно будет сдать государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по двум предметам – русскому языку и математике».

Иными словами, обязательный для всех выпускников 11-х классов ЕГЭ, так долго, мучительно, а главное, вопреки здравому смыслу внедрявшийся в систему отечественного образования, приказал долго жить. Как тут не вспомнить хорошую русскую пословицу «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Единый государственный экзамен, без преувеличения, был большим несчастьем для выпускников школ, их родителей и учителей. Навязанный горе-реформаторами от образования, он сразу же вызвал волну протестов со стороны родительской общественности, заслуженных педагогов, деятелей культуры и науки, включая ректора МГУ Виктора Садовничего. Но, как всегда у нас бывает, от мнения умных, опытных, а главное, неравнодушных к судьбе российского образования людей попросту отмахнулись. Единый государственный экзамен, метко названный писателем-сатириком Михаилом Задорновым «контрольным выстрелом в систему образования», был провозглашен единственно верным способом оценки школьных знаний и «выбором будущего».

Напомню, когда и почему появился у нас ЕГЭ.

Идея введения Единого государственного экзамена в России принадлежит Владимиру Филиппову, возглавлявшему Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно этот чиновник начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним из необходимых условий этого процесса и стало введение новых способов оценки знаний школьников.

По словам Филиппова, ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников. Для этого выбрали форму тестирования, с которой работает беспристрастная машина. Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование во всех вузах, включая элитарные, доступным для детей из регионов. Господин Филиппов пояснил свое решение следующим образом: «Во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и питерских вузов. ЕГЭ решит эту проблему». Забегая вперед, скажу, что решить ее не удалось.

«Оздоровление» отечественного образования решили проводить постепенно. Для этого в 1999 году создали Федеральный центр тестирования Минобрнауки. В нем была разработана идея, технология и методика проведения ЕГЭ, а также его программное обеспечение. Вначале ЕГЭ проводился в качестве эксперимента, который стартовал после появления постановления Правительства РФ «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года. Было выбрано пять экспериментальных регионов, где впервые прошел ЕГЭ. В нем приняли участие более 30 тысяч человек и около 50 государственных вузов по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году в эксперименте участвовали уже 16 регионов, его сдавали выпускники 8 400 школ, прием по баллам, полученным на ЕГЭ, вели 117 вузов. В 2003 году ЕГЭ сдавали в 47-ми регионах, в 2004 году – в 65-ти (впервые к эксперименту присоединились Москва и Санкт-Петербург). Тогда же Министерство обороны РФ приняло участие в проведении эксперимента по зачислению курсантов на первые курсы военных вузов по результатам сдачи ЕГЭ, а в 2005 года была введена Государственная итоговая аттестация в новой форме (ГИА) для выпускников Суворовских военных училищ, Нахимовского военно-морского училища и кадетских корпусов. В 2006 году экзамен сдавали в 79-ти регионах страны. В последний год проведения эксперимента, в 2007 году, ЕГЭ сдавали выпускники школ в 82-х субъектах РФ.

9 февраля 2007 г. Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена». Документ предусматривал введение ЕГЭ на всей территории России к 2009 г. Во время переходного периода, в 2008 году, госэкзамен сдавали все выпускники школ, но регионы сами выбирали, по каким дисциплинам проводить аттестацию. А с 1 января 2009 года ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в вузе или нет.

Между тем «детище» Филиппова явно не оправдывало возложенных на него надежд. Как и предупреждали многочисленные противники ЕГЭ, процесс обучения школьников стал превращаться в «натаскивание» на экзамен, произошло увеличение нагрузки на учащихся, исчез индивидуальный подход к ученикам, не учитывалась разница в условиях обучения. Больше всего нареканий вызвали задания ЕГЭ, уровень сложности которых не позволял ученикам выполнить работу на «пятерку», то есть набрать по каждому из предметов от 75 до 100 баллов, чтобы поступить в престижный вуз. Нередко дети сталкивались на экзаменах с такими заданиями, которые не входили в школьную программу. Неудивительно: наивно было бы ожидать, что у ребенка из школы в глубинке, с вечной нехваткой учителей и ученика физико-математического класса гимназии в Москве будут равные условия для получения знаний. И тогда родители, чьи дети были нацелены на поступление в престижный вуз, кинулись восполнять пробелы – нанимать репетиторов. Вот что отмечает «Российская газета»: «По данным РАНХиГС, каждый четвертый российский родитель нанимает ребенку репетитора. Старшеклассников «натаскивают» на олимпиады, ОГЭ и ЕГЭ. Для многих семей такие уроки давно уже стали важной статьей расходов. Режим самоизоляции не остановил «гонку» будущих абитуриентов за заветными 100 баллами. А потому репетиторство сейчас активно уходит в онлайн».

Таким образом, главный довод сторонников ЕГЭ – что он дает одинаковые шансы для поступления в вузы всем детям, оказался изначально неверен. Тем, у кого нет денег на репетиторов, шансов набрать необходимое количество баллов для поступления в престижный вуз практически не оставили. Вывод неутешителен: залогом успешной сдачи экзаменов на высокий балл стало хорошее финансовое положение родителей школьников и удача в игре «угадай правильный ответ». Другими словами, ЕГЭ еще больше подчеркнул социальное неравенство. Уже одного этого достаточно, чтобы признать такую систему оценки школьных знаний провальной. Но были и другие минусы.

Вот только три примера: в результате экзаменационной кампании 2009 года возникла масса недовольств из-за «наплыва» абитуриентов льготной категории. Первый список бюджетников почти целиком состоял из абитуриентов, поступающих вне конкурса. Успешные абитуриенты с хорошими результатами ЕГЭ часто не могли поступить в желаемый институт.

В мае 2013 года в период проведения ЕГЭ в сети «Интернет» в открытом доступе было выявлено более 150 фрагментов экзаменационных заданий. В социальных сетях выпускники 11-х классов решали задания в режиме онлайн за небольшую оплату. Из-за этого появилось большое количество липовых «стобалльников». В итоге пострадали дети, которые честно занимались весь период учебы в школе и надеялись только на свои знания. Они не смогли поступить на бюджетные отделения в те вузы, которые планировали.

В 2018 году педагог из Санкт-Петербурга, создатель образовательного сайта «РЕШУ-ЕГЭ» Дмитрий Гущин представил утечки экзаменационных задач по математике, а позднее – химии, разместив в интернете соответствующие материалы.

Неудивительно, что навязанный российским школам ЕГЭ давно набил всем оскомину. Ежегодно сдача этого экзамена превращалась в воинскую операцию и вызывала большие стрессы как у учеников, так и у их родителей. Грянувшая в прошлом году пандемия коронавируса еще больше обострила ситуацию и вновь вынесла вопрос о целесообразности проведения ОГЭ (его сдают выпускники 9-х классов) и ЕГЭ на первый план. Пандемия вызвала чехарду с карантинами, дистанционками, удлиненными каникулами и привела к потерянным неделям, а то и месяцам очного обучения. Очевидно, что дети, которые проводят больше времени на дистанционке, получают меньше знаний. В результате экзаменационные баллы у них, скорее всего, окажутся ниже, а значит, сильно уменьшатся шансы на поступление в вузы. Вспомним, в прошлом учебном году лишь последняя четверть попала под карантин. В этом учебном году все по-другому. Если ситуация с пандемией будет развиваться по неблагоприятному сценарию, на дистанционный режим обучения придется переходить все чаще. А это значит, что большинство школьников попросту завалят экзамены.

В этих условиях опыт ЕГЭ прошлого учебного года оказался кстати. Напомню, что в 2020 году из-за пандемии коронавируса аттестаты были выданы всем выпускникам без экзаменов. ЕГЭ сдавали только те, кто хотел продолжать свое образование в вузах. Ребята, получившие аттестат после 9 класса и не желающие продолжать учебу в школе, пошли в колледжи, куда их приняли на основании среднего балла аттестата. Уже тогда затеплилась надежда о грядущей отмене обязательного для всех ЕГЭ.

25 декабря 2020 года Минпросвещения и Рособрнадзор объявили о решениях, принятых в отношении порядка проведения ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2021 году. «Мы понимаем, что для ребят, которые сдают ЕГЭ в 2021 году, это год непростой. В связи с принятыми мерами на фоне эпидемиологической ситуации мы внесли изменения в правила сдачи экзаменов», – сказал министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

Вернемся к изменениям, опубликованным на сайте Минпросвещения РФ. Кроме приведенного в начале публикации пункта об отмене обязательного для всех ЕГЭ, там есть и другие. Здесь приведу основные. Так, итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, которое является допуском к итоговой аттестации, пройдет в середине апреля. Для получения аттестата о среднем общем образовании выпускникам, которые не планируют поступать в вузы, вместо ЕГЭ нужно будет сдать государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по двум предметам – русскому языку и математике. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году проводиться не будет.

Государственный выпускной экзамен для выпускников 11-х классов пройдет в конце мая, а основной период ЕГЭ следом – ориентировочно с 31 мая по 2 июля 2021 года для всех участников экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет.

Для участников ЕГЭ, которые не смогут сдать экзамены в основные сроки по болезни или иной уважительной причине, будет предусмотрен дополнительный период в середине июля 2021 года. Эти сроки будут увязаны с графиком приемной кампании в вузы

Аттестаты за 9-й класс об основном общем образовании будут выданы на основании результатов государственной итоговой аттестации только по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. В 2021 году выпускники 9-х классов не будут сдавать на ОГЭ учебные предметы по выбору.

Для девятиклассников будут проведены контрольные работы по одному учебному предмету по их выбору. Результаты этих контрольных не будут влиять на получение аттестата. Контрольные работы пройдут с 17 по 25 мая 2021 года. Конкретные даты определят региональные органы управления образованием либо школы.

И хотя руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев пояснил принятые решения необходимостью снижения эпидемиологических рисков и соблюдением максимальной безопасности при проведении итоговой аттестации школьников, они читаются как приговор обязательному ЕГЭ. То есть признание его неэффективности.

Наталья МАКСИМИШИНА

От «Вестей»:

Введение ЕГЭ для выпускников Нахимовских и Суворовских училищ ударило по престижу вышеназванных учебных заведений. Раньше выпускники Нахимовских училищ имели право без экзаменов поступать в высшие военно-морские учебные заведения, а выпускники суворовских училищ – в военные сухопутные вузы.

Присоединение России к Болонскому соглашению узаконивало дипломы выпускников российских вузов при устройстве на работу в странах Западной Европы и США. На деле этого не случилось. Мы сломали свою эффективную систему образования и, кроме горького опыта, ничего не получили.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ