ТАНЯ, КОТОРУЮ ЗВАЛИ ЗОЯ

Печать

Я не хотел писать рецензии на фильм «Зоя», потому что даже отрицательный отзыв может кого-то подвигнуть к просмотру фильма, а он зрительского внимания не достоин. Уже на середине картины пришел к твердому убеждению, что ее авторы – режиссерский дуэт Максима Бриуса, Леонида Тряскина, сценаристы Андрей Назаров, Андрей Тумаркин – гнусно и беззастенчиво подвиг 18-летней девушки, совершенный в ноябре 1941 года, использовали как верный способ получить государственное финансирование съемок фильма и тем обеспечить собственное материальное благополучие. Но молчать о том, что современный отечественный кинематограф начинает откровенно спекулировать на историческом прошлом, нельзя.

Тему патриотизма, героики в очередной раз использовали как насос для выкачивания денег из бюджета. Возможно, я не прав и авторы фильма просто не способны снимать кино, в котором зритель сопереживает экранным событиям, ну и стряпали бы тогда что-то вроде комедий по типу а-ля Гоша Куценко.

Похоже, что и сами авторы, понимая ограниченность собственных творческих возможностей, заменяют отсутствие психологизма натурализмом, не имеющим ничего общего с реальными событиями. В кинематографическом варианте рассказа о Космодемьянской Зою насилует взвод фашистов, на нее, еще до того как девушка попадет в плен, мочится гитлеровец, местное население проклинает поджигателей, а сочувствует погибшей комсомолке немецкий офицер. Вам эти искусственные художественные конструкции, уважаемый читатель, ничего не напоминают? Лично мне – небезызвестную ленту «Сволочи», где нацистский генерал ужасается жестокости советского командования, пославшего на смерть детей. В реальности же именно абвер в массовом порядке формировал из подростков, оказавшихся на оккупированной территории, диверсионные группы для засылки в советский тыл.

Сцена с испражнениями невольно ассоциируется с известной картинкой голой задницы немецкого летчика из «Утомленных солнцем».

Хронологию пленения, пыток и казни комсомолки Зои Космодемьянской едва ли не по минутам восстановили следственные органы особого отдела НКВД Западного фронта еще весной 1942 года, вскоре после освобождения деревни Петрищево, где происходили те трагические события.

Зою выдал немцам 28 ноября около 19 часов староста деревни, заметивший, что девушка пытается поджечь то ли его, то ли чью-то чужую конюшню. Истязали Космодемьянскую в доме колхозника Василия Кулика три офицера и переводчик 322-го пехотного полка 197-й пехотной дивизии Вермахта. Раздев девушку, они избивали ее ремнями, босиком и в нательном белье выводили на мороз.

Чего от Зои Космодемьянской добивались фашисты – сказать трудно. По официальной версии пытались узнать, где находятся остальные диверсанты. Но дело в том, что накануне в селе Петрищево сдался немцам Василий Клубков, входивший в ту же группу, что и Космодемьянская. Его пытать не пришлось. Ему хватило угрозы расстрела. Клубков рассказал все, что знал о своей группе. Он и сообщил немцам, что диверсанты вновь могут наведаться в Петрищево.

Я не исключаю, что, истязая девушку, фашисты просто развлекались или вымещали на ней свою злобу за неудачный поход на восток. Они надеялись захватить Москву поначалу в сентябре, потом в октябре, и вот уже заканчивается ноябрь, а сопротивление Красной Армии не ослабевало, а только нарастало. В эти дни многие из захватчиков вспоминали неудачный поход на Москву в 1812 году Наполеона…

Фашисты вызвали в избу Кулика хозяек подожженных днем ранее домов Смирнову и Солину. Они подключились к истязанию Космодемьянской, остервенело били ее, рвали на девушке волосы. Возмездие настигло обеих.

Вскоре после освобождения Петрищево Смирнову и Солину расстреляли. Та же участь постигла и старосту.

Зоя ничего не сказала врагу. Даже настоящего имени. Назвалась Таней. Это имя стало заглавием очерка журналиста Петра Лидова, опубликованного в газете «Правда». Так о подвиге 18-летней девушки узнала страна. Авторы фильма смогли сделать то, что не удалось фашистам. Свою киношную героиню они заставили назвать палачам настоящее имя. Наверное, чтобы зрители поняли, о ком идет речь. Другого объяснения этому «откровению» найти трудно…

Около двух часов ночи пытки Зои прекратились. Утром 29 ноября ее повесили. На эшафот истерзанная девушка взошла сама. Гитлеровцы фотографировали казнь. Прежде чем палач выбьет из-под ног Зои ящик, она успеет произнести слова, которые не смогли забыть жители Петрищево: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть – это мое достижение… Товарищи, победа будет за нами… Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен! Русь, Советский Союз непобедим и не будет побежден... Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят».

В фильме эта пламенная речь превращена в какие-то бессмысленные слова оправдания, очень похожие на то, как объясняют современные школьники причины своего участия в манифестациях в поддержку Алексея Навального – бессмысленно, путано и меркантильно.

Чтобы понять суть событий, происходивших в Петрищево, надо знать их предысторию…

В ноябре 1941 года немцы предпринимают вторую, после октября, попытку захвата Москвы. Командование прикрывавшего подступы к столице Западного фронта во главе с генералом армии Георгием Жуковым ошибается с определением направления основного удара противника, что дало немцам дополнительные преимущества. Гитлеровские дивизии медленно, но неуклонно продвигаются к Москве.

Ставка располагала необходимыми резервами, которые в конечном итоге позволят Красной Армии одержать победу в битве за столицу, но для их переброски и сосредоточения требовалось время, которого могло и не хватить. Потеря Москвы почти означала общее поражение Советского Союза в войне с Германией.

В этих условиях Ставка использует любые возможности для того, чтобы остановить продвижение гитлеровцев. 17 ноября она издает приказ № 428 о создании специальных команд по разрушению и сжиганию населенных пунктов.

В словах приказа легко угадывается стилистика Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина: «Лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод, в поле, выкурить из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом – такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его армии».

Приказ требовал «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40–60 километров в глубину от переднего края и на 20–30 километров вправо и влево от дорог».

Приказ суровый и жестокий как сама война. Нам придется взрывать собственные мосты, бомбить родные города, железнодорожные станции и села, подвергать их артиллерийскому и минометному обстрелам. Это еще одна трагическая составляющая нашей великой Победы.

Для исполнения приказа Ставки в числе сотен других команд поджигателей была направлена в тыл противника группа комсомольцев-диверсантов, в состав которой входила Зоя Космодемьянская. Впрочем, диверсантами они являлись только по своему предназначению. Переходу линии фронта предшествовали несколько дней обучения специальным навыкам в войсковой части 9903 разведотдела Западного фронта. За этот срок невозможно получить даже приблизительных представлений о диверсионной деятельности. Но считалось, что при выполнении заданий в тылу противника молодежным группам окажет помощь местное население, а потому основательной подготовки не требовалось.

Часто все происходило с точностью до наоборот. Некоторая часть населения в первые дни и недели оккупации еще не представляла, что принесет им новый гитлеровский порядок. Немцев как освободителей жители оккупированных областей не воспринимали, но и в победу Красной Армии после ее летних поражений 41-го года многие не верили, а потому шли на сотрудничество с оккупантами, и уж вовсе не стремились поджигать собственные дома. Такие настроения части местного населения в судьбе Космодемьянской и многих других советских патриотов, заброшенных в тыл врага, сыграют трагическую роль. При абсолютно аналогичных условиях погибнет и другая девушка из группы Зои – Вера Волошина. Ее казнят в подмосковном совхозе Головково тоже 29 ноября.

В фильме «Зоя» инструкторы диверсионной школы сообщают своим курсантам, что при проведении операций 95 процентов из них погибнут. Авторы киноленты выдают такие напутствия за суровую правду времени, как водится, ссылаясь на архивные материалы. Не берусь утверждать относительно исторических документов, но в Интернете легенда о 95 процентах достаточно распространена. Не исключаю, что именно на нее и опирались создатели киноленты.

Отказываюсь верить, что в войсковой части 9903, штаб которой возглавлял опытнейший разведчик и диверсант Артур Спрогис, таким напутствием, означавшим дорогу в один конец, провожали в тыл врага своих воспитанников. Смертельного риска не скрывали. Зафронтовая работа – это самое трудное, что может быть на войне, но при этом, точно знаю, разведчикам и диверсантам говорили о том, что для победы нужно оставаться живым.

Не стану обсуждать игру актеров, операторскую работу. Пожалуй, их уровень среднестатистический для современного российского кинематографа – серо, уныло. Лицо исполнительницы главной роли Анастасии Мишиной даже после сцены пыток ее героини, позволяет зрителям понять, что сама актриса недавно посетила хороший салон красоты.

Достоверность исторической канвы фильма, как уже читатель понял, критики никакой не выдерживает. Но на переформатировании подвига Зои Космодемьянской создатели «Зои» не останавливаются. Видимо, чтобы придать фильму эпичности, вводят сцену инструктажа Сталиным диверсионной группы. Кто до этого додумался? И как подобное надругательство над истиной могло допустить Российское военно-историческое общество, упоминание о котором значится в титрах фильма? Сталин в этот период не мог себе позволить встречаться с каждым из генералов, назначаемых командующими армиями и фронтами, а тут он объясняет диверсионной группе, почему надо поджигать дома на территории, оккупированной противником.

Кощунственное отношение к историческому наследию России, которое продемонстрировал фильм «Зоя», дает нашим идейным противникам широкий простор для шельмования героического прошлого Отечества.

Владимир СЛАБУКА